Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание французской колониальной империиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К последней трети XIX в. объектом колониальных притязаний многих европейских держав, в том числе и Франции, явилась Африка. Все сменявшие друг друга политические режимы Франции ставили цель утвердиться в Алжире. Его завоевание, предпринятое еще в 1830 г. при Карле X, продолжалось до 1883 г. Именно в ходе завоевания Алжира выдвинулись Кавеньяк и Мак-Магон. Колонизация Алжира привела к образованию крупных земельных владений. Арабское крестьянское хозяйство в результате французского завоевания было разорено. Правами граждан пользовались только французы. Арабы и берберы считались «подданными». Они не могли избирать своих представителей в парламент, для них выработали «туземный кодекс». Алжир явился плацдармом для захвата соседнего Туниса, имевшего огромное значение в борьбе за господство в Средиземноморском бассейне. На Тунис претендовала и Италия. Решение вопроса в пользу Франции было обеспечено благодаря позиции Англии и Германии. Английское правительство еще в дни Берлинского конгресса 1878 г. выразило готовность не возражать против французской аннексии Туниса в обмен на согласие Франции признать захват Англией Кипра. Что касается Германии, то она поощряла французскую аннексию по двум соображениям. Первое состояло в надежде отвлечь Францию от европейскихдел, а значит, получить благоприятные условия для установления военно-политической гегемонии Германской империи на Европейском континенте. Второе исходило из предположения, что захват Францией Туниса «бросит в объятия» Германии Италию, поскольку та поймет обреченность своей колониальной политики без германской поддержки. Захват Туниса открывал возможность наживы. Многие лидеры умеренных республиканцев были лично заинтересованы в подчинении Туниса. Еще в 1863 и 1865 гг. французы навязали тунисскому бею два кабаль- с. 199 ных займа на 60 млн франков. Поскольку бей неаккуратно платил проценты по долгам, акции займа упали с 500 франков номинальной стоимости до 75 франков. Именно по этой цене большую часть ценных бумаг скупил Франко-египетский банк, в котором участвовали многие видные политики, в том числе брат премьер-министра Ш. Ферри, Л. Гамбетта и др. Если бы Тунис попал под власть Франции, она взяла бы на себя гарантию займа, и акции получили бы свою первоначальную стоимость. Когда захват Туниса стал реальностью, Франко-египетский банк «заработал» от 15 до 20 млн франков. В 1881 г. правительство, возглавлявшееся умеренным республиканцем Ж. Ферри, под видом «помощи» тунисскому бею в подавлении столкновений коневых арабских племен направило в Тунис экспедиционный корпус, который оккупировал важнейшие центры страны. Бею предложили подписать договор о признании протектората Франции, что тот под жерлами орудий и вынужден был сделать 12 мая 1881 г. Бей, считавшийся до этого губернатором турецкого султана, стал «суверенным монархом». В действительности власть перешла к генеральному резиденту Франции в Тунисе. На западе Африки располагалось одно из самых старых французских владений — Сенегал. Эта территория явилась плацдармом для экспансии в бассейне рек Сенегал и Нигер. После нескольких завоевательных походов Франция в 1895 г. объединила Сенегал, Французский Судан, Мавританию, Французскую Гвинею, Берег Слоновой Кости, Дагомею и Верхнюю Вольту в одну колонию под названием Французская Западная Африка. В центральной части Африки на протяжении 1883—1885 гг. Франция захватила часть Конго и Чад. К 1910 г. колонии Габон, Среднее Конго, Чад и некоторые другие образовали Французскую Экваториальную Африку. В результате войн 1885 и 1894—1895 гг. против Мадагаскара и этот остров был объявлен колонией Франции. На протяжении 70-х —90-х годов продолжались колониальные захваты в Индокитае. Здесь в огромное колониальное владение Французский Индокитай вошли Вьетнам, Камбоджа и Лаос. Даты французских захватов в Африке и Азии свидетельствуют, что именно Третья республика создала колониальную империю. К 1914 г. почти 85% всех французских колониальных владений были завоеваны за период 1880—1914 гг. и менее 15% существовало до ее установления. К началу Первой мировой войны французская колониальная империя охватывала территорию 10,6 млн кв. км, которую населяли 53,4 млн человек. Ввиду этого Франция проявляла особенную чувствительность к попыткам стран «молодого капитализма», прежде всего Германии, начать передел колоний. С. 200 ГЕРМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Объединение Германии Революция 1848—1849 гг. не привела к созданию единого германского государства, но в массовом сознании немецкого народа и в общественно-политической жизни 50-х —60-х годов национальная идея стала главным вектором политического развития. Этому благоприятствовал ряд факторов. Важнейшими из них являлась общность языка и культуры подданных различных германских государств. Единое территориальное пространство обеспечивало компактное проживание немецкого народа. Властно проявились новые явления в хозяйственной жизни: интенсивно шел процесс индустриализации на основе широко развернувшейся промышленной революции, свершились аграрные преобразования в сельском хозяйстве, складывалась развитая банковская система, быстро росла транспортная, особенно железнодорожная, сеть. Германские земли (кроме Австрии) вошли в образованный в 1834 г. и действовавший до 1866 г. таможенный союз. Все это объективно способствовало развитию единого внутреннего рынка. Но политическая разобщенность, наличие отдельных суверенных государств со своими гражданством, законодательством, финансовыми системами препятствовали экономической интеграции. Внешнеполитическая ситуация, связанная с претензиями Франции на левый берег Рейна, также побуждала к преодолению внутригерманского межгосударственного размежевания. Наряду с этими процессами наглядно проявлялись устремления прусской династии Гогенцоллернов к главенству в объединенной Германии. Решить задачу создания Германской империи выпало О. фон Бисмарку, 24 сентября 1862 г. ставшему прусским министром-президентом. Ему предстояло обеспечить воссоединение германских земель методами, исключавшими революционное давление народных масс, с одной стороны, сопротивление дворянства и монархов германских государств — с другой, и устранявшими австрийские притязания на господство в Германии — с третьей. На таком пути развития объединительного процесса действенной могла быть только сила оружия. Бисмарк не скрывал этого, заявляя в прусской палате депутатов, что решаются великие вопросы времени не речами и не постановлениями большинства (это была большая ошибка 1848 и 1849 гг., по его мнению), а железом и кровью. Первым шагом к созданию Германской империи стала война 1864 г. Пруссии и Австрии с Данией из-за старинных немецких герцогств Шлезвига и Гольштейна. Они занимали стратегически выгодное положение между Балтийским и Северным морями. В 1863 г. парламент Дании принял новую конституцию, по которой Шлезвиг отторгался от Гольштейна и присоединялся к Дании. В том же году, уже после принятия конститу- с. 201 ции, король Дании и герцог Шлезвиг-Гольштейнский Фридрих VII умер, и трон занял Кристиан IX Глюксбург, представитель другой ветви династии. Возможность нарушения статуса герцогств вызвала в Шлезвиге и Гольштейне, поддержанных германскими государствами, волну требований возвести на трон Фридриха VIII Аугустенбургского. Эти события дали повод Пруссии и Австрии начать войну против Дании, которая потерпела поражение. В результате дипломатических соглашений в 1865 г. Пруссия получила в свое управление Шлезвиг и герцогство Лауэнбург, а Австрия — Гольштейн. Затем Пруссия развязала войну против своего конкурента в борьбе за лидерство среди немецких государств. Бисмарк заключил союз с Италией, а затем спровоцировал конфликт, предложив сейму обсудить проект новой конституции, предусматривавший исключение Австрии из Германского союза. Ввод прусских войск в Гольштейн сделал войну неизбежной. На стороне Австрии выступили Баден, Бавария, Вюртемберг и Саксония, вклад которых в военные события оказался, однако, незначительным. 3 июля 1866 г. у дер. Кёниггрец(Садова) прусские войска разгромили австрийцев. По мирному договору Пруссия получила Шлезвиг и Гольштейн, приобрела королевство Ганноверское, герцогство Нассауское, курфюршество Гессенское и г. Франкфурт-на-Майне. Саксония только номинально оставалась самостоятельной. Успехом Пруссии было также упразднение Германского союза и учреждение Северогерманского союза из немецких государств, лежавших на север от р. Майн. Австрия из него была устранена, а Пруссия заняла здесь главенствующее положение. В Северогерманском союзе образовали ряд общих учреждений, отменили паспортную систему, ввели свободу передвижения и местожительства, учредили единую систему мер и весов, ликвидировали остатки цеховых привилегий, обеспечили таможенное соглашение с южногерманскими государствами. Формирование общегерманского внутреннего рынка еще больше продвинуло страну на пути к национальной консолидации. На процесс объединения Германии и формирования ее территории повлияла еще одна война, франко-прусская 1870—1871 гг. При первых же успехах Пруссия заключила с участвовавшими вместе с ней в военных действиях южногерманскими государствами Баварией, Баденом, Вюртембергом и Гессеном (Дармштадтским) договоры об их присоединении к Северогерманскому союзу. Победу Пруссии в войне подытожил Франкфуртский мирный договор, согласно которому от Франции отторгались ее провинции Эльзас и Лотарингия. Последнее из европейских приобретений Германии связано с англо-германским договором 1890 г. В качестве платы за признание протек- с. 202 тората Англии над островами Пемба и Занзибар (в Индийском океане у восточного побережья Африки) Германия получила о. Гельголанд в Северном море. Эту сделку в Германии расценили как крайне невыгодную. И только в годы Первой мировой войны стало очевидным стратегическое значение Гельголанда. Провозглашение империи и конституция 1871 г. Победа во франко-прусской войне 1870—1871 гг. дала возможность Бисмарку завершить воссоединение Германии. Уже в сентябре 1870 г. Бисмарк начал переговоры об объединении государств Южной Германии и Северогерманского союза. 18 января 1871 г. в Версальском дворце состоялась церемония официального учреждения Германской империи. Прусский король Вильгельм I стал германским императором (кайзером). Церемония, проведенная на территории побежденной Франции, была еще одним актом унижения французов. Воссоединение страны, говоря словами Бисмарка, «железом и кровью» наложило отпечаток на эволюцию Германии в последующий период. Гогенцоллеры в качестве германских императоров насаждали в стране прусские политические традиции и идеалы, среди которых доминировали милитаризм и реакционность. Отмечая эти негативные последствия объединения Германии, нельзя, однако не видеть важности этого события в истории германского народа. Возникло единое национальное государство. Оно покончило с многовековой раздробленностью, устранило препятствия на пути экономического развития, создало более благоприятные возможности для социально-политической деятельности. В марте 1871 г. состоялись выборы, а затем, в этом же месяце, и первая сессия имперского рейхстага. 16 апреля 1871 г. он принял конституцию, которая определяла государственное устройство Германской империи вплоть до Ноябрьской революции 1918 г. Основной закон государства сохранил принципиальные положения конституции Северогерманского союза. Изменения были незначительны. Главное из них состояло в том, что прусский король признавался главой империи не как председатель федерации, а в качестве наследного монарха — германского императора. Империю составили 22 монархии: 4 королевства, 6 великих герцогств, 12 герцогств. Все эти государства сохранили свои династии, правительства, представительные органы — ландтаги. Бремен, Любек и Гамбург остались на положении вольных, т. е. с особым режимом, городов. Эльзас и Лотарингию наделили юридическим статусом имперской провинции, она управлялась назначавшимся из центра обер-президентом. Только в 1911 г. она получила ограниченную автономию. с. 203 Германская империя представляла собой федеративное государство, в котором сочетались законодательная централизация и административная самостоятельность отдельных ее частей. Вопросами, общими для всех государств, являлись: права гражданства, таможенное, торговое, гражданское и уголовное законодательство, патентные и авторские права, финансы, системы мер и веса, пути сообщения, почта и телеграф, армия и флот. То, что не входило в компетенцию империи, составляло прерогативу отдельных государств. Государственное устройство вновь созданной империи обеспечивало гегемонию прусской монархии. Прусское военное законодательство распространили на территорию всей страны. Конституцию нельзя было изменить без согласия верхней палаты, а в ней преобладали представители все той же Пруссии. Германский император представлял империю в международно-правовом общении, объявлял войну, заключал договоры с иностранными государствами. Он открывал и закрывал сессии палат парламента, вносил законопроекты, следил за выполнением принятых законов. Император возглавлял общеимперские вооруженные силы, ему подчинялся генеральный штаб. В руках императора находился аппарат гражданской власти, во главе которого стоял назначавшийся им же имперский канцлер. Свои полномочия император осуществлял с согласия Союзного совета. В империи не было кабинета министров. Весь административный аппарат возглавлял имперский канцлер. Он не только руководил общеимперскими органами государственного управления, но одновременно являлся главой прусского правительства и председателем верхней палаты парламента. Он не был ответственен перед парламентом, несогласие последнего с деятельностью канцлера не обязывало его уходить в отставку. Наоборот, именно рейхстаг мог быть распущен в случае конфликта с канцлером. Отраслевое управление обеспечивали государственные секретариаты — аналоги министерств. Первоначально их было пять: иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, почты, позднее их количество удвоилось. Во главе общеимперских ведомств стояли статс-секретари (государственные секретари), их назначал канцлер. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат: нижней — рейхстага и верхней — бундесрата (Союзного совета). Обе палаты формально имели равные законодательные права, каждая обладала законодательной инициативой, для принятия закона необходимо было согласие обеих палат. Но большинство законопроектов готовилось и первоначально обсуждалось в Союзном совете и лишь затем в рейхстаге. При его согласии Союзный совет окончательно утверждал закон, а император его обнародовал. с. 204 Рейхстаг должен был олицетворять народное представительство, стоять выше частных интересов входивших в империю государств. Он избирался на 5 лет. Избирательное право получили только мужчины, достигшие 25-летнего возраста, кроме военнослужащих, а также лиц, находившихся под опекой или получавших пособие по бедности. Женщины избирательных прав не имели. Конституция установила равные, прямые и тайные выборы, но избирательные округа обеспечивали перевес Пруссии, которой принадлежало 248 из 397 депутатских мест. Бундесрат не избирался, а составлялся из представителей государств, вошедших в империю. Из 58 мест (позднее 61), которые имелись в нем, 17 принадлежали Пруссии, 6 — Баварии, по 4 — Саксонии и Вюртембергу, по 1 —3 остальным государствам. Но все голоса от каждого государства подавались только совместно. Ни одно изменение конституции не могло быть принято, если против голосовали 14 депутатов Союзного совета. Поэтому Пруссия со своими 17 голосами могла блокировать неугодные ей законопроекты. Союзный совет по своей структуре и функциям фактически являлся представительным органом правительств отдельных германских государств, а не их народов. Союзный совет имел право издавать постановления относительно административного управления, дополнявшие законы ордонансы, выполнять обязанности государственного контроля. Совет избирал имперских судей, разрешал конфликты между входившими в империю государствами, а также споры между ними и имперским правительством по поводу толкования законов. Таким образом, Союзный совет аккумулировал функции законодательной власти, исполнительного органа, аппеляционного суда и собрания представителей властей государств империи. В «Критике Готской программы» К. Маркс охарактеризовал германское государство как «обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками, и в то же время уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм»[76]. Тем не менее политическая система Германии позволяла свободно функционировать общественным объединениям. Даже социал-демократы ни в одном из созывов рейхстага не лишались представительства, а на последних предвоенных выборах 1912 г. получили 34,8% голосов избирателей и 110 мандатов — больше, чем любая другая партия. 7,5 тыс. социал-демократов были выбраны в городские и местные органы самоуправления. Ситуация, когда наиболее левая партия оказалась более чем достойно представлена в законодательном и местных органах консервативного с. 205 государства, внешне представляется парадоксальной. Но здесь нет ничего, что не укладывалось бы в логику политического развития. Консерватизм представляет собой неоднородное явление. Если для ультраконсерватизма характерна ориентация на сохранение положения, как оно было в прошлом, то умеренное, либерально-консервативное направление не исключает возможность компромисса. Он заключается в признании общих интересов у нисходящего феодального класса, например прусского юнкерства, и восходящей буржуазии; исходит из необходимости учета требований «низших» классов — рабочих, крестьян; допускает принятие многих идей и принципов, которые раньше отвергались. К ним относятся конституционализм, система представительства и выборности органов власти, парламентаризм, идеологический и политический плюрализм. С учетом этих обстоятельств Германская империя представляла собой консервативное, но правовое государство с одной из самых демократических на то время избирательной системой. Политические партии В Германии сравнительно рано организационно оформились политические партии различного толка. В 60-х годах консерваторы опасались, что воссоединение растворит Пруссию в единой Германии и поэтому выступали против политики Бисмарка, находясь в оппозиции к нему до конца 70-х годов. Но в партии сложились силы, которые Бисмарка поддерживали и безоговорочно шли за ним. Это предопределило раскол, произошедший в 1866 г. Прусские юнкеры[77], осознавшие неизбежность капиталистического развития страны, образовали Имперскую партию, или, как ее еще называли, Партию свободных консерваторов. В нее входила та часть земельной аристократии, которая включилась в капиталистическое предпринимательство, верхушка чиновничества, многие крупнейшие промышленники, в том числе из семейств Круппов, Кирдорфов, Штуммов и др. Крайне правые взгляды разделяла Германская консервативная партия. Стремлением увековечить то что принято называть старым порядком, пронизано принятое при ее организационном оформлении программное воззвание 1876 г. В нем консерваторы заявляли о намерении поддерживать устойчивость «политического, социального и духовного развития», декларировали признание «решающего значения монархических принципов», выражали пожелание «самоуправления в провинциях, округах и общинах, основанного не на всеобщем избирательном праве, а на естественном групповом и организованном расчленении народа». Религию консерваторы рассматривали «как основу всякого развития». В с. 206 экономической сфере они «в противовес неограниченной свободе, выдвигаемой либеральной теорией», добивались законодательства, которое отвечало бы «интересам земельной собственности, промышленности и ремесла», но при этом требовали «устранения преимуществ крупного денежного капитала... тяжкого ущерба, который наносят сельскому хозяйству и мелким промыслам чрезмерная экономическая концентрация». И разумеется, консерваторы считали своим долгом «выступать против ложных социалистических учений»[78]. Другими словами, консерваторов воодушевляли аристократические идеалы прошедших столетий. Консерваторы были тесно связаны с династией Гогенцоллернов, занимали командные должности в армии, министерские посты, в их руках находился административный и судебный аппараты. Экономические, политические и социальные процессы, протекавшие в Германии конца XIX — начала XX в., неоднозначно воспринимались либеральными кругами. Это обусловило неустойчивость их политических структур: в зависимости от конъюнктуры и отношения к тем или иным проблемам партии создавались, разъединялись и вновь объединялись. В 1867 г. была организована Национал-либеральная партия. Она обладала широкой социальной базой и устойчивыми позициями в рейхстаге. Партию поддерживали определенные слои монополистической и значительная часть немонополистической буржуазии, многие крупные землевладельцы и зажиточные крестьяне непрусских областей, служащие, университетские профессора и другие представители верхушки интеллигенции. Принятое в марте 1884 г. программное заявление подчеркивало готовность содействовать укреплению империи, усилению ее военной мощи, выражало согласие с внешней политикой Бисмарка и репрессивными мерами против социалистов. В этом, а затем и в позднейшем документе «Цели и стремления Национал-либеральной партии», опубликованном в январе 1907г., выдвигались требования экономического и социального характера. Они включали намерение добиваться поощрения различного рода коопераций и ремесленных союзов. «Рабочий вопрос» национал-либералы предполагали решать в духе сотрудничества работодателя и его работников, что должно было найти выражение в реформе системы страхования, запрещении ночного труда женщин и детей и т. п. Признавая права коалиций и рабочих организаций, национал-либеральная программа допускала возможность «свободного рабочего договора» с предпринимателем помимо профсоюзов. Национал-либералы подтверждали приверженность всеобщему избирательно - с. 207 му праву, выступали за свободу собраний и союзов. В целом программные положения национал-либералов открывали возможность сотрудничества как с консерваторами, так и с леволиберальными партиями. В 1884 г. те из национал-либералов, кто был недоволен введением протекционизма, покинули бывших единомышленников и влились в действовавшую с 1861 г. леволиберальную Прогрессивную партию. Так возникла Свободомыслящая партия. Тогда же, при объединении, была принята ее программа. Она декларировала необходимость развития конституционных начал путем установления ответственности имперского правительства перед рейхстагом; требовала обеспечить права народа: тайное, всеобщее, равное и прямое избирательное право; свободу выборов, печати, собраний, союзов, равенство перед законом всех партий и лиц; невмешательство в религиозную сферу. Программа указывала на необходимость улучшения народного благосостояния, повышения жизненного уровня трудящихся классов. Представители Свободомыслящей партии выступали против «государственного социализма» и контроля за производственной и торговой деятельностью, не признавали ограничения предпринимательства, провозглашали лозунг «никаких монополий», призывали не проводить таможенную и экономическую политику в интересах отдельных групп. Но и этой партии не было суждено консолидировать леволиберальное движение. В 1893 г. она раскололась на Свободомыслящую народную партию и Свободомыслящее объединение. Последнее в 1903 г. поглотило созданный в 1896 г. Ф. Науманом Национал-социальный союз. Эти партии выступали против юнкерско-консервативных группировок, отвергали реакционные методы политического господства и антисоциалистическое законодательство, боролись за последовательную демократизацию страны. Отсутствовали существенные различия в их отношении к милитаризму, военным и военно-морским вооружениям, колониальным захватам, которые они поддерживали. Но к социально-экономическим проблемам подходы партий не совпадали. Свободомыслящая народная партия разделяла традиционные либеральные взгляды на государственное невмешательство в экономику, отношения между трудом и капиталом, отвергала любые взаимодействия с социал-демократами. В отличие от нее Свободомыслящее объединение отказалось от идеи неучастия государства в социально-экономической жизни, выступало поборником широкой социальной политики, которая была бы способна привлечь рабочий класс к союзу с либеральной буржуазией. Видные деятели этого объединения Т. Барт, Ф. Науман полагали необходимым сотрудничество с социал-демократической партией, считая его гарантией решения актуальных для германского общества проблем. с.208 Однако правые силы в либеральном движении отвергли совместные действия с социал-демократией, что побудило сторонников Барта и Наумана выйти из Свободомыслящего объединения. Их уход нивелировал расхождения между различными леволиберальными течениями, и в 1910г. они объединились в Прогрессивную народную партию на программно-политической платформе Свободомыслящей народной партии. Она превратилась в значительную политическую силу, но не привнесла в социально-политическую практику Германии прогрессивно-либеральную реформаторскую тенденцию. В целом германский либерализм до Первой мировой войны и в ее годы не преодолел идейную и организационную разобщенность. В ходе Ноябрьской революции 1918г. большая часть национал-либералов вошла во вновь созданную Немецкую народную партию. Левые национал-либералы сомкнулись с прогрессистами и образовали Немецкую демократическую партию. Открывался новый этап истории либерализма в Германии. Партия Центра Первым христианско-демократическим объединением, получившим статус политической организации, стала партия Центра. Ее зарождение относится к 1852 г., когда в прусском парламенте образовалась католическая фракция. После объединения Германии это уже была общеимперская буржуазно-клерикальная партия. Она опиралась на католическое население южных и западных районов страны весьма разнородное в социальном отношении. Политическая ориентация партии менялась. В начале своей деятельности она находилась в оппозиции к Пруссии, выступала против ее гегемонии, добивалась сохранения самостоятельности отдельных германских государств, отстаивала свободу деятельности католической церкви. В 90-х годах Центр изменил программу в направлении сотрудничества с империей. Партия резко выступала против социалистической идеологии и практики, несла в широкие слои населения христианские ценности, поддерживала социальные реформы. Преобразования, в понимании Центра, должны были состоять в установлении минимума заработной платы, регулировании рабочего дня, введении воскресного отдыха для рабочих, ограничении труда замужних женщин, улучшении условий работы детей, создании касс взаимопомощи и т. п. Серьезно волновала партию проблема усиления политического влияния. В связи с этим внутри нее длительное время шла борьба вокруг вопроса: быть ли партии чисто конфессиональной, т. е. католической, или стать общехристианской с программой, приемлемой и для католиков, и для протестантов. Сокращение числа голосовавших за Центр с 27,9% в 1874 г. до 16,4% в 1912 г. при почти 37% католической части населения с.209 страны окончательно решило спор. Образованный в феврале 1914г. Имперский комитет партии зафиксировал единство интересов католиков и некатоликов и определил, что Центр — политическая и неконфессиональная партия. Гибкая политика партии Центра позволила ей защищать на платформе христианской идеологии интересы не отдельных групп господствовавших классов, а всей буржуазии в целом и одновременно привлечь к себе трудящихся. Это повысило политическое влияние Центра: в 1917г. один из его лидеров, граф Г. Гартлинг, стал имперским канцлером. Культуркампф В первой половине 70-х годов обострились отношения между Бисмарком и католической церковью. Ватикан живо интересовался положением дел в двух могущественных католических державах — Австрии и Франции. Болезненно он воспринял позицию Бисмарка, который не только не воспрепятствовал вступлению 20 сентября 1870 г. итальянских войск в Рим, но и не заступился за Папу, когда последний об этом попросил. К разладу с Ватиканом добавились внутриполитические проблемы, носившие религиозную окраску. Установление прусской гегемонии вызывало естественное противодействие не только поляков, датчан из Шлезвига и Гольштейна, французов Эльзаса и Лотарингии, но и баварцев, баденцев, вюртембержцев, т. е. населения всех тех областей, на которые прусские порядки раньше не распространялись. Если же учесть, что в империи более трети населения составляли католики, становится понятным, насколько беспокоили Бисмарка сепаратистские тенденции в католических землях Германии. Поводом для развертывания наступления против католической церкви послужило провозглашение Ватиканским собором 1870 г. догмата о непогрешимости Папы. Принятый собором документ определил, что высказанные им с кафедры доктрины относительно веры и нравственности не могут быть оспорены. Кроме того, за Папой признавалась полная и верховная власть в вопросах церковной дисциплины и управления вселенской церковью. Бисмарк отреагировал на это весьма энергично. Он писал: «Постановления Ватиканского собора превратили епископов в орудие Папы, в безответственные органы государя, который в силу догмата о непогрешимости располагает гораздо большей полнотой власти, чем какой-либо другой монарх в мире»[79]. В стране искусственно разжигали страсти, пугали увеличивающимся могуществом католиков и их монашеских орденов, с. 210 утверждали, что победа Германии станет окончательной и полной лишь при условии нейтрализации влияния Ватикана. На этом фоне произошли события, которые вошли в историю под названием «культуркампф» — борьба за культуру[80]. Культуркампф выражался в том, что на протяжении 1872—1875 гг. был принят ряд антикатолических законов, одни из которых действовали на всей территории империи, другие — в Пруссии. Организатором акций стал одержимый идеей светского государства прусский министр культов Фальк, действиями которого руководил Бисмарк. Общегерманскими законами предусматривалось изгнание из Германии Ордена иезуитов; включение в уголовный кодекс статьи, каравшей духовных лиц за антиправительственную пропаганду в церковных проповедях; вводились ссылка или высылка из Германии тех священников, кто был отстранен от должности судом, но продолжал исполнять свои функции; устанавливалась обязательность гражданского брака. Серию законов принял прусский ландтаг. Государству передавался надзор за всеми общественными и частными учебными заведениями, а также контроль за подготовкой и назначением духовных лиц. Ватикан устранялся от наказания немецких служителей церкви. Для отказа от вероисповедания становилось достаточным сделать заявление местному судье. Распускались все католические ордена и конгрегации, кроме занимавшихся уходом за больными. Прекращалось содержание из государственных средств католического духовенства. Папа Пий IX побуждал немецких католиков к сопротивлению, объявил недействительными все законы против церкви, грозил отлучением признавших их. Ответом непокорным католическим священникам были репрессии. Почти все епископские кафедры пустовали, занимавшие их лица были смещены, сидели в тюрьмах или бежали из страны. Более тысячи приходов оставались без настоятелей. На голову Бисмарка сыпались проклятья, на него совершили покушение, закончившееся ранением. Довершил дело поворот общественного мнения в пользу католиков. На выборах в рейхстаг в 1871 г. они собрали 742 тыс. голосов, а на всех последующих — почти вдвое больше. Столкнувшись со столь сильным противодействием, Бисмарк пошел на примирение с Ватиканом: Фальк получил отставку и на протяжении 1880—1887 гг. была отменена большая часть антикатолических зако- с. 211 нов. Из оставшихся в действии наиболее важными были те, что предусматривали гражданский брак, запрет деятельности иезуитов, участие общин в управлении церковным имуществом, государственный надзор за школами. Культуркампф завершился поражением Бисмарка. Это произошло потому, что он попытался решить задачу укрепления единства страны не путем консолидации всех общественных и политических сил на платформе немецкой государственности, а насильственной отменой церковной автономии, полным подчинением католической церкви государству. Бисмарк надеялся таким образом подорвать влияние партии Центра и нейтрализовать оппозицию земель с католическим населением, в первую очередь, обеспечить ассимиляцию поляков, численность которых приближалась к 1 млн человек. Но Бисмарк просчитался. Многие в Германии, и не только католики, расценили культуркампф как покушение на конституционные гарантии свободы совести и отвергли его.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.016 с.) |