Политика как социальный институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика как социальный институт



Политика - сфера деятельности, которая служит удовлетворению общезначимых групповых интересов, реализация которых происходит через борьбу за государственную власть и ее осуществление.

Политика - явление социальное; она возникает только в обществе, которое представляет собой взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Взаимодействуя друг с другом, с природой, институтами и учреждениями общества, каждый человек преследует, прежде всего, свои интересы. Интересы индивидов могут совпадать, отличаться и даже противостоять друг другу. Обществом можно назвать совокупность индивидов, в которой, интеграция, объединение, совместная жизнедеятельность, индивидов осуществляются на основе общего интереса,, принципиально важного для всех.

Государственная власть - особый статус и полномочия по принятию значимых для всего общества решений, которые устанавливаются и признаются обществом, и которыми в установленном порядке наделяются отдельные представители общества.

2. Содержание политики может быть раскрыто через ряд определений, в которых вычленяются какие-то из ее важнейших признаков:

. политика является сферой властных отношений, то есть отношений по поводу власти, ее организации, распределения между различными группами интересов, определения направления деятельности государства и его институтов;

. политика - это способ организации общественной жизни, основанный на интеграции разнородных интересов, их согласовании на основе общего интереса, объединяющего всех членов общества. Реализацию и доминирование общего интереса в противовес частным потребностям индивидов и групп гарантирует государство;

Политика представляет собой деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития на всех уровнях с помощью институтов государственной власти.

3. Функции политики - это важнейшие направления. ее воздействия на общество. Количество функций политики в обществе может быть различным в зависимости от зрелости самого общества и его граждан.

В развитых демократических государствах политика выполняет ряд социально значимых функций.

- функция обеспечения стабильности и целостности общества путем выражения и защиты политически значимых интересов различных групп, слоев, индивидов, государства в целом. Поддержание целостности социально неоднородного общества осуществляется благодаря выявлению общих интересов, объединяющих всех его членов, а также формулированию правил их поведения;

- выработка стратегических целей развития общества и определение средств и методов их осуществления. Формулирование общих целей предполагает выявление смысла существования общества на конкретном историческом этапе и перевод индивидуальных и групповых устремлений в единую политическую волю всего общества;

- функция обеспечения общественного порядка, гражданского мира и организованности, гарантии прав и свобод личности;

- функция руководства и управления общественными процессами осуществляется путем авторитарного, обязательного для всех распределения ценностей и ресурсов, ролей и политических функций, организации масс;

- функция интеграции различных групп и слоев общества, согласования их интересов, предотвращения и разрешения социальных конфликтов,,

- функция формирования политического сознания и культуры граждан, которые способны обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание субъектов политики. Это гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

В слаборазвитых странах, где высока степень социального неравенства и существует значительный разрыв в уровне жизни различных групп населения, политика выполняет ряд специфических функций.

- служит средством поддержания классового господства экономически могущественных групп;

- направлена на максимальное осуществление принципа социальной справедливости.

 

Типы государств.

Важное значение в теории государства и права имеет проблема научной классификации (типологии) существовавших в истории человечества и ныне существующих государств. Такая типология позволяет объединить государства в однотипные группы на основе определенных критериев.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболе общие существенные черты и устойчивые признаки различных государств, относящихся к конкретной исторической эпохе. Понятие «тип государства» выражает особенности возникновения и эволюции государства, его социальное назначение, место и роль в жизни общества, социальной группы, отдельного человека.

В основу типологии государства могут быть положены формальные признаки (структура институтов власти, способы их формирования, режимы взаимодействия властей и др.), социальные (сущность и характер государственной власти, уровень развития общества и др.) Так, французский философ XVI в. Ж. Боден подразделял государства по географическому критерию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист Г. Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государства. Основными признаками такой классификации послужили организация и функции государств, а также характер взаимоотношений между личностью и государством.

Наиболее распространенными типологиями государств являются формационная и цивилизационная.

Формационный подход к классификации государств был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным критерием деления государств на типы выступает общественно-экономическая формация, представляющая собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип производственных отношений и определенный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический. Тип государства, согласно Марксу и Энгельсу зависит от принадлежности государственной власти определенному классу собственников, в руках которого находятся средства производства. Переход от одного типа государства к другому совершается через социальную революцию, в процессе которой изменяются сущность и социальное назначение государства. Каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. По прогнозу основоположников марксизма, последним историческим типом государства должно было стать социалистическое государство, которое призвано подготовить переход к обществу без классов и затем отмереть.

Формационный подход к типологии государств имеет определенные достоинства:

— в нем подчеркиваются тесная связь государства с экономикой и классовой структурой общества;

— в основе типологии государства лежит единый критерий — принадлежность государственной власти конкретному экономически господствующему классу;

— развитие государства представляется как процесс последовательной смены одного типа государства другим: рабовладельческого — феодальным, феодального — буржуазным, буржуазного — социалистическим.

Однако для данного подхода характерны некоторый схематизм, однолинейность в понимании всемирно-исторического процесса, претензия на универсальность.

Цивилизационный подход к классификации государств и обществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольдтом, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном и др. Суть его в том, что в качестве критерия типологии государств используется не «общественно-экономическая формация», а «цивилизация». Понятие «цивилизация» рассматривается как социокультурная система, имеющая определенные пространственные и временные границы, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности развитого общества и вместе с тем поддерживающая его необходимую интеграцию.

Цивилизационный подход стремится учесть не только материально-экономический фактор, но и географический, мировоззренческий, религиозный, психологический, культурный, нравственный и другие, влияющие на развитие государства.

Иначе говоря, согласно цивилизационной теории, тип государства, его социальная природа определяются не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами общественного развития.

По мнению английского историка А. Тойнби, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская, западная, православная, арабская и другие, им соответствуют определенные типы государств.

Цивилизационный подход не может заменить формационный, поэтому следует использовать и формационный и цивилизационный в определенном сочетании для более глубокого понимания проблемы типологии государства.

В зарубежной науке в качестве критериев типологии государства предлагаются следующие.

1. В зависимости от характера взаимоотношений государства и общества различают полицейское, правовое, социальное государства;

2. В зависимости от политического режима выделяюттоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические государства.

3. По отношению государств к религии они подразделяются на светские, клерикальные, теократические, атеистические.

 

Гражданское общество.

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.


Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.

Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

Условия возникновения гражданского общества: развитие гласности, свобода личности и ее активное участие в общественной жизни, дееспособная система образования, воспитание и культура, гуманизация политики, жизнеспособность моральных норм и принципов.

Сущностными чертами гражданского общества являются: наличие свободных собственников производства, развитая демократия, высокий уровень общественного сознания и политической культуры, которые пребывают за пределами государства, ее фундаментального регулирования и регламентации, но гарантируются и охраняются государством.

Условия формирования гражданского общества: создание институтов частных (коллективных и индивидуальных), собственников средств производства, развитие экономической конкуренции, активности и самостоятельности граждан как равноправных хозяйственных субъектов, ликвидация основ абсолютной политической власти, раскрепощения сознания людей, формирование и закрепление чувства личного достоинства, веры в свои сущностные силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов.

Гражданское общество выделяет следующие структуры: политические партии и лоббистские организации (комитеты, комиссии, советы); общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); добровольные ассоциации и объединения граждан; в экономической сфере – наличие негосударственных организаций, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности;в социальной сфере – наличие общественных организаций и движений, органов самоуправления по месту жительства и работы, наличие негосударственных средств массовой информации; в политической – практика решения конфликтов в рамках закона и без насилия, цивилизованный механизм выявления, формирования и высказывания общественной мысли; в духовной – свобода слова, печати, совести, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений, увеличение человеческого измерения политики.

Основное содержание гражданского общества сводится к: разделению властей на законодательную, исполнительную и судебную; связанность государства и его органов законами, верховенства закона во всех сферах человеческой жизнедеятельности; эффективных форм контроля над выполнением закона; взаимной ответственности государства и личности; отделения идеологии от государства.

Таким образом, гражданское общество выступает как сфера реализации экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и других интересов. Оно есть основой государства, которое в свою очередь, защищает принципы самоуправления всех негосударственных организаций. Становление гражданского общества представляет собой непрерывный процесс усовершенствования гражданина, общества, власти, политики, права, обеспечивает условия для утверждения человеческой личности, ее национального достоинства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1945; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.014 с.)