К зачету с оценкой по истории государства и права зарубежных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К зачету с оценкой по истории государства и права зарубежных стран



Примерный перечень вопросов

К зачету с оценкой по ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран,

История государства и права зарубежных стран — об­щественная историко-правовая наука. С исторической точки зрения она воссоздает картину конкретных исто­рических событий, формирования государств, правовых систем общества начиная с древнейших времен. С дру­гой стороны, история государства и права зарубежных стран раскрывает принципы и основные институты су­ществующих с древности правовых систем, что характе­ризует ее как юридическую дисциплину.

Основные методы истории государства и права за­рубежных стран:

исторический — изучает науку как меняющуюся структуру, динамику развития того или иного процес­са в государстве в рамках определенного историче­ского периода, устанавливает логическую взаимо­связь между государством и правом прошлого, насто­ящего, будущего;

сравнительно-исторический — выявляет закономер­ности развития обществ, государств, правовых сис­тем на том или ином этапе истории; предполагает два пути изучения: анализ различных явлений на одном этапе и анализ состояний одного явления, только в рамках разных исторических периодов; включает методы сравнения, синтеза, анализа, восхождения от абстрактного к конкретному;

системно-структурный — изучает отдельные элемен­ты явления и совокупность их в целом, определяет типы и формы государств;

статистический — исследует количественную сторо­ну системных явлений.

Для изучения истории государства и права зарубежных стран применяются и другие методы: математические, психо­логические, кибернетические, конкретно-социологические.

В предмет включены следующие вопросы:

1. история государства и права в Древнем мире;

2. история государства и права в Средние века;

3. история государства права в Новое время;

4. история государства и права в Новейшее время.

История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э. –V в. н. э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. – XVII - XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII - XVIII вв.- конец XIX в.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

 

Законы Хаммурапи.

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Текст сборника состоит из трех частей:

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи законов;

• обширное заключение

Источниками при составлении сборника послужили:

• обычное право;

• шумерские судебники;

• новое законодательство.

2. При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

• царские;

• храмовые;

• общинные;

• частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, подчинялись особому правовому режиму.

3. Законодательству Хаммурапи известны договоры:

аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда.

Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградитьдолжника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:

• дети;

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);

• внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посаженые на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

• изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

6. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии

(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

 

Право Древнего Египта.

1. Источники права в Древнем Египте:

• первоначально - обычай;

•с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

2. В Египте существовали следующие виды земельных владений:

• государственные;

• храмовые;

• частные;

• общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

3. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

• договор займа;

• договор найма;

• договор купли-продажи;

• договор аренды земли;

• договор поклажи;

• договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

• первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

• второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

• третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой.

Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

• преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

• преступления против личности - убийство, членовредительство;

• имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам.

Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

Право Древнего Китая.

1. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы.

Земля:

• в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями;

• во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность;

• период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати.

Рабы:

• в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало;

• во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные;

• период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.

2. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:

• договор мены;

• договор купли-продажи;

• договор дарения;

• договор займа;

• договор аренды земли;

• договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых.

Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.

Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V - III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

3. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.

4. Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:

• государственные - мятеж, заговор;

• религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;

• против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;

• против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;

• воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.

Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений.

Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударственном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни.

Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.

К видам наказаний относились:

• смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);

• членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);

• штрафы, позволявшие откупиться от наказания;

• тюремное заключение.

Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.

5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения).

Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.

Право Древней Греции.

Древнейшими источниками афинского права были: обычаи; религиозные установления; нравственные предписания. Многие из них, формируясь в период родоплеменного строя, в процессе становления новых соци­альных структур трактуются по-новому. Например, долговая кабала формируется от простого древнего обычая «верни то, что взял на время» до формирования четко выраженной за­конодательной системы. К концу VII в. до н.э. этот обычай получил прямое законодательное выражение, что позволи­ло использовать его любому свободному гражданину.

Помимо обычаев, источниками права становятся законо­дательные акты, изданные Драконтом. На их основе устанав­ливались жесткие религиозные ограничения, их нарушение каралось смертной казнью. Отметим, что в этот период мел­кое воровство было равнозначно убийству. Афинское право не признавало кровную месть. Наибольшую популярность получили Законы Салона. Специфическим источником ста­новились псефизмы — выносимые народным собранием по­становления относительно отдельных личностей, но порой содержащие правовые нормы различных отраслей права.

Основной сферой законотворчества были имуще­ственные отношения. Афиняне имели право владе­ния имуществом с возможным дальнейшим распоря­жением. Однако оно все еще сохранялось как коллективная собственность правящего слоя населения. Это свидетель­ствует об устоявшихся пережитках родоплеменного строя. Участок земли — клерос архонту доставался в результате жеребьевки, и гражданин нес обязательства сохранить этот надел. Теперь его имущество было видимым — земля, дом, раб и невидимым — золото, драгоценности. Невидимое мож­но было утаить от налогов и конфискации. Полезные иско­паемые, другие значимые дары природы составляли государ­ственную собственность, доход от которой направлялся на развитие храмов и военное оснащение страны.

В Афинах наиболее значимым был договор купли-прода­жи, большое распространение получает письменная форма. Ростовщики предлагали заем под значительный процент, до­ходивший до 20. Различали наем движимого имущества, к которому относили и рабов, и недвижимого имущества. Граж­данин нес ответственность за вред, причиненный имуществу другого гражданина не только им самим, но и его рабом.

В семейном праве до реформ Солона существовали достаточно жесткие нормы: отец имел практически безграничную власть над своими детьми, вплоть до продажи в рабство. Брак заключался по соглашению между женихом и отцом невесты, а после замужества женщина на­ходилась уже под двойной властью: должна была подчинять­ся и отцу, и мужу.

Наиболее строго карались преступления против существующего государственного строя, осквернение — храмов и оскорбление богов. Следующей группой считались преступления против личности: убийство, телес­ные наказания, плохое отношение к родителям, измена жены; затем преступления против собственности. В качестве нака­зания применялась система штрафов, конфискация имуще­ства, лишение права голоса в народном собрании (атимия) и казнь.

Рим в период империи.

Становление империи способствовало тому, что по­литическая ситуация стала немного спокойнее. Оста­лись позади ожесточенные схватки за власть, крупные восстания рабов. Количество римских граждан увеличивалось за счет предоставления гражданских прав жителям завоеван­ных территорий, в результате класс рабовладельцев сущест­венно вырос. Нобили становятся единственно возможными кандидатами для вхождения в сенат, а всадники — служащи­ми императорской администрации, а также наместниками в провинциях, командующими армии.

Мелкие городские производители и сельские жители, ра­зорившись, были вынуждены продаваться в рабство, стано­вились колонами (аренда на определенный срок), при невоз­можности расплатиться с долгами земледелец прикреплялся к земле навечно, становясь собственностью землевладельца, а ремесленник — к прогрессии. Пополнение рабов за счет военнопленных становится практически невозможным, и го­сударство, дабы сохранить их численность, делает ряд по­слаблений. Рабы теперь могут заводить семью, запрещается беспричинное, жестокое обращение с ними.

Весь период Римской империи историки разделяют на два этапа:

1) I в. до н.э. — III в. — принципат — правление пер­вого сенатора. Впервые этот титул получил Октавиан Ав­густ. Он был наделен правом объявлять войну, устанавли­вать дипломатические отношения с другими государствами, правом последнего слова в любом судебном решении, прежде всего государственной важности. Решения принцепса расцениваются как закон. Правитель формировал сенат по своему усмотрению, создавал собственный аппарат чинов­ников, канцелярию, одновременно выполнял функции вер­ховного жреца. Император назначал префекта своей гвар­дии, префекта Рима, префекта Египта. Армия стала опорой императора и формировалась в основном из граждан про­винций — легионеров. Власть над провинциями была поде­лена между сенатом и императором. Сенат самостоятельно назначал проконсулов на местах, которые отправляли дохо­ды в государственную казну. Наместники императора — ле­гаты направляли средства в казну императора;

2) III — V вв. — доминат — господство владыки, торжест­во монархии. Правление Диоклетина, взошедшего на импе­раторский престол в 284 г., было первым в истории римской империи доминатом. Власть императора стала обожествлять­ся, все остальные граждане были его подданными. Аппарат государственных служащих был четко разделен на граждан­ских, военных и дворцовых. У чиновников появилась возмож­ность подниматься по карьерной лестнице. Власть сената становилась незначительной, ограничиваясь городом Римом, а магистраты были муниципальными должностными лицами. Для усиления государственных границ выделяются погра­ничные войска. Их дополнительной ролью стало подавление восстаний на завоеванных территориях.

Диоклетиан, именовавший себя Доминусом, провел ряд реформ:

- выпустил новые золотые и серебряные монеты;

- заменил натуральное налогообложение денежным;

- ввел рекрутский набор в армию;

- ввел должность соправителя — цезаря, что привело к разделению государства на две равные части: За­падную и Восточную;

- выделил Рим в отдельную провинцию, в результате чего город перестал быть столицей, в центре Восточ­ной империи находился город Никомедия, в Запад­ной — Равенна.

Сменивший Диоклетиана Константин объединил го­сударство. Он ужесточил прикрепление колонов и ре­месленников к земле и профессии постановлением «О беглых колонах» 332 г. Денежная реформа стабилизи­ровала экономическое положение государства, а военная ре­форма сделала профессию воина наследственной. Константин использует новое христианское течение бедняков и угнетен­ных как способ укрепить собственную власть, новую госу­дарственную идеологию. Уже в 337 г. христианство призна­ется государственной религией Римской империи. Оберегая свою резиденцию от набегов варваров, Константин перено­сит столицу в восточную часть государства — город Визан­тии, в дальнейшем получивший имя в честь императора, что закрепило окончательное разделение Римской империи на две части. Восточная во главе с городом Константинополем была названа Византийской. Раздел ускорил развал Западной им­перии, которая была захвачена германским войском в 476 г.

Развитие римского права.

Борьба благородных и плебеев потребовала законо­дательного урегулирования многих правоотношений. На протяжении веков Римское право было ориентировано на древнейший источник — обычай, но он формиро­вался на основе жизни патрицианской общины, что не отве­чало интересам плебеев. Примерно в 450 г. до н.э. советом децемвиров, состоявшим из патрициев, были расписаны ос­новные правовые нормы на 10 таблицах, что не устроило плебеев, и совет стал смешанным, в результате чего издали дополнение — еще две таблицы. По сути своей Законы XII таблиц всего лишь консолидировали обычное право, од­нако нововведение имело огромное значение в развитии пра­вовой системы Рима и государства в целом. Впервые Законом XII таблиц право было отделено от религиозных воззрений, ведь в древнейший период правовые нормы толковались жрецами и правителями по собственному усмотрению, что вело к частым злоупотреблениям.

Принятие Законов XII таблиц приходится на период становления Римской республики. Придав праву свет­ский характер, данный законодательный акт стал сим­волом авторитета права и законности. В подлиннике этот до­кумент не сохранился, но переписывался в дальнейшем. Сохранившиеся источники относят к XVI—-XVII вв. н.э. Вос­создавая былой документ, более поздние римские авторы пишут, что в XII таблицах заключена наука о государстве, так как расписано все об общественном благе и о государствен­ных учреждениях. В основном данный источник содержал нормы гражданского права и гражданского процесса. Пове­левающие или запрещающие нормы все же были связаны с исполнением религиозных ритуалов. В первом писаном за­коне децемвиры определили, что впредь каждое принятое решение народного собрания будет считаться законом.

Роль римских юристов в формировании римского пра­ва неоценима. Разрешение множества правовых про­блем, применяемых в судебной практике, анализ и си­стематизация правовых норм — все это стало важнейшим источником римского права. С 254 г. до н.э. начинает сво­бодную публичную практику римский юрист Тиберий Корунканий. Будучи плебейским понтификом, он консульти­ровал граждан в области судебного процесса, проводя ана­лиз своей практики. Представители патрициев Алфен Вар, Руф, Марк Манилий проводили работу над обобщением су­дебной практики. Автором первого комментария претерского права стал Сервий Сульпиций. Знатный человек Публий Муций Сцевола систематизировал цивильное право Рима. Созданием дигестов — научных трудов, объединяющих практику цивильного и преторского права, занимались Альфен Вара, Марцелл, Сальвий Юлиан.

Множество трудов римских юристов были созданы в учебных целях. Уже к I в. возникают школы римского права, в различном ракурсе преподававшие ту или иную правовую дисциплину. Выделяют два основных тече­ния: сабиньянцы и прокульянцы. Для обучения юристами применялись институции — учебные пособия, характеризо­вавшие римское право в той или иной сфере. Например, в институциях Гая давалась четкая характеристика объектов и субъектов гражданского права, окончательное и явное раз­деление материального права и процесса. Гай писал «о ли­цах, о вещах, об обязательствах, об исках».

Постепенно популярность римских юристов возрастала. Начиная с императора Августа, римские правители пригла­шали юристов на службу для официальных консультаций судей. Возрастающий авторитет позволял некоторым из них впоследствии занимать государственные посты.

Арабский Халифат.

Особенности становления арабского государства зак­лючаются в его религиозной окраске. С появлением новой религии — ислама определилось единство светской и религиозной власти, любое неповиновение ей каралось с особой жестокостью. Основатель религии Мухам­мед, записавший откровения Аллаха в Коране, впоследствии возглавил объединение арабов, так как согласно преданию он явился посланником Аллаха на земле. Окружив себя спод­вижниками — четырьмя халифами, Мухаммед в результате военных походов в VIII в. объединяет Ближний Восток, Сред­нюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию, Оформ­ленное государство получило название Арабский халифат. Его дальнейшее развитие можно разделить на два этапа: правление Омейядов и правление Аббассидов.

В средневековом государстве Арабском халифате не было явных разграничений между гражданами по ста­тусу, сфере деятельности. Крестьянство выплачивало земельную ренту в казну государства. Рабский труд приме­нялся на особо тяжелых работах. Единственным серьезным отличием в правовом положении той или иной личности стало его происхождение. Тогда и сложилось понятие «истинный му­сульманин». Не мусульмане назывались зиммиями. Однако процесс расселения арабов и принятия мусульманства шел достаточно быстро.

В начале халиф избирался представителями арабской знати, но со временем руководство государством стало пе­редаваться по наследству. В управлении государством уча­ствовали следующие лица:

- визирь —доверенное лицо халифа, осуществляющий управление халифатом по воле государя;

- диваны — чиновничий аппарат, контролирующий различные сферы деятельности;

- эмир — осуществлял управление в рамках одной ад­министративно-территориальной единицы;

- наибы — помощники эмира, выполнявшие админис­тративные и полицейские функции;

- шейх — глава мусульманской религиозной общины, занимавший государственный пост;

- кади — представители духовенства, осуществляющие судебную власть.

Сильная и хорошо вооруженная армия состояла из регулярных войск и народного ополчения. Особое место занимала арабская конница. Уже к IX в. безгранич­ность власти халифа ставится под сомнение. Наиболее знатные арабы во главе с визирем получили возможность ру­ководить важнейшими государственными вопросами. К вер­хушке принадлежали и военачальники, без особых препят­ствий свергавшие ненужных правителей. В период ослаб­ления центральной власти управленцы на местах создают свою собственную мощную армию и добиваются независи­мости. Великая империя рассыпается на эмираты и султана­ты. Возникли такие независимые государства, как, например, Испания, Марокко, Египет.

Образование Франкского государства. Династия Меровингов.

1. Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения

и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков.

Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества.

По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе,вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.

В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

• с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

• с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

2. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг.

В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношенияэксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда,записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп:

• служилая знать - приближенные короля;

• свободные франки (общинники);

• полусвободные (литы);

• рабы.

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI - VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей.

Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую.

Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома.

Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

Салическая правда Франков.

1. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - запись обычного права германских племен.

Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллсманнская и др.

Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.105 с.)