Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое развитие Италии в годы правления «Правой» (1861 —1876)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После объединения в королевстве доминировали две политические группировки. Умеренные либералы входили в политическое течение под названием Историческая правая. Оно оформилось в 60-х годахXIX в. из числа сторонников и последователей Кавура. Историческая левая объединяла левое крыло умеренных либералов и часть демократов. После смерти в 1861 г. Кавура на протяжении 15лет,до 1876 г., у власти находились правительства «Правой». Их исторической задачей стала унификация политического, правового и экономического поля объединенного королевства. Правительства «Правой» законодательно закрепили упразднение светской власти Пап и распространили Альбертинский статут на все королевство. Были разработаны новые уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, комплекс законов об административном устройстве, создана единая система судебных органов. От политической системы Пьемонта объединенная Италия унаследовала многие элементы государственного строя с максимально централизованным управлением. В 1859 г. были приняты закон об устройстве коммун и провинций и закон об общественном образовании. По первому из них местные органы власти избирались плательщиками прямого налога, но мэры в коммунах и губернаторы в провинциях назначались королем. Второй закон не только подчинил систему народного образования министру просвещения, но и поставил ее под полный контроль королевской власти, поскольку ректоры университетов, провинциальные инспекторы начальных и средних школ, члены провинциальных школьных советов назначались королем. Трудности возникали при интеграции в Итальянское королевство Юга страны, территориально совпадавшего с бывшим Королевством Обеих Сицилии. Это обусловливалось резким несоответствием экономического развития, политической ситуации и общественных отношений в этом и других районах страны. Аграрно-промышленные Северная и большая часть Центральной Италии встали на путь капиталистического развития и добились подъема экономики. На Юге ликвидация феодальных отношений прошла в интересах дворянства и земельной буржуазии, которые узурпировали домениальные земли, а крестьяне не только не получили наделов, но и лишились старых сервитутных прав. Политика объединенного Итальянского королевства привела к еще большему усилению аграрной буржуазии, которая не только сохранила присвоенную землю общинных и королевских доменов, но почти целиком овладела громадными массивами церковных земель, перешедших в руки государства и пущенных затем в продажу. Наличие большого числа малоземельных или вообще безземельных крестьян, вынужденных наниматься бат- с. 264 раками в помещичьи латифундии за 10—15% собранного урожая, приводило к постоянным конфликтам, неизбежно обострявшимся в кризисные моменты. Крестьяне требовали передела домениальных земель или восстановления на них сервитутных прав, по всей Италии выступали против роста старых налогов и введения новых, таких как налог на помол зерна. Неспокойной была ситуация на Сицилии. Здесь обострение социальных противоречий в деревне дополнялось не менее острой, чем на континенте, политической борьбой сторонников нового государства и их противников, стремившихся к реставрации власти Бурбонов. После образования Итальянского королевства проявилось глубокое недовольство бывшей армии неаполитанского короля Франческо II. Еще в 1860 г. после высадки Гарибальди в Калабрии почти 100-тысячная королевская армия распалась. Большинство унтер-офицеров и солдат были выходцами из крестьян, сохранивших преданность Бурбонам и не разделявших идею объединения Италии. Это повлекло для них тяжелые последствия: мало того, что крестьянские хозяйства не имели земли, но и новые власти преследовали тех, кто сочувствовал изгнанному королю. К тому же нескольким десяткам тысяч молодых людей, особенно на Сицилии, грозило суровое наказание за уклонение от призыва, объявленного правительством. Массовое брожение активно подогревали враждебно настроенные к новому государству бурбонские подпольные комитеты и духовенство, распространявшие слухи о неизбежной реставрации Бурбонов. Разрешить ситуацию мог стихийный крестьянский бунт. На Юге Апеннинского полуострова, в отсталой и угнетенной стране, на протяжении веков движение крестьян традиционно выражалось в форме индивидуального или группового, по устоявшейся терминологии, бандитизма. В периоды революций или перемены власти действия бандитских отрядов выливались в широкие крестьянские восстания, которые политические силы подчас использовали в своих интересах. Неспособность правительства объединенной Италии утвердить на острове законный порядок и наладить эффективную работу органов власти привела к образованию сообщества бандитских организаций и легальных общественных группировок, активно внедрявшихся в местную администрацию и политические структуры. Это уникальное явление получило название «мафия»[114]. с. 265 В 1861 —1865 гг. к многочисленным бандитским отрядам примкнули тысячи крестьян. Восставшие захватывали десятки селений, где вывешивали белые бурбонские флаги, убивали представителей власти и либералов. Вытесненные войсками, они отступали, чтобы напасть на другие деревни. На насилие и грабежи бандитов правительственные карательные отряды отвечали поголовными расстрелами и сожжением целых селений. Неспособность армии подавить движение вынудила парламент принять в 1863 г. закон, который ввел ускоренное судопроизводство военного трибунала, расстрел бандитов, оказывавших вооруженное сопротивление, ссылку на поселение людей, не имевших определенных занятий, и бродяг, а также лиц, заподозренных в укрывательстве бандитов. Судебные репрессии и действия армии привели к концу 1865 г. к разгрому банд, хотя вспышки бандитизма продолжались до 1870 г. Стихийные и широкие выступления крестьян (так называемый великий бандитизм) потерпели поражение. Политическая ситуация на континентальном Юге стабилизировалась. В экономической сфере правительства «Правой» обеспечили создание единого национального рынка. Введение общегосударственной таможенной системы и отмена внутренних таможенных барьеров стимулировали международный торговый обмен и развитие местной промышленности. На всю Италию распространили денежную систему Пьемонта — лиру. Это позволило укрепить положение Италии на международном финансовом рынке: в 1865 г. она вместе с Францией, Бельгией и Швейцарией создала Латинский денежный союз. Внутри страны потребности государства и развивающегося капитализма удовлетворяла сеть крупнейших банков, среди которых «Банка национале» распространил деятельность на всю территорию королевства. Национальное объединение потребовало огромных затрат. Военные расходы поглотили свыше четверти бюджетных ассигнований. Королевство приняло на себя все государственные долги вошедших в его состав территорий и обязалось выплачивать пенсии чиновникам, состоявшим на службе свергнутых правительств. Поэтому правительствам «Правой» пришлось заняться укреплением финансово-экономического положения страны. Для покрытия издержек страна прибегла к займам. К 1876 г. государственный долг Итальянского королевства вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с 1860 г. и составил вместе с процентами более 9,1 млрд лир, что в 8 с лишним раз превышало величину доходной части бюджета. Другим источником накопления средств стали налоги, в том числе косвенные, особенно обременительные для беднейших слоев населения. Налоговая система была унифицирована: на всю страну распространили ставки, действовавшие в Пьемонте. Поскольку в других с. 266 частях королевства до объединения многие из налогов, аналогичных пьемонтским, не взимались или были меньшими по размеру, там резко возросли налоговые сборы. Лишь налог на сделки с недвижимостью увеличился в Ломбардии и землях Центральной Италии в 1,5 раза, а на Юге — в 8 раз. В целом с 1862 по 1876 г. налоговые поступления возросли в 2,5 раза, что позволило оздоровить государственный бюджет и обеспечить превышение доходов над расходами, но за это расплачивалось население. Массовая распродажа государственных и конфискованных у церкви земель практически завершилась в первые годы XX в. В общей сложности было отчуждено и продано около 2,5 млн га земли за 1 млрд лир. Эта крупнейшая акция вышла за рамки чисто финансового мероприятия. Объективно она решала задачу преодоления феодальных пережитков и завершения буржуазной революции в деревне. В результате перехода государственных, домениальных и церковных земель в частные руки выиграли владельцы крупных земельных участков, крестьяне либо ничего не получили, либо прирастили свои владения очень незначительно. Правление «Левой» (1876—1887) М Многие направления политики «Правой» (чрезвычайные меры на Юге, разорявшее крестьян непомерное налоговое бремя, делавшая промышленную буржуазию неконкурентной политика свободной торговли, вызывавший обесценение бумажных денег принудительный курс лиры, выкуп государством железных дорог) сплотили оппозиционные слои, представители которых в парламенте инициировали правительственный кризис. В марте 1876 г. король поручил сформировать правительство «Левой» во главе с А. Депретисом. Он был идеологом трансформизма — процесса постепенного размывания граней между «Правой» и «Левой». Приход к власти «Левой» привел к изменению политического курса. Новый избирательный закон 1882 г., более чем втрое расширил состав избирателей за счет снижения возрастного и имущественного цензов. В целях сохранения бюджетных поступлений и в то же время смягчения недовольства населения «Левые» отменили налог на помол, сократили налог на соль и поземельный налог, хотя тут же ввели налог на производство и потребление сахара. В 1883 г. вступил в силу закон об отмене принудительного курса лиры, что способствовало приливу иностранного капитала в Италию. В 1885 г. парламент одобрил закон, по которому государство, сохранив собственность на большую часть железнодорожных линий, передало их в эксплуатацию трем компаниям. На протяжении 80-х годов был завершен переход к протекционизму во внешней торговле. Ввозившиеся в Италию готовые изделия и полуфабрикаты облагались пошлинами в размере от 10 до 40% их стоимости. Это избавило промышленность Севера от ино- с. 267 странной конкуренции и сделало ее внутри страны монопольным поставщиком фабричных товаров. За это пришлось расплачиваться углублением аграрного кризиса на Юге: продукция экспортных отраслей сельского хозяйства (цитрусовые, вина, оливковое масло) потеряла выход на иностранные рынки и упала в цене. Что касается производителей зерна, то в 1887 г. правительство ввело ввозные пошлины на пшеницу, что, кроме экономических последствий, имело своим результатом сближение латифундистов Юга с буржуазией Севера. Авторитарное правление Криспи После смерти в июле 1887 г. Депретиса к власти в качестве премьер-министра и главы двух ключевых министерств — внутренних и иностранных дел — пришел Фр. Криспи. С небольшим перерывом он руководил правительством до марта 1896 г. Политическая карьера Криспи проходила в рядах «Левой», но он был сторонником жесткой политики, о чем свидетельствуют разработанные при его участии и принятые на протяжении 1887—1889 гг. законы, еще более расширившие полномочия центральной исполнительной власти. Министр внутренних дел получил право увольнять префектов, министерства могли быть образованы и упразднены декретом короля, а не парламентским законом, избранных мэров провинциальных и коммунальных советов поставили под контроль вновь образованному органу — провинциальной джунте во главе с префектом. Закон 1889 г. об общественной безопасности ограничил право на собрания, предусмотрел возможность ссылки на поселение заподозренных в политической неблагонадежности. Усилились репрессии: за участие в рабочей манифестации лишили депутатской неприкосновенности и осудили на 3 года тюрьмы социалиста А. Косту. В 1890 г. правительство запретило первомайскую манифестацию трудящихся и одобрительно отнеслось к применению оружия против бастовавших работниц рисовых плантаций и безработных батраков в провинции Равенна, в результате чего трое погибли. Введение в 1887 г. высоких протекционистских тарифов способствовало интенсивному развитию фабричного производства, но имело и оборотную сторону. Развернулась настоящая таможенная война с Францией. Разрыв с ней торговых отношений усилил затяжной кризис в промышленности, строительстве, банковском деле, аграрном секторе. Массовое разорение крестьян привело к росту эмиграции. В 1886—1890 гг. Италию ежегодно покидало более 221 тыс. человек. Не налаживались отношения с Ватиканом вследствие антиклерикальных мер правительства, которое добилось включения в уголовный кодекс норм, предусматривавших наказание церковнослужителей за деятельность против интересов и целостности государства. Вызвал критику, в том числе в обеих палатах парламента, принятый в 1890 г. объективно прогрессивный закон с. 268 об общественных благотворительных учреждениях, который предписал создать в каждой коммуне светские конгрегации милосердия. Им надлежало передать средства и имущество всех ранее существовавших благотворительных обществ, «не отвечавших нуждам населения». В администрацию создававшихся конгрегации не могли входить духовные лица. Закон затронул интересы многих частных лиц, использовавших в собственных целях крупные фонды благотворительных обществ, но главное — это был заключительный акт передачи церковной собственности в светские руки. Неудовлетворенность различных слоев общества итогами деятельности правительства привела к отставке Криспи в феврале 1891 г. Однако очередной политический кризис был не за горами. Еще с 1889 г. в городах и сельских местностях Сицилии стали создаваться «Союзы ("фаши") трудящихся». В мае 1893 г. «фаши» объединились в Сицилийскую социалистическую федерацию. Она возглавила массовое крестьянское движение, проходившее в форме забастовок и манифестаций, бойкота землевладельцев. Крестьяне протестовали против нарушения латифундистами контрактов с крестьянами-издольщиками о разделе урожая, разорительных налогов. Острота выступлений все более нарастала. Крестьяне начали громить муниципалитеты. Войска применили оружие, погибли 92 демонстранта. В этой обстановке в декабре 1893 г. Криспи вновь призвали к власти. Правительство ввело в Сицилии осадное положение. Сицилийскую социалистическую федерацию распустили, а ее руководителей отдали под военный трибунал и приговорили к многолетнему тюремному заключению. Около 2 тыс. членов «фаши» сослали под надзор полиции. Подавление движения сицилийских крестьян не остановило репрессии. В ответ на акты индивидуального террора со стороны анархистов — 16 июня 1894 г. произошло покушение на самого Криспи, а 24 июня итальянский анархист С. Казерио убил французского президента Сади Карно — парламент принял 3 закона. Первый касался хранения взрывчатых веществ и был направлен против террористов, второй — усиливал наказания за восхваление в печати террора и подстрекательство солдат к неповиновению, третий — запрещал ассоциации и собрания, имевшие целью «низвержение существующего социального строя путем насильственных действий». Социалистическую партию итальянских трудящихся, примыкавшие к ней профессиональные лиги, палаты труда, кассы взаимопомощи и даже просветительские кружки распустили. Для внешней политики периода правления Криспи характерно усиление экспансии в Африке. В течение 80-х годов Италия захватила на побережье Красного моря ряд номинально принадлежавших Турции территорий и в 1890 г. образовала из них колонию Эритрея. Использовав ее как с. 269 плацдарм, итальянский экспедиционный корпус в 1895 г. развернул наступление против Эфиопии. Население этой страны в патриотическом подъеме объединилось вокруг императора Менелика II, что решающим образом сказалось на исходе войны: в марте 1896 г. в сражении при Адуа итальянцы потерпели сокрушительное поражение. Италия признала полную независимость Эфиопии. Крах колониальной авантюры потряс Италию, и Криспи окончательно ушел с политической арены. Италия на рубеже веков Новое правительство А. Рудини столкнулось с волной народных выступлений, охвативших страну в 1897—1898 гг. Они были вызваны недостатком продовольствия и ростом цен на хлеб — своего зерна из-за плохого урожая 1897 г. не хватало, а импорт американского сократился вследствие испано-американской войны 1898 г. В апреле — мае этого года народные волнения охватили большую часть Италии. Осадное положение ввели в Миланской, Флорентийской, Ливорнской и Неаполитанской провинциях. Наибольшего размаха выступления достигли в Милане, где для подавления демонстраций протеста использовали не только армейские части, но и артиллерию. Жертвами репрессий стали 80 убитых и 450 раненых, в других частях страны в ходе карательных мер погибли более 50 человек. По всей Италии подверглись аресту тысячи участников волнений, перестали выходить многие газеты социалистического, демократического и католического направлений. Оправдывая репрессии, правительство обвинило в заговоре против единства нации «красных», т. е. социалистов, и «черных», т. е. католиков. Не сумевший предотвратить волнения Рудини ушел в отставку. Сменивший его генерал Л. Пеллу попытался провести через парламент серию чрезвычайных законов: о запрещении забастовок персонала железных дорог, почты и телеграфа, служащих и работников коммунального хозяйства, ограничении права на собрания и деятельность общественных организаций, ужесточении наказаний за правонарушения в области издательской деятельности. Эти меры встретили резкую оппозицию в парламенте, не удалось провести их в жизнь и декретом короля в связи с отрицательным решением Кассационного суда — органа, осуществлявшего надзор за единообразным толкованием и правильным применением законодательных норм. Пеллу добился проведения в 1900 г. досрочных выборов в парламент, но на них сторонники антидемократического правительственного курса потерпели полное поражение. В июне 1900 г. пост премьер-министра занял 80-летний Дж. Саракко, бывший до этого председателем Палаты депутатов. Его правительство слыло переходным, позволявшим надеяться на перемены в методах управления страной. Их наступление ускорили драматические события. 29 июля 1900 г. в г. Монца анархист Г. Бреши, одержимый желанием с. 270 «отомстить за многие несправедливости», тремя выстрелами из револьвера убил короля Умберто I. Расстрелянный террористом король всецело поддерживал реакционный курс Криспи, Рудини и Пеллу. Вступивший на престол Виктор Эммануил III, напротив, заверил Италию, что конституционные принципы останутся нерушимыми, в стране будет восстановлен мир и обеспечено единение всех людей доброй воли. Эта декларация нашла подтверждение в самом факте отказа от репрессий в связи с убийством короля и амнистией 10 тыс. заключенных. Экономическое развитие Италии в начале XX в. С объединением страны процесс внедрения капиталистических форм производства приобрел общенациональный масштаб и проходил достаточно быстро. Такое положение обусловил ряд благоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. В экономическую жизнь страны решительно вмешивалось государство, проводившее политику ускоренной индустриализации и в этих целях установившее режим таможенного протекционизма, государственных заказов и прямого субсидирования таких ключевых отраслей, как хлопчатобумажное и сахарное производство, судостроение, металлургия. В 1902 г. правительство выкупило у бельгийской компании железнорудные разработки на о. Эльба и безвозмездно передало их группе итальянских промышленников, вскоре образовавших металлургический консорциум «Ильва». Огромное внимание уделялось развитию транспортных коммуникаций. С 1865 по 1900 г. протяженность железнодорожных линий увеличилась почти в 4 раза, а самое главное — железные дороги были реорганизованы в две параллельные сети, связавшие Север и Юг Апеннинского полуострова. Это явилось важной предпосылкой складывания национального рынка. Итальянская экономика широко использовала зарубежные инвестиции — накануне Первой мировой войны иностранные капиталовложения в стране достигли 1,5 млрд лир. Французский финансовый капитал доминировал в банках «Итальянский кредит», «Итальянское банковское общество». Производственные и коммерческие интересы прочно связывали металлургическую фирму «Ансальдо» с французским объединением «Шнейдера». Свои отделения в Италии имела английская фирма «Виккерс», производившая вооружение. В экономике значительную роль играли Коммерческий банк и Кредитный банк, основанные в середине 90-х годов при немецком участии. Экспансия иностранного капитала имела и позитивные стороны: ей сопутствовало привнесение в итальянскую промышленность передовых форм и методов организации производства. Началась его монополизация. Химическое производство контролировали группировки «Монтекатини» и «Пирелли». В железоделательной промышленности господствовали компании «Терни» и «Ильва». Автомо- с. 271 бильные фирмы «Фиат» и «Ланча» заняли достойное место в европейском автомобилестроении. В 1910 г. производственно-технический потенциал Италии позволил приступить к строительству дредноутов, а в начале Первой мировой войны — и сверхдредноутов. Успехи индустриализации были заметны в Италии: выплавка чугуна, например, с 1902 по 1913г. увеличилась в 2,4 раза. Но этот уровень был далек от достигнутого передовыми европейскими странами: стали и железа производилось в 14 раз меньше, чем в Германии, в 8 раз меньше, чем в Англии, в 7 раз меньше, чем во Франции. В преддверии Первой мировой войны доля тяжелой индустрии составляла не более 30,6% всей произведенной продукции. Лишь 7% предприятий относились к крупным с числом рабочих от 1 00 до 1000 человек, а 90% представляли собой мелкие и мельчайшие ремесленные мастерские с десятком и менее работников. Италию отличала резкая диспропорция в уровне промышленного развития Севера и Юга. До 71 % крупных предприятий размещались в северных районах страны, особенно в промышленном треугольнике Милан — Турин — Генуя. В 1911 г. 54,3% населения Италии занималось сельским хозяйством. Лишь в Северной Италии сложились крупнокапиталистические сельскохозяйственные предприятия, которые давали значительную часть продукции. Паданская долина, занимавшая не более 13% всей сельскохозяйственной и лесной площади полуострова, производила почти 30% валовой продукции земледелия страны. Большая же часть аграрного сектора оставалась в состоянии застоя. Из более чем 10 млн занятых в сельском хозяйстве только 1,8 млн владели земельной собственностью, 3,2 млн являлись арендаторами и испольщиками, 5,1 млн составляли наемные рабочие: поденщики и батраки. Из числа собственников только 250 тыс. владели более чем 8 га земли. Мелкое крестьянское хозяйство отличала неэффективность. В первые годы после объединения в Тоскане, чтобы снабдить продуктами одну семью, не занимавшуюся земледелием, требовался труд трех семей крестьян-испольщиков. В 1880 г. средний сбор пшеницы с гектара в Италии был в 2,9 раза меньше английских показателей, в 2 раза уступал голландским и германским, в 1,8 раза — бельгийским. Урожайность зерновых в предвоенные годы в среднем по стране едва достигала 10— 11 центнеров с га, а в южных районах всего 3—5 центнеров. И хотя в целом по стране урожайность зерновых культур возросла, продовольствия не хватало[115]. Безземелье, полуголодное существование, плохое жилье, недостаток больниц и высокая смертность, отсутствие школ и почти сплошная не- с. 272 грамотность порождали чувство безысходности. С 1873 по 1901 г., за исключением 1882 и 1883 гг., данных по которым не имеется, из-за неуплаты налогов в казну перешло 277,6 тыс. мелких земельных участков. Невозможность найти работу в городе оставляла единственный выход — эмиграцию. В 1861 —1911 гг. убыль населения вследствие постоянной эмиграции, т. е. без учета вернувшихся обратно, составила более 4,2 млн человек, с учетом временной эмиграции это число почти удваивается. В 1900—1913 гг. из Италии в поисках постоянной или временной работы выехали свыше 8 млн человек. Накануне Первой мировой войны Италия представляла собой аграрную страну, в которой активно создавалась капиталистическая промышленность. В 1914 г. из общего дохода 19 млрдлир не менее 7 млрд приходилось на сельское хозяйство, но уже 6 млрд — на промышленность. Во внешней торговле доминировал экспорт продовольственных продуктов и сырья. Однако в 1914 г. при импорте промышленных изделий на сумму 672 млн лир было вывезено изделий итальянской промышленности почти столько же — на 670 млн лир. Дальнейший экономический прогресс страны сдерживал дисбаланс между вставшей на путь индустриализации промышленностью и отживавшими свой век производственными отношениями в сельском хозяйстве, с одной стороны, уровнем развития промышленного Севера и аграрного Юга — с другой. Эти контрасты обостряли ситуацию в стране, ставили вопросы о путях ее дальнейшего социально-экономического и политического развития. «Либеральная эра» Джолитти Стоявшие перед страной проблемы не могли быть сняты широко применявшимися в прошлом репрессивными методами и требовали новых подходов к их решению. Осознание необходимости перехода к либеральной политике ускорила 20-тысячная забастовка рабочих Генуи, в декабре 1900 г. протестовавших против роспуска. Палаты труда[116]. Правительство Саракко не решилось на применение военной силы, что само по себе было необычным в итальянской политической действительности. Тем не менее в феврале 1901 г. правительство ушло в отставку. Это расчистило путь новому, реформистскому, курсу во внутренней политике. Попытка его реализации связана с именем Дж. Джолитти. Он играл ключевую роль в пришедшем к власти в 1901 г. либеральном правительстве сначала в должности министра внут-реннихдел, а затем, после отставки в 1903 г. премьер-министра Дзанарделли, в качестве его преемника. Он трижды (в 1903—1905, 1906— 1909 и 1911 —1914 гг.) занимал пост главы правительства. с. 273 Джолитти полагал, что для укрепления буржуазно-демократических институтов в рамках конституционной монархии либеральные политические силы должны найти консенсус с социалистическим и ведомым им рабочим движением, нейтрализовать клерикальный лагерь и преодолеть оппозицию отсталого экономически и политически консервативного Юга. Концепция социального либерализма Джолитти встретила поддержку в демократических кругах и среди социалистов. Убежденность главы правительства в необходимости демократических преобразований исходила из понимания опасности массового движения народных масс для существовавшего общественного строя. Борьба трудящихся с.капиталистической системой, по мнению Джолитти, представляла собой «разрушительный ураган, угрожающий судьбам родины». Ввиду этого обязанностью государства должно стать осуществление «умиротворяющей и подчас даже примиряющей деятельности» в столкновениях между трудом и капиталом, а задачей правительства — быть «беспристрастным покровителем» всех классов общества[117]. Установить общественное согласие Джолитти намеревался путем налаживания сотрудничества между промышленниками и рабочими, с одной стороны, между правительством и социалистами — с другой. Экономическую базу такого социального союза Джолитти видел в хозяйственном подъеме страны. «Благосостояние трудящихся классов, — подчеркивал Джолитти, — неразрывно связано с процветанием сельского хозяйства, промышленности, торговли, потому что только там, где имеются в изобилии капитал и труд, могут быть высокие заработки и хорошие условия труда»[118]. Правительства Джолитти покровительствовали ведущим отраслям промышленности, предоставляя им субсидии и государственные заказы, укрепляли бюджет страны, развивали сеть железных дорог, увеличивали торговый флот, строили новые и модернизировали старые порты. В целях поддержки отечественной промышленности была сохранена протекционистская система. В интересах промышленного производства заключались торговые соглашения с Германией, Австро-Венгрией, Швейцарией, Бразилией и рядом других стран. Всемерно поощрялся приток иностранного капитала. Прогрессивный либеральный курс слился с экономическим подъемом. За 1897—1914 гг. стоимость валовой промышленной продукции возросла в 2,4 раза, а национальный доход увеличился в 1,9 раза. Некоторым категориям рабочих машиностроительной и металлургической промышленности, морских портов и торгового флота с. 274 повысили заработную плату, что отразилось на расширении внутреннего рынка. В социально-политической сфере механизмом предотвращения революционного взрыва был радикальный пересмотр методов управления и существующего законодательства, что, согласно концепции Джолитти, устранило бы причины недовольства и способствовало бы утверждению социального мира. Прежде всего глава правительства в противовес господствовавшей тенденции считать опасными все ассоциации трудящихся признавал допустимыми — в пределах существующих законов — забастовки и рабочие организации. В 1901 г. правительство отказалось от вмешательства в 600-тысячную стачку батраков, поскольку исходило из джолиттианского признания законности экономических конфликтов. Парламент поддержал правительство, социалистические депутаты также проголосовали за вотум доверия. Но в то же время Джолитти решительно выступал против забастовок государственных служащих. Когда в 1902 г. забастовали железнодорожники, правительство ввело на железных дорогах военное положение, что вынуждало рабочих и служащих приступить к работе, но одновременно побудило владельцев частных компаний повысить, хотя и с помощью государственных субсидий, заработную плату «во имя сохранения общественного порядка». Запрет на забастовки подтвердил и закон 1905 г. о передаче всех железных дорог в руки государства. В 1908 г. вопрос о правах государственных служащих был решен окончательно: им разрешили образовывать ассоциации, но запретили забастовки. Отказ от репрессивных мер сопровождался восстановлением свободы печати, собраний, манифестаций, деятельности экономических, политических и религиозных организаций. Еще одним важным достижением Джолитти стало расширение состава электората. Избирательная реформа 1912 г., как отмечалось выше, распространила избирательное право на всех мужчин, достигших 30 лет и на 21 -летних, грамотных либо отбывших воинскую повинность. В связи с этим избирательное право получили 8,6 млн человек вместо 3,3 млн, т. е. количество избирателей выросло с 9,5 до 25,5% всего проживавшего в стране населения. Закон устанавливал жалованье депутатам в размере 6 тыс. лир в год. Джолитти обеспечил проведение ряда реформ в социальной сфере. В 1902 г. парламент принял закон, регулирующий использование детского и женского труда. Его общественная значимость определялась тем, что женщины и дети составляли 40% от общего количества занятых в итальянской промышленности. В соответствии с законом разрешили принимать на производство детей с 12-летнего возраста (прежде с 9 лет). Подросткам моложе 16 лет установили 11-часовой рабочий день. Запретили использовать женщин и детей на подземных работах. Продолжительность рабочего дня женщин составляла 12 часов. Работницы получили с. 275 право на отпуск в связи с родами. Всем рабочим — и мужчинам и женщинам — предоставили обязательный воскресный отдых. В 1905— 1906 гг. ввели 10-часовой рабочий день. Чтобы увеличить емкость рынка труда, расширили масштабы общественных работ путем предоставления государственных заказов производственным и сельскохозяйственным кооперативам. С целью сбора и распространения информации по проблемам труда и его отношения с капиталом в июне 1902 г. учредили Бюро труда при министерстве сельского хозяйства, промышленности и торговли. Джолитти поддержал принятый в 1911 г. закон о передаче государству начальных школ и наделении провинциальных школьных советов правом открывать новые учебные заведения и набирать учителей. В области пенсионного обеспечения и социального страхования мало что изменилось. Принятый еще в 1898 г. закон об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве затем распространили на рабочих мелких строительных предприятий, и тех кто работал на сельскохозяйственных машинах, но остальные сельскохозяйственные рабочие по-прежнему оставались безденежных пособий в случае производственного травматизма. В 1912 г. вошел в силу закон о государственной монополии страхования. Но учреждение в соответствии с ним Национального института страхования ставило целью не улучшение социального обеспечения трудящихся, а перекачку капитала из частных компаний в руки государства, которое к началу 1913 г. сосредоточило около 42% итальянского страхового капитала. Отсутствие действенных законодательных гарантий объясняет, почему в 1915 г. только 11 % рабочих были обеспечены страхованием от несчастных случаев на производстве. В 1915 г. в силу сохранения добровольного принципа страхования только 6% трудящихся могли получать пособия по болезни и 2% имели право на пенсию. В 1902—1904 гг. парламент принял ряд законов в интересах Юга. Они предусматривали крупные денежные ассигнования на осуществление таких программ, как промышленное развитие Неаполя, строительство водопровода в апулийских провинциях, комплексное развитие Базиликаты[119], включая восстановление лесов, упорядочение водного режима, борьбу с оползнями, оздоровление населенных пунктов, строительство узкоколейных железнодорожных линий и грунтовых дорог. В 1906 г. законодательно предусмотрели дополнительное железнодорожное строительство на Сицилии. В качестве чрезвычайной меры отменили налог с сельскохозяйственной продукции южных районов, снизили налоги с недвижимой собственности, учредили государственные кассы сельского с. 276 кредита. Тогда же приняли закон об оказании помощи пострадавшим от извержения Везувия и землетрясения в Калабрии. Эти и подобные им меры, несмотря на их значимость, не ликвидировали образовавшуюся пропасть между двумя частями государства, поскольку не решали земельного вопроса и не затрагивали социальной структуры и политических порядков в этом регионе. Итало-турецкая война 1911—1912 гг. Создавая колониальную империю в Африке и укрепляя военно-политические и экономические позиции в средиземноморском бассейне, Италия первым объектом экспансии избрала турецкие владения Триполитанию и Киренаику. Со второй половины 80-х годов XIX в. итальянская дипломатия действовала в этом направлении. В начале XX в. эти планы получили мощную поддержку со стороны сложившегося к этому времени сильного националистического течения. В 1910 г. оно оформилось в Националистическую ассоциацию. Пропаганда захватов в бассейне Средиземного моря нашла широкий отклик в стране, пресса развернула широчайшую кампанию в пользу колониализма и военной акции в Северной Африке. Экспансионистские планы поддерживали король, командование вооруженных сил, правящая элита. Не остался в стороне и Джолитти, лично участвовавший в принятии решения о войне с Турцией. Воспользовавшись благоприятной ситуацией (Англия не возражала, Германия считалась союзником, а Франция заранее согласилась на аннексию Триполитании в случае захвата ею Марокко), итальянское правительство предъявило Турции необоснованный ультиматум и 27 сентября 1911 г. объявило ей войну. Провести молниеносную кампанию не удалось, и изнурительные военные действия против местного арабского населения затянулись до октября 1912 г. Война закончилась подписанием 18 октябр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.31 (0.022 с.) |