Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная методика создания логистической сбытовой цепи

Поиск

Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материальных потоков в системе сбытовой логистики. Эти два элемента связаны между собой распределительным каналом. Как было отмечено выше, распределительный канал — это частично упорядоченное множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.

Таким образом, логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — э то упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Следует подчеркнуть, что в сбытовой логистике оптимизация цепей продвижения материального потока является ключевым (и одновременно самым сложным) управленческим решением, которое самым непосредственным образом влияет на все другие решения, связанные с управлением потоковыми процессами.

Методика проектирования любого процесса основывается на первоначальном выборе последовательности действий с последующим наполнением этих действий: организационными, ограничительно-целевыми, оптимизационными и информа-ционными решениями.

 

 

Таблица 4.2 Систематизация критериев выбора и показателей оценки уровней ЛСЦ    

 

 

  Наименование метода   Основное содер­жание метода   Ограничения использования   Преимущества и перспективы использования
Институционально-описательный Идентификация, описание и класси­фикация всех воз­можных посредни­ческих институтов в канале Отсутствие требо­ваний к классифика­ционным признакам. Отсутствие оценоч­ных параметров ана­лиза и проектирова­ния посреднических институтов Наличие доступного формализованного механизма описания посреднических институтов
Графический Графическое пред­ставление возмож­ных каналов распре­деления по типу сырья или товара Отсутствие оценоч­ных параметров анализа и проекти­рования каналов распределения. Невозможность от­ражения зигзагов ка­нала распределения. Отсутствие механиз­ма выбора наиболее эффективного канала Возможность распо­ложения участников каналов распределе­ния в соответствии с движением товар­но-материального потока (в логистиче­ской последователь­ности). Наглядность отобра­жения многообраз­ных связей распреде­лительного канала
Метод группировки продуктов Определяет деталь­ную структуру ка­нала распределения применительно не к отдельному про­дукту, а к той или иной группировке продуктов. Объединяет описа­ние посреднических институтов со схе­матичным отображе­нием основных ка­налов перемещения собственности (конгломерат инс­титуционально-опи­сательного и графи­ческого методов) Метод слишком спе­цифичен, чтобы пользоваться им для общего проектиро­вания сбытовых каналов. Требует очень хоро­шего знания пред­метной области. Схемы трудны для реализации и анализа. Отсутствует меха­низм проектирования распределительных каналов Полезен в нестан­дартных ситуациях, при наличии сложив­шихся групп продук­тов и каналов их распределения

Окончание табл. 4.2

Функциональный Последовательное построение схемы бизнес-процесса в виде декомпози­ции функций до не­делимых операций, на входе и выходе которых отражают­ся: материальные и информационные объекты, используе­мые ресурсы, организаци-онные единицы Субъективность детализации опера­ций и, как следствие, большая трудоем­кость адекватного построения бизнес-процессов. Описание процессов не устанавливает жестких рамок син­таксиса, что может привести к созданию неполных или проти­воречивых моделей. Использование при анализе и проекти­ровании сбытовых каналов требует вы­сокой квалификации разработчика Графическая простота и наглядность. Возможно использова-ние при решении локальных логистических задач при анализе и проектировании простых сбытовых каналов
Структурный Идентификации структуры каналов распределения, ана­лиз связей и взаимо­действия в канале Сложность в выяв­лении чистых струк­турных форм в силу переплетения и сме­шения разных струк­турных образований в рамках одного канала Возможность выявления специальных факторов повышения эффективности логистической цепи за счет структурных преобразований

 

Структура процесса формирования ЛСЦ базируется на традиционном алгорит ме процесса принятия управленческих решений, который включает организационную фазу (связанную с анализом действующей и проектированием желаемой сбытовой цепи) и эксплуатационную (мониторинг процесса функционирования сформированной цепи).

Другими словами, организационная фаза включает стадии предпроектной подготовки и непосредственного проектирования, а эксплуатационная фаза концентрируется в стадию внедрения.

Основными процедурами, реализуемыми на стадии предпроектной подготовки, являются идентификация действующей сбытовой сети и укрупненное построение идеальной. Идеальная сеть отличается от реальной отсутствием системы ограничений, факторов и условий, которые имеют место в действительности относительно конкретного объекта исследования.

На практике формирование системы сбыта происходит чаще всего методом проб и ошибок. Нередко организации бросают все силы на поиск какого-либо нестандартного решения, эффективность которого оказывается в конечном итоге невысокой.

Тем не менее существует апробированный подход к формированию системы каналов, который не только значительно облегчает стадию разработки, но и позволяет комплексно учесть требования конкретного потребителя. Он состоит в превентивном построении идеальной системы каналов.

Для этого на нижнем уровне системы позиционируются типовые требования субъекта к поставщикам данного вида продукции или услуг, например самая низкая цена на рынке, способность предоставить кредит, способность оперативно доставлять небольшие партии товара, предоставление консультаций по установке и использованию и т. д.

Затем определяется совокупность поставщиков, которые могут наилучшим образом удовлетворить данную потребность. Допустим, быструю доставку небольших партий может обеспечить посредник, находящийся в том же регионе, что и клиент. А потребитель, который ищет самую низкую цену, скорее всего не нуждается в дополнительных услугах, а готов самостоятельно звонить производителю товара. Таким образом, постепенно вырисовывается система каналов, которая идеально и адекватно отве­чает нуждам всех значимых групп покупателей.

Чрезвычайно важным этапом является сравнение идеальной структу­ры с реально существующей, а также формулировка и анализ специфичных условий рынка, государственных и прочих ограничений, которые затрудняют функционирование идеальной системы. Очевидно, что эффектив­ность реальной сбытовой цепи тем выше, чем лучше совпадают варианты схем. Если же идеальная система идентична реально существующей, то, вероятно, направления совершенствования следует искать в организационных механизмах взаимодействия внутри каналов, в повышении квалификации персонала сбытовой сети на разных уровнях горизонтальной и вертикальной иерархии.

Предпроектная подготовка завершается разработкой задания на проектирование, вкотором укрупненно излагаются и обосновываются основные проектные мероприятия.

Стадия проектирования включает следующие этапы разработки логистической сбытовой цепи (ЛСЦ):

· идентификацию продуцентов и потребителей материального потока;

· выбор типа и основных характеристик каналов сбыта (селективного или эксклюзивного, мощности канала, его ширины, длины и т. д.);

· определение уровней канала;

· формирование маршрутов движения материального потока;

· организационно-правовые взаимоотношения участников ЛСЦ;

· экономическое обоснование ЛСЦ.

Определяющими моментами (так называемыми реперными точками) процесса формирования ЛСЦ являются:

  • выбор посредников (уровней ЛСЦ);
  • определение критериев оптимальности и ограничений ЛСЦ.

Выбор уровней ЛСЦ требует первоначальной выработки показателей и их оценки. Следует подчеркнуть, что оценка может проводиться как на уровне продуцента товарно-материального потока, так и на уровне пунктатрансформации или любого другого звена ЛЦ. Критерии выбора посредников, а также показатели оценки по выбранным критериям приведены в табл. 4.3.

Как уже отмечалось выше, выбор конкретных посредников — исходный пункт построения СЛЦ. В этом ракурсе показательна история, о которой сообщалось в прессе в начале 90-х гг. XX в. Крупнейший отечественный производитель грузовых автомобилей «КамАЗ» поставил в Польшу партию машин. Поляки немедленно перепродали их в Южную Корею по цене, вдвое превышающей ту, которую запросил «КамАЗ». Южная Корея после небольшой косметической доводки грузовиков перепродала их в Латинскую Америку по стоимости в полтора раза выше польской. В итоге «КамАЗ» из-за неверного выбора посредника недосчитался, как минимум, трех четвертей своей прибыли.

Самыми популярными на сегодняшний день критериями являются условия и порядок поставок (логистика поставок) и политика транспортирования. Количество вариантов здесь очень велико, начиная от самовывоза и заканчивая хорошо организованными поставками с использованием оптимальных транспортных схем: выбор наименее затратных способов доставки, минимизация порожних поездок, использование соответствующей транспортной тары, соблюдение сроков поставок, что особенно важно при организации доставки небольших партий скоропортящегося товара в большое число торговых точек. Довольно часто доставка товара является сопутствующей услугой, которая повышает привлекательность поставщика.

Значимым критерием является связь ценообразования и мотивации посредника. Речь идет о ценовой политике производителя во взаимосвязи с интересами посредника. Зачастую ценообразование происходит не систематично, а практически случайным образом «себестоимость + прибыль».

При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для потребителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнительных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачастую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупателю ряд смежных товаров, т. е. проводится ассортиментная политика.

При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для потребителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнительных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачастую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупателю ряд смежных товаров, т. е. проводится ассортиментная политика.

Дифференциация цены подразумевает возможность сбывать отдельный товар либо по средней стоимости, либо по заниженной, либо по цене, превышающей среднюю. Производитель, варьируя цены, может привлечь дополнительное число покупателей. В этой связи важно разделять товар на основной и дополнительный, стоимость которого отличается с минусом или плюсом от среднерыночной.

Таблица 4.3 Систематизация критериев выбора и показателей оценки уровней ЛСЦ

  Критерий выбора уровней ЛСЦ   Показатели оценки критерия
Имидж Наличие узнаваемой торговой марки (бренда). Наличие положительного имиджа компании в глазах партнеров, покупателей, различных организаций. Число PR- и промоушн-акций, презентаций и т. п. за определенный период. Степень совпадения представлений значимости посредника с потребительской оценкой
Возможности в сфере сбыта Доступ к региональным рынкам сбыта. Широта охвата целевых групп потребителей. Возможные объемы продаж
Состояние развития Платежеспособность Потребность в дополнительных оборотных средствах. Объем складских площадей Количество единиц автотранспорта Количество и квалификация персонала Наличие партнеров и контрпартнеров Техническое оснащение
Ассортимент услуг и условия работы Комплекс и виды оказываемых логистических услуг. Возможности и условия сроков и объемов поставок
Наличие конкуренции между посредниками Количество посредников на разных пунктах трансформации (в горизонтальном разрезе) Количество посредников на уровнях сбытового канала (в вертикальном разрезе)
Наличие формали­зованных правил взаимодействия Наличие договоров. Структура договора. Сроки действия договоров
Условия и порядок поставок (логистика поставок) и политика транспортирования Обеспечение выбора наиболее дешевых способов доставки. Минимизация порожних поездок. Использование соответствующей транспортной тары. Соблюдение сроков поставок. Организация доставки небольших (крупных) партий в большое число торговых точек
Политика кредитования Рейтинг кредитоспособности Широта диапазона условий оплаты Наличие механизма предоплаты Наличие механизма взятия на реализацию Неденежные формы расчетов Сроки проведения расчетных операций
Требования по сопровождению, сервисному и гарантийному обслуживанию Наличие услуг подобного рода Уровень качества услуг Стоимость услуг
Обеспечение портфеля дополнительных услуг Ассортимент и значимость дополнительных услуг (например, финансовых — продажа в кредит; страховых — страхование, лизинг; информационных и пр.)
Связь ценообразования и мотивации посредников Наличие научно обоснованной системы ценообразования у продуцента Возможности маневра в дифференциации цен у посредника (основной и дополнительный товары) Наличие системы скидок и надбавок в зависимости от условий поставок

 

Наглядный пример — сбыт станков для бритья фирмы «Жиллетт». Станок стоит в розницу около 3—5 долл., и фирма, возможно, теряет (с учетом всех затрат на производство и продвижение) на реализации каждого из них. Упаковка одноразовых лезвий к этому станку стоит 4—10 долл. Потери от реализации каждого станка десятикратно компенсируются прибылью от продажи лезвий.

Второй вид дифференциации — скидки за объем, период оплаты, надбавки за срочность поставки. Расчет рациональной цены на товар требуетучета многих факторов, и стоимость должна быть дифференцированной.

В основе любой оптимизационной модели (именно к этому виду моделирования относится ЛСЦ) лежит определенный критерий оптимальности. В данном случае, учитывая многоуровневость и гибкость ЛСЦ, в качестве критерия оптимальности (главного оценочного показателя) следует выбрать компромисс (оптимальное соотношение) между уровнем логистического сервиса потребителей и величиной логистических издержек (затратами на его осуществление).

Коэффициентом эффективности ЛСЦ является отношение логистических затрат субъекта к полученным результатам.

Отдельно требуется остановиться на проблеме определения и вычленения логистических затрат ЛСЦ.

Затраты ЛСЦ изменяются в широком диапазоне за счет использования разных факторов. В среднем они составляют от 30 до 70 % от себестоимости производства, а по данным некоторых аналитиков могут доходить до 300 % и более по различным отраслям и компаниям.

Затраты ЛСЦ можно укрупнено разделить:

· на создание и управление запасами;

· транспортные расходы;

· транзакционные затраты (поиск субъектов логистической цепи сбыта, оформление договоров, передача прав собственности и др.).

Для количественного определения динамики издержек следует провести сопоставление комплексных и постатейных затрат ЛСЦ на формирование различных вариантов ее построения (совершенствования).

В заключение сформулируем «три золотых правила» сбытовой логистики:

1. ЛСЦ должна проникать как можно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться как можно чаще и осуществлять транспортировку на как можно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц (transaction units), обеспечивающих получение как можно больших вместимостей.

2. В ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU (transaction units) независимо от их вместимости.

Минимальное количество TU согласуется с концепцией количества оборота этих единиц, т. е. количества раз, когда эти TU могут быть предоставлены потребителям вовремя. Это подразумевает интенсивное использование оборудования для технологической обработки указанных единиц и наличие инфраструктур, заинтересованных в эксплуатации TU при перевозке многими видами транспорта.

Применение данного правила требует, чтобы в сфере сбыта производились сравнительные оценки эффективности возможных сценариев на макро- и микроуровнях.

3. Стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам.

В идеальном случае, когда темпы производства и потребления примерно одинаковы, возможен нулевой запас. В реальных же условиях избежать запаса практически нельзя. Применение этого правила открывает возмож­ности выбора его месторасположения — на местном рынке или у продуцента. Другими словами, необходим выбор между скоростью и надежностью сбыта.

 

Контрольные вопросы к разделу 4

1. Цель и объект изучения сбытовой логистики.

2. В чем заключается отличие логистической концепции сбыта от традиционной сбытовой стратегии?

3. В чем состоит отличие маркетинга от сбытовой логистики?

4. Функции, цель и задачи сбытовой логистики на стадии обращения готовой продукции.

5. Приведите определение распределительного канала.

6. Приведите количественные характеристики распределительных каналов.

7. Чем определяется структура каналов разного уровня?

8. Охарактеризуйте основные типы посредников. Каковы основные отличительные признаки разных групп посредников?

9. Приведите характеристики посредников по типу сбытовой политики.

10. Охарактеризуйте методы анализа и выбора ЛСЦ.

11. Какие стадии включает организационная фаза создания ЛСЦ?

12. Приведите краткую характеристику методов анализа и проектирования распределительных каналов.

13. Приведитеэтапы разработки логистической сбытовой цепи.

14. Сформулируйте «три золотых правила» сбытовой логистики.

 

Логистика запасов

Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам на производстве или потере доли рынка, с другой — перенасыщение складов запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия. Достаточно сказать, что на производственных предприятиях с неэффективным управлением запасами может быть заморожено до 80 % оборотных средств. Подходы к решению данных проблем мы рассмотрим в этой главе.

Целью данного раздела является дать целостное представление об управлении запасами в логистической системе, выработать общие навыки решения практических задач управления запасами на предприятии.

Задачи раздела: познакомиться с понятием «запасы в логистической системе»; рассмотреть стратегическую роль запасов в деятельности организации; рассмотреть основные модели управления запасами; представить методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами; научиться решать типовые задачи управления запасами в организации.

Глоссарий

Запасы — материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте.

Политика управления запасами — что закупать, когда, в каких объемах, политика распределения продукции между распределительными центрами.

Уровень обслуживания — продолжительность исполнения заказа и норма удовлетворения спроса.

Текущий запас — соответствует уровню запаса в любой момент учета.

Страховой (гарантийный) запас — запас, который позволяет обеспечивать потребность организации на время предполагаемой максимально возможной задержки поставки.

Запасы в пути — запасы, которые находятся в пути или ждут транспортировки.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Точка заказа – объем запаса, по достижении которого осуществляется заказ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.013 с.)