Возникновение Ислама, его идейные и социальные предпосылки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение Ислама, его идейные и социальные предпосылки.



Возникновение Ислама, его идейные и социальные предпосылки.

 

Возникновение:

· Слияние и развитие предшествующих религий (Иудаизм, Зороастризм, Христианство)

· Эволюция религиозного сознания жителей Аравии

· Усиление давления со стороны Византии и Персии, кото угрожали Аравии порабощением.

Р-тат: общеарабское гос-во с новой единой религией

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами -- Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга.

В VI в. в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток, в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться потребность в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога.

Исторический аспект возникновения Ислама.

Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама —мусульмане— «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности.

Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки. Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г. Ясрибе и с их согласия в 622 году переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину (город пророка). С этого события (арабское «Хиджра» — переселение) и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину (умму), в состав которой вошло помимо Мухаджиров значительная часть жителей Мекки. Члены общины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и светским руководителем.

Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку и Мекка превращается в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства.

 

 

Ислам: вероучение.

9-10 век – Ислам полностью сформировался

Собраны все Суры (Главы Корана)

Составлен сборник Сунны (высказывания и действия Мохамеда, т.е его жизненный путь с того момента, как он стал пророком)

Толкование Корана

Укрепилась религиозно-нравственная основа Ислама - Шариат

 

Ислам состоит из двух частей:

o Аль-Иман (Вера) – теория

o Ад-Дин (Совокупность религиозных обязанностей) – практика

 

· Основной догмат Ислама – Вера в Аллаха

ü Нет никакого Божества, кроме Аллаха (строгий монотеизм)

ü Мохамед – посланник Аллаха (культ Мохамеда)

ü Коран – источник вероучения

ü Вера в святость Корана (Богооткровенная книга)

ü Вера в загробное воздаяние (Бессмертие души, Страшный суд, рай /ад)

· Ад-Дин – совокупность веры и исполнения религиозных предписаний.

5 столпов:

1. Исповедание веры

2. Молитва (намаз)

3. Пост

4. Милостыня

5. Поломничество в Мекку

6. Джихад (Шестой, дополнительный пункт)

Обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог (закят) в пользу бедных, фактически в пользу духовенства; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце -- рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хадж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Ислам: культ

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.

· Первое культовое предписание — произнесение вслух махады — основного положения символа веры — «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.

· Второе культовое предписание — ежедневный пятикратный ритуал — намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

· Третье культовое предписание — соблюдение поста) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.

· Четвертое культовое предписание — закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода.

· Пятым культовым предписанием является хадж паломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

 

Помимо выполнения этих обязательных предписаний в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров. Кааба — это священный храм в Мекке — четырехугольное каменное здание (кааба в переводе с арабского означает куб) высотой примерно 10 метров, шириной — 8, с плоской крышей, без окон. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всей видимости метеоритного происхождения. «Черный камень» ассоциировался с присутствием Аллаха, это его символ. Храм Кааба построен задолго до появления ислама и являлся святилищем племени курейшитов. В Каабе кроме «черного камня» были размещены более трехсот идолов племенных богов. Поэтому это святилище было объектом поклонения и других племен, проживающих вокруг Мекки. В качестве главного регионального святилища Кааба служила местом, где собирались представители племен для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным. В нем не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог являться каждый для поклонения Богу. После победы ислама и утверждения веры в единого Бога Аллаха идолы были разбиты и выдворены из храма. Отныне Кааба с его «черным камнем», стал главным культовым зданием ислама. Прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню», означает для мусульманина исполнить завещание пророка Мухаммеда. Кааба как святилище, в котором пребывает Аллах, играет огромную роль во всей религиозно-культовой деятельности ислама. Во время молитвы благочестивый мусульманин должен обратиться в сторону Каабы. Считается, что только в этом случае молитва будет действенной, услышанной Аллахом.
В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исламе, является и поклонение святым местам — мазарам. Мазарами считаются различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считается и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим местам, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему.
Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
Ураза-байрам — это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля — десятого месяца мусульманского лунного календаря и называется праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр — то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.
Курбан-байрам — день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» — перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.
Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.
Мирадж — посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Однако, по преданию, все это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу, пророк Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Этот праздник празднуется 27 числа месяца раджаб.
Мавлюд — день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.
Пятница — день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.
Кроме этих основных праздников у каждого народа в каждом регионе традиционного распространения ислама существуют свои специфические обряды и ритуалы, переходящие из поколения в поколение.
Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть — это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создаются школы — мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.
Возглавляет религиозную общину имам (впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных мечетях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это может быть специально подготовленный человек, окончивший духовное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий назначается правительством.
Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течении двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

 

М.Лютер и его учение.

Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther 10 ноября 1483 — 18 февраля 1546) —

христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

Закончил богословский факультет, в 1510 году впервые посетил Рим и был настолько потрясен увиденным, что всю свою дальнейшую жизнь посвятил борьбе с папством. 31 октября 1517 года в саксонском городе Виттенберге Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций, тем самым зажег факел общеевропейской Реформации. (Лютер критиковал не только индульгенции, но и догмы, то есть христианский аспект учения)

Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но послужила поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового Времени.

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura. Дословно звучит как: «спасение только верой, благодатью и Библией».

Отдельное место в идеологии Лютера занимает концепция «призвания», т.е призвания к определенному роду деятельности и способу жизни (материальное состояние, профессия, семья и т.д.). В соответствии с этим родом деятельности, человек наделялся и системой талантов или способностей. Также Лютер настаивал, что человек не должен отворачиваться от сложившейся ситуации, а должен исполнять свой долг и призвание в мире. Реформатор также делал акцент на то, что в глазах Бога нет труда благородного или презренного.

Данная концепция связана со знаменитым трудом Лютера - переводом на немецкий язык Библии (1522—1542 годы), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка, а именно «пребывай в труде (призвании) своем».
«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер.

Это очередной тезис реформатора, которым он стремился предотвратить проблему, которая главенствовала в средневековом обществе - проблему узурпации духовной власти священниками. Он отвергал идею посредничества священников между богом и человеком. По его мнению они должны были лишь направлять паству, показывать своим способом жизни и верой образ истинных христиан, за которыми потянулся бы народ.

По мнению Лютера,

, как христиане; все приобретают в крещении духовное звание, и так называемое духовенство отличается от мирян только тем, что оно избрано "ведать в общине слово Божье и таинства". Таким образом, все различие между теми и другими заключается только в должности, и если священник почему-либо отставлен от своей должности, то становится таким же крестьянином или бюргером, как и другие. Тем же положением о всеобщем священстве христиан разрушается вторая церковная истина. Т.е. теперь во всех духовных делах римский папа не должен стоять выше, чем другой истинный христианин. Следовательно, каждый в равной степени может понимать Священное Писание не хуже главы церкви.

Пункты учения:

· спасение только верой, благодатью и Библией

· Концепция «призвания»

· В глазах Бога нет труда благородного или презренного.

· «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру»

· Отвержение идеи посредничества священников между богом и человеком

· Все члены церкви, духовные и миряне, имеют одинаковые права

· Во всех духовных делах римский папа не должен стоять выше, чем другой истинный христианин

· Упразднение индульгенций

· Перевод Библии (общедоступность)

· Концепция об "Оправдании одной только верою"

Последствия

Со второй половины XI в. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи разрывают отношения с Римом, потому что единение с Римской Церковью означало полную потерю автокефалии, превращение в епархию Римской Церкви. После смерти Михаила Керуллария Константинопольские первоиерархи возвращаются к пониманию устройства Церкви, которое сложилось в период Вселенских Соборов. В результате сформировались два главных направления в христианстве:

  • Католицизм, представлен Римской Церковью;
  • Православие представлено рядом Восточных церквей.

 

 

Баптизм

Баптизм (от греч. Βάπτισμα: крещение) — одно из направлений протестантского христианства.

Внешне баптистский культ выглядит упрощенно. Например, из семи христианских таинств соблюдаются (но уже не как таинства, а как обряды) только три:

· Крещение

· Причащение (хлебопреломление)

· Священство (рукоположение)

Крещение принимают взрослые члены общин. Перед совершением обряда верующий выдерживает период "приближенного" (кандидата на принятие крещения). Преломление хлеба не связывается с мифом о превращении хлеба в тело, а вина - в кровь Христа. Обряд совершается лишь как "воспоминание" о жертве Христа, как символ выражения любви к нему. Этим демонстрируется внутренняя вера членов общин.

· В догмате о спасении центральное место занимает общий протестантский принцип: "райское блаженство" достигается верой, и только личной верой.

· Отрицаются посредники между богом и человеком, путь к спасению должен быть проложен самим верующим. Воздастся лишь тому, кто заслужил эту милость у бога.

· Баптисты не соблюдают также постов.

· Важное место в баптистском культе занимает водное крещение. Оно символизирует очищение от первородного греха, поэтому принявшие его становятся полноправными членами общин.

Культовая практика у баптистов упорядочена. Собрания проводятся в определенное время и по намеченному плану. Некоторые изменения коснулись только внешней стороны обрядов. Сущность же их остается прежней - укрепление веры, приобщение к религии новых членов. Баптистскими общинами руководят пресвитеры, которые избираются верующими. Общее управление осуществляют старшие пресвитеры по областям и регионам страны. В каждой общине избирается церковный совет. Пресвитеры и церковный совет принимают меры по укреплению дисциплины и организованности своих приверженцев, усилению их веры.

Все верующие обязаны распространять "истинную" религию, поэтому члены баптистских общин - весьма активные миссионеры, старающиеся привлечь в свою организацию как можно больше новых членов.

18. Христианские праздники

1583г – ввод грегорианского календаря. Большинство церквей его признала, однако русская, иерусалимская, грузинская, сербская остались верны прежней традиции (юлианский календарь).

Самые крупные праздники (в русской православной традиции) – двунадесятые. Сюда не включается пасха. Затем следуют великие и престольные праздники.

Основные праздники:

  1. Неподвижные (первые 9)
  2. Переходящие

Осень – начало богослужебного года.

Двунадесятые праздники:

  1. Рождество богородицы
  2. Воздвижение креста господня
  3. Введение во храм святой богородицы
  4. Рождество Христова
  5. Крещение Господня
  6. Сретение господня
  7. Благовещение
  8. Преображение господня
  9. Успение пресвятой богородицы
  10. Вербное воскресенье
  11. Вознесение господня
  12. Петидесятница

 

Великие праздники:

  1. Обрезание господня
  2. Праздник апостолов Петра и Павла
  3. Усекновение главы Иона Предтече
  4. Покрова святой богородицы
  5. Рождество Иона Предтече

 

Пост -Пост нужно соблюдать в среду и в пятницу (весь год).

 

Православный храм

 

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем — литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

КУПОЛА.

Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов - символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола - Святую Троицу, пять куполов - Христос и четыре евангелиста, семь глав - семь таинств Церкви, девять куполов - по числу ангельских чинов, тринадцать - Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя.Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Католический храм


Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть — алтарная, или пресвитерий — место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары — пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане — запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке — сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу — низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях — небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то — это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

 

Духове́нство — собирательный термин для обозначения общественного сословия, социальной прослойки, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, применительно только к монотеистическим религиям. В православии и католицизме в духовенство (клир) входят только мужчины. Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) и чёрное духовенство (монахи, рукоположенные в священный сан). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей) (в православии архиерейство достижимо только для монашествующих). В протестантских церквях отсутствует строгое разделение на духовенство и мирян. Различают должности епископа, пастора и пресвитера, которые, однако, воспринимаются именно как должность, а не сан.

В православии и католицизме применяют термин церковнослужитель (в католицизме также поставленный служитель) по отношению к лицам, не возведённым в степень священства, но помогающим в совершении богослужения.

 

С первых веков существования христианства духовенство составляло особое сословие. Когда церковь была признана государством, перед клиром (=выбранный по жребию) стояла задача духовного руководства пастора. Поэтому эта ноша делала невозможным несение других гражданских обязанностей и клир, выступая как определенный класс, замыкается в себе, отделяясь от всего общества. В клир могли вступать лица мужского пола, здоровые духовно, возможно с небольшими физическими недостатками. При этом возрастных пределов не существовало, разве что старше 30 лет. Одежда-туника.
Материальное обеспечение духовенства складывалось из личного имущества, даров, торговли.

Синкеллы-советники в канцелярии епископа, которые исполняют основные поручения и очень часто являются преемниками, т.е. будущими епископами.
Экономы-люди, управляющие церковным имуществом.
Нотарий-составитель церковных актов (о рождении, смерти, бракосочетании и т.д.). В восточной церкви эту обязанность выполняли дьяконы.
Сакелларий-хранитель сокровищ.

В последующее время императоры Константинополя лишили народ права избрания духовенства. Миряне были лишены возможности тем или иным образом на политику, проводимую церковью.

Стали выделяться архидиаконы (старшины), в обязанности которых входило наблюдение за низшим духовенством, судопроизводство и замещение епископа в его отсутствие.

ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТ

Культ (от лат. cultus - обработка, почитание) - совокупность определенных традиций, церковных обрядов, дающих возможность общения с Богом и выражающих чувства верующих.

Другой способ поклонения Богу - «Поклонение Богу в духе и истине» (Ин 4,24), т.е. праведная жизнь и добрые дела. Культ христианский. и добрые дела угодны Богу лишь при наличии веры. Центром христианского культа является храм. Пышное в православии или скромное в протестантизме убранство храма традиционно для той или иной деноминации. Христианские храмы, кроме храмов крайних протестантов, украшаются живописными или скульптурными изображениями (иконами), перед которыми возжигаются свечи и лампады (кроме протестантов), совершается каждение.

В храмах совершается центральное действие христианского культа - литургия, у римо-католиков называемая также мессой, у протестантов - хлебопреломление, а также таинства и проповедь. Богослужение совершается на национальном языке (кроме некоторых православных; у римо-католиков допускается также служба на латыни). Христианский культ позволяет сидеть в определенные моменты службы. У православных обычно скамеек в храме не имеется. Для совершения культа обычно участие священников (пресвитеров в протестантизме), но некоторые культовые действия могут совершать и миряне. Христианский культ многое унаследовал из обрядов ветхозаветной Церкви, но наполнил их христианским смыслом. В Католической Церкви в настоящее время имеется шесть основных обрядов: латинский, византийский, александрийский, антиохийский, армянский и халдейский, которые в свою очередь имеют по несколько разновидностей.

Основу христианского культа составляют семь главных обрядов — таинств. Таинствами эти культовые действия называются богословами потому, что в них «под видимым образом передается верующим невидимая Божья благодать».

Таинство крещения— символизирует принятие человека в лоно Церкви. Как правило, ребенка трижды погружают или обливают водой. Посредством таинства крещения, как учат богословы, человеку прощается первородный грех: подобно тому, как вода омывает тело, так и покаяние очищает душу.

Таинство миропомазания— помазание миром (особым ароматическим оливковым маслом, которое состоит из смеси нескольких душистых веществ). Необходимо для духовного роста.

Таинство причастия (или святая евхаристия) было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Оно состоит в том, что верующие причащаются хлебом и вином на главной службе Церкви — литургии или мессе (в католицизме). Церковь считает, что только на основе этого таинства человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.

Таинство покаяния(исповеди) представляет собой раскрытие перед священнослужителем своих ошибок, нарушений заповедей Божьих и церковных предписаний. Считается, что искреннее исповедование грехов духовно очищает человека, снимает с него бремя грехов, удерживает его в дальнейшем от всякого рода прегрешений.

Таинство елеосвящения (соборование) осуществляется над больным человеком. Состоит в смазывании лба, щек, уст, рук и груди освященным елеем, которое сопровождается чтением молитв, чтобы помочь выздороветь духовно и физически. Соборованием это таинство называется потому, что его принято совершать собранием (собором) семи священников, правда, сейчас это могут быть и два, и даже один священник.

Таинство священства происходит на основе специального обряда хиротонии — рукоположения, в процессе которого осуществляется возложение рук епископа на голову того человека, которого рукополагают. Считается, что в момент наложения рук епископа на кандидата в священники или дьяконы передается божественная благодать, которая делает его посредником между Богом и людьми.

Ведущее место молитвам отводится не случайно: их называют «пищей и жизнью души». Православие рассматривает молитву как «собеседование с Богом», во время которого «мы созерцаем благость и милость Божию». Молитва укрепляет веру и надежду, учит терпению, соблюдению заповедей.

Культ святых — посмертное почитание лиц, наделенных сверхъестественными свойствами. По учению Церкви, святые — это люди, которые вели благочестивую жизнь и после смерти были наделены даром творить чудеса. Чаще всего поклонение святому сопровождается мистическим почитанием его останков — мощей.

Поклонение кресту необходимо, т. к. это — символ христианской веры, который олицетворяет мученическую смерть и грядущее воскрешение. Крестом увенчаны православные храмы, украшены облачения священнослужителей, его носят на теле верующие.

Церковные праздники рассматриваются как важнейшее средство обучения вере и воспитания среди верующих христианского мировоззрения. Пасха — наиболее почитаемый праздник, установленный в воспоминание о воскрешении распятого на кресте Иисуса Христа.

В дни поста верующие должны воздерживаться от употребления мясной и мол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.099 с.)