Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общественного и государственного строя Спарты.

Поиск

Становление спартанского государства специфично и значительно отличается от аналогичного процесса в Афинах. Дело в том, что община спартанцев образо­валась в результате военных столкновений между племена­ми, мигрировавшими по территории Балканского полуостро­ва. При объединении спартанцы поработили население Мессинии, а это позволило поделить землю между завоевате­лями и приобрести дешевую рабочую силу — рабов. Количе­ство порабощенных оказалось значительно больше порабо­тивших, что вызвало необходимость формирования военной демократии. Спартанцы жили в поселении, больше напоми­навшем военный лагерь, в котором детей с раннего возраста обучали военным наукам, беспрекословной дисциплине, от­ваге. Граждане устраивали совместные трапезы, одевались одинаково для усиления единства. Специальным договором, так называемой Ретрой, в VIII—VII вв. до н.э. было определе­но социальное и политическое устройство Спарты. Законо­датель Ликург (возможно, это был лишь собирательный об­раз), кроме данного договора, разработал и структуру госу­дарственного управления.

Она выглядела следующим образом:

- спартанские цари — архагеты, их было двое, власть хотя и передавалась по наследству, была от­носительной, полномочия незначительными, но по­четными (возглавляли войско, получали преимуще­ственную часть добычи, совершали жертвоприно­шения), могли быть смещены каждые восемь лет;

- совет старейшин — герусия — 28 геронтов (старше 60 лет), пожизненно избираемых народным собрани­ем, и архагенты входили в состав совета, который ре­шал дипломатические вопросы, важные судебные про­цессы, касающиеся безопасности государственного строя, контролировал работу народного собрания;

- народное собрание — в него входили все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста; народным собрани­ем избирались должностные лица, военноначальники, отвергались или получали одобрение вынесенные чи­новниками законопроекты;

- представительная власть — коллегия эфоров, пять человек избирались на один год, они контролирова­ли архагёнтов и народное собрание, их же собствен­ная власть постепенно становилась бесконтрольной.

При формировании рабовладельческого строя пере­житки родовой общины в Спарте все еще сохранялись. Собственность на землю была общей, и каждому пол­ноправному гражданину выделялся надел в пользование вме­сте с рабами, который ни продать, ни подарить, ни завещать было невозможно. Также гражданам не разрешалось торго­вать. Однако, несмотря на стремление спартанцев сохранить материальное равенство, расслоение населения все же про­исходило. Спартанцы передавали хороший земельный надел только старшим своим сыновьям, остальные, так называемые гипомейоны (обездоленные), лишались своего положения и уже не могли участвовать в народном собрании.

На окраинах спартанских селений в горных неплодород­ных районах жители — периеки занимались ремеслом и тор­говлей. Периеки имели ряд имущественных прав, но поли­тических были лишены. Кроме того, их казнь в некоторых случаях производилась без суда и следствия. Однако все это не мешало некоторым из них накапливать богатство, что под­рывало устройство спартанского государства и вносило бес­покойство в ряды граждан.

Наиболее бесправными были, конечно же, жители Мессинии — илоты, их положение было рабским в прямом смыс­ле этого слова. Однако рабство в Спарте нельзя считать клас­сическим. Илоты были закреплены за определенным зем­левладельцем и не продавались, они могли использовать по своему усмотрению оставшуюся часть урожая. Кроме того, у илота был шанс выкупиться на свободу в результате воен­ного похода, где он участвовал вместе с благородными вои­нами и получал какую-то часть добычи. К IV в. до н.э. сохра­нять военную демократию в спартанском государстве ста­новится практически невозможно. Представители разных слоев населения недовольны существующим строем. Ослаб­ленная внутренними противоборствами Спарта в IV в. до н.э. теряет Мессинию, а уже во II в. до н.э. попадает под власть македонского завоевателя.

Право Древней Греции.

Древнейшими источниками афинского права были: обычаи; религиозные установления; нравственные предписания. Многие из них, формируясь в период родоплеменного строя, в процессе становления новых соци­альных структур трактуются по-новому. Например, долговая кабала формируется от простого древнего обычая «верни то, что взял на время» до формирования четко выраженной за­конодательной системы. К концу VII в. до н.э. этот обычай получил прямое законодательное выражение, что позволи­ло использовать его любому свободному гражданину.

Помимо обычаев, источниками права становятся законо­дательные акты, изданные Драконтом. На их основе устанав­ливались жесткие религиозные ограничения, их нарушение каралось смертной казнью. Отметим, что в этот период мел­кое воровство было равнозначно убийству. Афинское право не признавало кровную месть. Наибольшую популярность получили Законы Салона. Специфическим источником ста­новились псефизмы — выносимые народным собранием по­становления относительно отдельных личностей, но порой содержащие правовые нормы различных отраслей права.

Основной сферой законотворчества были имуще­ственные отношения. Афиняне имели право владе­ния имуществом с возможным дальнейшим распоря­жением. Однако оно все еще сохранялось как коллективная собственность правящего слоя населения. Это свидетель­ствует об устоявшихся пережитках родоплеменного строя. Участок земли — клерос архонту доставался в результате жеребьевки, и гражданин нес обязательства сохранить этот надел. Теперь его имущество было видимым — земля, дом, раб и невидимым — золото, драгоценности. Невидимое мож­но было утаить от налогов и конфискации. Полезные иско­паемые, другие значимые дары природы составляли государ­ственную собственность, доход от которой направлялся на развитие храмов и военное оснащение страны.

В Афинах наиболее значимым был договор купли-прода­жи, большое распространение получает письменная форма. Ростовщики предлагали заем под значительный процент, до­ходивший до 20. Различали наем движимого имущества, к которому относили и рабов, и недвижимого имущества. Граж­данин нес ответственность за вред, причиненный имуществу другого гражданина не только им самим, но и его рабом.

В семейном праве до реформ Солона существовали достаточно жесткие нормы: отец имел практически безграничную власть над своими детьми, вплоть до продажи в рабство. Брак заключался по соглашению между женихом и отцом невесты, а после замужества женщина на­ходилась уже под двойной властью: должна была подчинять­ся и отцу, и мужу.

Наиболее строго карались преступления против существующего государственного строя, осквернение — храмов и оскорбление богов. Следующей группой считались преступления против личности: убийство, телес­ные наказания, плохое отношение к родителям, измена жены; затем преступления против собственности. В качестве нака­зания применялась система штрафов, конфискация имуще­ства, лишение права голоса в народном собрании (атимия) и казнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.006 с.)