Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая обстановка после подавления Парижской КоммуныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основное содержание политической эволюции Франции в последней трети XIX в. составляла борьба за упрочение республики и её демократизацию. Это обусловливалось, что республиканский строй, провозглашенный 4 сентября 1870 г., нельзя было считать окончательно утвердившимся. В Национальном собрании, избранном в феврале 1871 г., определились три политические группировки. Левое крыло составляли республиканцы. Их возглавляли Л. Гамбетта, Ж- Симон, Ж. Греви, Ж- Фавр. Центр представляли бывшие монархисты, наподобие А. Тьера и А. Дюфора, готовые примириться с республиканским строем при условии его максимальной консервативности. Правый фланг занимали различные фракции монархистов. В общем составе депутатов из 650 мест 150 принадлежали легитимистам, 250 — орлеанистам, 30 — бонапартистам. Это означало, что Национальное собрание не могло не добиваться реставрации королевской власти. Но идеолого-политические основы будущей монархии фракции монархистов представляли по-разному. Легитимисты выдвигали на трон графа Шамбора, внука последнего короля из династии Бурбонов Карла X. Эта ветвь дома Бурбонов опиралась преимущественно на провинциальных помещиков и исповедовала традиционалистский консерватизм с вытекающими из него роялистской контрреволюционностью и реакционным клерикализмом. Орлеанисты стремились к восстановлению конституционной монархии и воцарению графа Парижского, внука короля Луи-Филиппа Орлеанского, свергнутого февральской революцией 1848 г. Фракция орлеанистов отражала интересы богатой промышленной и финансовой буржуазии, а потому отстаивала принципы классического либерализма, политического и экономического господства не аристократии, но новой, буржуазной знати. Не потеряли надежд на возвращение Наполеона III (а после его смерти в 1873 г. — принца Наполеона-Жерома Бонапарта) его сторонники — бонапартисты. Они выступали против либерализации общества и требовали ограничения политических прав и свобод отдельной личности в целях обеспечения общего интереса нации, т. е. установления режима авторитарной диктатуры. Однако препятствием на пути к восстановлению монархии неожиданно стал Тьер. Еще 31 августа 1871 г. Собрание постановило, что «глава исполнительной власти должен именоваться президентом Французской республики». Естественно, Тьер им и стал, одновременно сохранив пост главы правительства. Но срок его полномочий был ограничен продолжи- с.177 тельностью деятельности Национального собрания. Тьера это не устраивало, и он попытался обеспечить продление своего президентства. Однако Тьер стал помехой для всех: республиканцы были недовольны им за стремление утвердить «республику без республиканцев», монархисты по той же причине — за попытку сохранить хотя и консервативную, но республику. В ходе одного из конфликтов с Собранием Тьер подал в отставку, рассматривая ее лишь как средство давления на депутатов, но они ее приняли. 24 мая 1873 г. Тьер сложил полномочия. В тот же день Собрание избрало президентом маршала Мак-Магона, одного из главных виновников поражения в войне с Германий, которая показала его ограниченные способности как полководца. Не получил Мак-Магон подготовки и к государственной деятельности. Но в глазах монархистов он обладал несомненным достоинством — готовностью возвести на трон короля. При Мак-Магоне дело реставрации продвинулось. Предполагалось, что бездетный граф Шамбор станет королем Франции под именем Генриха V, а граф Парижский будет ему наследовать. Мак-Магон дал согласие созвать Национальное собрание для обсуждения вопроса о реставрации. Она казалась настолько обеспеченной, что практически была завершена подготовка к коронации. Но вдруг все расстроилось. Формально причиной неудачи явились разногласия относительно будущего национального знамени. Граф Шамбор настаивал на восстановлении белого знамени Бурбонов, тогда как граф Парижский и большинство членов Национального собрания считали необходимым сохранить трехцветное знамя. Конечно, истинная причина срыва реставрации состояла не в этом. Между монархическими партиями обнаружились непреодолимые разногласия. Граф Шамбор усматривал истоки королевской власти в божественном предначертании, а потому отказывался принять власть из рук парламента и был согласен признать только октроированную конституцию с полным сохранением королевского суверенитета и ограничениями лишь в области законодательства и налогообложения. Однако в Национальном собрании сторонников неограниченной монархии было немного. Наоборот, орлеанисты поддерживали концепцию светской парламентской монархии, основанной на «общественном договоре» короля с гражданами. Этот принцип государственного устройства страны не устраивал легитимистов и их кандидата на трон. Безвыходность ситуации побудила монархистов отложить реставрацию до того времени, когда противоречия между ними отпадут естественным образом. Несговорчивость графа Шамбора позволила республиканцам консолидировать своих сторонников, сохранить, а затем и укрепить республиканские институты. С.178 Конституция 1875 г. Неудача реставрации побудила Национальное собрание выполнить принятое еще в 1871 г. обязательство выработать новую конституцию. Она была принята в 1875 г. в виде пяти отдельных конституционных законов: об организации Сената; об организации государственных властей; об отношениях государственных властей; об избрании сенаторов; об избрании депутатов. По конституции законодательная власть принадлежала Национальному собранию, состоявшему из Палаты депутатов и Сената. Они работали раздельно, собираясь вместе только для изменения конституции и избрания президента. Обе палаты обладали одинаковым правом законодательной инициативы и утверждения законов. Лишь бюджетные вопросы сначала рассматривала Палата депутатов. В случае разногласий между палатами применялась специальная процедура согласования. Палату депутатов наделили прерогативой отдачи под суд президента и министров, но судить их мог только Сенат. Работа депутатов и сенаторов оплачивалась, однако их лишили возможности занимать государственные должности. Исключение делалось только для министров, послов, руководителей судебных органов, высших священнослужителей. Первоначально конституцией предусматривалось четверть сенаторов избирать пожизненно. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов отменили. Выборы сенаторов проводили коллегии выборщиков, в состав которых входили депутаты Национального собрания, генеральные и окружные советники, делегаты от муниципалитетов, представлявшие соответствующий избирательный округ. Срок полномочий в Сенате установили 9 лет, но каждые 3 года треть сенаторов подлежала переизбранию. В выборах в Палату депутатов участвовали только мужчины, дееспособные и не лишенные избирательных прав из-за недостойного поведения. Военнослужащие и женщины в голосовании не участвовали. Применялась мажоритарная система[61]. Избранным считался кандидат, получивший более половины поданных голосов, составлявших не менее 25% от количества избирателей. Во втором туре достаточно было относительного большинства. Президента избирали на совместном заседании палат сроком на 7 лет. С одобрения Сената он мог досрочно распустить Палату депутатов. Президент назначал министров, высших служащих, командный состав армии, вносил в палаты законопроекты, представлял республику в международных делах, заключал международные договоры с последующей ратификацией их палатами, объявлял с согласия палат войну. В то же с.179 время все документы, предложенные президентом, могли войти в силу только после скрепления их подписью соответствующего министра. Хотя премьер-министр и министры назначались президентом, правительство было ответственно перед парламентом. При вотуме[62] недоверия правительство уходило в отставку. Начиная от правительства Тьера и до 1918 г. в стране действовали 50 кабинетов. Их многочисленность объясняется тем, что пестрота политических группировок в парламенте не давала возможности опираться на устойчивое депутатское большинство, что и приводило к частой смене правительства. Участие в работе кабинетов представителей как правых, так и левых направлений также лишало их внутренней прочности и стабильности. Вместе с тем министры редко сходили с политической арены. Ш. де Фрейсине с 1876 по 1893 г. входил почти во все правительства и 4 раза был премьер-министром. М. Рувье 9 раз назначался министром, в том числе дважды — премьер-министром. А. Бриан 11 раз возглавлял правительство и 25 раз — министерства. Конституция 1875 г. юридически оформила государственный строй парламентарной Третьей республики. В то же время она не зафиксировала такие важнейшие демократические институты, как принцип народного суверенитета, перечень и объем прав граждан. Это повлекло необходимость пересмотра и дополнения некоторых ее положений, что и было сделано в будущем. Конституция 1875 г. действовала до 1940 г., пока существовала сама Третья республика. Приняв конституцию, Национальное собрание 31 декабря 1875 г. сложило полномочия. Проведенные в следующем году выборы дали в Палате депутатов большинство республиканцам; в Сенате, напротив, преобладали монархисты. Воспользовавшись этим, Мак-Магон развязал репрессии против республиканских организаций и антимонархически настроенных чиновников и всего лишь через полтора года после выборов распустил Палату депутатов. Тем не менее на новых выборах республиканцы победили вновь. Ответом президента была подготовка государственного переворота: командирам армейских корпусов были даны соответствующие инструкции. Но вскоре выяснилось, что армия выступает за сохранение республики. К тому же частичные выборы в Сенат, состоявшиеся в январе 1879 г., изменили соотношение сил в нем в пользу республиканцев. Мак-Магон должен был, как говорил Гамбетта, «подчиниться или уйти». Он выбрал второе и 30 января 1879 г. подал в отставку до истечения срока президентства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.013 с.) |