Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болонский процесс в Европе и высшая школа Республики Беларусь.

Поиск

Суть процесса состоит в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, названной Зоной европейского высшего образования и основанной на общности фундаментальных принципов функционирования. С 1998 по 2001 год в рамках Болонского процесса прошло много встреч, рабочих совещаний, конференций и т.д. разного уровня и значимости.

Предложения, рассматриваемые и исполняемые в рамках Болонского процесса, сводятся к 6 ключевым позициям:

1. Введение двух циклового обучения. Предлагается ввести фактически два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени, 2-й - после получения первой академической степени. Продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1 -2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет).

2. Введение кредитной системы. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

3. Контроль качества образования. Предполагается учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования.

4. Расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы на пользу всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т.п. приведет к повышению интереса европейских и иных граждан к высшему образованию.


 

12. Педагогическая логистика в аспекте развития высшего образования.

Проблема модернизации профессионального образования, по мнению многих ученых, в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом стала логистика. Массовая школа не только дает определенные знания, но одновременно учит пунктуальности, послушанию и выполнению однообразной механической работы. В XXI веке так сформированная личность не отвечает реальности. Для новой парадигмы требуется адекватный механизм, который называется педагогической логистикой.

Крупнов считает, что «образовательная логистика есть наука и техника организации и соорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом». Одна из задач такой логистики — определение сочетания предметов в рамках одной параллели или программ и учебников по одному предмету в разных классах. Педагогическая логистика, по мнению В.М. Лившица, - это наука управления многопотоковой системой развития образования. Педагогическая логистика позволяет синхронизировать педагогическую систему, управляя потоками знания, обучения, психологии, здоровья, информации и оборудования (Лившиц В.М., 2006). Эти потоки образуют логистические цепи. Путем управления такими цепями можно их оптимизировать в нужный момент в нужном месте.

Педагогическая логистика синхронизирует эти потоки с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рынка труда в информационной образовательной среде.

Педагогическая логистика предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить оценку эффективности функционирования информационной образовательной среды, и вырабатывает баланс материальных и нематериальных ресурсов, баланс потребностей профессионального образования и промышленности. На основе метода педагогической логистики синхронизируются информационные потоки, к которым относятся потребность предприятий в подготовке обученных кадров, существующие образовательные технологии и способы их применения, механизмы производства новых знаний.


 

13. Непрерывное образование: общая характеристика (определение, необходимость непрерывного образования)

Образование как один из социальных институтов общества оказывает активное воздействие на его функционирование и развитие. А потому непрерывность образования подразумевает создание системы, позволяющей постоянно удовлетворять развивающиеся потребности на всех этапах развития общества.

Модель образовательного поведения, которая предполагала после получения общего или профессионального образования выход на рынок труда, ушла в прошлое. В настоящее время складывается ситуация, при которой этапы обучения и трудовой деятельности стали попеременно сменять друг друга или протекать параллельно.

В современных условиях непрерывность образования основывается на потребностях быстро меняющейся экономики. Важнейшей задачей является обеспечение подготовки работника нового типа. И каждый, кто хочет быть успешным, востребованным и удовлетворённым не только своей профессиональной деятельностью, но и своим социальным статусом, должен принять условия, диктуемые сегодняшним рынком.

Непрерывное образование — это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

Необходимость непрерывного образования вызвана следующими причинами:

-невозможно научить студента всему, чем ему придется заниматься в рамках профессиональных обязанностей;

-постоянные изменения, происходящие во всех отраслях - юриспруденции, экономике, технологиях, организации и т.д.

-международные контакты, число которых с каждым годом растет, вызывает необходимость в таких знаниях и умениях, как владение иностранным языком, знание культуры разных стран и т.д.;

-несмотря на то, что профессиональная деятельность человека, как правило, осуществляется в какой-то узкой сфере, всесторонне и гармонично развитая личность должна разбираться во многом;

-совершенно очевидно, что непрерывное образование является важным компонентом процесса взаимодействия науки, образования и производства.

Цели непрерывного образования: Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Ставит целью развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей, а также разностороннего саморазвития.

Содержание непрерывного образования: Содержание ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и много вариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования — "личностный опыт" как компонент содержания образования.


 

14. Сущность и функции непрерывного образования.

Понимание сущности непрерывного образования зависит от того, что мы имеем ввиду под образованием. В современной философско-педагогической, литературе существует несколько подходов к трактовке - «образование».

Во-первых, образование - это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Во-вторых, образование - это необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры.

В-третьих, образование - это духовная ценность, сформированная в процессе обучения и самообразования личности.

При таком подходе к определению «образование» само собой напрашивается вывод: непрерывность образования характеризуется основными признаками, такими как постоянство, процессуальность, неограниченность во времени и пространстве, открытость, развитие, системность, доступность и т.д. Определив признаки, мы легко можем представить сущностную модель непрерывного образования (по В.Н. Турченко).

Функции непрерывного образования:

1. Компенсаторная, позволяет заполнить пробелы, наверстать упущенное в предыдущей системе образования;

2. Адаптирующая, помогает человеку приспособиться к быстроменяющемуся миру;

3. Развивающая, направлена на непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

Просматриваются три главных аспекта (при акцентировании на тех или иных характеристиках и показателях) сущности НО:

а) первый, традиционный, когда в НО видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть "конечного" образования (т.е. "образования на всю жизнь");

б) сторонники второго подхода рассматривают явление образования как пожизненный процесс ("учиться всю жизнь") и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т.п.);

в) третий подход наиболее, на наш взгляд, продуктивный, идею пожизненного образования "пропускает" через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью ("образование через всю жизнь"). Целью НО в этом случае становится - всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге его "окультуривание", как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

В третьем подходе, особенно в последние годы, особо выделяется деятельностный аспект, при котором НО рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социальную и культурно-историческую ниву.


 

15. Мотивы и стимулы в непрерывном образовании.

Таким образом, в новых экономических условиях, в результате развития скоростными темпами информационных технологий, непрерывное образование необходимо, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным в любых социально-экономических условиях, испытывать удовлетворение различными сторонами своей жизни, что подтверждается нашими результатами исследования. Подготовка конкурентоспособной молодежи возможна при условиях:

- если производства и образовательные учреждения будут взаимодействовать;

- если созданы условия для получения непрерывного образования.

Результаты исследования показывают, что главным мотивом получения непрерывного образования является стремление быть востребованными специалистами, то есть конкурентоспособными (53,2%).

Необходимость этого образования для достижения определенных высот в трудовой жизни занимает среди мотивов второе место (43,8%). Более трети (37,5%) благодаря непрерывному образованию планируют иметь высокую заработную плату. Почти каждый третий (31,8%) отмечает необходимость непрерывного образования для повышения культуры и профессиональных способностей. Непрерывное образование как возможность приобретения новой специальности выделили 27,3% городской молодежи. 23,6% молодежи хотят заниматься непрерывным образованием, чтобы чувствовать себя свободным, самостоятельным. Это тоже важный стимул для получения непрерывного образования. Компетентный человек во всех областях легче адаптируется, легче преодолевает трудности. 6,4% полагают, что непрерывное образование нужно, чтобы быть лидером.

Непрерывное образование – это постоянное развитие человека, целенаправленная деятельность по получению знаний, умений, навыков, совершенствования себя в течение всей жизни. Оно является процессом, длящимся всю жизнь, так как получение образования не заканчивается с получением диплома.

В современных условиях важнейшей характеристикой непрерывного образования является то, что оно становится жизненным инструментом, помогающим человеку эффективно преодолевать кризисные профессиональные и жизненные ситуации. Непрерывное образования может осуществляются в следующих формах: а) повышение квалификации; б) стажировки; в) профессиональная переподготовка; г) самообразование.


 

16. Межкультурное образование в европейском пространстве.

Под межкультурным образованием понимаются все.процессы формального и неформального образования, оказывающие влияние на становление позиций и оснований, позволяющих продуктивно осуществлять взаимодействие открытых интеракций между представителями различных культур, в целях приобретения навыков диалогового разрешения конфликтов, оптимального взаимодействия между представителями различных культур и обеспечения мирного сосуществования.

Межкультурное образование играет важную роль в приобретении знаний о различии культур, учит чувствовать безопасность при встрече с различиями, дает возможность молодым людям использовать эти различия позитивным, креативным образом. Оно основывается, в том числе, и на неформализованном образовании. Недавний опыт показывает, что программы обмена на учебном и научном уровне могут иметь далеко идущие последствия.


 

17. Основные понятия в межкультурном образовании.


 

18. Цели, задачи, сущность и уровни межкультурного образования.

Сущность межкультурного образования заключена в развитии личности в определенной сфере деятельности в условиях межкультурного взаимодействия. Здесь человек присваивает определённые наработанные человеческие традиции, приобретает основополагающие знания, умения и навыки, обусловливающие тип общения с другими людьми в межкультурной среде, форму поведения с ними, вырабатывает оценочное отношение к людям и различным явлениям, и событиям в окружающем мире. Личность в процессе межкультурного образования при реализации гуманистического подхода в образовании учится давать право другому человеку быть иным в сфере традиций, обычаев и т. п. в области как бы генетически заданной культуры.

В содержание межкультурного образования закладываются компоненты, позволяющие обучающемуся осмыслить вопросы культурной диффузии как процесса проникновения явлений культуры или целых культурных комплексов из одной культуры в другую при взаимодействии. Каналами культурной диффузии помимо взаимодействия нескольких культур на территории одного региона, являются миграция, туризм, конференции, выставки, ярмарки, обмен специалистами, академическая мобильность студентов и т. п. В межкультурном образовании предполагается изучение традиций и норм поведения в конкретной культуре («инкультурация»), а также понимание закономерностей процесса и результата взаимного влияния культур, когда все или часть представителей одной культуры перенимают ценности и традиции другой культуры(«аккультурация»). Речь идёт о таком уровне культурного развития, когда человек достигает психологической удовлетворённости и комфортности в рамках взаимодействия с другой культурой. В социокультурном аспекте человек свободно соотносит свою деятельность и общение с традициями, нормами и правилами новой культуры, умея решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе в условиях взаимодействия своей культуры с новой культурой. В экономическом аспекте человек продуктивно осуществляет производственную деятельность, будучи адаптированным в межкультурном пространстве.

В межкультурном образовании личность должна выработать у себя определённый перечень компетенций. Так, в нормативных документах Республики Беларусь, прежде всего в образовательных стандартах, в части освоения культуры белорусского народа требования к компетенциям выпускника вуза предполагают: а) знание общих закономерностей процесса конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и европейской истории; б) наличие системы знаний о сущности и типах культуры, межкультурных коммуникациях, основных тенденциях развития современного культурного процесса; в) знание прав и обязанностей гражданина и социальных общностей; г) знания о религиозных явлениях и их роли в социальном и духовном развитии общества; д) понимание целостной структуры системы взаимодействия социальных институтов, социальных групп и общностей; е) владение системой знаний о фундаментальных основах и принципах бытия человека в природе, обществе и культуре и др.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.012 с.)