Внутр. И внеш. Полит. Фрг в годы деят-сти коалиционных правит-в сдпт - свдп (кон. 1960-х - нач. 1980-х). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутр. И внеш. Полит. Фрг в годы деят-сти коалиционных правит-в сдпт - свдп (кон. 1960-х - нач. 1980-х).



В 1969 радикалы переживали спад популярности. Многие студенты приветствовали начало реформ университетского образования, другие выступали за то, чтобы дать возможность социал-демократам проявить себя в управлении страной. СДПГ выступала за «современную Германию», олицетворением которой был Вилли Брандт, обвиняя ХДС в отсталости. Социал-демократы извлекли выгоду из альянса с СвДП. Депутаты от свободных демократов помогли избрать Густава Хайнемана, кандидата от СДПГ, на пост президента ФРГ. В 1949–1950 Хайнеман был министром внутренних дел в правительстве Аденауэра, но подал в отставку, не согласившись с планами Аденауэра по ремилитаризации страны. В 1952 он вышел из ХДС, а в 1957 вступил в СДПГ. На выборах в бундестаг 1969 блок ХДС/ХСС как и прежде образовал в бундестаге самую многочисленную фракцию (242 депутата), однако коалиционное правительство сформировали СДПГ (224 депутата) и СвДП (30 депутатов). Канцлером стал Вилли Брандт.

Главной задачей, которую ставил перед собой Вилли Брандт, можно сформулировать двумя словами – «восточная политика». Отказавшись от доктрины Хальштейна, следуя которой Западная Германия пыталась изолировать ГДР и отказывалась признать границу с Польшей по Одеру – Нейсе, а также недействительность Мюнхенского соглашения (1938) в отношении Чехословакии, правительство Брандта стремилось нормализовать отношения Западной Германии с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР.

Отношения со странами Восточной Европы сдвинулись с мертвой точки еще во время Большой коалиции, но после 1969 процесс нормализации значительно ускорился. Причин тому было несколько: беженцы из Восточной Германии постепенно интегрировались в западногерманское общество; США в этот период были заинтересованы скорее в разрядке, чем в конфронтации с Советским Союзом; крупный западногерманский бизнес стремился к ликвидации препятствий в торговле с Востоком; кроме того последствия возведения Берлинской стены продемонстрировали, что ГДР далека от крушения. Брандт, работавший в тесном сотрудничестве с министром иностранных дел Вальтером Шеелем (СвДП) и своим ближайшим советником Эгоном Баром (СДПГ), заключил договоры, в соответствии с которыми ФРГ признала существующие границы: – с Советским Союзом и Польшей в 1971, с Чехословакией в 1973. В 1971 было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину: Советский Союз признавал принадлежность Западного Берлина к Западу, гарантировал свободный доступ из Западной Германии в Западный Берлин и признавал право жителей Западного Берлина посещать Восточный Берлин. 8 ноября 1972 Восточная и Западная Германия официально признали суверенитет друг друга и согласились обменяться дипломатическими представительствами.

Однако по одному ключевому вопросу Западная Германия и Советский Союз так и не смогли достичь согласия. Если СССР настаивал на том, что новые договоры закрепили разделение Германии и Европы на Восточную и Западную, то правительство Брандта утверждало, что «Восточные договоры» не отменяют возможности мирного объединения Германии.

Инициативы Брандта были одобрены большинством западных немцев, что укрепило положение СДПГ. Когда «Восточные договоры» поступили на ратификацию в бундестаг, многие члены блока ХДС/ХСС воздержались при голосовании по договорам с Польшей и Советским Союзом.

В апреле 1972 оппозиция предприняла попытку сместить правительство. Коалиция СДПГ – СвДП обладала в бундестаге незначительным большинством, и оппозиция надеялась, что некоторые члены фракции СвДП более правой ориентации поддержат вотум недоверия кабинету министров. Но поражение оппозиции, не добравшей двух голосов. Брандт, уверенный в поддержке избирателей, воспользовался возможностью, предоставляемой конституцией, распустил бундестаг и назначил новые выборы.

На выборах 19 ноября 1972 СДПГ впервые стала крупнейшей политической силой в бундестаге (230 мест). Впервые СДПГ удалось победить ХДС в католическом Сааре. Блок ХДС/ХСС получил примерно столько же мест в парламенте (225), но его представительство уменьшилось по сравнению с 1969 на 17 мест. СвДП была вознаграждена за свое участие в коалиции приростом своей фракции в бундестаге (41 место). Решающим фактором на этих выборах оказался международный престиж Вилли Брандта.

Зимой 1974 Германия ощутила на себе последствия мирового нефтяного кризиса. В стране усилилась инфляция, росло число безработных. Социал-демократы проигрывали коммунальные и земельные выборы. В этой тяжелой ситуации положение Брандта сделалось критическим после разоблачения Гюнтера Гильома, личного референта канцлера, оказавшегося восточногерманским шпионом. В мае 1974 Брандт подал в отставку.

Гельмут Шмидт – преемник Брандта. Новым федеральным канцлером стал Гельмут Шмидт, министр экономики в правительстве Брандта. Социал-демократ из Гамбурга, Шмидт успешно преодолевал экономические трудности, возникшие в стране. Сократив государственные расходы и увеличив процентные ставки, он сдержал темпы инфляции. К 1975 Западная Германия преодолела кризис, добившись солидного активного сальдо платежного баланса и относительно низких темпов инфляции. Тем не менее после выборов 1976 блоку ХДС/ХСС вновь удалось сформировать самую крупную фракцию в парламенте, поскольку правительство не могло эффективно справиться с двумя другими проблемами: вспышкой терроризма и отношениями между Западом и Востоком. В середине 1970-х годов группировка «Фракция Красной Армии» («Rote Armee Fraktion», RAF), известная также под названием «группы Баадер – Майнхоф», совершила ряд террористических актов. В октябре 1977 RAF похитила, а затем и убила Ханса Мартина Шлейера, президента западногерманского союза предпринимателей. Правые во главе со Ф.Й.Штраусом постарались извлечь пользу из этого события, обвинив правительство в неспособности пресечь терроризм, а левую и социал-демократическую интеллигенцию – в поощрении террористов своей критикой капитализма и западногерманского общества.

В конце 1970-х и начале 1980-х годов на первый план вышли вопросы оборонной политики. Под давлением США НАТО в 1979 взяло курс на одновременную модернизацию вооружения (включая находящиеся под американским контролем ракеты с ядерными боеголовками, размещенные в ФРГ) и обсуждение инициатив по разоружению с Советским Союзом. В Западной Германии развернулось активное движение за мир и защиту окружающей среды.

 

Развитие ФРГ в 1980-е гг.

Мировой экономический кризис середины 70-х годов коснулся и Германии. При полной занятости в 1970 году (150 000 безработных при 800000 рабочих мест), к 1975году был 1 миллион безработных, к 1982 году 2 миллиона. Инфляция в середине 70-х годов превысила 6%. Основу антикризисной программы Шмидта составляли меры по структурной модернизации промышленности, рационализации трудовых отношений, укреплению финансовой системы. Правительство отказалось от широкой практики гос планирования и прямого производственного инвестирования. Ставка на стимулирование свободного предпринимательства. Особое вниманиекредитной поддержке малого и среднего бизнеса. Для рационализации системы трудовых отношений правительство призывало профсоюзы отказаться от практики заключения трудовых договоров. 75- закон об улучшении структуры бюджета – значительно сокращены расходы на социальные программы.

Шмидт внес большой вклад в развитие европейского интеграционного процесса, что привело к формированию европейской денежной системы с вводом расчетной единицы ЭКЮ, европейской сиситемы скоординированных валютных курсов. В вопросах глобальной мировой политики правительство Шмидта старалось следовать стратегии равновесия. Параллельно Шмидт общался и с Брежневым, и с США.

Несмотря на нарушения прав человека в ГДР, ФРГ продолжала политику взаимопонимания и единения (ГДР получала кредиты в том числе безвозмездные). ФРГ выкупила у ГДР 33755 политических заключённых за 3,5 миллиарда марок. До 1981 года было продлено соглашение по "свингу", по которому ГДР ежегодно могла перерасходовать 550 миллионов марок. В конце 70-х и начале 80-х, после вторжения в Афганистан и введения военного положения в Польше, НАТО приняло решение о ракетном довооружении. Канцлер Шмидт настаивал на довооружении. Из-за этого, под давлением движения за мир и профсоюзов, СДПГ и СвДП прекратили поддерживать Шмидта. Ему был вынесен конструктивный вотум недоверия, канцлером стал Г. Коль. (ХДС)

Гельмут Коль обеспечил непрерывность политики боннского правительства в области политики безопасности и тесное сотрудничество с Парижем и Вашингтоном. Несмотря на выступления противников довооружения, правительственная коалиция ХДС\ХСС\СвДП поддержало акцию и в ноябре 1983 года Бундестаг проголосовал за довооружение. Этим была подтверждена надёжность западного союза и предотвращен кризис в НАТО. В середине 80-х годов между СССР и США начались переговоры о разоружении. В 1987 году по договору о ликвидации ракет средней и малой дальности ФРГ уничтожила находящиеся на её территории 72 ракеты "Першинг-1А". На начало 1982 года в стране было 2 миллиона безработных. Проводимая политика, позволившая добиться улучшения показателей экономического роста и устранения препятствий, мешающих увеличению занятости, заметно разрядила обстановку. С 1984 по 1989 год было создано около 1,5 миллионов рабочих мест. Это обусловило экономический рост после кризиса 70-х годов. В 80-е годы удалось остановить инфляцию, а в 1986 году наблюдалась даже дефляция (0,1%). Этому способствовало падение цен на нефть. Общие черты экономической политики – отказ от регламентации и придание рыночной экономике большей гибкости. Цель правительства – сужение сферы экономической деятельности государства За 80 годы общая сумма состояний немецких домашних хозяйств выросла в 2-2,5 раз В 80-е годы сильно выросло число работающих иностранцев. К началу 90-х годов оно вновь достигло примерно 2,5 человек. Проводилась экономная бюджетная политика и приватизация. С 1982 по 1989 год доля государственных расходов на создание валового внутреннего продукта снизилась с 50,1% до 45,8%.

Во внешней политике также произошло охлаждение отношений с СССР (из-за улучшения отношений Великобритании с СССР). Противоречия между Лондоном и Бонном решались за счёт отношений с СССР.

 

 

Объединение Германии

После Второй мировой войны Германия разделена на 12 территорий (2 территории отошли к СССР и Польше), 1 территория (независимый Саар), 5 территорий — зоны оккупации СССР, США (Бремен и Южная Германия), Англия и Франция, и 4 берлинских зоны. В 1948 году три зоны Англии и США объединились в Бизонию, к которым затем присоединилась Франция (Тризония), и была провозглашена ФРГ. В 1949 году на территории советских зон провозглашена ГДР. Берлинский анклав объявлен формально под протекторатом США, Англии и Франции. В 1953 году Саар вошёл в ФРГ.

ГДР и ФРГ считались правопреемниками довоенной Германии.

Между ГДР и ФРГ была граница с особо усложнённым режимом. В 1989 году Германия перешла на облегчённый режим. После этого начался переезд немцев ГДР через Австрию в ФРГ. Облегчённый режим в ГДР был установлен в ноябре 1989 года.

После открытия границ ГДР для торговли и путешествий восточногерманские товары были вытеснены западной продукцией. Население требовало введения общей денежной единицы, и хотя западногерманский центральный банк, Бундесбанк, призывал к осторожности, правительства Восточной и Западной Германии договорились признать с 1 июля 1990 немецкую марку в качестве общей денежной единицы.

Введение западногерманской марки в Восточной Германии имело большое значение для отношений между двумя Германиями. В декабре 1989 канцлер Коль предложил десятиступенчатую программу объединения, рассчитанную на пять лет, но жители Восточной Германии отказывались ждать. Их стремление к политическим свободам и западному уровню экономики можно было утолить только немедленным объединением. Неудивительно, что ненавистный восточногерманский режим, столь долго правивший ими, подвергался всяческим поношениям. Стало ясно, что если Восточная Германия в кратчайшие сроки не будет интегрирована в ФРГ, то она буквально лишится своего населения. Если бы западная система не пришла на восток, то все жители Восточной Германии переселились бы на запад.

Объединение было завершено 3 октября 1990, после того как Коль, министр иностранных дел Ханс Дитрих Геншер и президент СССР М.С.Горбачев пришли к соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать 346 тыс. человек. Объединенная страна смогла продолжить свое членство в НАТО. Расходы на возвращение на родину советских солдат, расквартированных в бывшей ГДР, брала на себя ФРГ. Согласие на объединение Германии явилось уступкой со стороны СССР, причем на удивительно скромных условиях.

Для объединения двух стран была использована одна из двух возможностей, предусмотренных Конституцией ФРГ: территория ГДР была включена в состав ФРГ, и действие конституции ФРГ было распространено на новую территорию. Другим возможным вариантом было создание нового государства путём объединения двух старых с принятием новой конституции

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.014 с.)