Средневековое мусульманское право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековое мусульманское право.



Впитав многие составляющие культурных традиций Древнего Востока, мусульманское право стало ос­новой укрепления арабского государства. Установ­ленное право, или шариат, строится на Коране 650 г., так называемом «божьем откровении», поведанном Мухаммеду. Пророк Мухаммед и его четыре халифа изложили основные заповеди ислама, на основе которых и произошло объеди­нение арабских земель в мощное государство Арабский халифат. Составляют Коран 114 сур, примерно 80 из них закрепляют нормы поведения праведного мусульманина и, следовательно, правовые нормы.

Мусульманскому обществу было свойственно отождеств­лять религиозные и правовые нормы. На этом держались це­лостность государства и правосознание. Граждане старались не преступать закон, не только опасаясь установленного на­казания, но и кары божьей. Граждане выступали как объект, единственным субъектом арабского права являлся Аллах. Правовая система арабского халифата классифицировала нормы по видам: обязательные, рекомендуемые, дозволитель­ные, предосудительные, запрещенные. Отсутствовали такие понятия, как свобода личности, ее незыблемые права, прису­щие римскому праву. Арабы несли обязанности в отношении Аллаха и неукоснительно должны были исполнять его волю.

В процессе формирования феодального общества возникает необходимость создания новой правовой системы путем трансформации исламских религиоз­ных воззрений. Причиной явилась невозможность применить те догмы, которые создавались в рамках родовой общины, к новым условиям. Так появились работы Ахмеда ибн Ханба­ля, Абу Ханифа, на основе шариата разработавших такие нормы, которые можно было применять в отношении инсти­тута собственности, судебных разбирательств, существу­ющих государственных органов.

С расширением государственной территории растет число исповедующих ислам. Разнородность обычаев этих территорий способствует разнородности трак­товки той или иной нормы. Результатом становится разделе­ние шариата на две ветви: шиизм и суннизм. Кроме Корана как источник права применялись Сунна — изложение жиз­ни самого Мухаммеда и иджма — согласие общины. Главы Сунны, или хадисы, содержали нормы семейного, судебно­го права, определяли правовое положение рабов. Иджма ста­ла результатом совместных трудов общинников, которые были учениками Мухаммеда либо популярными проповедни­ками. Результатом противодействия различных направлений мусульманства становится кияс — «решение правовых дел по аналогии». На основе норм, установленных шариатом, ха­лифы оформляли распорядительные документы — фирманы, ставшие своеобразным источником мусульманского права.

Мусульманское право определяло круг вещей, кото­рые не могли находиться в собственности граждани­на. Среди них — природные составляющие, такие как водные пути, пустынная местность, воздух. Существовало понятие «нечистых вещей» (свинина, вино), запрещаемых ре­лигией. Понятием вакуф определялась собственность, став­шая пожертвованием храму. Право собственности было не­зыблемым, его никто не мог ограничить.

Прямым выражением религиозных догм стало семей­ное право. Холостое положение не приветствовалось шариатом. При заключении брака обязательным ус­ловием было заключение брачного договора. Специфичным стало разрешение многоженства. Система наказаний в Араб­ском халифате была весьма суровой. Большинство преступ­лений рассматривались как направленные против Аллаха.

Судебный процесс шариата имел обвинительный характер. Процессуальные процедуры производились в устной фор­ме. Примечательно, что клятва на Коране принималась в суде как веское доказательство.

Образование Франкского государства. Династия Меровингов.

1. Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения

и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков.

Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества.

По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе,вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.

В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

• с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

• с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

2. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг.

В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, отношенияэксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда,записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп:

• служилая знать - приближенные короля;

• свободные франки (общинники);

• полусвободные (литы);

• рабы.

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственному аппарату.

Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI - VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей.

Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую.

Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома.

Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII – VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.03 с.)