Более поздние направления социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Более поздние направления социологии



Первые социологи были едины в стремлении понять смысл перемен, происходивших в окру-


жающем обществе. И это не сводилось лишь к описанию и интерпретации важнейших со­бытий, современниками которых им довелось стать. Важнее другое — они пытались создать методы исследования, пригодные для того, чтобы дать общее объяснение функциониро­вания общества и сущности его изменения. Однако, как уже было показано, Дюркгейм, Маркс и Вебер применяли совершенно разные подходы к изучению социальности. Например, Дюркгейм и Маркс сосредоточились на силе факторов, извне воздействующих на индиви­дуума, тогда как у Вебера исходной посылкой служила способность людей творчески влиять на внешний мир. Если Маркс выделял особую значимость экономической проблематики, то Вебер относил к числу важных куда более широкий круг факторов. Подобные различия в подходах сохранялись на протяжении всей истории социологии. Даже когда социологи сходятся во мнениях о предмете исследования, они проводят его, применяя разные теории.

Огюст Конт

(1798-1857) Карл Маркс

(1818-1883) Макс Вебер

(1864-1920) п

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Джордж

\ Герберт М ид \ (1863-1931)

Символический

. интеракционизм

Функционализм Марксизм

Сплошными стрелками указано прямое влияние, а пунктирными косвенное. На Мила Вебер не оказал влияния,нопоскольку Вебер придавал особое значе­ние осмысленности, целенаправленности действий человека, его взгляды были близки к проблематике символического интернационализма.

Рис. 1.1. Теоретические направления в социологии

Три самых важных из недавно возник­ших теорий — функционализм, концепция кон­фликта и символический интеракционизм — напрямую связаны с воззрениями Дюркгейма, Маркса и Вебера (см. рис. 1.1). Читатель этой книги познакомится с идеями и аргументами, основанными на этих теориях и поясняющи­ми их постулатами.



Глава 1. Что такое социология?


 


Функционализм

Общество является сложной системой, раз­личные элементы которой, взаимодействуя, создают стабильность и поддерживают соли­дарность. Таков основной постулат функцио­нализма. В соответствии с ним, социология должна исследовать взаимоотношения отдель­ных его частей друг с другом, а также между ними и обществом в целом. Например, можно анализировать религиозные верования и обы­чаи, принятые в обществе, устанавливая их отношения с другими существующими в нем институтами, так как разные части социаль- ной системы развиваются в тесной связи друг с другом.

Изучать функцию социальной практики или института значит устанавливать, каким об­разом они содействуют непрерывному суще­ствованию общества. Функционалисты, а сре­ди них были Конт и Дюркгейм, сравнивали общество с живым организмам, часто прибе­гая к аналогии. Они утверждают, что части, составляющие общество, как и части тела че­ловека, взаимодействуют между собой во бла­го целого. Для того чтобы исследовать такой орган, как сердце, нужно установить его связь с другими членами тела. Посылая кровь по все­му телу, сердце выполняет роль, необходимую для продолжения жизни организма. Исследо­вание отдельного элемента социума подобным образом предполагает выявление его функ­ции в непрерывном существовании общества и обеспечении его жизнеспособности.

В теории функционализма подчеркнута значимость морального консенсуса для сохра­нения порядка и стабильности общества. Мо­ральный консенсус имеет место, когда боль­шинство членов общества придерживается одинаковых ценностей. Функционалисты рас­сматривают порядок и баланс сил в каче­стве нормального состояния общества — это социальное равновесие основывается на мо­ральном консенсусе членов общества. Напри­мер, Дюркгейм полагал, что религия укрепляет приверженность людей к главным из обще­принятых ценностей, тем самым содействуя социальной интеграции.

До недавнего времени функционализм, можно сказать, был главенствующим традици­онным направлением социологической тео­рии, особенно в США. Талькот Парсонс и Ро­берт Мёртон, во многом опиравшиеся на тру­ды Дюркгейма, были самыми выдающимися сторонниками функционализма. В последнее


время это направление начало утрачивать по­пулярность, по мере того как стала очевидна его ограниченность. Критики сходятся в том, что функционализм преувеличивает важность факторов, содействующих социальной инте­грации, в ущерб тем, что приводят к разно­гласию и конфликту. Концентрация внимания на стабильности и порядке приводит к то­му, что преуменьшается значение разногласий и неравенства, вызванных такими факторами, как класс, раса и пол. К тому же недооцени­вается творческая роль социального действия в жизнедеятельности общества. Многим крити­кам казалось, что функционалисты приписы­вают обществу свойства, которыми оно не об­ладает. Они зачастую описывали общество так, будто бы у него есть «потребности» и «цели», хотя применение таких понятий имеет смысл, только когда речь идет об отдельных людях.

Концепция конфликта

Сторонники теорий конфликта так же, как функционалисты, подчеркивают значимость структур в жизнедеятельности общества. И они предлагают целостную «модель», для того что­бы объяснить, как функционирует общество. Однако, в отличие от функционалистов, тео­ретики конфликта не признают особого зна­чения консенсуса, зато выдвигают на первый план значимость разногласий в обществе. При этом они концентрируют внимание на вопро­сах власти, неравенства и борьбы. Они склон­ны рассматривать общество в виде агрегата из разных групп, преследующих свои интере­сы. Наличие особых интересов предполагает, что всегда существует потенциальная возмож­ность для возникновения конфликта, и неко­торые группы извлекут большую выгоду, чем другие. Теоретики конфликта изучают напря­женные отношения между господствующими и непривилегированными группами и пыта­ются понять, каким образом устанавливаются и долго сохраняются властные отношения.

Многие теоретики конфликта находят преемственность между своими воззрениями и взглядами Маркса, придававшего большое значение классовому конфликту, а кое-кто из них испытал и влияние Вебера. Ныне здравствующий немецкий социолог Ральф Да-рендорф (р. 1929) являет собой прекрасный образец конфликтолога. В своей признанной теперь классической книге «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959) Дарендорф утверждает, что функционалистам


Заключение



 


присущ односторонний взгляд на общество: они рассматривают только те сферы обще­ственной жизни, где имеет место согласие и примирение. Не менее, а даже более важны сферы, отличающиеся конфликтом и разно­гласием. Конфликт, говорит Дарендорф, в ос­новном возникает как следствие различий в индивидуальных и групповых интересах. Маркс представлял себе различные интере­сы в классовых понятиях, а Дарендорф вклю­чает их в более широкий контекст полно­мочий и власти. Любое общество разделено на тех, кто обладает властью, и тех, кто ее в значительной мере лишен — на правящих и управляемых.

Теория социального действия

Если функционалисты и конфликтологи спе­циально выделяют структуры, составляющие основу общества и оказывающие влияние на поведение людей, то сторонники теории со­циального действия уделяют больше внима­ния действию и взаимодействию членов обще­ства при формировании этих структур. Они видят задачу социологии не столько в том, чтобы найти объяснение, какие факторы, воз­действующие извне на людей, побуждают их поступать так, а не иначе, сколько в том, чтобы понять смысл социального действия и взаимо­действия. Если функционалисты и конфликто­логи отдают предпочтение моделям общества, действующего как единое целое, то теория со­циального действия основное внимание уде­ляет поведению акторов и тому, как они отно­сятся друг к другу и обществу.

Нередко говорят, что Вебер первым вы­ступил с обоснованием перспективности изу­чения социального действия. Он признавал су­ществование социальных структур - классов, партий, статусных групп и т. п., но был убеж­ден, что эти структуры возникли из социаль­ных действий отдельных людей. Такая позиция наиболее последовательно разработана фило­софской школой символического интеращи-онизма, которая получила самую широкую из­вестность в США. Вебер оказал на нее лишь косвенное влияние. Символический интерак­ционизм ведет свое происхождение из трудов американского философа Джорджа Герберта Мида (1863-1931).

Символический интеракционизм

Символический интеракционизм возник из интереса к языку и смыслу. Мид утвержда-


ет, что язык дает нам возможность стать су­ществами, обладающими самосознанием, т. е. знающими о своей индивидуальности и спо­собными себя увидеть со стороны, так, как нас видят другие. Символ — главный элемент этого процесса. Он представляет собой нечто, существующее вместо чего-то еще. Например, слова, которыми мы пользуемся, когда гово­рим об определенных объектах, на самом деле есть символы, представляющие подразумевае­мое нами. Слово «ложка» — символ, обознача­ющий прибор для еды. Невербальные жесты или способы общения — тоже символы. Знак рукой кому-нибудь или грубый жест в адрес кого-то имеют символическое значение. Мид утверждал, что люди полагаются на общепри­нятые символы и представления при взаимо­действии друг с другом. Поскольку они живут во вселенной, изобилующей символикой, то фактически все их взаимодействия предпола­гают обмен символами.

Символический интеракционизм привле­кает внимание к деталям межличностного об­щения, к тому, как они используются в осмыс­лении того, что говорят и делают другие люди. Под влиянием символического интеракцио-низма социологи сосредотачивают свои ис­следования на общении лицом к лицу в кон­тексте повседневной жизни. Они особо выде­ляют роль такого общения в формировании общества и его институтов.

Несмотря на то, что символический ин­теракционизм немало дает для глубокого по­нимания сущности повседневной жизни, эта теория подверглась критике за пренебре­жение к таким серьезным проблемам, как власть и структура в обществе и их функ­ции по ограничению активности отдельного человека.

Заключение

Социология приемлет разнообразные теории. Подчас расхождения в теоретических постула­тах кардинальны. Однако такое разнообразие свидетельствует скорее о силе и жизнеспособ­ности, нежели о слабости.

Все социологи разделяют точку зрения, согласно которой мы готовы не считаться с личными взглядами ради того, чтобы точнее выявить факторы, упорядочивающие жизнь нас самих и других людей. Социология по­явилась на свет как результат своеобразного


32 Глава 1. Что такое социология?

напряжения мысли в процессе развития совре- ворот дела — напрячь воображение и увязать

менного общества, и его исследование остает- социологические идеи и наблюдения с кон-

ся главной задачей этой науки. Но социологов кретными примерами из вашей собственной

занимает и более широкий круг проблем, ка- жизни.

сающихся сущности социального взаимодей- Один из путей к этому открывает осозна-

ствия и человеческих сообществ в целом. ние различий между укладами жизни, кажу-

Социология — вовсе не сфера абстракт- щимися нам обычными как людям, живущим

ной мысли, а наука, имеющая большой прак- в современном обществе, и характерными для

тический смысл для жизни людей. Обуче- других сообществ. Хотя у всех людей много

ние профессии социолога ни в коем случае общего, есть множество различий между об-

не должно превратиться в навевающее скуку ществами и культурами. Об этом пойдет речь

занятие! Лучший способ избежать такой по- в следующей главе «Культура и общество».

Краткое содержание

1. Социологию можно определить как системное исследование человеческих обществ, в рам­
ках которого особое внимание уделяется современным, индустриальным системам.

2. Предполагается, что человек, занимающийся социологией, обладает творческим вообра­
жением и способен отвлечься от предвзятых идей о социальной жизни.

3. Социология как дисциплина имеет важное практическое применение. Она предоставляет
возможность подвергнуть критике общественные отношения и содействует проведению со­
циальных реформ несколькими способами. Прежде всего, углубленное понимание ряда со­
циальных условий нередко благоприятствует контролю над ними. Вместе с тем социология
развивает у нас чуткость к культуре, что помогает проводить политику с учетом культурных
различий в ценностных ориентациях. В практическом плане у нас возникает возможность
изучить последствия, к которым приведет принятие конкретных политических программ.
Наконец, вероятно, самое важное — социология содействует пониманию собственного
«я», увеличивая шансы отдельных людей и групп на изменение условий их жизни.

4. Социология появилась на свет в результате попытки осмыслить далеко идущие перемены,
произошедшие в человеческом обществе за прошедшие два или три столетия. Эти пере­
мены не только широкомасштабны, но и влекут за собой изменения в самых сокровенных
и глубоко личностных сторонах жизни людей.

5. Среди широко известных основателей социологии самая важная роль отведена Огюсту
Конту, Карлу Марксу, Эмилю Дюркгейму и Максу Веберу. В середине XIX в. Контом и Марк­
сом были поставлены фундаментальные социологические проблемы, которые позднее
разрабатывали Дюркгейм и Вебер. Это проблемы предмета и задач социологии, а также
социальных последствий модернизации.

6. Социологию отличает разнообразие теоретических подходов. Споры по вопросам теории
трудно разрешимы даже для естествознания, а социологи сталкиваются с трудностя­
ми особого рода: сложность их проблем сопряжена с тем, что им приходится изучать
собственное поведение.

7. Функционализм, концепция конфликта и символический интеракционизм — таковы глав­
ные теоретические подходы, применяемые в социологии. Между ними есть коренные
различия, и они сильно повлияли на разработку ее методологии в послевоенный период.



ГЛАВА

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО


В этой главе мы увидим, сколько общего могут иметь между собой совершенно разные культуры и социальные системы, и познако­мимся с различными типами человеческих об­ществ. Понятие культуры относится к числу наиболее часто используемых в социологии. Когда мы употребляем это слово в обиход­ном лексиконе, мы чаще всего обозначаем с его помощью «высшие проявления разума» — изобразительное искусство, литературу, музы­ку или искусство в целом. Но для социологов культура является гораздо более широким по­нятием. Культура — это общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены или социальные группы данного социума. Сюда входят: манера одеваться; свадебные обряды; правила семейной жизни; трудовые традиции; религиозные церемонии; способы проведения досуга.

«Культура» концептуально может отли­чаться от «общества», но между этими по­нятиями существует тесная связь. Под обще­ством понимается система взаимоотношений, которая соединяет воедино его представите­лей. В этом смысле Великобритания, Франция и США являются обществами. Они включают в себя миллионы людей. Другие, наподобие доисторических сообществ охотников или со­бирателей, могут насчитывать 30-40 человек. Но все общества объединяет то, что их члены подчиняются четкой системе социальных от­ношений, построенной в согласии с конкрет­ной культурой. Ни одна культура не смогла бы существовать в отрыве от общества. Но, с дру­гой стороны, и ни одно общество не может существовать без культуры. Не будь культуры, разве стали бы мы «людьми» в общепринятом смысле этого слова?! Мы не имели бы ни языка для выражения мыслей, ни чувства самосозна­ния, а наша способность рассуждать и мыслить оказалась бы до крайности ограниченной.

2 Социология


Культурные различия в человеческом об­ществе обусловлены существованием разных типов социума; в этой главе мы будем срав­нивать основные общественные формации, встречающиеся в истории человечества. Цель, которая преследуется при этом, заключается в том, чтобы установить соответствие меж­ду двумя сторонами социальной жизни: раз­личными культурными ценностями и плода­ми человеческого труда — и принципиально различными типами общества, в которых про­исходило развитие культуры. Слишком часто эти аспекты рассматриваются совершенно не­зависимо друг от друга, как если бы между ними не существовало вообще никакой свя­зи, — тогда как на самом деле они нераз­делимы. На протяжении всей этой главы бу­дет особо подчеркиваться то влияние, которое оказывают на культурное развитие перемены, происходящие в обществе. В заключительных разделах мы познакомимся с основными ме­ханизмами таких перемен и более подробно остановимся на самых существенных процес­сах, изменивших облик современного мира.

Концепция культуры

Когда социологи говорят о культуре, они под­разумевают в первую очередь «благоприобре­тенные» стороны общественной жизни, кото­рые являются продуктами познания и не пе­редаются механически из поколения в поко­ление. Эти элементы культуры доступны всем членам общества, благодаря чему последние получают возможность общаться и сотрудни­чать друг с другом. Они формируют культур­ный фон, на котором проходит жизнь людей в этом обществе. Культура общества охваты­вает все аспекты, как нематериальные — ве­рования, идеи и ценности, являющиеся содер­жанием культуры, так и вполне осязаемые —



Глава 2. Культура и общество


 


объекты, символы и технологии, которые во­площают это содержание.

Ценности и нормы

Фундаментальными для любой культуры явля­ются представления о том, что должно счи­таться важным, стоящим и желательным. Эти абстрактные идеи, или ценности, помогают человеку направлять свою жизнь в нужное русло и придавать ей смысл. Моногамия (т. е. такой семейный уклад, при котором сексуаль­ные партнеры сохраняют верность друг другу) может служить примером ценности, почитае­мой во всех западных сообществах. Нормы — это правила поведения, которые отражают или воплощают в себе ценности конкретной куль­туры. Ценности и нормы во многом определя­ют образ общественной жизни и манеру пове­дения представителя данной культуры. Напри­мер, в тех культурах, где высоко ценится об­разование, культурные нормы будут поощрять студентов прилагать максимум усилий в учебе, а родителей — вкладывать средства в образова­ние своих детей. В культурах, где гостеприим­ство рассматривается как высшая добродетель, культурные нормы во многом определяют со­циальное поведение гостей и хозяев, а также регламентируют процесс выбора и вручения подарков.

Ценности и нормы, присущие различ­ным культурам, Moiyr существенно отличать­ся друг от друга. Некоторые культуры превы­ше всего ценят индивидуализм, тогда как для представителей других прерогативой являют­ся нужды общества. Простой пример покажет, насколько глубоки могут быть эти различия. В Великобритании большинство учащихся, за­метив, что кто-то «списывает» на экзамене, восприняли бы это как личное оскорбление. Подглядывание в чужую работу, по их мнению, является прямым нарушением принципов рав­ных возможностей, адекватного вознагражде­ния за приложенные усилия, здоровой конку­ренции — и неуважением к «правилам». А вот русские школьники были бы удивлены та­кой реакцией своих британских сверстников. Помогающий товарищу на экзамене поступает так в соответствии с нормами поведения, кото­рые опираются на (имеющие для нас большое значение) принципы равенства и совместного действия при решении задач, поставленных вышестоящими структурами. Подумайте над тем, каково ваше отношение к ситуации, при-


веденной в этом примере. И что может сказать оно о ценностях вашего общества?

Но даже внутри социума или сообщества ценности могут иметь диаметрально проти­воположный характер: например, одна часть общества будет отстаивать традиционные ре­лигиозные ценности, а другая — ратовать за научно-технический прогресс. Там, где не­которые гонятся за материальным комфортом и социальным успехом, кто-то другой может превыше всего ставить жизнь в простоте и спо­койствии. В наш век перемен, отмеченный гло­бальным перемещением людей, товаров, идей и информации, неудивительно, что мы стал­киваемся с примерами конфликта культурных ценностей.

Изменяющиеся культурные ценности и нормы

Культурные ценности и нормы часто изме­няются с течением времени. Многие обще­ственные нормы, которые кажутся нам совер­шенно естественными, — как, например, до­брачные сексуальные отношения или совмест­ное проживание официально не расписанных пар — были широко порицаемы еще каких-нибудь несколько десятилетий назад. Те цен­ности, на которых зиждилась личная жизнь человека, претерпевали медленные последо­вательные изменения в течение многих лет (см. главу 7 «Семьи»). Но как быть с теми куль­турными нормами и правилами поведения, которые были изменены искусственно?

В январе 2000 г. комиссия при прави­тельстве Японии опубликовала отчет, где были перечислены основные задачи, стоящие перед страной в XXI в. В условиях экономической рецессии, роста преступности и безработицы, премьер-министром Японии была создана ко­миссия, которая должна была в общих чертах указать национальные приоритеты на ближай­шие несколько десятков лет. Основные выводы комиссии вызвали удивление у большинства рядовых японцев: японским гражданам пред­лагалось частично отказаться от традицион­ных ценностей, если они хотели помочь своей стране в борьбе с социальными язвами. Чле­ны комиссии сошлись во мнении, что японцам вредит их излишняя приверженность идеалам конформизма и равенства, и они призвали правительство принять меры по снижению уровня «однообразия и излишней согласован­ности» в обществе. Они указали на наиболее


Концепция культуры



 


характерные явления в жизни Японии, отража­ющие эти тенденции: практически все япон­ские школьники носят одинаковую темно-си­нюю форму, которая отчасти лишает своего хозяина индивидуальности; а клерки не ухо­дят из офиса раньше времени (даже в тех случаях, когда вся работа сделана), следуя не­гласному правилу. Эти ценности, по мнению членов комиссии, мешают гражданам Японии в полной мере принять постулаты индивиду­ализма, которые в недалеком будущем будут задавать тон общественной жизни.

Культурные ценности очень глубоко уко­реняются в национальном сознании, и пока трудно сказать, сможет ли указ правительства изменить многовековые японские традиции. Но, судя по бытующей в Японии поговорке о «торчащем гвозде, который следует заби­вать обратно», понадобится немало времени и усилий, чтобы ослабить влияние культурных норм, порождающих однообразие и самоуни­чижение в среде японцев.

Многие из наших повседневных привы­чек и действий обязаны своим происхожде­нием устоявшимся культурным нормам. Как мы увидим в четвертой главе («Социальное взаимодействие и повседневная жизнь»), куль­турные факторы в значительной степени вли­яют на формирование наших движений, жес­тов и слопесных выражений. То, как люди разных национальностей улыбаются в обще­ственных местах, может служить наглядной иллюстрацией этому тезису. Например, эски­мосы Гренландии не имеют привычки улы­баться в присутствии чужих людей, которая присуща представителям многих стран Запад­ной Европы и Северной Америки. Это вовсе не означает, что эскимосы недружелюбны или излишне сдержаны — просто у них не приня­то улыбаться незнакомым людям или шутить с ними. Однако, по мере того, как в Гренлан­дии в течение последних лет стала развиваться сфера услуг, некоторые работодатели попыта­лись исподволь привить своим сотрудникам желание улыбаться клиентам. Ведь существует распространенное мнение, что улыбка и веж­ливое отношение к клиенту — залог конку­рентоспособности бизнеса: те из них, кто бу­дет встречен улыбкой и обычным пожеланием «счастливого дня», с большей вероятностью станут со временем постоянными клиентами. Во многих супермаркетах Гренландии про­давцам демонстрировались видеоролики, обу­чающие персонал правильному обхождению


с покупателем; а некоторые кооперативы даже посылали своих сотрудников на специальные курсы заграницу! Западный стиль обслужи­вания пришел в Гренландию вместе с пер­выми закусочными Макдональдс. Работники этих заведений учились приветствовать по­купателя, представляться ему и улыбаться как можно чаще. Поначалу эти нововведения были холодно приняты персоналом, поскольку та­кой стиль общения казался людям искусствен­ным и неискренним. Однако, со временем, эта идея прижилась и в общественных местах — по крайней мере на работе — теперь можно гораздо чаще видеть улыбающиеся лица.

Многообразие культуры

Культуры отличаются друг от друга не только своими традициями, но и манерой поведения своих представителей. Многие формы пове­дения, имеющие мало общего между собой и часто неприемлемые за рамками определен­ной культуры, жители западных стран могут счесть просто «ненормальными». Например, в современном западном обществе дети в воз­расте 12-13 лет считаются еще слишком ма­ленькими для вступления в брак — тогда как в некоторых культурах столь ранние браки считаются самым обычным делом. На Западе люди едят устриц, но не употребляют в пищу мясо собак или кошек, которое считается дели­катесом в других странах мира. Евреи не едят свинину, а индусы — говядину. Люди на За­паде рассматривают поцелуй как нормальную составляющую сексуальных отношений, хо­тя во многих иных культурах эта практика либо неизвестна, либо считается отвратитель­ной. Все эти нравы и обычаи иллюстрируют лишь одну составляющую из широкого спек­тра культурных особенностей, позволяющих проводить различия между обществами.

Маленькие сообщества, наподобие охот­ничьих племен или собирателей, отличались культурным единообразием, или монокульту­рой. Некоторые современные общества — на­пример японское — сохранили эту монокуль­турность и демонстрируют высокий уровень культурной однородности. Для большинства индустриальных держав, однако, сегодня ха­рактерно культурное многообразие, или муль-тикультура. Как вы узнаете из главы 9 («Раса, этническая принадлежность и иммиграция»), рабовладение, колониальная политика, войны, миграция и современные процессы глобали­зации привели к расселению многих народов



Глава 2. Культура и общество


 


за пределами своих исходных ареалов обита­ния. Это, в свою очередь, привело к возник­новению обществ со сложносоставной куль­турой, носители которой являлись выходцами из иной культурной, этнической и языковой среды. В современных городах разные куль­турные общины могут жить в тесном соседстве друг с другом: индейцы, пакистанцы, индусы, бенгальцы, итальянцы, греки и китайцы — представителей всех этих наций сегодня мож­но встретить в центре Лондона.

Термином субкультура обозначаются не только этнические или языковые группы в со­ставе больших сообществ. Это понятие при­менимо к любой части населения, которая от­личается от остальной массы своими культур­ными традициями. Под него подходит очень широкий спектр направлений человеческой деятельности: это могут быть и натуралисты, и ценители готического искусства, и компью­терные хакеры, и хиппи, и растаманы, и лю­бители хип-хопа, и футбольные фанаты. Не­которые люди стремятся отождествить себя с какой-то конкретной субкультурой, в то вре­мя как остальные могут свободно вращаться в среде представителей нескольких субкультур.

Культура играет важную роль в сохране­нии ценностей и норм каждого общества — но она же и предлагает разнообразные воз­можности для создания новых традиций. Суб­культуры и контркультуры (т. е. такие группы, которые отвергают большинство ценностей и норм данного социума) могут стать провод­ником альтернативных идей и взглядов. Обще­ственные движения или группы людей, разде­ляющих определенное мировоззрение, явля­ются мощными движущими силами, которые способны изменить общество. В этом смыс­ле субкультуры предоставляют людям свободу действия в соответствии со своими мнениями, убеждениями и надеждами.

Этноцентризм

Каждая культура имеет свои уникальные сти­ли поведения, чуждые представителям других культур. Если вы бывали за границей, то могли ощутить то странное чувство, которое возни­кает при попадании в чужую культурную среду. Те аспекты повседневной жизни, которые уже давно вошли в нашу плоть и кровь, в другой стране могут считаться чем-то экстраординар­ным. Привычки и обычаи двух разных стран могут существенно отличаться друг от друга


даже в том случае, когда их граждане гово­рят на одном языке. Нетрудно представить, насколько уместно здесь выражение «культур­ный шок»! Часто люди просто теряются, ока­завшись в новой, чужой для них стране. Это происходит потому, что они утратили ту при­вычную опору, которая помогала им понимать окружающий мир, не успев еще как следует сориентироваться в новой культуре.

Культура нередко оказывается совершен­но непостижимой для чужака. Нам трудно по­нять отдельные верования и обычаи в отрыве от более широкого культурного контекста, ко­торому они принадлежат. Культуру следует изу­чать в терминах собственных значений и цен­ностей — вот основной постулат социологии. Этот принцип еще называют культурный ре­лятивизмом. Социологи всегда должны стре­миться к тому, чтобы не впадать в этноцен­тризм и не судить о других культурах с по­зиций своей собственной. Поскольку культуры могут отличаться друг от друга в значительной степени, не вызывает удивления проявляюща­яся порой нетерпимость по отношению к ма­нерам и привычкам представителей другой культуры.

Вставая на позиции культурного реля­тивизма (т.е. временно отказываясь от соб­ственных глубоко укоренившихся культурных убеждений и рассматривая ситуацию с точки зрения стандартов иной культуры), мы рис­куем столкнуться с неопределенностью и це­лым рядом трудноразрешимых задач. Пусть даже нам удалось абстрагироваться и смот­реть на происходящее с позиций носителя других культурных ценностей, — но как быть с необходимостью решить вопрос о том, под­разумевает ли культурный релятивизм, что за­конны все существующие обычаи и традиции? Есть ли единые стандарты поведения, кото­рых должны придерживаться все люди мира? Давайте рассмотрим следующий пример.

В последующие за выводом советских во­инских соединений из Афганистана годы эту страну охватило пламя гражданской войны. Большая часть страны оказалась в руках тали­бов — религиозной секты, стремящейся к по­строению общества, основанного на самых строгих исламистских принципах. Законы Та­либана четко регламентировали стиль одежды, передвижения на публике и личную жизнь аф­ганских женщин. На улице женщина обязана была показываться только одетой с ног до го­ловы во все черное и с лицом, закрытым


Социализация



 


паранджой. Женщин лишили права работать вне дома и права на образование. Подобные законы, представляющие один из радикаль­ных вариантов исламского шариата, рассмат­ривались многими мусульманскими учеными как слишком жестокие. Несмотря на критику в свой адрес со стороны мирового сообщества и кампаний в защиту афганских женщин, пра­вительство талибов заявляло о чрезвычайной важности подобных мер в деле построения целомудренного общества, где женщин ждет почет и уважение.

Можно ли, стоя на пороге XXI в., считать отношение талибов к женщинам приемлемым? Не существует простых решений этой дилем­мы, как и в десятках других случаев, когда культурные нормы и ценности не совпада­ют с нашими привычными представлениями о них. Ясно, что необходимо бороться с ис­кушением применить собственные стандарты по отношению к народу, живущему в ином культурном контексте. Но попробуйте-ка до­вольствоваться «культурными» объяснениями в ситуациях, которые прямо противоречат тем нормам и ценностям, которые вы впитали с молоком матери. Задача социолога, таким образом, состоит в том, чтобы избегать «ре­флективной» реакции на происходящее и ста­раться исследовать сложные вопросы со всех возможных точек зрения.

Социализация

Как мы уже отмечали, к сфере культуры от­носятся те аспекты общественной жизни, ко­торые предполагают обучение, а не просто «наследование». Процесс, в ходе которого де­ти или другие члены общества учатся жить в этом обществе, называется социализацией. Социализация является основным способом передачи культурных ценностей от поколения к поколению.

Животные, стоящие на эволюционной лестнице ниже человека, способны защитить себя по прошествии сравнительно коротко­го периода времени после рождения, причем практически без помощи со стороны взрослых особей. Однако высшим животным приходит­ся обучаться тому, как себя вести — ново­рожденные обычно совершенно беспомощны и им требуется опека старших. А человече­ские детеныши — самые беззащитные из всех,-ребенок не может выжить без посторонней по­мощи по крайней мере на протяжении первых


4-5 лет своей жизни. Таким образом, социа­лизация является адаптационным процессом, в ходе которого ребенок постепенно начинает осознавать себя, превращается в умелого и об­ладающего знаниями индивидуума, готового к жизни в том обществе, где он был рожден. Социализацию не следует считать разновид­ностью «культурного программирования», ко­гда ребенок становится пассивным объектом влияния со стороны тех сил, с которыми он входит в соприкосновение. Даже только что появившийся на свет младенец демонстрирует свои желания и потребности, тем самым влияя на действия окружающих: уже с рождения ре­бенок — это активное существо.

Социализация связывает друг с другом разные поколения. Появление ребенка на свет изменяет жизнь тех, кто должен заботить­ся о нем, — и они, в свою очередь, тоже включаются в процесс обучения. Родительские обязанности, как правило, соединяют жизни взрослых и детей до самого их конца. Бо­лее пожилые люди в какой-то момент стано­вятся бабушками и дедушками, что приводит к образованию отдельной ветви отношений, соединяющей разные поколения друг с дру­гом. Следовательно, социализация предстает как непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь человека, который заключается в изме­нении его поведения под влиянием социаль­ных взаимодействий. Он позволяет каждому развиваться, реализовывать свой потенциал, учиться и совершенствоваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.064 с.)