Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционный строй ВеликобританииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Соединенное королевство Великобритании и Ирландии, как официально именовалось это государство на протяжении XIX — начала XX в., относится к числу конституционных монархий, хотя и не имеет конституции в обычном понимании, т. е. в виде единого основного закона, с. 231 регулирующего внутреннее устройство, права и свободы граждан. То, что называется конституцией Великобритании, слагается из двух блоков: неписаных обычаев и документально оформленных юридических актов. Неписаная, т. е. не зафиксированная в каких-либо правовых документах, часть конституции представляет собой сложившиеся на практике обычаи, так называемые конституционные соглашения. Их примерами являются: практика формирования правительства лидером политической партии, имеющей большинство мест в Палате общин; уход кабинета в отставку, как только его партия теряла это большинство. Обычаями определяются королевские прерогативы и нормы взаимоотношений с другими ветвями власти. Истоки подобных обычаев следует искать во вполне конкретных политических ситуациях. Например, наследовавший после бездетной королевы Анны Георг I (1714—1727), приглашенный из небольшого германского княжества и основавший в Англии Ганноверскую династию, так и не научился говорить по-английски, а поэтому счел за лучшее не являться на заседания кабинета министров. Прецедент сохранил силу до настоящего времени. Писаную часть конституции составляют разновременно принимавшиеся акты: Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте, избирательной системе и многие другие. Число таких правовых документов конституционного характера приближается к 4 тыс. и постоянно увеличивается. Однако многие парламентские статуты, формально не отмененные, сохранили лишь исторический интерес, поскольку фактически не применяются. Номинально главой государства являлся (как и сейчас) монарх. Об английских королях говорят, что они царствуют, а не управляют. Такая ситуация отражает баланс политических сил лишь с царствования внука королевы Виктории короля Георга V, вступившего на трон в 1910 г. В XIX — начале XX в. королевская власть располагала значительными возможностями влиять на государственные дела. Согласие короля требовалось для созыва или роспуска парламента. Без его подписи не действовал ни один закон, хотя и отказа в ней никогда не было. От монарха зависел выбор премьер-министра (обязательно из числа лидеров большинства в Палате общин). Король назначал и смещал министров, хотя должен был подбирать кандидатуры, устраивавшие парламент. Он считался главой исполнительной и судебной властей, светским главой англиканской церкви. Конституционные правила предписывали королю.действо-вать с согласия министров, но он не был обязан принимать любой подававшийся ему совет. Монарх имел право требовать от министров, чтобы его мнение было выслушано и принято к сведению. Он информировался о всяком более или менее серьезном изменении во внешней и внутренней с. 232 политике и был вправе отказать в одобрении действий, которые, по его мнению, «разрушают базис английской конституции». Король мог сделать пэром[95] каждого подданного, обладал правом наградить за государственные заслуги и помиловать осужденного. Нельзя забывать также, что до Первой мировой войны только четыре европейских государства были республиками, а остальные возглавлялись династиями, тесно связанными между собой семейными узами. Эти семейные связи, в том числе и английского королевского дома, играли большую роль в отношениях между государствами. В социальной сфере королевская власть являлась высшим авторитетом, задавая тон всей стране. Всеми доступными способами поддерживался престиж монархии. Монарху создавали имидж высшего символа конституционности, гаранта свободы и представительного правления. Формировался образ монархии как надпартийного и надклассового института, арбитра между классами, нравственного символа нации. На протяжении большей части XIX в. королевой Великобритании была Виктория, вступившая на трон 20 июня 1837 г., когда ей было 18 лет, и правившая почти 64 года, до кончины 22 января 1901 г. Этот период в английской истории часто называют викторианским веком, под которым понимают не только время царствования Виктории, но и зенит промышленного, морского, торгового и колониального расцвета буржуазной Англии, эпоху ее наибольшего величия. 1 мая 1876 г. королеву Викторию объявили императрицей Индии. С этого времени официально применяется термин «Британская империя». Наследовал Виктории ее сын Эдуард VII, умерший 6 мая 1910 г. За ним королевскую корону принял Георг V, правивший до 1936 г.[96] При монархе состоял совещательный по своим функциям Тайный совет, в который входили члены кабинета, бывшие министры и другие лица, назначавшиеся короной по рекомендации премьер-министра. Члены Тайного совета собирались в полном составе лишь в двух случаях: когда монарх умирал и когда вступал в брак. Однако этот орган использовался в случае необходимости придать юридическую силу законодательным актам правительства. Подлинным стержнем государственной жизни, средоточением реальной власти являлся двухпалатный парламент. Палата лордов формирова- с. 233 лась по наследственному принципу: ее членами становились старшие сыновья английских лордов. В нее входили также пэры, избиравшиеся на 7-летний срок шотландскими и пожизненно — ирландскими лордами, а также пожизненные пэры из числа духовных лиц. Кроме того, место в верхней палате и титул пэра мог пожаловать король. Палата лордов утверждала принятые нижней палатой законы и выступала в качестве высшей судебной инстанции. В результате парламентских реформ XIX — начала XX в. значительно возросло значение нижней палаты, или Палаты общин. Законотворчество, утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью, решение вопросов об отставке и утверждении правительства входили в обязанность Палаты общин. В ее компетенции находился широкий круг вопросов — от проблем частных лиц до государственного устройства страны. В Великобритании не было, как нет и сейчас, такого государственного института, который мог бы изменить или отменить парламентские акты. Лидер победившей на выборах партии становился премьер-министром и возглавлял правительство — кабинет министров. В него входили не все министры, а только занимавшие ключевые посты. Министры второго ранга руководили соответствующими департаментами и не играли существенной политической роли. Выделившийся из Тайного совета кабинет министров формально не был предусмотрен английским конституционным правом. Сам этот термин впервые появился на страницах парламентских отчетов только в 1900 г. Юридически кабинет являлся сугубо неофициальным учреждением, его деятельность не облекалась в правовые формы, заседания проходили негласно, протоколы не велись. Лишь в последние годы XIX в. постоянной резиденцией премьер-министра и местом проведения заседаний кабинета стал знаменитый ныне дом на Даунинг-стрит. Тем не менее кабинет располагал широкими полномочиями в области государственного управления, подготовки законопроектов и проведении их через парламент. Он мог издавать нормативные акты и без участия последнего. Правительство было ответственно перед Палатой общин, но и само могло инициировать указ короля о роспуске парламента и назначении новых выборов. Эта возможность взаимного воздействия представляет собой важнейший элемент системы сдержек и противовесов в Великобритании. Статус английских владений Колониальные владения Великобритании по своему статусу и отношению к метрополии делились на два вида. К первому из них относились протектораты, в которых большинство составляло коренное население. Среди таких колоний выделялась Индия. После ликвидации в 1858 г. Ост-Индской компании Индия пере- с.234 шла непосредственно под власть правительства, на месте этой колонией управлял вице-король. Меньшие по площади и количеству жителей «цветные» владения были разбросаны по всем частям мира. Второй вид владений составили так называемые переселенческие колонии, населенные преобладавшими в количественном отношении эмигрантами из Европы. «Белые» колонии, освоенные европейцами и их потомками, с течением времени добились реорганизации в самоуправляющиеся доминионы[97]. Первым доминионом в 1867 г. стала Канада по «Акту о Британской Северной Америке». Здесь действовали двухпалатный парламент, правительство во главе с премьер-министром. Главой доминиона считался английский монарх, но королевские полномочия осуществлял назначавшийся Лондоном генерал-губернатор. Канада как доминион имела собственный герб, флаг, гражданство, вооруженные силы, устанавливала таможенные сборы, участвовала в международных делах. Правами доминиона со временем наделили и другие переселенческие колонии: В 1901 г. — Австралийский Союз, в 1907 г. — Новую Зеландию, в 1910г. — Южно-Африканский Союз, в 1917г. — Ньюфаундленд. Двухпартийная система После парламентской реформы 1832 г. изменились названия действовавших в стране политических партий. Виги стали именоваться либералами, тори — консерваторами. С 30-х годов XIX в. вплоть до окончания Первой мировой войны шел процесс обретения ими облика партий в их современном понимании. Это был заключительный этап формирования двухпартийной системы «либералы — консерваторы». К партиям перешла главная роль в выработке предвыборных платформ и проведении выборов. Лишь согласие кандидатов с партийной программой гарантировало их выдвижение местными партийными ассоциациями. Партийное руководство обеспечивало дисциплину голосования в парламенте. Окончательное организационное оформление либеральная партия получила в 1877 г., когда была создана Национальная либеральная ассоциация. Своей целью она провозгласила завоевание мест в парламенте и других выборных органах власти, претворение в жизнь идей либерализма. Английский либерализм выступал как идейно-политическое течение, принципы которого разделяли представители различных социальных слоев: аристократии, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, рабочих. Лидерами либеральной партии, оставившими заметный след в истории Великобритании, были У. Гладстон, Г. Кемпбелл-Баннерман, Г. Асквит, Д. Ллойд Джордж. с.235 Имевший длительную историю и традиции английский консерватизм завершил организационную перестройку в консервативную партию созданием в 1883 г. Национального союза консервативных ассоциаций. В английском консерватизме при наличии различных тенденций утвердилась сформулированная Б. Дизраэли программа «демократического торизма», основу которой составляли идеи сохранения и укрепления роли монарха, Палаты лордов и церкви, консолидации и расширения колониальной империи, утверждения «величия Англии». В то же время консерваторы признали необходимость решения социальных проблем путем создания для буржуазии благоприятной рыночной конъюнктуры и дополнительных источников сверхприбыли, которые могли бы обеспечить высокий уровень занятости, повышение заработной платы работников. Сложившаяся на базе общности стратегических целей система двухпартийного управления не только не исключала, но напротив, подразумевала преемственность политики попеременно находившихся у власти либеральных и консервативных кабинетов. Обе партии последовательно проводили реформы, никогда не отказываясь от реформаторских достижений политических оппонентов[98]. с.236 Стабильность политической системы, при которой само пребывание в оппозиции являлось своеобразным видом сотрудничества, гарантировала поступательное развитие общества в направлении все более ясно выраженного учета интересов всех социальных слоев. Парламентские реформы В Великобритании второй половины XIX —начала XX в. эволюционным путем утвердился строй буржуазной демократии. Первая парламентская реформа 1832 г. удвоила число избирателей. Проведенная в 1867 г. консерваторами вторая парламентская реформа окончательно уничтожила «гнилые» местечки, передав графствам 30 и городам 23 освободившихся места. Новые избирательные правила существенно понизили имущественный ценз. Право голоса в городах получили не только владельцы домов и те, кто уплачивал 10 ф. ст. годовой арендной платы за жилье, но и все наниматели квартир, даже дешевых, если они платили налог в пользу бедных. В графствах избирателями стали собственники и наследственные арендаторы земли с доходом не менее 5 ф. ст. в год, а также краткосрочные арендаторы, получавшие 12 ф. ст. годового дохода. Реформа включила в число избирателей мелкую буржуазию, квалифицированных рабочих, зажиточных фермеров. В 1872 г. либералы ввели на парламентских выборах тайное голосование, что было давнишним требованием демократических сил. Затем либеральная партия обеспечила проведение в 1884—1885 гг. третьей парламентской реформы. Для жителей графств вводились такие же условия получения права голоса, как и для населения городов. Избирателями становились все, кто имел дом или платил за аренду квартиры не менее 10 ф. ст. в год. К голосованию были допущены мелкие фермеры. Кроме того, реформа предусмотрела новое распределение избирательных округов примерно по 50 тыс. человек в каждом. Следствием реформ явилось расширение электората. Первая парламентская реформа довела его численность до 670 тыс., вторая — до 2,5 млн, третья — до 5,7 млн. Великобритания шла по пути осуществления одного из главнейших принципов демократического государства, каковым является участие народа в управлении путем волеизъявления на выборах. Но избирательное право не стало всеобщим. Возможность участвовать в выборах связывалась не с личностью, а с владением домами. Их собственники могли быть избирателями во всех округах, где они удовлетворяли установленным правилам. Допуск к избирательным урнам мелкой буржуазии, высокооплачиваемых рабочих, фермеров изменил облик Палаты общин. С 1832 по 1901 г. число депутатов парламента, имевших земельную собственность, уменьшилось с 464 до 198, а количество депутатов, среди которых были финансисты, владельцы промышленных, транспортных и торговых предприятий возросло с 86 до 655. Реформы обеспечили преобладание пред- с. 237 ставителей буржуазии в нижней палате, тогда как лендлорды потеряли былое господство в ней. Наследственная верхняя палата ограничивала законодательную деятельность Палаты общин, имея возможность отклонить любой ее законопроект. Это не соответствовало интересам буржуазии, которая не хотела больше мириться с привилегированным положением лендлордов. Укрепить политические позиции промышленной буржуазии и был призван проект перераспределения полномочий между палатами. Он вызвал ожесточенное сопротивление лордов. Только получив согласие Георга V пополнить верхнюю палату сторонниками реформы, премьер-министр Асквит заставил лордов утвердить билль, получивший название «Парламентский акт 19.1.1 г.» Им предусматривалось, что бюджетные вопросы изымаются из компетенции верхней палаты, а остальные билли Палата лордов имеет право отклонять дважды. Если Палата общин в третий раз принимала законопроект, то на рассмотрение лордов он больше не попадал и становился законом. В борьбе фракций господствовавших классов выиграла промышленная буржуазия, интересы которой представляли либералы. Британская парламентская система сделала и другие важные шаги по пути дальнейшей демократизации: срок полномочий парламента вместо предусмотренных актом 1715 г. семи лет ограничивался пятью годами. Еще более существенное значение имело принятое в том же 1911 г. решение о выплате депутатам жалованья. Получили объективную возможность претендовать на место в Палате общин люди без личного состояния — мелкая буржуазия, интеллигенты, рабочие. Реформа местного управления Деятельность как либеральных, так и консервативных кабинетов была направлена также на ликвидацию феодальных пережитков в сфере местного управления, замену дворянской администрации выборной. Этот процесс начался в 1835 г. предоставлением права голоса при избрании органов городского самоуправления всем налогоплательщикам, вследствие чего аристократическая знать утратила контроль над муниципалитетами городов. Административное управление в них перешло в руки буржуазии. В сельской же местности власть по-прежнему осуществляли мировые судьи. Они назначались правительством, но исключительно из среды местных крупных землевладельцев. Эта должность не оплачивалась, поэтому ее могли занимать только богатые люди. Мировые судьи вершили не только судебные дела, но и руководили всей местной администрацией, включая полицию. Они были основной опорой земельной аристократии на местах. Реформа 1888 г. оставила за мировыми судьями только юридические функции. Административное управление перешло к советам графств, избиравшихся всеми плательщиками местных налогов. с. 238 Однако реформа 1888 г. не коснулась сельских общин. В деревнях основной административной единицей, как и в средние века, оставался приход. Им руководил церковно-приходский совет, который занимался не только церковными делами, но и всем гражданским управлением, в том числе сбором налогов. Председательствовали в этих советах священники, находившиеся под влиянием крупных землевладельцев. В 1894 г. либералы, имевшие тогда большинство в парламенте, провели в жизнь закон о местном самоуправлении. Учреждались собрания сельских приходов из числа лиц, обладавших избирательными правами. Они выбирали сельские приходские советы — органы местной власти. Тем самым и в деревне вводились буржуазно-демократические принципы управления. Реформа государственного аппарата На протяжении XIX в. в Англии шел уско- ренный рост бюрократии. Централизованный государственный аппарат играл все большую роль в жизни страны. Чтобы изжить в нем непотизм[99], семейственность, покровительство, повысить эффективность работы, либеральный кабинет Гладстона в 1870 г. реформировал государственную службу. Ее превратили в серьезную профессию, деполитизировали. Последнее означало, что аппарат ведомств действовал на постоянной основе и не менял служащих в связи со сменой политического руководства. С целью беспристрастного отбора наиболее подготовленных кандидатов на чиновничьи должности ввели достаточно строгий экзамен[100]. Затем, в 1872 г., либералы создали министерство местного управления, наблюдавшее за деятельностью органов власти в городах и графствах. Социальные преобразования Демократизация политического строя Великобритании нашла выражение и в некотором расширении прав трудящихся в области трудовых отношений. Чрезвычайно важное значение имела проведенная в 1871 г. парламентским биллем легализация профсоюзов. До этого они не пользовались правами юридического лица и были беззащитны даже перед собственными служащими, каждый из которых мог безнаказанно присвоить общественные деньги. Теперь профсоюзы впервые получили официальное признание в общегосударственном масштабе. Отныне тред-юнионы нельзя было объявить противоза- с. 239 конными, они могли регистрировать свои уставы, защищать денежные фонды, определять внутреннюю структуру и распорядок деятельности. Улучшила правовое положение трудящихся отмена в 1875 г. «Закона о хозяевах и слугах», по которому нарушение контракта рабочим считалось уголовным преступлением и наказывалось тюремным заключением на срок до 3 месяцев. На его основе в периоде 1858 по 1875 г. суды ежегодно возбуждали до 10 тыс. дел против рабочих. Невыполнение же обязательств владельцем предприятия каралось небольшим штрафом. Теперь предприниматели и работники несли одинаковую ответственность за досрочное расторжение договора о найме. В 1876 г. рабочие получили право на запрещенное ранее пикетирование. Это существенно расширило возможность защищать свои интересы. Достаточно привести случай, когда группу женщин в Южном Уэльсе отправили в тюрьму только за то, что они, встретившись со штрейкбрехерами[101], всего лишь пренебрежительно воскликнули «Ба!» С отменой запрета на пикетирование такое уже было невозможно. В связи с расширением избирательного права возросла политическая роль трудящихся масс. Заинтересованные в их голосах буржуазные партии не могли уже игнорировать требования рабочих и служащих. Главным инициатором социального законодательства стал Д. Ллойд Джордж, в 1905—1908 гг. занимавший пост министра торговли, а затем — министра финансов. Он и его сторонники в либеральной партии и правительстве отказались от доктрины полного невмешательства государства в экономическую жизнь и добились принятия ряда законов социального характера. Важнейшее значение (с точки зрения прецедента, но не качества) имел проведенный в 1908 г. через парламент билль о пенсиях по старости. Право на ее получение предоставили подданным Великобритании, прожившим в королевстве не менее 20 лет и достигшим 70-летнего возраста. Перед выходом на пенсию они не могли иметь годовой доход более 31 ф. ст. 10 шилл., т. е. примерно 12 шилл. в неделю. Сама пенсия устанавливалась от 1 до 5 шилл. в неделю. Закон 1911 г. ввел социальное страхование по болезни и инвалидности: 10 шилл. в неделю мужчинам и 7 шилл. 6 пенсов женщинам. Пособие предоставлялось сроком на 26 недель. Этот же закон впервые в европейской практике социального страхования предусмотрел назначение пособий по безработице. с. 240 Интересам трудящихся соответствовал принцип регулирования оплаты труда. Великобритания первая ввела его — сначала в отдельных отраслях домашней промышленности (1909 г.), а затем на угольных шахтах (1912г.). В 1918 г. новый закон распространил эту практику на некоторые другие отрасли. Одним из наиболее значимых социальных мероприятий явилась проведенная парламентом по инициативе кабинета Гладстона школьная реформа. Английская общественность настоятельно добивалась ее, потому что во второй половине XIX в. отчетливо обнаружилось отставание Великобритании в области народного образования. В начале 50-х годов в стране обучался каждый 11-й житель, тогда как в Пруссии — каждый 6-й, в США — каждый 5-й, в Швейцарии — каждый 4-й. В связи с этим определились задачи национального масштаба: обеспечить всеобщее начальное образование. По принятому в августе 1870 г. закону вся Великобритания разделялась на школьные округа, соответствовавшие гражданским приходам. В них налогоплательщики избирали школьные советы. Они пользовались довольно широкими полномочиями: при недостатке школ открывали новые, взимали местный школьный налог, решали, должно ли быть посещение школ детьми в возрасте от 5 до 13 лет обязательным и бесплатным. В 1880 г. неопределенность в отношении обязательности посещения устранили, предписав обязательность обучения всех детей с 5 лет. Предельный возраст, но не старше 13 лет, также устанавливали школьные советы. С 1891 г. по инициативе консервативного кабинета Солсбери все школы стали получать субсидии в размере 10 шилл. в год на каждого ребенка, что сделало начальное обучение фактически бесплатным. О результатах школьной реформы можно судить по тому, что с 1873 по 1893 г. число мужчин, не умевших подписаться при бракосочетании, уменьшилось с 18,8 до 5% и женщин — с 24,5до5,7%. 18 декабря 1902 г., когда у власти находился консервативный кабинет Балъфура, парламент принял новый закон о народном образовании. Он упразднил школьные советы и передал дело просвещения в руки советов графств, которые создавали комитеты по народному образованию. Их компетенция распространялась на все начальные и средние школы. Впервые в истории Англии среднее образование стало делом государства, которое давало возможность менее обеспеченным семьям дать детям за умеренную плату или даже бесплатно такую же общеобразовательную подготовку, какую получали дети джентри и крупных буржуа. Кроме того, закон устранял существовавшие до тех пор различия между государственными и частными, фактически церковными, школами. Англиканские и католические учебные заведения, чтобы получить государственные субсидии, должны были согласиться на контролирующую роль со сторо- с. 241 ны комитетов по народному образованию за назначением учителей и преподаванием светских предметов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.018 с.) |