Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики



Самых совершенных достижений логисти­ка достигла, как мы уже отмечали ранее, в военной среде и несколько поз­же — в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса.

По одному из последних определений логистика представляет собой общую точку зре­ния на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую и оперативную) с материальными и информационными потоками в качест­ве интегратора.

На рис. 1.1 представлена эволюция логистики за рубежом в плане раз­вития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. решение всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материа­лов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

Согласно рис. 1.1 в развитии логистики в XX в. можно выделить несколько исторических периодов.

Период с 20-х до начала 50-х гг. условно называется периодом фраг­ментации, когда идея логистики как интегрального инструмента сниже­ния общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например, в производстве, при транспортировке и т. п.

Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстрорастущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изо­билием природных ресурсов, хорошим инвестиционным климатом, мини­мальным государственным регулированием экономики. Производители товаров и услуг едва справлялись с потребностями расширяющегося рын­ка. Естественно, что в этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т. е. на поиск технических и технологических резервов в производстве продукции, пренебрегая при этом другими логистическими активностями (развитием дистрибьюции, управлением закупками, запасами и т. п.), т. е. тем, что существенно влияет на общие затраты организации.

Таким образом, в этот период были сформулированы отдельные пред­посылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно от­нести:

• возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибью­ции товаров;

• рост транспортных тарифов;

• появление концепции маркетинга;

• развитие теории и практики военной концепции.

Необходимо отметить появление в рассматриваемый период первых логистических организаций и сообществ. Старейшей организацией в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками(осно­вана в США в 1915 г.), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоци­ацию агентов снабжения.

Период с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называ­ют периодом становления логистики. Он характеризовался интенсивным развитием теории и практики логистики, прежде всего снова в США. Ста­ло очевидным, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, в первую очередь с позиции снижения затрат.


       
   
 
 

 

 


Рис. 1.1. Эволюция логистики

 

 
 
 

Одним из ключевых факторов быстрой экспансии логистики явилось возникновение концепции общих (тотальных) затрат в дистрибьюции. К этому времени стало ясно, что издержки отдельных логистических операций тесно связаны между собой: экономия на транспортных расходах может привести к значительному росту затрат, вызванных ростом складских запасов, экономия на упаковке — к дополнительным издержкам, вызванным повреждением грузов при доставке и т. д. Поэтому возникла необходимость интегрировать в потоке различные функции товародвижения, устанавливая при этом оптимальное соотношение затрат отдельных звеньев логистической цепи.

Таким образом, смысл концепции общих затрат заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится(общий результат деятельности превзойдет сумму отдельных эффектов). Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование. И хотя затраты на транспортировку возрастут, общий их уровень в сети распределения уменьшится. Позднее концепция общих затрат стала основной концепцией интегрированной логистики.

Вместе с тем возникли следующие предпосылки дальнейшего развития логистики. К ним относятся:

· изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

· давление затрат на производство;

· прогресс в компьютерных технологиях;

· изменения в стратегиях формирования запасов;

· влияние военного опыта.

К началу 70-х гг. (период развития) были сформулированы фундамен­тальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы стали успешно применять их на практике.

Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью является то, что оптимизируется функционирование не от­дельных элементов, а всей логистической системы в целом.

Принцип тотальных затрат заключается в учете всей совокупности издержек управления материальными и сопутствующими финансовыми и информационными потоками по всей логистической цепи.

Принцип логистической координации (интеграции) предусматривает достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы от ее начала и до конца в управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в процессе реализации цели системы.

Однако для многих фирм логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрения логистической координации во многих фирмах не удавались вследствие встречного сопротивления. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальным потоком на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали существующие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических активностей фирмы.

Таким образом, в период с 1980-х до середины 1990-х гг. логистика приобрела статус «образа мышления», или, другими словами, концеп­туальной стратегии, основанной на глубокой интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему (пе­риод интеграции). Здесь во главу угла ставился не продукт, а процесс в форме потока (материального, информационного и др.), в чем и заключа­лась принципиальная новизна логистического подхода, а логистическая концепция позволила перейти от дискретного к сквозному управлению по всей логистической цепи.

В современном бизнесе существенно увеличилось время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90 % временных затрат). Поэтому необходим последовательный логистический подход к управлению материальными потоками. Он позво­ляет значительно (на 30—50 %) сократить все виды запасов материальных ресурсов, уменьшить время движения продукции от источника сырья до конечного потребителя (на 25—40 %) и период оборота капитала, снизить затраты на производство, дистрибьюцию и, что самое главное, наиболее полно удовлетворить запросы потребителей в отношении качества това­ров и сервиса.

В течение рассматриваемого исторического периода произошли также существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют фено­мен логистического взлета. Основными из них являются:

• революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

• глобализация рынка;

• изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

• повсеместное распространение философии TQM (тотальное управ­ление качеством);

• рост партнерства и стратегических союзов;

• структурные изменения в организациях бизнеса.

Таким образом, период интеграции сделал логистику одним из важ­нейших инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали передовые концепции логис­тики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

На современном этапе основными тенденциями в экономике западно­го рынка, влияющими на будущую эволюцию логистической концепции, являются:

• некоторый спад промышленного производства;

• дальнейшее углубление специализации в промышленности;

• изменившиеся отношения с торговыми партнерами, требующие новых подходов в организации сотрудничества и новых форм менеджмента;

• дальнейшее развитие мировых интеграционных процессов;

• усилившаяся конкуренция во всех областях бизнеса;

• развитие новых информационно-компьютерных технологий;

• появление гибкого технологического оборудования, систем автоматизации проектирования, гибких автоматизированных и роботизированных производств, позволяющих быстро переходить на выпуск новых видов продукции;

• усиленное внедрение принципов логистики в индустрию сервиса.

 

Парадигмы логистики

Парадигмы логистики (парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения) тесно связаны с четырьмя этапами ее эволюционного развития. К ним относятся:

• аналитическая;

• технологическая (информационная);

• маркетинговая;

• интегральная.

Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика — одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. Такие модели требуют большого объема исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении, а практическое их применение (исходя из указанных особенностей) сужается в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.

Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который приме­няется как для моделирования самих логистических объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки.

Примечание. Обзор различных определений понятия системы показывает, что существуют по меньшей мере 4 свойства, которыми должен обладать объект, чтобы можно было его считать системой (рис. 1.2).

К сожалению, из-за отсутствия надёжных методов оценки сложности системы останавливаются на определениях: «простая» - «сложная» - «очень сложная».

Системный подход – концептуальная основа логистики. Включает в себя теорию систем, проектирование и структурирование системы с целью оптимизации использования пространственных и временных ресурсов; организации людских, материальных, финансовых и информационных потоков.

 

 

 


 

Рис.1.2. Свойства системы

 

 

 
 

 


                   
 
     
 
     
Координирующие
 
   
Положительные и отрицательные обратные
 
 

 


 

 

 
 
Рис. 1.3. Виды связей  


 

 

Основные стра­тегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать простые задачи и использовать информационно-компьютерную под­держку для решения более сложных логистических задач.

При этомавто­матизация всего процесса управления материальным потоком не является целью внутри данной парадигмы. Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP (Manufacturing Requirements/Resource Planning) / DRP (Distribution Requirements/Resource Planning), (планирование потребности в материалах /производственного планирования потребностей в ресурсах / планирование распределения продукции/ресурсов), применяемые во внутрифирменном пла­нировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Однако логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не яв­ляются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетин­говая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возмож­ностями фирмы в конкурентной борьбе.

Синтезируемая логистическая си­стема должна реализовать стратегическую цель фирмы — стратегию кон­куренции на рынке сбыта готовой продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию и т. п. Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины (экономика и организация производства, управление персо­налом и качеством продукции, маркетинг и т. п.), а математическую осно­ву составляют в основном теория вероятностей, математическая статисти­ка и т. п. Необходимо отметить, что модели, использующие в качестве ос­новы маркетинговую парадигму, являются достаточно абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный ха­рактер, что затрудняет получение простых аналитических решений.

Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую парадигму, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:

· новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

· новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

· радикально изменившиеся технологические возможности, в частности, гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

На рис. 1.4, а представлена иллюстрация традиционного логистического подхода, основанного на специфических функциях бизнеса (закупка, производство, продажа) и соответствующем теоретическом аппарате: инжиниринге, организации производства и т. п. В этом случае логистика выступает как координирующая материальный поток функция. А рис. 1.4, б иллюстрирует интегрированный логистический подход, где материальный поток выступает в качестве интегратора.

 

 
 

 


а) традиционная логистическая структура

 

 
 

 


б) интегральная логистическая структура

 

 
 
Рис.1.4. Логистические структуры    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.125.112 (0.04 с.)