ТОП 10:

Внутренняя и внешняя политика правительств М. Тэтчер и Дж. Мейджора.



На парламентских выборах 1979 победили консерваторы и впервые правительство возглавила 53-летняя женщина – Маргарет Тэтчер. Социально-экономическая стратегия «тэтчеризма», представлявшая собой британский вариант неоконсерватизма, избрала главной целью борьбу с инфляцией, а не с безработицей, а теоретическим фундаментом этого курса – доктрину монетаризма. Вскоре после прихода к власти консервативный кабинет отменил ограничения на движение капитала (=>рост вывоза капитала из страны), на размер учетной ставки Английского банка (=> приток иностранного капитала в Англию) и отказался от какого-либо контроля за ценами (носил номинальный характер). Усиление действия рыночных факторов в экономике: сокращение предпринимательской деятельности государства (уменьшение субсидий государственному сектору), широкая программа приватизации – 1981 (в первую очередь нефтяная, газовая пр-ть и инфраструктура, а также муниципальные жилые дома). На деле происходило перемещение активной деятельности государства из сферы производства в сферу обращения, а основным инструментом регулирования экономики становился государственный бюджет. 1980 и 1982 – законы о занятости (запрет стачек солидарности, отмена правила «закрытого цеха»). + Отмена соглашений с тред-юнионами о минимальной гарантированной зарплате. => стачечное движение («голодные походы»)

1981 – раскол лейбористов. Отделение правой группировки и образование Соц-дем партии. 1988 – союз с либералами, образование Социально-либеральной демократической партии.1984 – всеобщая стачка горняков – репрессии – 1986 закон «об общественном порядке» (расширение полномочий полиции).С 1985 – длительный период подъема английской экономики. Основные тенденции: 1) сокращение государственного сектора при повышении его эффективности, 2) использование преимущественно кредитно-финансовых рычагов государственного регулирования, 3) государственное стимулирование развития обрабатывающих отраслей на базе передовых наукоемких технологий, 4) сохранение государственного социального обслуживания при общем снижении его качества.1982 – англо-аргентинский конфликт из Фолклендских островов. Аргентина сместила английского губернатора, на что Британия выслала военную эскадру из 40 кораблей и восстановила свои права. Сложные отношения с ЕЭС. Дистанцирование. Неприятие Шенгенских соглашений 1986 , оттягивание вступления в ЕВС. Тяжелое подписание Маастрихтского договора 1993. Сближение с США.1983 – Гренада

 

39. Особенности внутр. и внеш. политики Великобрит. в 90-е - нач. 2000 гг. 1990 – реформа местного налогообложения, предусматривавшая введение подушного избирательного налога по единой ставке (вместо ставки, связанной с размером имущества) – очень непопулярная. Раскол в партии – претендент на место Тэтчер – мин обороны Хэзлтайн. Тэтчер ушла в отставку. Вместо нее победил Минфин Мейджор. Его тактика заключалась в том, чтобы настойчиво провозглашать преемственность политического курса и при этом постепенно избавляться от крайностей «тэтчеризма». 1991 – отмена подушного избирательного налога. 1992 – разработана серия документов под общим названием «Хартия граждан», содержавших требования к качеству предоставляемых соц. Услуг различным категориям граждан.В целом его экономическая политка во всех основных пунктах была продолжением курса Тэтчер. В социальной сфере ставка делалась не на рост государственных расходов, а на улучшение качества обслуживания. До 1997 г. Лейбористы были в оппозиции 18 лет. С 1994 г. лидером лейбористов стал 40-летний Энтони Блэр. Он сосредоточил все усилия на создании нового облика партии. 1995 – изменена формулировка знаменитого «четвертого пункта» устава партии (она называла целью партии обобществление средств производства) – теперь: создание «динамичной экономики, в которой предпринимательство, рынок и конкуренция тесно взаимодействуют с партнерством и кооперацией». Началось формирование концепции «нового лейборизма». Она ставила целью создание социально ориентированной рыночной экономики, в которой индивидуальная инициатива и предприимчивость сочетались бы с коллективизмом гражданского общества и социальной ответственностью государств . На выборах 1997 за них проголосовало 43% среднего класса (бывший электорат консерваторов). Провозглашены принципы: 1) тесное сотрудничество с бизнесом; 2) борьба с бедностью; 3) увеличение капиталовложений в общественные службы и их модернизация; 4) жесткие меры в отношении преступности. Главным направлением деятельности кабинета Блэра стала конституционная реформа (предоставление большей самостоятельности Шотландии и Уэльсу, реформа избирательной системы и парламентская реформа). Сент. 1997 – референдум в Уэльсе по вопросу создания местных представительных учреждений. 1998 – законы, которые утверждали Шотландский парламент и Ассамблею Уэльса. Май 1999 – первые выборы в них. Компетенция: ограниченное право законотворчества, некоторая финансовая самостоятельность, контроль системы здравоохранения, образования, судебной (только в Шотландии), транспорта, с/х, окруж. среды. Процесс регионализации должен был охватить и ведущие районы Англии, но пока нет единства во мнениях по этому вопросу (либеральные демократы выступают за федерализацию, а лейбористы – за сильную центральную власть). Некоторое смягчение ситуации в Северной Ирландии. 1998 – заключено соглашение «Страстной пятницы» в Белфасте о создании Ассамблеи Сев. Ирландии (по референдуму). Начала работать в июле 1998 (полномочия те же, только судебная система контролируется Министерством по делам Ирландии). Реформа палаты лордов. Сокращение числа наследственных пэров с 750 до 92. изменены условия назначения пожизненных пэров (создана специальная комиссия по назначениям). Реформа носит достаточно умеренный характер. В предвыборной программе было дано обещание изменить систему выборов в палату общин. Пока не определены сроки, но выборы 1999 в парламенты прошли по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. В социально-экономической политике акцент сделан в сторону методов монетаризма. Предоставлена независимость Английскому банку. Жесткие меры по сокращению общественных расходов. Установлен размер инфляции не выше 2,5 %. Все это с целью сокращения бюджетного дефицита. Критика: слева – за сокращение соц. расходов, справа – за Англ. банк.Правительство пошло на значительное увеличение расходов на образование. Реформа финансирования высшей школы с целью дать большему количеству людей возможность получить высшее образование. Реформа национальной службы здравоохранения. Июль 2000 – «План национальной службы здравоохранения для Англии» : 1) население страны д. б. больше вовлечено в систему здравоохранения через специальные службы; 2) обеспечение новыми современными технологиями больниц; 3) создание специального департамента по модернизации нац. Службы здр.; 4) увеличение ассигнований на последнюю. В целом предусматривается рост расходов на соц. Службы на 6% в год.Внешняя политика. 1997 – Амстердамский договор о присоединении Великобритании к Социальной хартии ЕС. Направления:

- Проведение энергичной европейской политики.

- Укрепление НАТО.

- Создание сильной обороны.

- Активное участие в решении мировых проблем.

- Укрепление взаимоотношений с США.

1998 - подписан 3сторонний мирный договор с Сев Ирландией. Восстановлен статус политической автономии С. И. Ирландия обязывалась отказаться от притязаний на Ольстер,а брит правительство соглашалось на образов общеирландских местных органов самоуправления с ограниченными полномочиями. Блэр сделал ставку на возрождение особых отношений с США – брит проавит высказалось за поддержку американских антитеррористических бомбардировок Судана и Афганистана. В 1999 Великобр вместе с США выступила сторонником наиболее жестких действий против Югославии. Паоддержка расширения НАТО на восток. Налаживание взаимоотношений с партнерами по ЕС.

 

Образование и деятельность Временного правительства во Франции после окончания второй мировой войны.

2 июня 1944г Французский Комитет Национального Освобождения объявил себя Временным правительством. После освобождения Парижа де Голль начал консолидировать государственную власть. Назначенные в департаменты префекты начали восстановление генеральных и муниципальных советов. В крупных городах представителями временного правительства стали комиссары республики. 28 августа Де Голль издал приказ о ликвидации ФНС. В октябре в Авиньоне были открыты Генеральные Штаты – съезд комитетов национального освобождения. Помимо первоочередных мер по восстановлению экономической и социальной инфрастуктуры, задачей Временного Правительства была подготовка конституционно-правовой реформы. Политическая ситуация в стране оставалась сложной, война расколола нацию. Петена поддерживало большинство государственной бюрократии, крестьяне, многие военные. Де Голль, стремясь сохранить имидж общенационального лидера не спешил придавать движению своих сторонников определенную форму. Голлисты критиковали попытку воссоздать режим партий, приведший Францию к катастрофе. Он также предпочитал пока не выдвигать и развернутую программу социально-экономических преобразований. Его главной целью было возрождение французского государства, осуществление радикальной конституционно-правовой реформы, основанной на концентрации власти. Де Голля поддерживали представители довольно разных социальных групп. В тоже время на политической арене процветала масса различных партий. Популярной была ФКП, достаточно прочными остались позиции социалистов, хотя их программа не многим отличалась от обновленной программы коммунистов. Еще одной массовой политической партией тесно связанной с сопротивлением являлось Народно-Республиканское движение. Организационное ядро составили объединившиеся в 44г некоммунистические группы Сопротивления. В политической жизни принимали участие и небольшие группы, вышедшие из Движения Сопротивления. На основе некоторых из них сформировался в 45г Демократический и Социальный союз сопротивления. Левое крыло возглавил Франсуа Миттеран. Он объединял противников Де Голля. Единственной партией III республики была Республиканская партия. В ней также были популярны идеи возвращения к многопартийным парламентским коалициям. Дополняли эту политическую палитру группировки «умеренных». Ускоренное формирование широкого партийно-политического спектра вступало в противоречие с курсом на концентрацию госвласти, избранным Де Голлем. Стремясь не допустить перехода инициативы к партиям он, накануне выборов, устроил референдум по двум вопросам: о придании избираемому представительному органу статуса Учредительного собрания и об ограничении его функций только вопросами конституционного строительства. Результаты были положительными. Выборы принесли успех голлистам, однако успех был относительным, т.к. в состав правительства вошли по 5 представителей ФКП. СФИО, МРП. В декабре 45г неустойчивый компромисс м\у ведущими политическими силами сменился острым конфликтом. Де Голль подал в отставку, его преемником стал социалист Ф. Гуэн. 19 апреля 1946г Учредительное собрание одобрило проект конституции, а в мае он был вынесен на референдум. Референдум принес отрицательный результат. Это вызвало необходимость проведения новых выборов и созыва второго Учредительного собрания. Временное правительство и Конституционную комиссию возглавили представители МРП Ж. Бидо и П. Коста-Флор. На ситуацию существенно повлияло возвращение в политику Де Голля, который 16 апреля 1946г впервые сформулировал свой конституционный проект. Столкнувшись с растущим влиянием голлистов, лидирующие партии Учредительного собрания поспешили прийти к компромиссу по поводу нового проекта конституции. Он был представлен Собранию 2 сентября 1946г и получил полную поддержку. Референдум прошел 13 октября, а с 24 декабря конституция вступила в силу. Конституция 46г провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, которую помимо европейских владений входили заморские департаменты и подмандатные территории. Был сохранен предыдущий вариант Преамбулы и текст Декларации прав человека. Основным органом государственной власти становился двухпалатный парламент, состоящий из Национальной ассамблеи и Совета Республики. В отличие от традиций III республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она заведовала бюджетом, ратифицировала международные договоры, объявляла войну. Избирались по пропорциональной системе 627 депутатов. Совет республики состоял из 320 депутатов избиравшихся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов. Полномочия Верхней палаты по сравнению с III республикой были сведены до минимума. Был наделен лишь совещательными функциями в законотворческой области и его рекомендации были необязательны для нижней палаты. Президент был главой государства, но его полномочия были ограничены представительской функцией. Он был лишен права роспуска нижней палаты и назначения должностных лиц. Любые акты президента требовали одобрения председателя кабинета и одного из министров. Избирали президента на 7 лет совместно обе палаты. Исполнительная власть вручалась Совету Министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по его же, или председателя. Правительство могло распустить парламент только после 2 правительственных кризисов подряд. Конституция сохраняла прежнюю судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства.

 

41. Внутренняя и внешняя политика Франции в годы IV-й республики. Война нанесла Франции огромный ущерб. Восстановление хозяйственного комплекса стало одним из важнейших направлений политики Временного правительства. Основу восстановительных мероприятий составила широкомасштабная национализация предприятий угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей. Под контроль государства так же перешли 5 крупнейших банков, сберегательные кассы, страховые компании. Государственное инвестирование позволило резко увеличить долю промышленности в общей сумме производственных капиталовложений. Эти преобразования требовали стабилизации финансовой системы. Де Голль отказался от монетарной денежной реформы, но согласился с Плевеном, который предлагал выпустить крупный внутренний заемы, аккумулировать в бюджете крупные финансовые средства корпораций, накопившиеся за время войны. Несмотря на политические разногласия уже к весне 47г стабилизационная программа принесла заметные результаты. В 49г был превышен довоенный уровень ВВП, отменена карточная система потребления продуктов. Находящаяся у власти левоцентристская коалиция не отказалась от активных методов государственного регулирования. В 46г был создан Генеральный секретариат по планированию экономики. Первый национальный план развития был рассчитан на 47-53г и получил название «План Монне». Основное внимание в нем уделялось радикальному обновлению производства национализированных предприятий, увеличению на этой основе промышленного производства, расширению торгового обмена метрополий, повышению производительности труда. Важнейшей задачей стало обеспечение финансовой стабильности. Важную роль в обеспечении финансовой стабилизации сыграло присоединение Франции к плану Маршалла. Реализация этой программы была сопряжена с активным проникновением американского капитала в экономическое пространство Франции и зависимость Франции. Это вызвало резкую критику со стороны многих политических сил. В конце 40х были осуществлены важные преобразования в сфере трудовых отношений, расширена система госпомощи безработным, создана единая государственная система страхования. Началось строительство дешевого жилья. Второй план (1954-57) был ориентирован на повышение конкурентоспособности французской промышленности. Приоритет был уже отдан частному сектору. Показатели II плана были даже перевыполнены. Началась глубокая французская перестройка французской промышленности. Тотальный характер приобрело обновление оборудования. Постепенно разворачивалось производство в новых отраслях: атомной, электронной. Большую роль в укреплении экономики сыграло уменьшение вывоза капитала за рубеж. К концу 50 сложившаяся модель экономических отношений стала утрачивать прежнюю эффективность. Кризис конституционного строя подрывал упорядоченность административного управления. Вновь обострилась проблема инфляции. При принятии III плана был провозглашен переход от протекционизма к открытой экономике. Основанием была ставка на дальнейшее развитие европейской интеграции. Но это требовало политической стабильности.

Активное участие Деголлевского Сопротивления в борьбе против нацизма позволило восстановить международный статус Франции. Важную роль в этом сыграла позиция СССР. Зимой 44, во время визита в Москву Де Голль подписал советско-французский договор о взаимопомощи. При обсуждении германского вопроса на Потсдамской конференции Франция заняла жесткую позицию, она добивалась полного ослабления Германии, ужесточения международного контроля, и расчленения страны. СССР поддержал. Первый шаг в оформлении союзнических отношений м\у США и Францией – подписание в 46г Вашингтонского соглашения, по которому Франции предоставлялись американские кредиты и списывались прежние долги. Неизбежным следствием этого стало ухудшение отношений с СССР. Франция приняла активное участие в формировании военно-политического союза западных стран. Она была одним из организаторов Западного союза(48г), через год вступила в НАТО. На ее территории развернулась большая часть военной и транспортной инфраструктуры НАТО. С конца 40х гг Франция активно участвовала в европейской интеграции. Лидеры французской дипломатии разработали особую концепцию интеграционного сотрудничества в отдельных сферах при сочетании наднационального и межгосударственного принципов. В 1950г Франция выступила с соответствующими инициативами. В развитие плана Шумана в 1951г появилась превая организация из системы ЕС – ЕОУС. Также Франция выступала с планом создания объединенных Вооруженных сил, договор был подписан, но так и не вступил в силу.

Наиболее болезненной внешнеполитической проблемой для Франции стал колониальный вопрос. Невозможность восстановления империи становилась очевидной и Франция предлагала правовую концепцию Французского союза, но реализовать ее не удалось, опять же из-за политической нестабильности IV республики. Уже в 45г колониальные власти жестко подавили восстание в Алжире. 1,5г спустя аналогичные события повторились в Мадагаскаре. Фатальное значение имело начало вооруженного конфликта в Индокитае. С ноября 46г там начались военные действия растянувшиеся на 7 лет и принесшие много ненужных жертв. Лишь с приходом правительства Менденс-Франса позорная война была окончена. В 54г был заключен Женевский договор согласно которому в Сев. и Юж. Вьетнаме образовывались суверенные государства. В начале 50х обострились отношения с Тунисом и Марокко. Когда тунисское правительство выступило с требованием независимости, Франция ответила волной репрессий. Тоже и с Марокко. Ги Молее, прийдя к власти признал их независимость. Сложнее был конфликт в Алжире. Начались беспорядки. Даже правительство Ги Молле заявило о необходимости военного присутствия. Спустя 3 месяца начались дипломатические демарши против Египта, национализировавшего Суэцкий канал, что привело к участию Франции в Суэцком военном конфликте и еще больше осложнило ситуацию в Алжире. Попытки нового правительства решить ситуацию ни к чему не приводили. В результате Де Голлю были переданы чрезвычайные полномочия по формированию правительства национального спасения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.007 с.)