Странная война». Военные действия в Европе в 1939- нач. 1940 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Странная война». Военные действия в Европе в 1939- нач. 1940



Странная война». Военные действия в Европе в 1939- нач. 1940

Причины:Реваншистские настроения в Германии; Безответственное поведение дипломатов Европы; Имперские настроения Германии, Японии, Италии, СССР; Длительный изоляционизм США

Утром 1сент 1939г – 5 немецких армий, 62 дивизии, 2,5тыс. танков, 2тыс самолетов вторглись в трех направлениях на территорию Польши. 3 сентября – Англия и Франция объявили войну Германии, сославшись на данные Польше гарантии. В войну были втянуты 61 государство, страны почти всех континентов мира. 16 сентября польское правительство эмигрировало в Румынию, потом в Англию. Английская авиация пыталась нанести удар по военно-морской базе Германии, но самолеты не причинили никакого вреда, только одному судну, в которое врезался подбитый ангдийский самолет. На просьбу Польши Англия ответила, что не будет бомбить Германию, пока та не будет бомбить ее. Сбрасывает на Германию листовки «Война конфетти» 17 сентября 1939 - СССР заявил, что должны взять под защиту Западную Украину и Белоруссию. Германия боялась Красной Армии 17 сентября войска занимают польскую террит, но столкновений нет, был даже парад. Проблема границ между Германией и СССР: 28 сентября 1939 года в Москве подписан Риббентропом «Договор о дружбе и границах» с секретным приложением пакт о ненапад + Литва как сфера влияния Ноябрь 1939 Запдная Украина и Западная Белоруссия в составе СССР, переговоры с Прибалтикой. Получили пакты о ненападении и право создания военно-морских баз. Переговоры с Финляндией, кот имела важное стратег полож (широк граница+ недалеко от Ленинграда) Переговоры в апр38, попытка сделать из Фин союзника. (Рыбин и Кайндер), реально ничего не дали. Ф не хочет менять нейтралитет, окт39 – Паасики и Сталин, Молотов, Надо решить тер проблемы, обеспеч безоп Лениенгр, отодв границу от Приморска до Липола, Кор переш. В замен СС предлаг тер в 2р больше.Ф. не соглаш. 29окт39- план воен решения, за 2 нед. 26нояб 39-повод- СС обвин Ф в расстреле 4 красноарм на границе в дерев Майилаа. 30нояб по всей линии фронта наступление. Война до 12марта 40г. Линия Манергейма, 1дек- озд фин нар прав-ва, Куусина. СС не готов к войне. 15дек 39- искл СССР из Лиги Нации, но это послед деят Лиги. Анг и Фр помог Фин. 40г- сит-я стабилиз, штурм Выборга, Зап союзники так и не направ войска..Фины перешли к перегов. 12марта40-мир дог., нов гос граница, Кор перешеек, Выборг, Приозерск, П-ов Ханка- воен мор база. Начало Второй МВ. Воен действия в Европе (39-41гг)31 авг Периодизация: Начальный 1сентября 1939 – 22 июня 1941; Вступление СССР и США, антигитлер коалиция, 22 июня 1941 – ноябрь 1942; Коренной перелом- ноябрь 1942 – декабрь 1943; Разгром фашистов в Европе – декабрь 1943 – 9 мая 1945;Поражение Японии - 9мая 1945 – 2 сентября 1945

. Поражение Франции в начальный период второй мировой войны и его последствия.

У фр 5-ти кратное превосходство, но бездеят армии на зап фронте подрывает дух войска, разложение. Анг и Фр рассмат 2МВ как продолж первой (длит, блокадная, ведение действии на переферии), Хотели послать войска в Сев европу, но Норв и Швеция не дали. Герм нач опер против Сев евр 9апр нем войска вторгл в Данию и Норвег. Прав капитулиров, нет сопротив. В Норв анг и фр войска, отвоевали часть тер, но вскоре норв прав-во капитул. Марионет прав-во во главе с Квислингом. В планы Гитлера не входил захват Скандинавии. Гл противникГерм- Фр. 10мая40- наступ на Бенилюкс Для оправдания немцы бомбили свой город и обвинили ыв этом их. Прорыв, нем войска обходят линию Можено. 14мая- капит Голланд фр маршал Петен и Вайган не думали воевать, хотели выйти из войны. 28мая - капит Бельгия. Наступление на Париж, 10мая –фр прав-во бежало в Бордо. Париж- открыт город. 26июн- в Компьен лесу мир договор в том же вагоне, унижение Франции. 2/3 тер оккупир Герм, Эльзас и Лотаринг Германии. Англия шокирована. Операция Герм «Морской лев», вторжение на остров + план Барбарроса против СССР(весной41)Массированные бомбардировки Англии, сис-ма противовозд обороны работала плохо, много разркшений. Схватки между флотами. Формир англо-амер блока, Рузвельд прислал 50 боев кораблей, закон о лендлизе. 17сент40- Тройственный союз (Герм, Ит, Яп)+рздел сфер влияния. Нояб41 в Тр.союз включ Венгрия, Рум, Слов, 41г-Болг, Фин, Тайное соглаш о транзите нем войск через Фин. В Сев Норвегию. Подключ Фин к плану Барбаросса. Герм за 3 мес захват 6 евр го-в. СССР после пакта Молот-Риббентропа –перегов с Прибалтикой. Авг41-Прибалт в сост СССР. Рум возврвщ Бессарабию и Кр армия входит в Оум, образов респ Молдавия. Авг40-перегов между Рум и Венг, Герм требует ½ Пенсильвании. Рум король отрекся от престола. Антонеску управ Румынией. Встреча Молотова и Гитлера. Гит уклонился от ответов. 18дек 40 – гитлер подписал директиву о наступ на СССР. Лето 41 – Активизация Италии, действия в Африке.(Сомали, Кения, Судан, Египет) Анг войска громят ит. Ит потеряла все колонии в Африке, Герм вынужд помогать союзнику. Но ит войска разгром Грецией, Герм опасается, что англ высад в Греции, наступ на Гр нем войск. В Югославии срергнуто прогерм прав-во, 6апр-Герм вторглась в Юг, Белград разрушен до основания. Юг разделена между Герм, Ит, Венгрией, Болг, Хорватия относит независима. Война в Греции, но не смогли устоять. 23апр Греция разгромлена, анг капит, это задержало наступ на СССР.

 

Образование антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны.

22 июня 1941г. Великобритания, а 26 июня США поддержали СССР в его борьбе против немецко-фашистских войск. Лето 1941г. считается периодом формирования антифашистской (антигитлеровской) коалиции. Но сотрудничество СССР, США и Великобритании долгое время велось путем двусторонних переговоров (на уровне рабочих групп, министров иностранных дел стран, на уровне глав государств: 3 Вашингтонские конференции Рузвельта и Черчилля в декабре 1941г. – январе 1942г., июне 1942г. и мае 43-го; Лондонские переговоры представителей глав правительств и начальников штабов Великобритании и США в апреле 1942г.; визит наркоминдел СССР (Молотова) в Лондон и Вашингтон в мае–июне 1942г.; встреча Черчилля и Сталина в Москве в августе 1942г.; Конференция Черчилля и Рузвельта в Касабланке в январе 1943г.; Конференция Рузвельта и Черчилля в Квебеке в августе 1943г. Двусторонние контакты оказались очень полезными. Однако к концу 1943г. возникла потребность в трехсторонней встрече для координации своих усилий в борьбе с фашизмом. Основной толчок - необходимость открытия второго фронта в Западной Европе. В Москве в октябре 1943г. состоялась подготовительная конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании для выяснения позиций сторон.

Берлинский кризис 1961 г.

Так называемому «большому» Берлинскому кризису 1958-1961 г, положил начало советский ультиматум от 27 ноября 1958, касающийся статуса Западного Берлина.

После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор в нарушение Потсдамских соглашений 1945 г. по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Западного Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный Свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор.

Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кэмп Девиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

До строительства стены граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия проходила прямо по улицам и домам, каналам и водным путям. Официально действовал 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге. Кроме того, существовали сотни нелегальных путей. Отсутствие чёткой физической границы между зонами приводило к частым конфликтам и массовой утечке специалистов в ФРГ. Восточные немцы предпочитали получать образование в ГДР, где оно было бесплатно, а работать — в ФРГ.

В августе 1960 г. правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина, ссылаясь на необходимость пресечь ведение ими «реваншистской пропаганды». В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как «экономическую войну». После длительных и трудных переговоров соглашение было все же введено в действие с 1 января 1961 г. Но кризис этим не разрешился. Лидеры ОВД продолжали требовать нейтрализации и демилитаризации Западного Берлина. В свою очередь, министры иностранных дел стран НАТО подтвердили в мае 1961 г. намерение гарантировать пребывание вооруженных сил западных держав в западной части города и ее «жизнеспособность».

Оба блока и оба германских государства наращивали свои вооруженные силы и активизировали пропаганду против противника. Власти ГДР жаловались на западные угрозы и маневры, «провокационные» нарушения границы страны, деятельность антикоммунистических групп. Они обвиняли «агентов ФРГ» в организации десятков актов саботажа и поджогах. Большое недовольство руководства и полиции Восточной Германии вызывала невозможность контролировать потоки людей, перемещавшихся через границу.

Ситуация усугубилась летом 1961 г. Жёсткий курс восточногерманского лидера Вальтера Ульбрихта, экономическая политика, направленная на то, чтобы «догнать и перегнать ФРГ», и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-60 гг., внешнеполитическая напряженность и более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад.

В условиях обострения обстановки вокруг Берлина руководители стран ОВД приняли решение закрыть границу. С 3 по 5 августа 1961 г. в Москве было проведено совещание первых секретарей правящих коммунистических партий государств ОВД, на котором лидер ГДР Вальтер Ульбрихт настаивал на закрытии границы в Берлине. 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление принял Совет министров ГДР. Полиция Восточного Берлина была приведена в состояние полной готовности.

13 августа 1961 года началось строительство стены. В первом часу ночи к району границы между Западным и Восточным Берлином были подтянуты войска, которые в течение нескольких часов полностью блокировали все участки границы, находящиеся в черте города. К 15 августа вся западная зона была обнесена колючей проволокой, и началось непосредственное возведение стены. В тот же день были перекрыты четыре линии Берлинского метро.

 

Строительство и переоборудование стены продолжалось с 1962 по 1975 год.

Для посещения Западного Берлина гражданам ГДР требовалось специальное разрешение. Правом свободного прохода обладали только пенсионеры.

Карибский кризис 1962 г.

Карибский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.

В 1969 году на Кубе был свергнут проамериканский режим диктатора Батисты. И к власти приходят революционеры, в частности Фидель Кастро. Вначале Куба не заявляла о том, что она собирается выбирать просоветскую ориентацию, что она собирается строить социализм. Но США не нравилось то, что произошло на Кубе. США негативно отнеслись к Фиделю Кастро. Это подтолкнуло новое кубинское руководство к развитию отношений с Советским Союзом. Естественно, что подобные действия стали вызывать еще более негативную реакцию в Вашингтоне. И после этого США начинают делать ставку на кубинских контрреволюционеров, точнее на кубинских эмигрантов, которые компактно проживают во Флориде, и которых решили использовать для свержения существующего там режима.

Снарядили отряд, который высадился на Кубе в 1961 году, в районе Плай-Херон. Но отряд был разбит кубинскими войсками. Но это все очень серьезно обеспокоило Советский Союз. Хрущев был очень доволен тем, что случилось на Кубе. Это была первая страна, строящая социализм в западном полушарии, прямо под боком у США. Было принято решение разместить на территории Кубы ракеты среднего радиуса действия, способные нести ядерный заряд. Эти ракеты стали размещаться на Кубе в сентябре 1962 года. Причем Америке об этом не говорили, решив поставить ее перед фактом.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолет-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

На самом деле Кеннеди был не прав. Американские ракеты находились ближе к территории СССР, чем советские. Американские ракеты были размещены на территории Турции. И в моральном отношении американцы не имели право возмущаться. Что касается международно-правовой стороны вопроса, то это дело Кубы – брать ракеты или не брать у Советского Союза. Но США рассматривали это как серьезный удар.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в cдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьез обсуждался силовой вариант решения проблемы, и сторонники такого варианта убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Было достигнуто секретное соглашение, что США выведут свои ракеты с территории Турции. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Все вопросы решали без Кубы, и Фидель Кастро обиделся на советское руководство. Потому что ему было бы выгоднее, чтобы американцы убрали ракеты с территории Гуантанамо, а не с территории Турции. На Кубу приехал Микоян улаживать все эти вопросы. Микоян обладал данными прекрасного дипломата.

Карибский кризис продолжался 38 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом Разрядки международной напряжённости.

 

Влияние США на экономические и политические процессы в мире после окончания второй мировой войны. Образование НАТО.

После WWII США окончательно стали глав. страной запад. мира (в 1948 их удел. вес в мир. пром-ти»55%, в 1938 – ок.40%)®Взяли на себя «роль рук-ля всех наций» в противодействии «сов. экспансии» + Хиросима и Нагасаки =>Конфликт с СССР. В мар. 1946 речь Черчилля в Фултоне.® «Холодная война»→Доктрина Трумэна («сдерживания», 12 мар. 1947): глав. задача амер. внеш. пол-ки – защита дем. институтов «своб. мира». Июнь 1947 – план Маршалла экон. помощи европ. странам (в 1948-52 – 17 млрд. $) для подрыва в этих странах влияния левых.

В 1948 блокада Зап. Берлина, созд. в СССР ядер. бомбы в 1949 => необход-ть объединения зап. вооруж. сил® 4 апр. 1949 – соглашение о созд. НАТО ( противовес СЭВ, 25 янв. 1949 ). =Окончат. оформление двухполюс. мира.

В 1950-53 участие в Корейской войне – 1-е непосредственное противостояние с совет. блоком.

При Эйзенхауэре – доктрина «массиров. возмездия», курс на «освобождение народов от комм-ма». Но в целом, с сер. 50-х некот. ослабление межд. напряж-ти: совещания на высшем уровне (встреча в июле 1954 в Женеве глав пр-в США, СССР, UK и Франции).

Кеннеди – доктрина «гибкого реагирования». Карибский кризис в окт. 1962. => 5 авг. 1963 – договор между СССР, США и UK о запрещении ядер. испытаний в воздухе, космосе и под водой.

Начало войны во Вьетнаме при Джонсоне в 1965, во время шестидневной войны в 1967 США поддерживали Израиль (новые зоны американо-сов. противостояния). В 1968 году – договор о нераспространении ядерного оружия.

При Никсоне – соглашение с рук-вом Сев. Вьетнама о прекращ. войны (27 янв. 1973) и вывод сов.-амер. отнош. из тупика: бессроч. договор по ПРО (1972), врем. соглаш. о мерах по сокращ. СНВ. В 1973-74 – соглаш. о предотвращ. ядер. войны, договор об огранич. подзем. ядер. испытаний.

В июне 1979 Картером был подписан договор СНВ-1. Его посредничество в заключении мира между Египтом и Израилем (сент. 1978, Кэмпдэвид), восстановление диплом. отнош. с Китаем в 1979. С другой стороны, начало войны в Афгане→ усиление ракетно-ядер. соперничества с СССР.

При Рейгане курс на обострение отнош. с СССР: «империя зла», планы по развёртыванию СОИ (стратег. оборон. инициатива). Горбачёв пошёл на уступки: в 1987 – договор о ликвидации ракет сред. и меньшей дальности.

Буш: июль 1991 – договор о сокращ. СНВ примерно на ⅓. Операция в Персидском зал. в янв. 1991. Для поддержания экон. первенства США в мире, неск. пошатнувшегося в 70-80-х из-за конкуренции со стороны ЕС и стран АТР, в дек. 1992 – договор с Канадой и Мексикой о созд. НАФТА. После крушения СССР США – единств. супердержава→ пол-ка Вашингтона на решит. усиление своей роли в мире, стремление к гегемонии.

При Клинтоне после неудачи ставки 1992-93 гг. на нормальное сотруднич. с Россией с 1994 курс на укрепл. мир. лидерства США с применением методов диктата во внешнепол. действиях. Основ. эл-том внеш. пол-ки админ. в 90-х стала воен. сила самих США или НАТО. После распада двухполюс. мира США стали претендовать на роль мир. суперарбитра, действующего в обход санкций ООН: вмешат-во во внутриюгосл. конфликт в 1994-95, расширение НАТО, события в Косово в 1999. Опять-таки при Клинтоне в США начались разговоры о созд. НПРО.

Помимо самой сильной армии мировое лидерство США в кон. ХХ в. держится на мощи $ и эк-ки (несмотря на все разговоры о достижениях Германии, Японии, Китая американцы в целом пока что их значительно опережают по совокупности всех показателей), на заинтересованности многих гос-в в стабильности современных миропорядка и междунар. торговли. +нельзя забывать о привлекательности для значит. части мира амер. образа жизни, культуры, образования и т.д. США во многом являются эталоном в этих сферах. И т.д. и т.п.

 

 

Причинами кризиса считают

1) Энергетический кризис, вызванный ориентированностью стран Запада на дешевую арабскую нефть.

2) Циклы развития мирового капитализма («длинные волны» Кондратьева), естественным следствием которых считаются периодические кризисы.

Последствия кризиса

- Кризис стимулировал научный поиск энергосберегающих технологий и подталкивал Запад к отказу от экстенсивного типа развития экономики. Все ведущие страны стали вести поиски альтернативных источников энергии: США создали стратегические резервы нефти, Франция создала мощнейшую атомную энергетику, Великобритания, Германия, Нидерланды частично переориентировались на нефть Северного моря.

- Расстроив денежно-кредитные системы отдельных стран и международные расчёты, стагфляция усложнила международные валютно-финансовые отношения, которые базировались на так называемой бретонвудской системе (создана в 1944 в Бретон-Вудс, США, определяла главенство доллара). Потребовалось соглашение ведущих стран мира о введении «плавающих» курсов их валют. С подписанием такого соглашения в 1973 г. бретонвудская система ушла в прошлое.

- Преодоление кризиса 1974-1975 означало переход западной экономики на новый уровень интенсивного развития: углубились процессы интеграции и расширилась деятельность транснациональных корпораций (ТНК). Началась эпоха постиндустриального развития.

Тихая революция» Э. Хита.

1970 – победа консерваторов. Правительство возглавил Эдвард Хитт.

Выдвинул программу, предусматривающую достижение стабильного роста британской экономики в результате отказа от государственных ограничений свободы частного предпринимательства и сокращения государственных расходов в национализированных отраслях промышленности и социальной сфере, но не расходов на военные нужды. (Тихая концепция социально-экономического развития Англии – «тихая революция»).

Август 1971 – закон «Об отношениях в промышленности» - отныне всем профсоюзам предписывалось зарегистрироваться в специальных органах государственного надзора (=> рабочее движение). Замораживание зарплаты (1972).

Особую остроту приобретает североирландская проблема. 1972 – введено прямое управление из Лондона. Действует чрезвычайное положение (арест подозрительных). 1973 – референдум – остается в составе Великобритании.

Внешняя политика. 1971 – утверждение решения вступить на невыгодных условиях в ЕЭС (высокий взнос, увеличение внутренних цен, отмена таможенных пошлин). 1972 – подписан договор, вступил в силу – с 1 января 1973. Закон с огромным трудом проведен через палату общин. => инфляция, повышение цен, сокращение соц. программ => недовольство политикой консерваторов (всеобщая стачка горняков, введение чрезвычайного положения – сокращение подачи электроэнергии населению).

1974 – парламентские выборы. Лейбористы победили (Г. Вильсон), но не получили абсолютного большинства. Отменили закон «Об отношениях в промышленности». Увеличили размер пенсий, зарплаты шахтерам. Поставил вопрос о пересмотре условий вступления в ЕЭС.

 

Образование и деятельность Временного правительства во Франции после окончания второй мировой войны.

2 июня 1944г Французский Комитет Национального Освобождения объявил себя Временным правительством. После освобождения Парижа де Голль начал консолидировать государственную власть. Назначенные в департаменты префекты начали восстановление генеральных и муниципальных советов. В крупных городах представителями временного правительства стали комиссары республики. 28 августа Де Голль издал приказ о ликвидации ФНС. В октябре в Авиньоне были открыты Генеральные Штаты – съезд комитетов национального освобождения. Помимо первоочередных мер по восстановлению экономической и социальной инфрастуктуры, задачей Временного Правительства была подготовка конституционно-правовой реформы. Политическая ситуация в стране оставалась сложной, война расколола нацию. Петена поддерживало большинство государственной бюрократии, крестьяне, многие военные. Де Голль, стремясь сохранить имидж общенационального лидера не спешил придавать движению своих сторонников определенную форму. Голлисты критиковали попытку воссоздать режим партий, приведший Францию к катастрофе. Он также предпочитал пока не выдвигать и развернутую программу социально-экономических преобразований. Его главной целью было возрождение французского государства, осуществление радикальной конституционно-правовой реформы, основанной на концентрации власти. Де Голля поддерживали представители довольно разных социальных групп. В тоже время на политической арене процветала масса различных партий. Популярной была ФКП, достаточно прочными остались позиции социалистов, хотя их программа не многим отличалась от обновленной программы коммунистов. Еще одной массовой политической партией тесно связанной с сопротивлением являлось Народно-Республиканское движение. Организационное ядро составили объединившиеся в 44г некоммунистические группы Сопротивления. В политической жизни принимали участие и небольшие группы, вышедшие из Движения Сопротивления. На основе некоторых из них сформировался в 45г Демократический и Социальный союз сопротивления. Левое крыло возглавил Франсуа Миттеран. Он объединял противников Де Голля. Единственной партией III республики была Республиканская партия. В ней также были популярны идеи возвращения к многопартийным парламентским коалициям. Дополняли эту политическую палитру группировки «умеренных». Ускоренное формирование широкого партийно-политического спектра вступало в противоречие с курсом на концентрацию госвласти, избранным Де Голлем. Стремясь не допустить перехода инициативы к партиям он, накануне выборов, устроил референдум по двум вопросам: о придании избираемому представительному органу статуса Учредительного собрания и об ограничении его функций только вопросами конституционного строительства. Результаты были положительными. Выборы принесли успех голлистам, однако успех был относительным, т.к. в состав правительства вошли по 5 представителей ФКП. СФИО, МРП. В декабре 45г неустойчивый компромисс м\у ведущими политическими силами сменился острым конфликтом. Де Голль подал в отставку, его преемником стал социалист Ф. Гуэн. 19 апреля 1946г Учредительное собрание одобрило проект конституции, а в мае он был вынесен на референдум. Референдум принес отрицательный результат. Это вызвало необходимость проведения новых выборов и созыва второго Учредительного собрания. Временное правительство и Конституционную комиссию возглавили представители МРП Ж. Бидо и П. Коста-Флор. На ситуацию существенно повлияло возвращение в политику Де Голля, который 16 апреля 1946г впервые сформулировал свой конституционный проект. Столкнувшись с растущим влиянием голлистов, лидирующие партии Учредительного собрания поспешили прийти к компромиссу по поводу нового проекта конституции. Он был представлен Собранию 2 сентября 1946г и получил полную поддержку. Референдум прошел 13 октября, а с 24 декабря конституция вступила в силу. Конституция 46г провозглашала единство и неделимость демократической, светской и социальной Республики, которую помимо европейских владений входили заморские департаменты и подмандатные территории. Был сохранен предыдущий вариант Преамбулы и текст Декларации прав человека. Основным органом государственной власти становился двухпалатный парламент, состоящий из Национальной ассамблеи и Совета Республики. В отличие от традиций III республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она заведовала бюджетом, ратифицировала международные договоры, объявляла войну. Избирались по пропорциональной системе 627 депутатов. Совет республики состоял из 320 депутатов избиравшихся на 6 лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов. Полномочия Верхней палаты по сравнению с III республикой были сведены до минимума. Был наделен лишь совещательными функциями в законотворческой области и его рекомендации были необязательны для нижней палаты. Президент был главой государства, но его полномочия были ограничены представительской функцией. Он был лишен права роспуска нижней палаты и назначения должностных лиц. Любые акты президента требовали одобрения председателя кабинета и одного из министров. Избирали президента на 7 лет совместно обе палаты. Исполнительная власть вручалась Совету Министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по его же, или председателя. Правительство могло распустить парламент только после 2 правительственных кризисов подряд. Конституция сохраняла прежнюю судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства.

 

41. Внутренняя и внешняя политика Франции в годы IV-й республики. Война нанесла Франции огромный ущерб. Восстановление хозяйственного комплекса стало одним из важнейших направлений политики Временного правительства. Основу восстановительных мероприятий составила широкомасштабная национализация предприятий угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей. Под контроль государства так же перешли 5 крупнейших банков, сберегательные кассы, страховые компании. Государственное инвестирование позволило резко увеличить долю промышленности в общей сумме производственных капиталовложений. Эти преобразования требовали стабилизации финансовой системы. Де Голль отказался от монетарной денежной реформы, но согласился с Плевеном, который предлагал выпустить крупный внутренний заемы, аккумулировать в бюджете крупные финансовые средства корпораций, накопившиеся за время войны. Несмотря на политические разногласия уже к весне 47г стабилизационная программа принесла заметные результаты. В 49г был превышен довоенный уровень ВВП, отменена карточная система потребления продуктов. Находящаяся у власти левоцентристская коалиция не отказалась от активных методов государственного регулирования. В 46г был создан Генеральный секретариат по планированию экономики. Первый национальный план развития был рассчитан на 47-53г и получил название «План Монне». Основное внимание в нем уделялось радикальному обновлению производства национализированных предприятий, увеличению на этой основе промышленного производства, расширению торгового обмена метрополий, повышению производительности труда. Важнейшей задачей стало обеспечение финансовой стабильности. Важную роль в обеспечении финансовой стабилизации сыграло присоединение Франции к плану Маршалла. Реализация этой программы была сопряжена с активным проникновением американского капитала в экономическое пространство Франции и зависимость Франции. Это вызвало резкую критику со стороны многих политических сил. В конце 40х были осуществлены важные преобразования в сфере трудовых отношений, расширена система госпомощи безработным, создана единая государственная система страхования. Началось строительство дешевого жилья. Второй план (1954-57) был ориентирован на повышение конкурентоспособности французской промышленности. Приоритет был уже отдан частному сектору. Показатели II плана были даже перевыполнены. Началась глубокая французская перестройка французской промышленности. Тотальный характер приобрело обновление оборудования. Постепенно разворачивалось производство в новых отраслях: атомной, электронной. Большую роль в укреплении экономики сыграло уменьшение вывоза капитала за рубеж. К концу 50 сложившаяся модель экономических отношений стала утрачивать прежнюю эффективность. Кризис конституционного строя подрывал упорядоченность административного управления. Вновь обострилась проблема инфляции. При принятии III плана был провозглашен переход от протекционизма к открытой экономике. Основанием была ставка на дальнейшее развитие европейской интеграции. Но это требовало политической стабильности.

Активное участие Деголлевского Сопротивления в борьбе против нацизма позволило восстановить международный статус Франции. Важную роль в этом сыграла позиция СССР. Зимой 44, во время визита в Москву Де Голль подписал советско-французский договор о взаимопомощи. При обсуждении германского вопроса на Потсдамской конференции Франция заняла жесткую позицию, она добивалась полного ослабления Германии, ужесточения международного контроля, и расчленения страны. СССР поддержал. Первый шаг в оформлении союзнических отношений м\у США и Францией – подписание в 46г Вашингтонского соглашения, по которому Франции предоставлялись американские кредиты и списывались прежние долги. Неизбежным следствием этого стало ухудшение отношений с СССР. Франция приняла активное участие в формировании военно-политического союза западных стран. Она была одним из организаторов Западного союза(48г), через год вступила в НАТО. На ее территории развернулась большая часть военной и транспортной инфраструктуры НАТО. С конца 40х гг Франция активно участвовала в европейской интеграции. Лидеры французской дипломатии разработали особую концепцию интеграционного сотрудничества в отдельных сферах при сочетании наднационального и межгосударственного принципов. В 1950г Франция выступила с соответствующими инициативами. В развитие плана Шумана в 1951г появилась превая организация из системы ЕС – ЕОУС. Также Франция выступала с планом создания объединенных Вооруженных сил, договор был подписан, но так и не вступил в силу.

Наиболее болезненной внешнеполитической проблемой для Франции стал колониальный вопрос. Невозможность восстановления империи становилась очевидной и Франция предлагала правовую концепцию Французского союза, но реализовать ее не удалось, опять же из-за политической нестабильности IV республики. Уже в 45г колониальные власти жестко подавили восстание в Алжире. 1,5г спустя аналогичные события повторились в Мадагаскаре. Фатальное значение имело начало вооруженного конфликта в Индокитае. С ноября 46г там начались военные действия растянувшиеся на 7 лет и принесшие много ненужных жертв. Лишь с приходом правительства Менденс-Франса позорная война была окончена. В 54г был заключен Женевский договор согласно которому в Сев. и Юж. Вьетнаме образовывались суверенные государства. В начале 50х обострились отношения с Тунисом и Марокко. Когда тунисское правительство выступило с требованием независимости, Франция ответила волной репрессий. Тоже и с Марокко. Ги Молее, прийдя к власти признал их независимость. Сложнее был конфликт в Алжире. Начались беспорядки. Даже правительство Ги Молле заявило о необходимости военного присутствия. Спустя 3 месяца начались дипломатические демарши против Египта, национализировавшего Суэцкий канал, что привело к участию Франции в Суэцком военном конфликте и еще больше осложнило ситуацию в Алжире. Попытки нового правительства решить ситуацию ни к чему не приводили. В результате Де Голлю были переданы чрезвычайные полномочия по формированию правительства национального спасения.

 

Развитие ФРГ в 1980-е гг.

Мировой экономический кризис середины 70-х годов коснулся и Германии. При полной занятости в 1970 году (150 000 безработных при 800000 рабочих мест), к 1975году был 1 миллион безработных, к 1982 году 2 миллиона. Инфляция в середине 70-х годов превысила 6%. Основу антикризисной программы Шмидта составляли меры по структурной модернизации промышленности, рационализации трудовых отношений, укреплению финансовой системы. Правительство отказалось от широкой практики гос планирования и прямого производственного инвестирования. Ставка на стимулирование свободного предпринимательства. Особое вниманиекредитной поддержке малого и среднего бизнеса. Для рационализации системы трудовых отношений правительство призывало профсоюзы отказаться от практики заключения трудовых договоров. 75- закон об улучшении структуры бюджета – значительно сокращены расходы на социальные программы.

Шмидт внес большой вклад в развитие европейского интеграционного процесса, что привело к формированию европейской денежной системы с вводом расчетной единицы ЭКЮ, европейской сиситемы скоординированных валютных курсов. В вопросах глобальной мировой политики правительство Шмидта старалось следовать стратегии равновесия. Параллельно Шмидт общался и с Брежневым, и с США.

Несмотря на нарушения прав человека в ГДР, ФРГ продолжала политику взаимопонимания и единения (ГДР получала кредиты в том числе безвозмездные). ФРГ выкупила у ГДР 33755 политических заключённых за 3,5 миллиарда марок. До 1981 года было продлено соглашение по &quo



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.94.166 (0.055 с.)