Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественные организации и движения.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современном обществе возникают и действуют разнообразные общественные организации и общественные движения. Виды этих организаций и движений весьма разнообразны. Для понимания места и роли общественных организаций и политической жизни общества весьма важное значение имеет подразделение их по способам организации. По способам организации общественные организации бывают формальными и неформальными. Формальными организациями являются такие объединения людей, в которых их члены сознательно следуют определенным целям, зафиксированным в программах, уставах, выполняют строго определенные роли и т. д. Неформальные организации возникают самопроизвольно для реализации каких-то появившихся в конкретной ситуации общих целей. Эти организации, как правило, не обладают четкой организационной структурой, не имеют индивидуального членства, отношения в них не формализованы, роли, выполняемые их членами, не имеют четко обозначенных границ. В зависимости от цели общественные движения подразделяются на экономические, экологические, антивоенные, правозащитные н т. д. Действующие в условиях современности общественные организации и общественные движения различаются также по месту действия, по типу деятельности, по стратегической ориентации и т. д. По месту действия, например, организации и движения бывают парламентскими и внепарламентскими, действующими на предприятиях, в учреждениях и вне их и т. д. По методам действия по отношению к господствующей политической системе общественные организации и общественные движения подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. Среди общественных организаций в настоящее время особенно заметную роль выполняют профессиональные союзы, женские, молодежные организации. В жизнедеятельности современного общества важную роль играют массовые движения за разоружение, за экологическую безопасность. Как и в предыдущие годы в настоящее время заставляют считаться с собой рабочее, национально-освободительное движения. Среди современных общественных организаций самыми многочисленными и влиятельными являются профессиональные союзы. Подробная характеристика профсоюзов дана в обширнейшей научной, общественно-политической литературе. Поэтому нет необходимости здесь говорить о них еще раз подробно. Есть смысл ограничиться, лишь следующим замечанием. Довольно широко распространено мнение, что профсоюзы якобы не являются политической организацией. В действительности дело обстоит, безусловно, иначе. Профсоюзы вместе с профессиональными функциями выполняют и политические. Об этом убедительно говорит не только то, что они зачастую выступают с политическими требованиями, но и те процессы, которые происходят в профсоюзных организациях. Например, в пашей стране, в последние годы наблюдается целый бум образования многообразных новых и непременно «свободных», «независимых» профессиональных союзов, различных профессиональных ассоциаций, федераций, конфедераций и т. д. «Новые» и «старые», «свободные» и «несвободные», «зависимые» и «независимые» и т. д. профсоюзы зачастую действуют в неразрывном единстве с другими профессиональными организациями, политическими партиями, общественными организациями и движениями. В нашей стране, к примеру, это четко обнаруживается в рабочем движении. Независимую силу этого движения наше общество особенно почувствовало через его забастовочные формы. Бастовали кузбасские, воркутинские и другие шахтеры-, рабочие других отраслей хозяйства. Рабочее движение в настоящее время приобрело достаточно заметный политический характер. Об этом говорят не только факты выдвижения рабочими политических требований, но" и утверждающиеся его организационные формы. Во многих регионах страны созданы городские и областные забастовочные комитеты, которые берут на себя исполнение власти совместно с существующими местными органами власти, поддержание общественного порядка в период проведения забастовок. На многих предприятиях появились рабочие комитеты, осуществляющие контрольные и самоуправленческне функции. В ряде случаев рабочие комитеты решают проблемы социальной защиты трудящихся. Весьма многообразны молодежные организации и движения. Они действуют как на территориях отдельных стран, регионов, так и в международном масштабе. С начала XX века, например, действует Скаутское движение, объединяющее несколько десятков ассоциации и занимающееся воспитанием детей и подростков. В середине текущего века была учреждена Всемирная федерация демократической молодежи. Во второй половине 40-х годов появились Европейский союз молодых христианских демократов. Международный союз МОЛОДЫХ социалистов, Международный союз студентов, международная организация Молодежь за новый международный порядок. С кон)ца 40-х годов действует Всемирная ассоциация молодежи. В середине 50-х годов организован Всемирный альянс ассоциации молодых христиан. В начале 60-х годов начала функционировать региональная организация Демохристианская молодежь Латинской Америки; в конце первой половине 60-х годов — Демократическое молодежное сообщество Европы. Во второй половине 30-х годов была создана Всемирная федерация католической молодежи. В самом начале 70-х годов заявила о себе Международная федерация либеральной и радикальной молодежи. В начале второй половины 70-х годов появился Всеобщий союз арабских студентов. Несколько раньше начали функционировать Азиатский совет молодежи и Всеафриканский союз студентов. В первой половине 80-х годов создан Международный союз молодых демократов. Альтернативное движение не представляет собой что-то единое. Оно включает в себя множество течений. Движение за альтернативный образ жизни выступает против культа потребления в современном западном обществе, добивается преодоления разрыва между трудом п досугом, стремится ограничить зависимость человека от государства и т. д. Практически во всех странах заставляет считаться с собой антивоенное движение. Это движение представляет собой сложное социально-политическое явление. Оно представлено множеством разновидностей: движение за ядерное разоружение, ученые против ядерного оружия, женщины за разоружение, движение врачей против ядерного оружия, движение солдатских матерей и множество других.
Политика античности (на примере платона) Развитие политической мысли. начального этапа характеризуется рядом общих черт: 1) поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок; 2) рассмотрением политики как единственной формы ци вилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчленен ность государства, общества и отдельного индивида; 3) отсутствие четкой границы между философией, этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике; 4) ограниченным рационализмом политической мысли, ко торый был обусловлен заметным влиянием религии. Политические знания в античности существовали в фило-еофско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики. Наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли Платон (427 - 347 гг. до н. э.) своими работами «Государство» и «Законы», а также его ученик Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) трактатом «Политика». Из римских философов заметное влияние на развитие политических представлений оказали работы видного общественного деятеля Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.) «О государстве» и «О законах». Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта функционирования такой уникальной общественной формы, как античный полис (город-государство). Полис как тип социального устройства являлся реальным воплощением единства политической структуры и гражданского общества. Полис стал исходной социальной клеточкой, из которой выросла западная цивилизация. Однако замкнутость, отчужденность полиса от остального мира, ограниченность территории и немногочисленность населения во многом определили исторически ограниченный характер выводов античных авторов, которые для складывавшихся уже тогда больших национальных государств оказались непригодными. Это касается определения эффективных и стабильных форм правления. Но именно античная политическая мысль сформулировала многие парадигмы современной политологии в виде идей, догадок. • Проблема первая: определение природы и смысла политики, ее роли в обществе через соотношение общих и частных интересов. Слово «политика» буквально означало «участие в управлении полисом». По Платону и Аристотелю, политика есть единственная форма цивилизованного совместного существования людей. Ее социальное предназначение - интеграция в единое политическое сообщество путем объединения их противоречивых потребностей и интересов. Платон трактовал природу политики функционально. Он исходил из того, что люди от природы наделены различными способностями и потому предназначены к выполнению определенной трудовой операции: одни предназначены заниматься земледелием, другие - ткачеством, третьи - управлением и умственным трудом и т. д. Следовательно, от природы граждане полиса наделены различными возможностями играть определенные роли, выполнять в полисе конкретные функции. Суть политики в такой интерпретации состоит в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Дифференциация и согласование ролей и функций их носителей обеспечивают эффективность управления и гарантируют целостность политического сообщества. От природы, по Платону, люди наделены различными добродетелями, что соответствует качеству их души (не следует забывать, что Платон был объективным идеалистом), и соответственно все граждане делятся на три группы, три сословия в зависимости от качества души. Разумной части души соответствует добродетель, которая свойственна первому сословию - философам-правителям. Яростной части души присуще мужество, что является добродетелью второго сословия - стражей. Наконец, низменная часть души, которая олицетворяет порок и мирские вожделения, является атрибутом третьего сословия - земледельцев и ремесленников. Исходя из этого, Платон трактовал политику как умение и способность добиваться разделения функций, сохраняя их взаимодействие и целостность самой системы. Функция правления составляет монополию исключительно философов-мудрецов, поскольку только им оно по силам. Иная трактовка политики - коммуникативная - представлена Аристотелем. Обеспечение целостности и интеграции общества как единой системы он также выводил из природы человека. Но если у Платона политика обеспечивает порядок и справедливость, преодолевая известные несовершенства людей, в первую очередь, земледельцев и ремесленников, через разделение функций управления и материального производства, то у Аристотеля политика вытекает из сущности человека, его политических качеств. Аристотель называл человека «политическим животным», обладающим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Проблема вторая: определение сущности государства и поиск его идеальной модели. Политическая сфера ограничивалась и определялась рамками государства. Ни Платон, ни Аристотель не отделяли друг от друга государство, общество и отдельного индивида. Граждане создают государство не только для удовлетворения своих потребностей и обеспечения интеграции в рамках полиса. Государство является воплощением разума, порядка и справедливости, поскольку только оно может ограждать людей от проявления зла, грубости, недостойного поведения по отношению друг к другу. Цель государства состоит в том, чтобы создать возможности для счастливой жизни. Поэтому, например, Аристотель характеризовал государство как «совершенную форму жизни», «среду счастливой жизни». Как олицетворение разума государство служит «общему благу», цели - «жить счастливо». Все существовавшие тогда формы государства Платон осуждал и называл извращенными, поскольку их организация не соответствовала природе людей. Именно поэтому, считал мыслитель, они подвержены неизбежному процессу вырождения: тимократия (правление военных) перерождается в олигархию (правление богатых), которая, в свою очередь, вырождается в демократию (правление большинства), а последняя неизбежно переходит в тиранию (неограниченное и жестокое правление одного человека).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.007 с.) |