Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-коммуникационные технологии

Поиск

Множественность и разнородность звеньев логистической цепи заставляет искать оптимальные пути их коммуникаций, или информационного взаимодействия. Как правило, информационные системы участников логистической цепи малосовместимы, в результате чего возникают проблемы преодоления мест их стыковки по цепи. Ключевой задачей является обеспечение взаимодействия и сглаживания мест такой стыковки. Интеграция означает для участников логистического процесса возможность осуществлять электронный обмен, обработку и анализ взаимной информации. Это может быть достигнуто за счет:

• стандартизации систем электронного обмена данными (ЭОД);

• технологий мобильной связи;

• технологий штрих-кодирования и сканирования;

• интернет-технологий.

 

Стандартизация систем ЭОД (EDI electronic data interchange)

Системы ЭОД обеспечивают оборот стандартизованных документов между компьютерами разных компаний и заменяют такие традиционные формы связи, как почта, пересылка с курьерами, и даже факсы.


                     
   
   
Координацион-ный поток
 
 
 
   
Оперативный поток
 
 
   
Рис. 8.4. Виды и структура информационных потоков ЛИС
 
   
 

Массив логистической информации образуют поступающие в режиме реального времени данные об операциях компании, в том числе о движении материальных потоков, состоянии производства, запасах готовой продукции, отгрузке заказов потребителям, получении новых заказов. СистемыЭОД актуальны как для внешнего обмена информацией с поставщиками и потребителями, так и внутри организаций.

Стандарты ЭОД разделяются на коммуникационные и информационные.

Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.

Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети.

Технологии мобильной связи

Развитие мобильной связи значительно повышает эффективность информационных технологий в логистике. В прошлом коммуникационные возможности в логистике были весьма ограничены в силу децентрализации операций снабжения и сбыта и неспобности поддерживать постоянную связь с транспортными средствами в пути (так что в процессе транспортировки и грузопереработки работникам приходилось полагаться только на предварительные инструкции, а менеджерам — надеяться на то, что никакие непредвиденные события не нарушат намеченный порядок действий). Иными словами, из-за некачественных коммуникационных средств между источниками информации, реальными операциями и принятием решений существовал пространственно-временной разрыв. Ситуацию изменило появление мобильной связи.

Наиболее значимые направления технологий мобильной связи, оказывающие существенное влияние на логистический процесс:

• мобильная телефонная связь;

• спутниковые коммуникационные технологии;

• технологии обработки и передачи графической информации.

Мобильные телефоны могут использоваться для передачи информации:

• в устной форме;

• в документированной форме (SMS-сообщения, WAP — протоколы передачи данных);

• при небольшом радиусе действия (двусторонняя связь на ограниченном расстоянии, например в распределительных центрах или других логистических подразделениях);

• на значительном расстоянии при наличии дополнительных возмож­ностей.

Мобильная телефонная связь позволяет, например, водителям погрузчиков получать оперативные распоряжения от менеджеров и при необходимости вносить коррективы в работу, не полагаясь исключительно на инструкции, выдаваемые в начале рабочей смены. Это делает логистические операции более гибкими и чувствительными к изменению внешних условий, а также дает возможность повысить уровень сервиса с меньшей затратой ресурсов.

Типичное логистическое применение низкочастотных телекоммуни-каций - двусторонний обмен информацией при выполнении складских инструкций по подборке заказа, при проверке данных складского учета и при маркировке товаров.

Спутниковые коммуникационные технологии позволяют наладитьсвязь на широком географическом пространстве, например в регионе или в глобальном пространстве.

Преимущество спутниковой связи заключается в возможности быстро передавать значительные объемы информации в любую точку Земли.

Так, в транснациональной автотранспортной компании «Schneider National» установленные на кабинах грузовиков спутниковые антенны служат для связи между водителями и диспетчерами. Это позволяет всегда точно знать, где и куда движется груз, оперативно менять маршрут в случае изменения адреса доставки или возникновения пробок на дорогах.

Сети розничных магазинов используют спутниковую связь для ежедневного информирования головного офиса компании о продажах за день. Это дает возможность оперативно пополнять товары и изменять схему маркетинга в зависимости от складывающейся ситуации.

Технологии обработки и передачи графической информации базируются на технологии оптического считывания (сканирования) и факсимильной или компьютерной связи и используются для передачи и хранения, например, транспортной документации.

Для потребителей своевременное получение транспортной документации имеет почти такое же значение, как своевременная доставка груза. После отправки груза клиентам сопроводительную документацию передают в информационный центр, где ее сканируют и направляют в коммуникационные каналы. Затем электронные копии документов отправляют в центр обработки данных, где они хранятся на оптических лазерных дисках. Уже на следующий день грузополучатели могут иметь доступ к этим документам через каналы компьютерной связи или по телефону через своего представителя. Запрос на получение копии документации может быть удовлетворен в течение нескольких минут.

Преимущество грузополучателей при работе по такой технологии заключается в простоте получения своевременной и точной информации о предстоящих поставках и платежах. Перевозчики тоже выигрывают, поскольку у них отпадает необходимость в ведении бумажной документации, уменьшается вероятность утраты важной информации, а отношения с грузополучателями делаются более надежными.

Технологии штрих-кодирования и сканирования

Ярким примером актуальности использования данной технологии в логистических процессах служит контроль складских поступлений или продаж в розничной торговле. В прошлом основным носителем информации служила бумажная документация, ведение которой требовало больших затрат времени и порождало множество ошибок. Штриховое кодирование и электронное считывание кодов облегчают процессы сбора данных и обмена информацией.

Материальными носителями данной технологии являются наклейки со штрих-кодами, помещаемые на отдельные товарные упаковки (ящики, контейнеры и даже железнодорожные вагоны) или отдельный товар. Большинство потребителей знакомо с универсальными товарными кодами, УТК (Universal Product Code, UPC), которыми сегодня маркируют практически все потребительские товары.

Интернет-технологии

Актуальность использования интернет-технологии в логистике трудно переоценить. Можно констатировать, что на современном этапе информатизации общества именно эта технология является наиболее значимой в комплексе информационных решений и постепенно поглощает все вышеперечисленные информационные взаимодействия.

Следует различать несколько уровней использования Интернета, причем применительно к логистике только некоторые из них могут претендовать на реальное понятие полноценного использования интернет - технологий в логистическом процессе.

1. Применение Интернета в качестве средства поиска информации и заказа каких-либо товаров и услуг. Это достаточно пассивный способ использования Интернета. Он позволяет получать новую информацию, экономит время, но возможности Интернета гораздо шире.

2. «Обязательное присутствие». Наличие Web-сайта организации с информацией, рассказывающей о предприятии и предлагаемых им продуктах. Как правило, это серверы с небольшим объемом и редко обновляемой информацией, и клиент лишен возможности сформировать заказ или получить услугу и тем более оплатить ее.

3. Включение Интернета в логистическую цепь в качестве звена для поддержки основного бизнеса. На этом уровне структура самого бизнесасохраняется, а Интернет хотя и играет вспомогательную роль, но позволяет значительно повысить его эффективность за счет таких факторов, как:

• повышение привлекательности для клиента;

• автоматизация процесса выбора, заказа и оплаты товара с самого начального этапа работы с клиентом (позволяет повысить оперативность работы, а также избежать многократного копирования информации и возможных ошибок);

• повышение эффективности рекламы товаров и услуг за счет оперативного распространения информации о событиях и новостях организации.

Следует отметить, что именно данный уровень использования Интернета отражает реальное понятие электронного бизнеса в логистике.

Электронный бизнес — это осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, к ним относится электронная торговля, осуществляемая через онлайновые сетевые службы).

Электронный бизнес предполагает оперативный (в том числе интерактивный) обмен информацией и документами, а также дистанционное управление платежами и материальными ресурсами. Важно, чтобы в логистическом цикле «закупка — производство — реализация» присутствовали и работали все его звенья, включая производство электронных платежей.

Взаимодействие компании и конечного потребителя в системе электронного бизнеса принято обозначить В2С (Business-to-Customer), деловые отношения между компаниями — В2В (Business-to-Business), а взаимоотношения коммерческих и бюджетных (государственных) организаций — B2G (Business-to-Government). Важно рассмотреть специфику управленческих решений, которые имеют место при реализации этих технологий в логистическом процессе.

B2С-технология реализуется через интернет-магазины. Логистические решения осуществляются здесь на уровне продавца и покупателя и включают оформление заказа, управление запасами, оформление покупки.

В2В-технологии — это технологии, позволяющие организовать взаимодей-ствие между звеньями логистической цепи (например, заказчиками и поставщи-ками) через Интернет. Автоматизация такого взаимодействия может быть осуществлена посредством КИС либо электронной торговой площадки (ЭТП).

 

Контрольные вопросы к разделу 8

1. Место информационных ресурсов в системе поточных процессов организации.

2. Перечислите виды информационных ресурсов.

3. Цель и задачи информационной логистики.

4. Приведите принципы формирования логистической информации.

5. Приведите виды взаимодействия материального и информационного потоков.

6. В чем заключается отличие ЛИС от КИС?

7. Информационные потоки и ключевые функции ЛИС.

8. Приведите примеры использования информационно-коммуникационных технологий.

9. Технические средства ИТ в логистике.

10. Программные средства ИТ в логистике.

11. Приведите виды и структуру информационных потоков ЛИС.

12. Приведите примеры использования мобильных технологий в логистике.

13. Приведите примеры использования технологий штрих-кодирования и сканирования в логистике.

14. Значение и виды использования интернет-технологии для поддержания и развития бизнеса.

15. Использование электронного бизнеса в логистических бизнес-системах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.188 (0.013 с.)