Концептуально-методологические основы логистики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуально-методологические основы логистики



В.М. Прохоров

 

ЛОГИСТИКА

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

 
2008

 
 
 


Утверждено редакционно-издательским советом университета

 

УДК 658.7

 

Прохоров В.М.Логистика:учебное пособие / В.М. Прохоров. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008. – 211 с.

 

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации».

Учебное пособие содержит основные сведения в области логистики: анализируется понятийный аппарат, концепция логистики, факторы развития. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики: информационная логистика, механизмы закупочной логистики, логистика производственных процессов, логистика распределения и сбыта, логистика запасов, транспортная логистика, логистика сервисного обслуживания, организация логистического управления, контроллинг в логистических системах и др.

 

Рецензент: В.А. Кныш, д-р экон. наук, проф., зав. каф. менеджмента СЗТУ.

 

 

© Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2008

© Прохоров В.М., 2008

 
 
 


Предисловие

Учебное пособие предназначено для подготовки дипломированных специалистов по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации».

Материал, излагаемый в учебном пособии, состоит из введения, десяти глав основного материала, заключения, глоссария и библиографического списка.

Во введении и первой главе даются основные определения, приводятся основные периоды развития логистики, фундаментальные принципы логистики, цели, задачи и функции логистики, логистические концепции и основные характеристики логистических систем.

В главе 2 рассматривается место логистики снабжения в логистической системе предприятия, приводятся составляющие функционального цикла снабжения, алгоритм выбора лучшего поставщика продукции, анализируется применение современных технологий при осуществлении закупок, технологии EDI и EFT.

В главе 3 приводятся определение и цель производственной логистики, рассматриваются интегрированные системы управления, анализируются понятия производственная система и производственный процесс. Приводятся характеристики единичного, серийного и массового производства, рассматриваются виды движения материальных ресурсов в производстве, методы оперативного планирования в производстве, управление материальным и информационным потоками в производственных системах «тянущего» и «толкающего» типов.

В главе 4 приводятся цель и объект изучения сбытовой логистики, рассматривается отличие логистической концепции сбыта от традиционной сбытовой стратегии, а также отличие маркетинга от сбытовой логистики, приводятся функции, цель и задачи сбытовой логистики на стадии обращения готовой продукции, рассматриваются характеристики основных типов посредников, приводится краткая характеристика методов анализа и проектирования распределительных каналов, а также этапы разработки логистической сбытовой цепи.

В главе 5 приведены основные функции логистики запасов в логистической системе предприятия, рассматривается место логистики запасов в логистической системе предприятия, приводятся характеристики структуры запасов по месту их использования и целевому назначению, рассматриваются АВС – классификация и XYZ – анализ, приводятся стадии процесса проектирования логистической системы управления запасами.

В главе 6 приведены: основные причины использования складов в логистической системе, характеристики предмета и цели логистики складирования, основные функции склада, преимущества и недостатки использования собственного склада и склада общего пользования; рассматривается, из каких подсистем состоит система складирования, приведеныосновные критерии оценки рентабельности системы складирования.

В главе 7 обозначены функции и цель транспортировки, рассматривается место транспортной логистики в логистической цепи поставок, перечислены достоинства и недостатки использования разных видов транспорта, приводятся разные виды документационного сопровождения груза, анализируются процесс транспортировки и функции транспортного отдела.

В главе 8 определяется место информационных ресурсов в системе поточных процессов организации, формулируются цель и задачи информационной логистики, приводятся виды взаимодействия материального и информационного потоков, анализируются: характерные признаки логистической информационной системы и ее отличие от корпоративной информационной системы, использование электронного бизнеса в логистических бизнес-системах.

В главе 9 приводятся характеристики различных видов сервисного обслуживания и критерии сервиса для различных видов сервисного обслуживания.

В главе 10 определены понятие и основные характеристики логистической системы, приведены классификация и характеристики макро- и микрологисти-ческих систем, рассматриваются основные принципы логистического управления и способы оценки результатов деятельности логистической системы.

Библиографический список содержит сведения об изданиях и справочной литературе, необходимых для углубленного изучения отдельных вопросов дисциплины.

Материал, излагаемый в учебном пособии, базируется на знании основ высшей математики, а также следующих курсов: «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Экономика организаций», «Мировая экономика».

Приобретенные по данному курсу знания могут использоваться при изучении дисциплин специализации и написании дипломных работ.

Данное учебное пособие базируется на изданиях [1], [2] из библиографического списка.

 

 

Введение

Предмет логистики чрезвычайно сложен и весьма неоднороден, чем он и отличается от наук, изучающих смежные виды функционального менеджмента.

Логистическое управление в значительной степени воздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения в рыночных условиях многообразных хозяйственных связей. Это, прежде всего, относится к рынку транспортных услуг, организации и функционированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях.

Эффективность логистической системы характеризуется набором показателей работы данной системы при заданном уровне логистических издержек. С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, эффективность может характеризоваться двумя показателями логистических издержек – качеством и ценой обслуживания. Владение инструментарием логистического менеджмента в практике бизнеса позволяет фирмам значительно сократить материальные запасы в снабжении, производстве и сбыте, процессе их транспортировки, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции, обеспечить удовлетворение потребностей получателей в качественной продукции и услугах.

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу. Взаимодействие фирмы-производителя с партнерами и логистическими посредниками в снабжении и сбыте составляет предмет логистического менеджмента, имеющего приоритетное значение для достижения стратегических целей фирмы на рынке. Если политика фирмы затрагивает интересы других фирм и влияет на их прибыль, то логистический менеджмент позволяет сформировать компромиссное решение, обеспечивающее определенную выгоду всем членам дистрибутивного канала, рассматривая его как единое целое.

 

 

Глоссарий

Военная логистика — совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники, боеприпасов к месту ведения боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.

Готовая продукция (ГП) — продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Звено логистической системы (ЗЛС) — экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

Концепция — совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления.

Логистика: 1) наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других пото­ков и управлении ими в определенной микро- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей (общий подход);

2) интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продукции и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными и т. п.) (подход с позиции бизнеса).

Логистическая операция (элементарная логистическая актив­ность) - действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возник­новением, преобразованием или поглощением материального и сопут­ствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

Логистическая сеть — полное множество звеньев логистической сис­темы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Логистическая система (ЛС) — сложная организационно завершен­ная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Логистическая функция (комплексная логистическая активность)— обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Логистическая цепь (ЛЦ)— множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

Логистический цикл (функциональный цикл логистики)— интегрированная по времени совокупность функциональных циклов (циклов, связанных с логистическими активностями логистической системы).

Макрологистика— совокупность логистических действий, направленных на решение вопросов, связанных с анализом рынка поставщиков, потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения.

Макрологистическая система— система управления материальными потоками, которая функционирует над несколькими предприятиями или фирмами и объединяет их для достижения единой цели.

Материальные ресурсы (МР)— сырье, основные вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Материальный поток (МП)— находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т.п.).

Микрологистика— совокупность логистических действий, направ­ленных на решение локальных вопросов отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональ­ные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчинен­ные его администрации.

Микрологистическаясистема — система управления материальны­ми потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы, а также в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий и производственных комплексов без выхода за их пределы.

Незавершенное производство (НЗП)— продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

 

Рис. 1.1. Эволюция логистики

 

 
 
 

Одним из ключевых факторов быстрой экспансии логистики явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. К этому времени стало ясно, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту затрат, вызванных ростом складских запасов, экономия на упаковке — к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке и т. д. Поэтому возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, устанавливая при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи.

Таким образом, смысл концепции общих затратзаключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится(общий результат деятельности превзойдет сумму отдельных эффектов). Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование. И хотя затраты на транспортировку возрастут, общий их уровень в сети распределения уменьшится. Позднее концепция общих затрат стала основной концепцией интегрированной логистики.

Вместе с тем возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики. К ним относятся:

· изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

· давление затрат на производство;

· прогресс в компьютерных технологиях;

· изменения в стратегиях формирования запасов;

· влияние военного опыта.

К началу 70-х гг. (период развития) были сформулированы фундамен­тальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы стали успешно применять их на практике.

Системный подход,который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью является то, что оптимизируется функционирование не от­дельных элементов, а всей логистической системы в целом.

Принцип тотальных затратзаключается в учете всей совокупности издержек управления материальными и сопутствующими финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи.

Принцип логистической координации (интеграции)предусматривает достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы от ее начала и до конца в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в процессе реализации цели системы.

Однако для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрения логистической координации во многих фирмах не удавались вследствие встречного сопротивления. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальным потоком на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.

Таким образом, в период с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус «образа мышления», или, другими словами, концеп­туальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (пе­риод интеграции). Здесь во главу угла ставился не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.), в чем и заключа­лась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи.

В современном бизнесе существенно увеличилось время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90 % временных затрат). Поэтому необходим последовательный логистический подход к управлению материальными потоками. Он позво­ляет значительно (на 30—50 %) сократить все виды запасов материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25—40 %) и период оборота капитала, снизить затраты на производство, дистрибьюцию и, что самое главное, наиболее полно удовлетворить запросы потребителей в отношении качества това­ров и сервиса.

В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют фено­мен логистического взлета. Основными из них являются:

• революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

• глобализация рынка;

• изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

• повсеместное распространение философии TQM (тотальное управ­ление качеством);

• рост партнерства и стратегических союзов;

• структурные изменения в организациях бизнеса.

Таким образом, период интеграции сделал логистику одним из важ­нейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции логис­тики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

На современном этапе основными тенденциями в экономике западно­го рынка, влияющими на будущую эволюцию логистической концепции, являются:

• некоторый спад промышленного производства;

• дальнейшее углубление специализации в промышленности;

• изменившиеся отношения с торговыми партнерами, требующие новых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента;

• дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов;

• усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса;

• развитие новых информационно-компьютерных технологий;

• появление гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на выпуск новых видов продукции;

• усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.

 

Парадигмы логистики

Парадигмы логистики (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения) тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. К ним относятся:

• аналитическая;

• технологическая (информационная);

• маркетинговая;

• интегральная.

Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика — одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.

Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который приме­няется как для моделирования самих логистических объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки.

Примечание. Обзор различных определений понятия системы показывает, что существуют по меньшей мере 4 свойства, которыми должен обладать объект, чтобы можно было его считать системой (рис. 1.2).

К сожалению, из-за отсутствия надёжных методов оценки сложности системы останавливаются на определениях: «простая» - «сложная» - «очень сложная».

Системный подход – концептуальная основа логистики. Включает в себя теорию систем, проектирование и структурирование системы с целью оптимизации использования пространственных и временных ресурсов; организации людских, материальных, финансовых и информационных потоков.

 

 

 


 

Рис.1.2. Свойства системы

 

 

 
 

 


                   
 
     
 
     
Координирующие
 
   
Положительные и отрицательные обратные
 
 

 


 

 

 
 
Рис. 1.3. Виды связей  


 

 

Основные стра­тегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать простые задачи и использовать информационно-компьютерную под­держку для решения более сложных логистических задач.

При этомавто­матизация всего процесса управления материальным потоком не является целью внутри данной парадигмы. Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP (Manufacturing Requirements/Resource Planning) / DRP (Distribution Requirements/Resource Planning), (планирование потребности в материалах /производственного планирования потребностей в ресурсах / планирование распределения продукции/ресурсов),применяемые во внутрифирменном пла­нировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Однако логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не яв­ляются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетин­говая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возмож­ностями фирмы в конкурентной борьбе.

Синтезируемая логистическая си­стема должна реализовать стратегическую цель фирмы — стратегию кон­куренции на рынке сбыта готовой продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию и т. п. Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства, управление персо­налом и качеством продукции, маркетинг и т. п.), а математическую осно­ву составляют в основном теория вероятностей, математическая статисти­ка и т. п. Необходимо отметить, что модели, использующие в качестве ос­новы маркетинговую парадигму, являются достаточно абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный ха­рактер, что затрудняет получение простых аналитических решений.

Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую парадигму, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:

· новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

· новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

· радикально изменившиеся технологические возможности, в частности, гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

На рис. 1.4, а представлена иллюстрация традиционного логистического подхода, основанного на специфических функциях бизнеса (закупка, производство, продажа) и соответствующем теоретическом аппарате: инжиниринге, организации производства и т. п. В этом случае логистика выступает как координирующая материальный поток функция. А рис. 1.4, б иллюстрирует интегрированный логистический подход, где материальный поток выступает в качестве интегратора.

 

 
 

 


а) традиционная логистическая структура

 

 
 

 


б) интегральная логистическая структура

 

 
 
Рис.1.4. Логистические структуры    


ГП ГП

 

 
 
Рис. 1.7. Простая логистическая цепь

 


В экономической литературе встречается также понятие «логистическая сеть», которую можно определить как полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Основным объектом анализа интегрированной логистической системы является ее логистический цикл (функциональный цикл логистики).

Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие циклы-составляющие:

· цикл заказа;

· цикл создания (поддержания) запасов;

· цикл обработки заказов потребителей;

· цикл организации закупок и размещения заказов;

· цикл доставки МР или ГП;

· производственный (операционный) цикл;

· цикл сбора заказов потребителей и подготовки документации;

· цикл анализа и подготовки отчетов.

 

Логистика снабжения

 

Целью данного раздела курса является представление базовых теоретических знаний и практических навыков в области принятия управленческихрешений, связанных со снабженческой (закупочной) деятельностью.

Задачи настоящего раздела - определение роли и важности логистики снабжения в логистической системе; изучение теоретических основ организации функционального цикла снабжения; изучение теоретических основ организации снабжения на предприятии; изучение методики выбора квалифицированных поставщиков; изучение сущности и преимуществ электронного снабжения.

В рамках темы раскрываются следующие вопросы: понятийный аппарат и сущность логистики снабжения; функциональный цикл снабжения и механизм функционирования логистики снабжения; методика выбора поставщика;виды закупок; способы организации снабжения на предприятии; применение современных технологий в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами.

Глоссарий

Логистика снабжения— комплекс взаимосвязанных операций управления материальными потоками в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

Объект логистики снабжения— материальный поток (МП) и услуги, циркулирующие в функциональном цикле снабжения.

Потребность в материальных ресурсах— объем продукции производственно-технического назначения определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции.

Общая потребность— потребность в материальных ресурсах, которая включает в себя валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования.

Валовая, или брутто-потребность— потребность в материальных ресурсах на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции.

Чистая,или нетто-потребность— потребность в материальных ресурсах на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.

Первичная потребность— потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет.

Вторичная потребность— потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены.

Третичная потребность— потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

Ведомость/спецификация материалов— упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. В нем указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.

Задача MOB(«Make or Buy» — сделать или купить) — задача, заключающаяся в обосновании решения вопроса о самостоятельном производстве необходимых материальных ресурсов или закупке их у внешнего источника.

Заказ на закупку — предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, количества, качества, срока поставки или выполнить работу, оказать услугу.

Определение потребности

Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить.

Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

Методы и методика определения потребности в ресурсах

Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществлять тремя методами:

• детерминированным — для расчета вторичной потребности в материальных ресурсах при известной первичной на основе планов производства и нормативов расхода;

• стохастическим — для расчета потребности на основе вероятностного прогноза с учетом тенденции изменения потребностей за прошлые периоды;

• экспертным — для расчета потребности на основе опытно-статистической оценки экспертов.

Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов.

Характеристика методик планирования материальных потребностей будет рассмотрена в разделе «Логистика производства».

Наиболее распространенной методикой определения потребности в материальных ресурсах является календарный метод планирования MRP - систем.

MRP - система основана на программе производства конечного продукта. Данный метод определения потребности в материальных ресурсах использует большой объем информации, которая поступает из следующих источников:

· основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;

· ведомости спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;

· учетной документации по запасам, где показано наличие материалов.

Ведомость / спецификация материалов — это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретного продукта. В ней также указываются материалы, запасные части и комплектующие, а также последовательность, в которой они используются.

При определении потребности для составления расписания поставок по каждому необходимому материалу применяется спецификация на материалы совместно с основным графиком.

Основными этапами определения потребности являются:

· определение валовой потребности в ресурсах с использованием основного графика и спецификации на материалы;

· определение чистой потребности путем вычитания уже имеющегося запасаи объема заказов, которые должны поступить. Затем составляется производственный график с указанием времени начала работ, обеспеченных чистой потребностью;

· установление объема заказов и времени их размещения на основании графика использования материалов и информации о времени выполнения заказа.

Преимущество данной методики расчета потребности в материалах заключается в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребностей в конечном продукте.

Валовая, или брутто-потребность, –это потребн



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.221.67 (0.03 с.)