Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: необходимость и её формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: необходимость и её формы.




Признаки научной деятельности, её продукты. Виды научных исследований.

Прежде всего следует выявить предмет основной деятельности научных учреждений, которые занимаются не только решением чисто творческих проблем, но и выполняют работы, лишь организационно связанные с проведением научных исследований (материально-техническое и информационное обеспечение научно-исследовательских и конст­рукторских работ, организация изобретательства и рационализации, техническое оформление и учет завершенных научно-технических раз­работок и т. п.). Установление критериев (признаков) научной деятель­ности позволит разграничить формы и методы правового регулирования отношений, складывающихся в связи с выполнением научными организациями своей основной деятельности — творческого труда, и отношений, возникающих при выполнении работ, в которых отсутствуют эле­менты творчества, поиска. Кроме того, адекватное отражение природы научной деятельности в особенностях правового регулирования науки повышает эффективность обратного воздействия норм различных отрас­лей права на экономические и организационные отношения, возникаю­щие по поводу производства и использования новых научных и техни­ческих знаний. Такого же мнения придерживаются В. А. Дозорцев и И. А. Зенин, указывающие на важность определения науки в качестве специфического объекта управления и на необходимость в связи с этим учета особенностей науки в правовом регулировании.

Практическое значение определения в законодательстве понятия «научная деятельность» состоит также в том, что сформулированные в соответствующем нормативном акте признаки данного понятия могут быть одним из основных критериев при отнесении определенных специ­алистов к категории научных работников, того или иного вида труда к научному или ненаучному, причислении той или иной организации к категории научных учреждений.

Всякое понятие, его признаки должны отражать объективную ре­альность и сущность явлений. Необходим поэтому прежде всего струк­турный анализ научной деятельности с тем, чтобы выявить ее элементы (признаки), которые имеют правовое значение и могут обусловить воз­никновение определенных правоотношений.

Общепризнано, что непременный признак научной деятельности — наличие в ней элементов творчества. Вызывает, однако, возражения: подход к самой творческой деятельности. Большинство авторов опреде­ляют творчество через его результаты, их признаки (в основном — но­визну результатов).

Результаты науки — это продукты деятельности, получающие объ­ективное выражение и существующие отдельно от деятельности, в про­цессе которой они достигаются. Сами по себе они не обладают призна­ками творчества и должны определяться через самостоятельные при­знаки, а не через элементы научного процесса. И наоборот. Для характеристики существа творческого процесса недостаточно и указания на новизну решаемой проблемы, которая предполагает нестандартный подход к исследованию, т. е. поиск. Вместе с тем новая проблема может быть решена с использованием уже известных методов, способов, в хо­де формализованных процессов человеческой деятельности, не требую­щих элементов поиска, творчества


Правовые основы научной деятельности.

Задача правового регулирования в данной области заключается в обеспечении своевременного и успешного завершения, предусмотренного в плане научно-технического задания и внедрения его итогов в производство. При этом необходимо, чтобы правовые нормы, направленные на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением научной деятельности, соответствовали сущности и специфическим особенностям научного труда. Отсюда — важность за­конодательной формулировки определения научной деятельности в качестве объекта правового регулирования.


Оценка результатов научной деятельности.


Лекция как основная форма организации обучения в вузе.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". И поэтому он советовал лекторам "разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов".

С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой.

В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать. Каковы их доводы?

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.

2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.


Требования к вузовской лекции.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.


Требования к преподавателю как лектору.

Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана, будучи организованной в письменный текст, научно-учебная информация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудиторией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство лектора. Сказываются стаж преподавательской работы, общения, профессионализм и социокультурный опыт лекторов, знание ими психологии студентов и технологии педагогического процесса.

Лекторское мастерство предполагает умение пользоваться текстом лекции. Знание текста и сценария лекции необходимо для ее успешной интерпретации и одновременного управления работой студентов. Текст регламентирует речевую деятельность преподавателя, не позволяет ему увлекаться, забыв о лимите времени. Необходимо воспитывать в себе умение не только аннотирования, реферирования и конспектирования, но "свертывания" устного изложения без ущерба его информативности, если этого требуют обстоятельства.

Устная речь несколько отличается от письменного текста элементами разговорного стиля, эмоциональностью, импровизацией, "лирическими отступлениями" во время пиков внимания. Лектору необходимо умение управлять процессом конспектирования. Студенты, особенно младшекурсники, не умеют писать конспект. Они зачастую просят лектора диктовать им. Их следует учить умению извлекать информацию из устной речи и перерабатывать ее в конспект: вычленять главное, опускать второстепенное, применять аббревиатуры, сокращения, схемы, графически выделять формулировки, законы, понятия, определения и т.п. (цветные фломастеры, абзацы, подчеркивания).

Полезно в ходе лекции подавать реплики типа: "Это следует записать буквально"; "Сейчас можно просто послушать". Повторами и более медленным темпом можно выделять дидактические единицы, следить за их фиксацией. Полезно время от времени пройти по аудитории и проследить, все ли студенты пишут конспекты, успевают ли за темпом речи лектора.

На лекционном занятии происходит двойная трансформация информации: текст лекции о речь лектора о текст студенческих конспектов. В этой связи полезно проверить выборочно несколько конспектов, сравнив их друг с другом, с авторским текстом лекции, установив степень адекватности учебной информации.


26. Система высшего образования в развитых странах (на примере 1-2 из них).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.232.163 (0.006 с.)