Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности распада Британской колониальной системы.

Поиск

Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании. Под давлением мощной антиимпериалистической борьбы Великобритания была вынуждена предоставить независимость Индии (1947); при этом страна была разделена по религиозному признаку на Индию (доминион с 1947, республика с 1950) и Пакистан (доминион с 1947, республика с 1956). На независимый путь развития встали также Бирма и Цейлон (1948). В 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации (с 15 мая 1948) британского мандата на Палестину и о создании на её территории двух самостоятельных государств (арабского и еврейского). Пытаясь остановить борьбу народов за независимость, английские империалисты вели колониальные войны в Малайе, Кении, на Кипре, в Адене, применяли вооружённое насилие в др. колониях.

Однако все попытки сохранить колониальную империю потерпели крах. Подавляющее большинство народов колониальной части Б. и. добилось политической независимости. Если в 1945 население английских колоний составляло около 432 млн. чел., то к 1970 — около 10 млн. От английского колониального господства освободились: в 1956 — Судан; в 1957 — Гана (бывшая британская колония Золотой Берег и бывшая британская подопечная территория Того), Малайя [в 1963 вместе с бывшими британскими колониями Сингапур, Саравак и Северное Борнео (Сабах) образовала федерацию Малайзию; Сингапур в 1965 вышел из Федерации]; в 1960 — Сомали (бывшая британская колония Сомалиленд и бывшая подопечная территория ООН Сомали, находившаяся под управлением Италии), Кипр, Нигерия (в 1961 в состав федерации Нигерии вошла северная часть подопечной территории ООН Камеруна Брит.; южная часть Камеруна Британского, объединившись с Республикой Камерун, образовала в 1961 федеративную Республику Камерун), в 1961 — Сьерра-Леоне, Кувейт, Танганьика: в 1962 — Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда; в 1963 — Занзибар (в 1964 в результате объединения Танганьики и Занзибара была создана Объединённая Республика Танзания), Кения; в 1964 — Малави (бывшая Ньясаленд), Мальта, Замбия (бывшая Северная Родезия); в 1965 — Гамбия, Мальдивы: в 1966 — Гайана (бывшая Британская Гвиана), Ботсвана (бывшая Бечуаналенд), Лесото (бывшая Басутоленд), Барбадос; в 1967 — бывшая Аден (до 1970 — Народная Республика Южного Йемена; с 1970 — Народная Демократическая Республика Йемен); в 1968 — Маврикий, Свазиленд; в 1970 — Тонга, Фиджи. Были свергнуты проанглийские монархические режимы в Египте (1952) и Ираке (1958). Независимости добились бывшая подопечная территории Новой Зеландии Западная Самоа (1962) и бывшая подопечная территория Австралии, Великобритании и Новой Зеландии Науру (1968). «Старые доминионы» — Канада (в 1949 в её состав вошёл Ньюфаундленд), Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка — окончательно превратились в политически независимые от Великобритании государства.

Процесс распада Б. и. привёл к возникновению на её месте т. н. Содружества, куда входит большинство освободившихся стран, составлявших Б. и. Империалистические круги Великобритании и «старых доминионов» стремятся использовать Содружество как ширму для прикрытия своей неоколониалистской политики, направленной на сохранение экономической и политической позиций в странах Содружества. В Содружество включены территории, ещё остающиеся под господством Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, что свидетельствует о сохранении Содружеством ряда черт старой Б. и. (борьбу за освобождение от господства расистского режима, поддерживаемого Великобританией, ведёт африканское население английской колонии Южной Родезии). Большую опасность для новых независимых государств и колониальных территорий, входящих в состав Содружества, представляет экономическая и политическая экспансия США — глава оплота современного колониализма. Народы стран Содружества продолжают борьбу против всех форм колониализма и неоколониализма.

Особенности распада Французской колониальной империи. Голлистская внешнеполитическая доктрина строилась на признании приоритета национальных интересов в категориях независимости, влияния и силы. Де Голль отказался от идеи атлантической солидарности и решительно выступил против сложившейся системы господства 2 миров. Франция заявила, что готова стать опорой диалога м\у Востоком и Западом. Это улучшило франко-советские отношения. С 58-59г расширились межправительственные контакты и экономическое сотрудничество двух стран. Расширялись связи Франции с восточноевропейскими социалистическими странами. Зато ухудшились отношения Франции с США. В основном из-за того, что Голль стремился обеспечить полную независимость Франции в области национальной безопасности. Рубежное значение имели англо-французские и англо-американские переговоры 62г о развитии ядерных вооружений. Англия отвергла французский проект совместного создания ядерных сил и присоединилась к НАТО. С 63г Франция окончательно отказывается от «атлантического курса» и переходит к системе ядерного сдерживания. В 64г Де Голль заявил, что Франция стала ядерной державой. В 66 Франция выходит из НАТО. Руководству НАТО было предложено в кратчайшие сроки вывести вооружение с территории Франции, она отказалась даже выплатить компенсацию. Залогом изменения системы мо голлисты считали образование 3ей силы, в качестве которой рассматривалась объединенная Европа. В 60х Франция решительно вернула себе статус лидера интеграционного процесса. Их лозунг – тесное сотрудничество при сохранении национального суверенитета. Несмотря на обстоятельства прихода де Голля к власти колониальный вопрос не стал приоритетом во внешней политике. Он был убежден, что эпоха колоний закончилась, и что основа взаимоотношений с 3им миром – взаимовыгодные экономические отношения. В соответствии с конституцией 58г Французский союз стал Сообществом, включающее суверенные государства, имеющее право на свободный выход и получение полной независимости. Уже вскоре начался выход участников из Сообщества. Но гибкая политика правительства позволила Франции сохранить значительное экономическое и политическое влияние в этом регионе. Ключевое значение для отношений Франции со странами 3го мира имело разрешение алжирского конфликта. В сентябре 59г президент заявил о намерении урегулировать алжирскую проблему путем выбора алжирцами их будущего. После почти годичных переговоров французским и алжирским правительствам были подписаны Эвианские соглашения о прекращении огня, об условиях самоопределения Алжира и принципах будущих франко-алжирских отношениях.! июля 62г французское правительство признало независимость Алжира. Это стало толчком для стремительного развития отношений с арабскими странами.

 

 

Берлинский кризис 1961 г.

Так называемому «большому» Берлинскому кризису 1958-1961 г, положил начало советский ультиматум от 27 ноября 1958, касающийся статуса Западного Берлина.

После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор в нарушение Потсдамских соглашений 1945 г. по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Западного Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный Свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор.

Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кэмп Девиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

До строительства стены граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия проходила прямо по улицам и домам, каналам и водным путям. Официально действовал 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге. Кроме того, существовали сотни нелегальных путей. Отсутствие чёткой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов в ФРГ. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать — в ФРГ.

В августе 1960 г. правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина, ссылаясь на необходимость пресечь ведение ими «реваншистской пропаганды». В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как «экономическую войну». После длительных и трудных переговоров соглашение было все же введено в действие с 1 января 1961 г. Но кризис этим не разрешился. Лидеры ОВД продолжали требовать нейтрализации и демилитаризации Западного Берлина. В свою очередь, министры иностранных дел стран НАТО подтвердили в мае 1961 г. намерение гарантировать пребывание вооруженных сил западных держав в западной части города и ее «жизнеспособность».

Оба блока и оба германских государства наращивали свои вооруженные силы и активизировали пропаганду против противника. Власти ГДР жаловались на западные угрозы и маневры, «провокационные» нарушения границы страны, деятельность антикоммунистических групп. Они обвиняли «агентов ФРГ» в организации десятков актов саботажа и поджогах. Большое недовольство руководства и полиции Восточной Германии вызывала невозможность контролировать потоки людей, перемещавшихся через границу.

Ситуация усугубилась летом 1961 г. Жёсткий курс восточногерманского лидера Вальтера Ульбрихта, экономическая политика, направленная на то, чтобы «догнать и перегнать ФРГ», и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-60 гг., внешнеполитическая напряженность и более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад.

В условиях обострения обстановки вокруг Берлина руководители стран ОВД приняли решение закрыть границу. С 3 по 5 августа 1961 г. в Москве было проведено совещание первых секретарей правящих коммунистических партий государств ОВД, на котором лидер ГДР Вальтер Ульбрихт настаивал на закрытии границы в Берлине. 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление принял Совет министров ГДР. Полиция Восточного Берлина была приведена в состояние полной готовности.

13 августа 1961 года началось строительство стены. В первом часу ночи к району границы между Западным и Восточным Берлином были подтянуты войска, которые в течение нескольких часов полностью блокировали все участки границы, находящиеся в черте города. К 15 августа вся западная зона была обнесена колючей проволокой, и началось непосредственное возведение стены. В тот же день были перекрыты четыре линии Берлинского метро.

 

Строительство и переоборудование стены продолжалось с 1962 по 1975 год.

Для посещения Западного Берлина гражданам ГДР требовалось специальное разрешение. Правом свободного прохода обладали только пенсионеры.

Карибский кризис 1962 г.

Карибский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.

В 1969 году на Кубе был свергнут проамериканский режим диктатора Батисты. И к власти приходят революционеры, в частности Фидель Кастро. Вначале Куба не заявляла о том, что она собирается выбирать просоветскую ориентацию, что она собирается строить социализм. Но США не нравилось то, что произошло на Кубе. США негативно отнеслись к Фиделю Кастро. Это подтолкнуло новое кубинское руководство к развитию отношений с Советским Союзом. Естественно, что подобные действия стали вызывать еще более негативную реакцию в Вашингтоне. И после этого США начинают делать ставку на кубинских контрреволюционеров, точнее на кубинских эмигрантов, которые компактно проживают во Флориде, и которых решили использовать для свержения существующего там режима.

Снарядили отряд, который высадился на Кубе в 1961 году, в районе Плай-Херон. Но отряд был разбит кубинскими войсками. Но это все очень серьезно обеспокоило Советский Союз. Хрущев был очень доволен тем, что случилось на Кубе. Это была первая страна, строящая социализм в западном полушарии, прямо под боком у США. Было принято решение разместить на территории Кубы ракеты среднего радиуса действия, способные нести ядерный заряд. Эти ракеты стали размещаться на Кубе в сентябре 1962 года. Причем Америке об этом не говорили, решив поставить ее перед фактом.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

На самом деле Кеннеди был не прав. Американские ракеты находились ближе к территории СССР, чем советские. Американские ракеты были размещены на территории Турции. И в моральном отношении американцы не имели право возмущаться. Что касается международно-правовой стороны вопроса, то это дело Кубы – брать ракеты или не брать у Советского Союза. Но США рассматривали это как серьезный удар.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в cдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьез обсуждался силовой вариант решения проблемы, и сторонники такого варианта убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Было достигнуто секретное соглашение, что США выведут свои ракеты с территории Турции. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Все вопросы решали без Кубы, и Фидель Кастро обиделся на советское руководство. Потому что ему было бы выгоднее, чтобы американцы убрали ракеты с территории Гуантанамо, а не с территории Турции. На Кубу приехал Микоян улаживать все эти вопросы. Микоян обладал данными прекрасного дипломата.

Карибский кризис продолжался 38 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом Разрядки международной напряжённости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.141 (0.015 с.)