Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие конституционализма в Европе
Процесс утверждения конституционного строя в Европе проходил разновременно, в одних странах раньше, в других позже, но повсеместно. Среди европейских государств по давности и прочности конституционных традиций ведущее место занимала Великобритания, где конституционность складывалась веками. Конституция этой страны представляет собой сочетание накапливавшихся из века в век неписаных обычаев и документально оформленных законодательных норм. Но подобное оформление конституционного строя — исключение. Во всех остальных странах конституции являли собой иногда комплекс конституционных законов (конституцию Австрии составили Февральский патент 1861 г. и четыре дополнивших его закона, принятых в 1867 г.; конституцию Франции 1875 г. — пять самостоятельных законов), а в большинстве случаев — единый нормативный документ. Введение конституций находилось в прямой связи с переломными моментами в истории европейских стран. Для Швеции это было низложение в 1809 г. короля Густава IV Адольфа и падение абсолютизма. Нидерланды получили конституцию в результате образования королевства в 1815 г., а Бельгия — вследствие революции 1830 г., освободившей страну от голландского господства. Можно сказать, что каждая революция XIX в. влекла за собой и конституцию, отражавшую политические реалии своего времени. На таком фоне конституции принимались в Испании (1812, 1837, 1845, 1869, 1876 гг.), Португалии (1822, 1911 гг.), Франции (1830, 1848, 1852, 1875 гг.), Венгрии (1848 г.), Пруссии (1848 г.), Дании (1849 г.). Конституции декларировали политическое устройство государств, возникших в результате успехов национально-освободительных (Греция, Сербия, Румыния, Болгария) и объединительных (Италия, Германия) движений. Так, с завершением процесса консолидации Италии в единое государство на его территорию распространили конституцию Сардинского королевства, так называемый Альбертинский статут 1848 г. За объединением Германии сначала в форме Северогерманского союза, а затем и Германской империи также последовало принятие их основных законов, причем конституция Германской империи 1871 г. сохранила принципиальные положения своей предшественницы. Одни из принятых конституций имели недолгую жизнь, другие действовали, пока существовали государства, в которых они были созданы.
с. 152 Это относится к конституциям Германской империи, Габсбургской монархии, Третьей республики во Франции. Конституции ряда стран (Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Греции) оставались основными законами своих стран далеко за пределами Нового времени, Бельгии, например, до 1993 г. Конституции XIX — начала XX в. определили государственное устройство стран Европейского континента в двух формах: республика и конституционная монархия. Республиканский строй был установлен во Франции, Португалии, Швейцарии, Сан-Марино[40]. Конституционные монархии выступали как империи (Наполеона III во Франции — до 1870 г., в Германии — после ее объединения в 1871 г., Габсбургская монархия) и королевства. Статус великого герцогства сохранил Люксембург. Главой государства являлись: в республиках — избиравшиеся президенты, в монархиях — наследственные императоры или короли. Конституции провозглашали принцип неприкосновенности монарха: принимавшиеся им юридические акты скреплял своей подписью один из министров — этим он брал ответственность на себя. Монарх возглавлял исполнительную власть (по конституциям Бельгии, Голландии, Италии, Австрии, Германии). Его наделили правом назначать и смещать правительства (Бельгия, Дания, Швеция, Италия, Венгрия, Австрия Германия), командовать вооруженными силами (Голландия, Швеция, Италия, Австрия, Германия), заключать договоры, созывать и распускать парламенты. Во многих странах (Бельгии, Голландии, Дании, Швеции, Италии, Германии) монархи разделяли с парламентами законодательную власть путем законодательной инициативы, утверждения или отклонения принятых ими законов. В Дании король в перерывах между сессиями сам мог издавать временные законы с последующим представлением их в риксдаг (парламент), а австрийский император — указы, имевшие силу временных законов. Таким образом, королевская власть в странах Европы все еще представляла реальную политическую силу. Вместе с тем наметилась тенденция к сужению королевских прерогатив. Датская и шведская конституции вообще квалифицировали свои монархии как ограниченные, а в Швеции к тому же король был лишен доступа на заседания почти всех комитетов риксдага. В Норвегии король имел по отношению к законодательной деятельности лишь право приостанавливающего вето. Постепенно королевская власть утрачивала кон-
с. 153 троль за политикой правительств. В Англии монарх назначал премьер-министра, но исключительно из числа лидеров партии, имевшей большинство в палате общин. С 1884 г. в Норвегии и с 1888 г. в Сербии действовал принцип ответственности правительства перед парламентом. Он полностью возобладал в республиканских конституциях — французской, швейцарской, португальской. По европейским конституциям XIX в. законодательная власть принадлежала парламентам. Они, как правило, состояли из двух палат. Однопалатная система нашла применение лишь в Болгарии и Греции, ее предпочли примерно треть германских государств периода Германского и Северогерманского союзов, сохранивших конституции и после объединения в империю. Формирование верхних палат во многих государствах несло отпечаток абсолютистских традиций, сохранившихся как наследие прошлого (в Англии, например), а там, где подобный опыт отсутствовал, они были, введенны в политическую практику в качестве новых юридических норм ради обеспечения гегемонии правивших классов. В Англии Палата лордов, являясь наследственной, пополнялась за счет королевских пожалований. В Италии в Сенате присутствовали пожизненно назначавшиеся королем члены, круг которых ограничивался принцами королевского дома, представителями высшей церковной иерархии, чиновничества, генералитета, крупных собственников. В Австрии Палата господ формировалась из принцев, принадлежавших к императорской династии, наследственных членов — глав дворянских родов, владевших обширными вотчинами, архиепископов и епископов княжеского ранга, а также других лиц, пожизненно назначавшихся императором. В Пруссии и других германских государствах верхние палаты также образовывались из лиц, получивших место по наследству, отобранных по должности и назначенных монархами. Политическая практика в ряде стран привела к тому, что верхним палатам отказали в функции представительства господствовавших элит, но возложили на них задачи обеспечения интересов отдельных территорий и частей государств. Это предопределило и порядок формирования верхних палат: в Голландии — избранием провинциальными штатами, в Швеции — областными собраниями (ландстингами). Германская конституция предусмотрела составление Союзного совета (бундесрата) из представителей отдельных государств, вошедших в империю. И тем более республиканские конституции обеспечивали делегирование в верхние палаты представителей территорий. Каждый кантон Швейцарии назначал в Совет государств по два депутата. По португальской конституции 1911 г. Сенат избирали члены муниципальных советов, а по французской 1875 г. — коллегии выборщиков, в число которых входили депутаты На- с. 154 ционального собрания, генеральные и окружные советники, делегаты от муниципалитетов, избранные от той территории, которую должен был представлять сенатор. Иной концепции придерживалась бельгийская конституция 1831 г. Она установила, что депутаты обеих палат представляют нацию в целом, а не ту провинцию, которая их выбирала. Поэтому к формированию верхней палаты были допущены непосредственно избиратели, хотя и с определенными ограничениями. Сенаторов избирали граждане, достигшие 30-летнего возраста (право голоса на выборах в палату депутатов получали в 25 лет), и лишь частично назначали провинциальные советы. Конституция Дании предусмотрела такой же порядок выборов в верхнюю палату, как и в нижнюю, но состав избирателей также ограничивался более высоким возрастным цензом: 35, а не 25 годами. Норвежская конституция, по существу, исходила из той же предпосылки представительства всей территории: парламент (стортинг) после избрания разделялся на две палаты.
Депутаты однопалатных и нижних палат двухпалатных парламентов проходили процедуру избрания населением. Как во все времена становления новых общественных институтов, избирательные системы выстраивались на основе консервативных принципов и буржуазно-демократических взглядов, отвечавших требованиям и условиям своего времени. Ввиду этого европейские избирательные системы условно можно разделить на четыре группы, которые обеспечивали: выборы непрямые и неравные; выборы прямые, неравные, по куриям; выборы прямые, неравные, по округам; выборы прямые, равные и всеобщие. Непрямые и неравные выборы сохранились в Пруссии. Здесь мужчины, достигшие 30-летнего возраста, причислялись к одному из трех классов в зависимости от суммы податного обложения. Каждая курия в совокупности уплачивала третью часть налоговых платежей и выбирала одинаковое число выборщиков, которые, в свою очередь, избирали открытым голосованием депутатов ландтага. Эта система при ее введении в 1849 г. позволила включить в первую курию 153 тыс. наиболее богатых избирателей, составлявших 4,7% от их общего числа, во вторую — 409 тыс. менее обеспеченных (12,6%) и в третью — 2,6 млн (82,7%) граждан, облагавшихся незначительными налогами или вообще освобожденных от них. Таким образом решающее влияние на исход выборов оказывали крупные собственники: 17,3% избирателей, входивших в первые две курии, посылали 2/3 депутатов, а 82,7% граждан составлявших абсолютное большинство объединенных третьей курией, — только треть. Выборы неравные, по куриям, но прямые, имели место в Австрии, где избиратели делились на четыре курии, каждая из которых отдельно
с. 155 избирала депутатов по разным нормам представительства: от 24 крупных промышленников; от 53 крупных землевладельцев; от 4 тыс. избирателей общегородской курии; от 12 тыс. избирателей сельских общин. Только в 1907 г. Австрия получила всеобщее избирательное право для мужчин с 24-летнего возраста. Большинство стран отказались от архаической сословно-куриальной системы и ввели выборы по округам, прямые, хотя все еще неравные. Великобритания реформами 1832, 1867 и 1884—1885 гг. расширила круг избирателей и установила единые условия получения избирательного права всеми жителями городов и графств. Воспользоваться им могли плательщики налога на бедных, но владельцы домов, расположенных в разных избирательных округах, могли голосовать во всех, т. е. один избиратель мог иметь несколько голосов. В Бельгии для участия в выборах депутатов требовался высокий имущественный ценз. Мало того, поправка 1893 г. к конституции ввела множественный вотум для ряда категорий граждан. Дополнительный голос предоставили отцам законных детей, платившим не менее 5 франков налога на жилье; собственникам недвижимости стоимостью не ниже 2000 франков; лицам с годовым доходом не менее 100 франков, источником которого была государственная рента или вклад в сберегательную кассу. Два добавочных голоса имели окончившие высшие учебные заведения и некоторые чиновники. В Саксонии в 1909 г. провели реформу, также основанную на неравенстве избирателей. Каждый саксонский гражданин, достигший 25 лет, имел один голос. Окончание средней школы давало второй. Получавшие годовой доход в 1800 марок располагали тремя голосами. Лица свободных профессий — врачи, писатели, журналисты, адвокаты, равно как и владельцы земельных участков в 15 гектаров, — четырьмя, а по достижению 50 лет — пятью. Нижняя палата голландского парламента формировалась путем голосования, в котором участвовали плательщики прямых налогов: в городах в размере не менее 160, а в деревнях — более 20 флоринов. Реалии XIX в. более всего учли те страны, которые ввели прямое, равное и всеобщее избирательное право без имущественного ценза для всех мужчин лишь с ограничением относительно военнослужащих и отдельных категорий граждан. Такого уровня всеобщности права достигли Швейцария с 1848 г., Греция с 1864 г., Германия с 1871 г. (кроме военных, а также лиц, находившихся под опекой и получавших пособие по бедности), Франция с 1848 г. (конституция 1875 г. исключала военнослужащих и не допускала недееспособных), Австрия с 1907 г., Италия с 1912 г. (все, достигшие 30 лет, а в возрасте между 21 и 30 годами — грамотные и те из неграмотных, кто отбыл воинскую повинность), Португа- с. 156 лия с 1911 г. (кроме солдат и лиц, не имевших средств к существованию), Голландия с 1917г., (исключая военных, осужденных, недееспособных). Избирательные системы, предусмотренные конституциями европейских стран, или принятыми в их развитие законами, позволили постепенно, медленными темпами, но неуклонно расширять электорат. В 1831 г. доля избирателей в общей численности населения старше 20 лет составляла в Великобритании 3,8 и во Франции 0,8%, а в 1900 г. соответственно 28,5 и 42,6%. Э. Хобсбаум полагает, что электорат насчитывал 30—40% взрослого населения, которое могло бы участвовать в выборах при условии введения всеобщего избирательного права[41]. До всеобщего избирательного права было еще далеко: им не пользовались женщины. В Европе раньше других дискриминацию устранила Финляндия, где следствием российской революции 1905—1907 гг. стало восстановление конституции, которая распространила всеобщее избирательное право на женщин. Из суверенных европейских государств первенствовала Дания, в которой женщинам право голоса на парламентских выборах предоставили в 1915 г.
Постепенное движение от сословного к имущественно-цензовому, а от него — к всеобщему избирательному праву явилось показателем реализации населением одного из важнейших гражданских прав. Наряду с ним в европейских странах на базе конституционности утверждаются свобода личности, слова, собраний, союзов, вероисповеданий и т. п. Швейцарская конституция впервые ввела институт народного референдума, когда по требованию 30 тыс. граждан или 8 кантонов из 22 законы должны быть представлены народу для одобрения или отклонения. Демократизация политических систем вызвала к жизни новое явление: рост числа избирателей усиливал их роль в политической жизни своих стран, что побуждало к привлечению масс на сторону соперничавших за власть политических сил, мобилизации электората для проведения выборов. Это влекло за собой организацию массовых политических и конфессиональных движений, блоков и партий, развитие прессы как инструмента пропаганды, разработку методов политической риторики и демагогии в ходе избирательных кампаний. Крушение установившегося в посленаполеоновской Европе неоабсолютизма, прогресс гражданского равноправия, распространение политических свобод и народного представительства, рост гражданской активности прежде приниженных классов и угнетенных народов, утверждение парламентской демократии как наиболее приемлемой формы государ- с. 157 ственного устройства, гарантирующей экономическую и политическую стабильность капиталистической системы, явились важнейшими достижениями XIX в.
ФРАНЦИЯ Вторая империя Наполеон III на протяжении всего царствования стремился возродить величие империи и добиться процветания страны. Многое в этом направлении ему действительно удалось осуществить. Быстро развивалась промышленность. Число предприятий на протяжении 1852—1870 гг. возросло в 3,5 раза. Среди них были очень крупные. К началу 70-х годов XIX в. металлургические заводы Шнейдера в Крезо насчитывали 10 тыс. рабочих. Росту промышленности и торговли способствовало поддерживавшееся правительством интенсивное развитие железных дорог, протяженность которых в 1870 г. составила почти 18 тыс. км. Увеличение с 1848 по 1870 г. длины каналов на 900 км улучшило внутреннее судоходство. Морской торговый флот уступал только английскому. Французский капитал в сочетании с организаторским талантом Ф. Лессепса обеспечил строительство в 1859—1869 гг. Суэцкого канала. Развитие транспорта стимулировало обрабатывающую промышленность и расширяло для нее рынки сбыта — внутренние и внешние. Проникновению на последние помогала экономическая политика правительства, подписавшего в 1860 г. торговый договор с Англией. Со всех английских товаров сняли запреты, замененные пошлинами в размере до 25% стоимости товаров. В свою очередь французские изделия освобождались в Великобритании от всяких пошлин, за исключением сборов, которыми были обложены те же товары местного производства. Аналогичные соглашения заключили с Германским таможенным союзом, Бельгией, Италией, Швейцарией и другими странами. Поскольку все они подписали договоры и друг с другом, англо-французский договор 1860 г. положил начало общеевропейской либеральной торговой политике. Однако часть крупной французской буржуазии (владельцы металлургических заводов и копей, текстильных предприятий) была недовольна — ей необходимо было обновлять устаревшее оборудование, чтобы противостоять английской конкуренции. 40-миллионная правительственная субсидия, сокращение ввозных пошлин на текстильное сырье и уменьшение стоимости перевозок грузов по воде не примирили их с Наполеоном III. Определились некоторые направления социальной политики. Возникло множество благотворительных учреждений, детских приютов и яслей, богаделен, обществ взаимопомощи, страховых касс для выплаты пенсий престарелым рабочим. Правительство пыталось организовать с. 158 врачебную помощь городскому и сельскому населению. В крупных городах поощрялось строительство рабочих кварталов. На протяжении 1852—1859 гг. префект Парижа Оссман реконструировал столицу Франции: запутанные лабиринты узких улиц выпрямлялись и расширялись, прокладывались новые магистрали, застраивавшиеся величественными зданиями и дворцовыми ансамблями. Город получил подземные водопроводные и канализационные коммуникации. Благоустроенный Париж оставлял меньше возможностей для баррикадных уличных боев, столь часто сотрясавших и даже низвергавших правившие режимы. Перестраивались и другие города: Марсель, Гавр, Лион, Лилль, Бордо. Цели поднять популярность династии, усилить блеск и могущество империи отвечали планы Наполеона III вернуть потерянные территории, расширить колониальную периферию. Поэтому основным инструментом внешней политики Франции стала бесконечная череда войн и колониальных экспедиций. Еще будучи президентом, Наполеон в 1849 г. направил армию на подавление Римской республики. После штурма Рима в городе оставили гарнизон, который более 20 лет «защищал» там Папу римского, вызывая недовольство итальянцев. В 1854 г. Франция включилась в начавшуюся годом раньше и продолжавшуюся до 1856 г. Крымскую войну. Чтобы удовлетворить территориальные притязания на юге Европы, Наполеон III вместе с Сардинским королевством в 1859 г. воевал против Австрии: Наполеон III за обещанные ему Савойю и Ниццу обязался предоставить военную помощь в освобождении Ломбардии и Венеции от австрийского владычества и согласился на создание североитальянского государства во главе с королем Сардинии. Австрийские войска терпели поражение за поражением, но Наполеона III испугал рост итальянского патриотического движения, и он прекратил военные действия. Подписанные на конференции в Цюрихе договоры предусмотрели переход Ломбардии к Сардинскому королевству, но Австрия сохранила Венецию. В 1860 г. в Турине Франция и Сардинское королевство заключили еще один договор, по которому Савойя и Ницца перешли к Франции, а последняя признала присоединение государств Центральной Италии к Сардинскому королевству. Наполеон III добился своей цели, но неосмотрительная политика восстановила против него общественное мнение. Многих возмутило вероломство императора: католиков — его совместное выступление с Пьемонтом, которое объективно было направлено против интересов Папы, не заинтересованного в усилении Сардинского королевства; итальянских патриотов и им сочувствовавших — согласие на оставление Венеции в составе Австрии и сохранение французского гарнизона в Риме, что обеспечивало поддержку противившегося объединению Италии Папы. с. 159 Сильнейший удар по престижу империи и самого Наполеона III нанесла мексиканская авантюра. Под предлогом взыскания международных долгов Наполеон III в 1862 г. направил в Мексику экспедиционный корпус[42]. Он намеревался образовать здесь зависимую от Франции империю с австрийским эрцгерцогом Максимилианом Габсбургом в качестве императора. Однако ожесточенное сопротивление мексиканских республиканцев и дипломатическое давление США вынудили французских колонизаторов к середине марта 1867 г. покинуть Мексику. Брошенного ими Максимилиана республиканцы взяли в плен и расстреляли. Сами французы потеряли убитыми и умершими от ран и болезней около 20% воевавшей армии. Материальные затраты составили 1 млрд франков. Один из журналов, отражая доминировавшую в обществе реакцию, писал: «Франция совершенно напрасно пожертвовала своими солдатами и своими миллионами»[43]. Обременительной для страны была колониальная экспансия империи в различных частях мира. В 1856— 1858 и в 1860 гг. Франция вместе с Англией вела так называемые опиумные войны в Китае; не ограничившись неравноправными договорами и контрибуцией, соучастники в 1860 г. разграбили и сожгли жемчужину архитектуры — дворец богдыхана около Пекина. Пропало огромное число драгоценностей, уникальных произведений искусства и ремесла из многих стран Азии. В 1858 г. французская армия вторглась во Вьетнам и к 1867 г. захватила ее южный район Кохинхину. В 1860 г., после того как фанатики-мусульмане устроили христианский погром в Дамаске, французские войска вошли в Сирию и Ливан и, хотя по настоянию Англии и других держав император их отозвал, эти страны остались в сфере влияния французского капитала. В 1863 г. Камбоджа была вынуждена признать протекторат[44] Франции. Войны и колониальные походы Наполеона III соответствовали желаниям и интересам верхушки армии, которая превратилась в главную опору режима. Новые захваты находили поддержку и у крупной буржуазии, но ее все больше тяготили возраставший государственный долг, сказывавшийся на экономической ситуации, авантюрная внешняя политика, обрекавшая Францию на международную изоляцию, наконец, при формальном наличии конституции, паралич гражданских свобод и фактическое отстранение буржуазии от власти в связи с чрезмерной концентрацией властных полномочий в руках императора. На выборах исполни- с. 160 тельная власть перекраивала в ущерб оппозиции избирательные округа, выдвигала официальных кандидатов, принуждала их присягать на верность императору. Избранные в таких условиях депутаты Законодательного корпуса отличались послушанием, а если бы и захотели проявить политическую самостоятельность, то не смогли бы этого сделать, так как не обладали ни властью, ни даже возможностью донести свои взгляды до избирателей, поскольку стенограммы парламентских дебатов не публиковались. Не существовала свобода личности, печати и собраний. 1 февраля 1858 г. — после того как четверо итальянских террористов во главе с Ф. Орсини бросили под карету императора несколько бомб, убивших и ранивших 156 человек, но не нанесших вреда Наполеону III,— был принят закон об общественной безопасности. Его использовали, чтобы возобновить преследования против французских республиканцев, не имевших никакого отношения к этому действительно бессмысленному, жестокому и кровавому покушению. Ответом на установление режима личной власти императора явилось оживление оппозиции, а затем и активные выступления его противников на политической арене. В Законодательном корпусе созыва 1857 г. впервые со времени коронации Наполеона III образовалась республиканская фракция. Демократическую оппозицию представляли 5 депутатов, в том числе Ж. Фавр, Э. Оливье, Э. Пикар — каждый из них в недалеком будущем сыграет заметную роль в политической истории Франции. К очередным выборам 1863 г. оппозиция усилилась. На почве общего недовольства империей буржуазные республиканцы, орлеанисты и легитимисты объединились в Либеральный союз. Республиканцы помогли пройти в Законодательный корпус орлеанисту А. Тьеру и другим монархистам, последние, в свою очередь, — республиканцам Ж. Фавру, Ж. Симону и их соратникам. Всего кандидаты оппозиции получили 28,6% голосов избирателей и 35 мест, из которых 17 заняли республиканцы. Усиление антиавторитарных тенденций проявилось в постепенном складывании и оформлении в 1867 г. «Третьей партии» — парламентской группировки, ядро которой составил Либеральный союз. Ее политическая платформа нашла выражение в формуле «Прогресс путем свободы без революции», что означало требование конституционного преобразования империи. Накануне выборов 1869 г. активизировало деятельность левое крыло буржуазно-либерального лагеря. Резко критиковал бонапартистский режим журналист А. Рошфор, издававший еженедельник «Лантерн» («Фонарь»), а после его закрытия — ежедневную газету «Марсельеза». Адвокат Л. Гамбетта, называвший себя «радикальным демократом» всту- с. 161 пил в избирательную борьбу под лозунгами Бельвильской программы[45]. Этот документ содержал перечень требований, в числе которых важнейшими были: всеобщее избирательное право на общефранцузских и муниципальных выборах; свобода личности, которая должна находиться под защитой закона, а не зависеть от произвола администрации; свобода печати, собраний и ассоциаций; отделение церкви от государства; обеспечение обязательного бесплатного и светского начального образования; уничтожение постоянных армий; преобразование налоговой системы, предусматривающее единый налог вместо многих. Предполагалось, что реформирование страны в этом направлении приведет к замене бонапартистского государственного строя республиканским. На выборах 1869 г. в Законодательный корпус большинство еще пошло за бонапартистами. Но и противники империи укрепили свое представительство: за них проголосовали 42,1 % пришедших на избирательные участки. До 90 депутатов представляли оппозиционную фракцию в Бурбонском дворце, из них 40 относились к непримиримым врагам Наполеона III. Вторая империя потерпела моральное поражение, тем более что преданность ей была уже не столь безоговорочной и среди многих депутатов правительственного большинства. Не только Законодательный корпус выходил из послушания. В стране множились забастовки рабочих, добивавшихся увеличения заработной платы, отмены штрафов, сокращения рабочего дня. Хотя стачечное движение имело экономический характер и не выдвигало политических требований, выступления пролетариата свидетельствовали о негативном отношении к империи. Изменение политического баланса сил являлось признаком нарастания кризиса Второй империи. Наполеон III искал пути стабилизации обстановки. Он начинает маневрировать, отказываться от наиболее вопиющих ограничений. Перестали привлекать к ответственности стачечников. В 1864 г. отменили запрет на забастовки и объединения рабочих, установленный еще в 1791 г. законом Ле Шапелье. В 1865 г. в ряде городов возникли секции Интернационала. В 1869 г. французские профсоюзы объединились в Федеральную палату рабочих обществ. Был ослаблен контроль за печатью. Закон от 12 мая 1868 г. упразднил систему предварительных разрешений, предостережений, административных приостановок и запрещений периодических изданий, хотя и сохранил средства давления на прессу: высокие денежный залог и гербовый сбор, подсудность исправительному трибуналу, а не суду присяжных. Закон от 6 июня 1868 г. разрешил публичные собрания, но тоже с оговорками: обсужде- с.162 ние политических вопросов допускалось только в период избирательных кампаний и в присутствии полицейского комиссара с обязательной записью выступлений. В 1869 г. Законодательный корпус получил, наряду с императором, право законодательной инициативы, самостоятельного избрания руководства палаты, голосования бюджета по статьям. Была введена ответственность министров перед палатами. Декабрь 1869 г. ознаменовался еще одной переменой: правительство возглавил Э. Оливье, когда-то участник оппозиционной «группы пяти» в Законодательном корпусе. Но подобные полумеры уже не могли удовлетворить либеральную буржуазию, все демократические круги. Когда 12 января 1870 г. в Париже проходили похороны журналиста В. Нуара, убитого на дуэли племянником императора принцем П. Бонапартом, в них приняли участие более 100 тыс., а по другим данным, почти 200 тыс. парижан. Это был вызов империи. Наполеону III не оставалось ничего другого, как ускорить реформы. 20 апреля 1870 г. был опубликован проект новой конституции и на 8 мая того же года назначен плебисцит. В ходе плебисцита французский народ должен был ответить на вопрос: одобряет ли он осуществленные императором либеральные реформы и новую конституцию, которая их закрепляет. Из числа участвовавших в плебисците 69,6% ответили утвердительно, 14,8% высказались против и 15,6% воздержались. Результаты голосования говорили о восстановлении престижа империи внутри страны. Наполеон III полагал необходимым закрепить успех победой над внешним врагом, что к тому же дало бы возможность расширить территорию страны на востоке и усилить роль императора в международных делах. Франко-прусская война [46] Образование Северогерманского союза и реальную возможность воссоединения Германии под главенством Пруссии Наполеон III рассматривал как несомненную угрозу Франции. Предотвратить появление на ее границах единого немецкого государства и восстановить французскую гегемонию в Европе могла только победоносная война. Она могла решить и еще одну задачу: возвращение потерянных в соответствии с постановлениями Венского конгресса территорий по левому берегу Рейна, в том числе Ландау, Саарбрюкена, Люксембурга и Бельгии. Но здесь французам противостоял О. фон Бисмарк — канцлер Северогерманского союза и глава прусского правительства. Бисмарк исходил из того, что южногерманские государства Бавария, Баден, Вюртем- с. 163 берг и Гессен-Дармштадт войдут в Германскую империю лишь в ходе общей национальной войны против Франции[47]. По замыслу Бисмарка, германские государства должны были стать жертвой французской агрессии, которая подтолкнула бы их к объединению. Отсюда вытекало, что нужен был повод для войны, и он был найден. Когда в 1870 г. в ходе революции королева Изабелла отреклась от трона, правительство Испании предложило его принцу Леопольду Гогенцоллерну[48], а Бисмарк в расчете на столкновение с Францией рекомендовал принять приглашение. Он не ошибся: французский министр иностранных дел А. Грамон в Законодательном корпусе пригрозил Пруссии, что Французская империя «без малейших колебаний начнет войну против той державы,, которая посмеет сделать попытку воскресить империю Карла V»[49]. Леопольд отказался, и, казалось, конфликт был исчерпан. Однако Наполеона III подталкивали сторонники войны: императрица Евгения, военный министр Э. Лебёф и А. Грамон. Посла Франции при прусском короле Бенедетти уполномочили провести переговоры с Вильгельмом I, который в то время находился на отдыхе в Эмсе. Французский император добивался, чтобы Леопольду формально запретили занимать испанский престол. Более того, Вильгельм I должен был дать письменное обещание не вредить в будущем интересам Франции. Подобные домогательства представляли собой немыслимую в дипломатической практике дерзость. Тем не менее Вильгельм I оставил возможность дальнейших переговоров в Берлине. Тогда же информацию о произошедших событиях по телеграфу направили Бисмарку. Он, получив заверения начальника генерального штаба Мольтке и военного министра Роона в победоносном исходе возможных боевых действий, откорректировал в унизительном для Франции духе эту так называемую «эмскую депешу» и приказал опубликовать ее в печати. Франция 19 июля 1870 г. ответила объявлением войны. Бисмарк полностью реализовал свой замысел. И он, и Наполеон III одинаково хотели войны, а в глазах общественного мнения агрессором предстал лишь французский император. В вооруженный конфликт были вовлечены государства Южной Германии. Накануне войны военный министр Э. Лебёф заверял: «Мы готовы, вполне готовы, у нас в армии все в порядке, вплоть до последней пуговицы на гетрах у последнего солдата»[50]. Действительность опровергла его с. 164 заявление. Действующая армия не превышала 300 тыс. солдат и офицеров. В составе сухопутных сил имелся резерв. В него входила Мобильная гвардия, которая комплектовалась не попавшими в регулярную армию призывниками и предназначалась для обороны крепостей, несения караульной службы и поддержания порядка в крупных городах. Те же функции возлагались и на Национальную гвардию. Здесь 5-летний срок службы проходили все военнообязанные, освобожденные по разным причинам от службы в постоянной армии и резерве. «Мобили» и национальные гвардейцы не представляли существенной силы, поскольку их обучение ограничивалось 15 днями в году. Армия имела на вооружении лучшие на то время ружья системы Шаспо и митральезы — прообраз пулемета[51]. Однако артиллерия устарела, пушки заряжались с дульной части. Солдаты и офицеры были недостаточно обучены. Снабжение войск было плохим. Командование всех уровней во главе с генеральным штабом плохо представляло реальную обстановку и намерения противника. К тому же Наполеон III принял командование на себя, хотя не имел для этого необходимых данных. Объединенная немецкая армия насчитывала 1 млн солдат и офицеров и была обеспечена централизованным руководством войсками. Главнокомандующим номинально считался король Вильгельм, но фактически командовал генерал-фельдмаршал Г. фон Мольтке. Военный министр генерал-фельдмаршал А. фон Роон ведал подвозом провианта и боеприпасов. Комплектование на основе всеобщей воинской повинности повышало боеспособность частей. Высокой эффективностью отличалась разведка. Немецкие стальные пушки А. Круппа, впервые примененные в боевых действиях, имели вдвое большую, чем бронзовые французские орудия, дальнобойность и не имели равных по меткости, кучности стрельбы и скорострельности. Особенностью стратегии Мольтке, максимально использовавшему преимущества железных дорог, было быстрое сосредоточение больших армий на поле сражения. Эти обстоятельства позволили немцам диктовать условия. В ряде сражений, состоявшихся с 14 по 18 августа 1870 г., они разгромили французскую Рейнскую армию. Затем 170 тыс. солдат из ее состава по вине командующего маршала Базена оказались блокированными в крепости Мец. Еще одна, Шалонская, армия, при которой находился император Наполеон III, вследствие бездарного командования маршала Мак-Магона была отброшена к Седану. Зажатые в узком пространстве с.165 между р. Маас и бельгийской границей, ее войска 1 сентября вступили в бой, а уже на следующий день, не выдержав ураганного артиллерийского обстрела, по приказу Наполеона III сложили оружие. 3 тыс. убитых, 14 тыс. раненых, 83 тыс. плененных, включая самого императора[52], — таковы масштабы военной катастрофы, постигшей Вторую империю.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.046 с.) |