Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая обстановка после подавления Парижской Коммуны

Поиск

Основное содержание политической эволюции Франции в последней трети XIX в. составляла борьба за упрочение республики и её демократизацию. Это обусловливалось, что республиканский строй, провозглашенный 4 сентября 1870 г., нельзя было счи­тать окончательно утвердившимся. В Национальном собрании, избран­ном в феврале 1871 г., определились три политические группировки. Ле­вое крыло составляли республиканцы. Их возглавляли Л. Гамбетта, Ж- Симон, Ж. Греви, Ж- Фавр. Центр представляли бывшие монархи­сты, наподобие А. Тьера и А. Дюфора, готовые примириться с республи­канским строем при условии его максимальной консервативности. Пра­вый фланг занимали различные фракции монархистов. В общем составе депутатов из 650 мест 150 принадлежали легитимистам, 250 — орлеа­нистам, 30 — бонапартистам. Это означало, что Национальное собра­ние не могло не добиваться реставрации королевской власти. Но идеолого-политические основы будущей монархии фракции монархистов пред­ставляли по-разному. Легитимисты выдвигали на трон графа Шамбора, внука последнего короля из династии Бурбонов Карла X. Эта ветвь дома Бурбонов опиралась преимущественно на провинциальных помещиков и исповедовала традиционалистский консерватизм с вытекающими из него роялистской контрреволюционностью и реакционным клерикализмом. Орлеанисты стремились к восстановлению конституционной монархии и воцарению графа Парижского, внука короля Луи-Филиппа Орлеанско­го, свергнутого февральской революцией 1848 г. Фракция орлеанистов отражала интересы богатой промышленной и финансовой буржуазии, а потому отстаивала принципы классического либерализма, политическо­го и экономического господства не аристократии, но новой, буржуазной знати. Не потеряли надежд на возвращение Наполеона III (а после его смерти в 1873 г. — принца Наполеона-Жерома Бонапарта) его сторон­ники — бонапартисты. Они выступали против либерализации общества и требовали ограничения политических прав и свобод отдельной лично­сти в целях обеспечения общего интереса нации, т. е. установления ре­жима авторитарной диктатуры.

Однако препятствием на пути к восстановлению монархии неожидан­но стал Тьер. Еще 31 августа 1871 г. Собрание постановило, что «глава исполнительной власти должен именоваться президентом Французской республики». Естественно, Тьер им и стал, одновременно сохранив пост главы правительства. Но срок его полномочий был ограничен продолжи-

с.177 тельностью деятельности Национального собрания. Тьера это не устраи­вало, и он попытался обеспечить продление своего президентства. Одна­ко Тьер стал помехой для всех: республиканцы были недовольны им за стремление утвердить «республику без республиканцев», монархисты по той же причине — за попытку сохранить хотя и консервативную, но рес­публику. В ходе одного из конфликтов с Собранием Тьер подал в отстав­ку, рассматривая ее лишь как средство давления на депутатов, но они ее приняли. 24 мая 1873 г. Тьер сложил полномочия. В тот же день Собра­ние избрало президентом маршала Мак-Магона, одного из главных ви­новников поражения в войне с Германий, которая показала его ограни­ченные способности как полководца. Не получил Мак-Магон подготовки и к государственной деятельности. Но в глазах монархистов он обладал несомненным достоинством — готовностью возвести на трон короля.

При Мак-Магоне дело реставрации продвинулось. Предполагалось, что бездетный граф Шамбор станет королем Франции под именем Генри­ха V, а граф Парижский будет ему наследовать. Мак-Магон дал согласие созвать Национальное собрание для обсуждения вопроса о реставрации. Она казалась настолько обеспеченной, что практически была завершена подготовка к коронации.

Но вдруг все расстроилось. Формально причиной неудачи явились разногласия относительно будущего национального знамени. Граф Шам­бор настаивал на восстановлении белого знамени Бурбонов, тогда как граф Парижский и большинство членов Национального собрания счита­ли необходимым сохранить трехцветное знамя. Конечно, истинная при­чина срыва реставрации состояла не в этом. Между монархическими пар­тиями обнаружились непреодолимые разногласия. Граф Шамбор усмат­ривал истоки королевской власти в божественном предначертании, а по­тому отказывался принять власть из рук парламента и был согласен признать только октроированную конституцию с полным сохранением королевского суверенитета и ограничениями лишь в области законода­тельства и налогообложения. Однако в Национальном собрании сторон­ников неограниченной монархии было немного. Наоборот, орлеанисты поддерживали концепцию светской парламентской монархии, основан­ной на «общественном договоре» короля с гражданами. Этот принцип государственного устройства страны не устраивал легитимистов и их кандидата на трон. Безвыходность ситуации побудила монархистов отложить реставрацию до того времени, когда противоречия между ними отпадут естественным образом. Несговорчивость графа Шамбора позволила республиканцам консолидировать своих сторонников, сохранить, а затем и укрепить республиканские институты.

С.178

Конституция 1875 г.

Неудача реставрации побудила Национальное собрание выполнить принятое еще в 1871 г. обязательство выработать новую конституцию. Она была приня­та в 1875 г. в виде пяти отдельных конституционных законов: об органи­зации Сената; об организации государственных властей; об отношениях государственных властей; об избрании сенаторов; об избрании депута­тов.

По конституции законодательная власть принадлежала Националь­ному собранию, состоявшему из Палаты депутатов и Сената. Они рабо­тали раздельно, собираясь вместе только для изменения конституции и избрания президента. Обе палаты обладали одинаковым правом законо­дательной инициативы и утверждения законов. Лишь бюджетные вопро­сы сначала рассматривала Палата депутатов. В случае разногласий меж­ду палатами применялась специальная процедура согласования. Палату депутатов наделили прерогативой отдачи под суд президента и минист­ров, но судить их мог только Сенат. Работа депутатов и сенаторов опла­чивалась, однако их лишили возможности занимать государственные должности. Исключение делалось только для министров, послов, руково­дителей судебных органов, высших священнослужителей.

Первоначально конституцией предусматривалось четверть сенато­ров избирать пожизненно. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов от­менили. Выборы сенаторов проводили коллегии выборщиков, в состав которых входили депутаты Национального собрания, генеральные и ок­ружные советники, делегаты от муниципалитетов, представлявшие соот­ветствующий избирательный округ. Срок полномочий в Сенате устано­вили 9 лет, но каждые 3 года треть сенаторов подлежала переизбранию.

В выборах в Палату депутатов участвовали только мужчины, дееспо­собные и не лишенные избирательных прав из-за недостойного поведе­ния. Военнослужащие и женщины в голосовании не участвовали. Приме­нялась мажоритарная система[61]. Избранным считался кандидат, получив­ший более половины поданных голосов, составлявших не менее 25% от количества избирателей. Во втором туре достаточно было относительно­го большинства.

Президента избирали на совместном заседании палат сроком на 7 лет. С одобрения Сената он мог досрочно распустить Палату депутатов. Президент назначал министров, высших служащих, командный состав армии, вносил в палаты законопроекты, представлял республику в меж­дународных делах, заключал международные договоры с последующей ратификацией их палатами, объявлял с согласия палат войну. В то же

с.179 время все документы, предложенные президентом, могли войти в силу только после скрепления их подписью соответствующего министра.

Хотя премьер-министр и министры назначались президентом, прави­тельство было ответственно перед парламентом. При вотуме[62] недоверия правительство уходило в отставку. Начиная от правительства Тьера и до 1918 г. в стране действовали 50 кабинетов. Их многочисленность объяс­няется тем, что пестрота политических группировок в парламенте не да­вала возможности опираться на устойчивое депутатское большинство, что и приводило к частой смене правительства. Участие в работе кабине­тов представителей как правых, так и левых направлений также лишало их внутренней прочности и стабильности. Вместе с тем министры редко сходили с политической арены. Ш. де Фрейсине с 1876 по 1893 г. входил почти во все правительства и 4 раза был премьер-министром. М. Рувье 9 раз назначался министром, в том числе дважды — премьер-минист­ром. А. Бриан 11 раз возглавлял правительство и 25 раз — министер­ства.

Конституция 1875 г. юридически оформила государственный строй парламентарной Третьей республики. В то же время она не зафиксирова­ла такие важнейшие демократические институты, как принцип народно­го суверенитета, перечень и объем прав граждан. Это повлекло необхо­димость пересмотра и дополнения некоторых ее положений, что и было сделано в будущем. Конституция 1875 г. действовала до 1940 г., пока су­ществовала сама Третья республика.

Приняв конституцию, Национальное собрание 31 декабря 1875 г. сложило полномочия. Проведенные в следующем году выборы дали в Палате депутатов большинство республиканцам; в Сенате, напротив, преобладали монархисты. Воспользовавшись этим, Мак-Магон развя­зал репрессии против республиканских организаций и антимонархически настроенных чиновников и всего лишь через полтора года после выборов распустил Палату депутатов. Тем не менее на новых выборах республи­канцы победили вновь. Ответом президента была подготовка государст­венного переворота: командирам армейских корпусов были даны соот­ветствующие инструкции. Но вскоре выяснилось, что армия выступает за сохранение республики. К тому же частичные выборы в Сенат, состояв­шиеся в январе 1879 г., изменили соотношение сил в нем в пользу рес­публиканцев. Мак-Магон должен был, как говорил Гамбетта, «подчи­ниться или уйти». Он выбрал второе и 30 января 1879 г. подал в отставку до истечения срока президентства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.01 с.)