Современные информационные технологии логистического управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные информационные технологии логистического управления



Современные информационные технологии, под которыми понимается вся совокупность методов обработки информации в рамках обоснования принимаемых управленческих решений, направлены на удовлетворение определенных требований, предъявляемых к этой обработке усло­виями эксплуатации.

Характерной особенностью информационных систем в логистике является наличие обратной связи. Это значит, что те или иные события в ходе производственно-сбытовой деятельности поро­ждают информацию, которая после ее восприятия и переработки отображается в управленческих решениях, а эти решения, в свою очередь, определяют развитие указанных событий. Таким обра­зом совокупность производственно-сбытовой системы, органов логистического управления и системы сбора, передачи, хранения и переработки информации образует то, что в теории автома­тического управления называется «замкнутый контур». В логистике регулируемыми параметрами являются те или иные характеристики различных материальных потоков – входных, промежу­точных и выходных.

Сбор информации может осуществляться в различных точках общего материального потока, и логистические управляющие решения могут воздействовать также на различные его точки. Таким образом, могут возникнуть локальные информационные контуры, а вся информационная система в логистике в общем случае является многоконтурной.

Организация всей производственно-сбытовой деятельности определяет точки сбора инфор­мации и приложения выработанных на основе этой информации логистических управляющих воздействий. Этим определяются структура информационной системы и ее декомпозиция на подсистемы, образующие локальные информационные контуры.

Информационные системы в логистике, как и всякие системы с обратной связью, помимо структуры характеризуются такими количественными показателями, как величина запаздывания и степень усиления. Запаздывания в принятии логистических решений по сравнению с поступ­лением информации, приведшей к этим решениям, могут быть различными по величине и возни­кать в разных местах регулируемого материального потока. Соответствующая классификация приведена на рис. 37.

 

 

Рис. 37. Запаздывания в логистических системах

 

Опираясь на получаемую информацию, лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое управление. То есть под воздействием логистического управления производственно-сбытовая система должна переходить из одного установившегося состояния, определяемого условиями окружающей экономической среды, в новое состояние, соответствующее произошедшим в этой среде изменениям. Такой переход должен происходить с соблюдением требуемых показателей качества.

Очевидно, что требования устойчивости и качества логистического управления приводят к определенным требованиям к величинам запаздывания и усиления, которыми характеризуются информационные системы в логистике. Задача обеспечения оперативного и адекватного реагиро­вания на изменяющиеся условия функционирования в современных условиях решается двумя путями.

Первый путь относится к структурным методам обеспечения актуальной и адекватной информации. Он заключается в переходе от функционального к системному подходу. До недав­него времени традиционно преобладал функциональный подход, когда каждое функциональное подразделение создавало свою собственную систему сбора, обработки и использования инфор­мации. Оно при этом использовало свои формы документов и организацию документооборота, собственные архивы, каналы связи, методы, средства и пункты сбора данных. Такие информа­ционные системы принято называть организационно-функциональными. При таком подходе имеет место дублирование информации, заполнение лишних документов, недостаточная гибкость управ­ления и, самое главное, отсутствуют горизонтальные связи между производителями и между функциональными подразделениями. Системный подход предусматривает создание информа­ционных систем, ориентированных на весь производственно-сбытовой процесс в целом. В резуль­тате такого подхода информационная система обособляется от систем производства, снабжения и сбыта в том смысле, что сбор, хранение, переработка, поиск и выдача информации производится своими, присущими только информационным процессам, методами и средствами. При такой структуре в информационных системах организуются горизонтальные связи, унифицируются формы представления и технология обработки информации. Организованные по такому принципу информационные системы принято называть интегрированными.

Использование интегрированных информационных систем позволяет осуществить центра­лизацию всех работ по информационной технологии в рамках производственно-сбытовой системы как единого целого.

Кроме того, наличие интегрированной информационной системы позволяет участникам производственно-сбытовой деятельности создать так называемый «синергический портфель», который служит для ослабления отрицательного синергического эффекта. Вообще, под синерги­ческим эффектом понимают эффект взаимного усиления связей компонентов при их коопера­тивных действиях. Положительный синергический эффект имеет место, когда своевременное выполнение своих обязательств всеми поставщиками приводит не только к своевременному выполнению обязательств по поставке потребителю результирующей продукции (что является непосредственной целью производителя), но и к повышению технологической дисциплины и качества конечной продукции, а также к снижению уровня необходимых запасов и уменьшению производственно-сбытовых затрат.

Отрицательный синергический эффект выражается, например, в том, что при невыполнении двумя или большим числом поставщиков своих обязательств результирующие потери, возни­кающие вследствие срыва продаж и потери клиентуры, оказываются значительно большими, чем общая сумма недопоставок. Этому способствует лавинообразное нарастание последующих потерь во всей производственно-сбытовой цепочке.

Централизованная информационная система создает возможность управления различными запасами и оперативного управления взаимосвязями и взаимозаменяемостью подразделений, осуществляющих взаимные поставки, то есть участвующих в общем материальном потоке. Нали­чие такого оперативного резерва и образует синергический портфель.

Для построения интегрированных компьютеризованных информационных систем требуется соответствующее техническое, программное и лингвистическое обеспечение.

Как правило, современные компьютерные средства, образующие интегральную информаци­онную систему, объединяются с использованием иерархического принципа в локальные вычисли­тельные сети. Эти сети могут объединяться в многоуровневые комплексные сетевые структуры, так называемые гиперсети.

На нижнем уровне интегрированных информационных систем логистики располагаются следующие технические средства:

– устройства сбора, регистрации и подготовки данных (регистраторы, устройства клавишного ввода, установки промышленного телевидения, устройства сканирования и др.);

– устройства передачи данных (телексы, факсы, концентраторы, электронная почта и др.);

– каналы связи и сетевые устройства и средства (телефонные линии и радиоканалы, серверы и др.);

– устройства обработки информации (персональные компьютеры, счетно-перфорационные машины, сортировочные узлы и др.);

– устройства хранения и накопления информации (устройства оперативной памяти и внешней памяти на различных носителях);

– оконечные терминальные устройства (табло, мнемосхемы, мониторы, клавиатура, принтеры и плоттеры и др.).

На верхних уровнях интегрированных информационных систем логистики располагаются следующие технические средства:

– унифицированные каналы связи;

– аппаратура приема/передачи данных, модемы;

– персональные компьютеры как диспетчеры обмена информацией;

– ЭВМ значительной вычислительной мощности и быстродействия, включая дополнительные устройства памяти, устройства внешней памяти и терминальные устройства;

– устройства подготовки, контроля, визуализации, документирования и размножения инфор­мации, а также различные устройства оргтехники.

В компьютеризованных интегрированных информационных системах логистики использу­ются также различного рода неразрушаемые носители машинной информации.

К их числу относятся сканируемые бумажные документы, перфоленты и перфокарты, магнит­ные диски и дискеты, компакт-кассеты с магнитной лентой, лазерные диски типа CD-ROM.

Скомпонованный и структурно организованный многоуровневый комплекс технических средств интегрированной информационной системы сможет функционировать только при нали­чии соответствующего математического и программного обеспечения.

В настоящее время имеется ряд математических методов, пригодных для решения типовых задач управления. Эти методы уже упоминались выше и будут рассмотрены далее применительно к конкретным задачам управления.

Средства компьютеризации рассматриваемых информационных систем в настоящее время могут быть оснащены следующими разновидностями программных средств:

– пакеты проблемно-ориентированных прикладных программ;

– программы, обеспечивающие организацию вычислительного процесса в условиях многоза­дачного режима;

– программы автоматизации программирования, а также кодирования и декодирования для конкретных компьютеров;

– тестовые и наладочные программы.

С помощью упомянутых средств в широких масштабах выполняются такие работы, как оформление заказов, учет наличия и уровня запасов сырья, материалов и комплектующих, а также готовых изделий. Они применяются также для составления и документирования торговых отчетов и анализов, прогнозов продаж. Эти средства применяются и для документирования операций складирования и транспортировки.

Наконец, в настоящее время достаточно высокое развитие получило лингвистическое обеспе­чение компьютеризованных систем. Под такого рода обеспечением понимают совокупность языковых средств, формализованно описывающих информацию, предназначенную для ввода, и определяющих процедуру ее обработки.

Для создания программного обеспечения компьютеризованных информационных систем в логистике целесообразно использовать следующие языки:

– Фортран – для решения организационно-технологических задач;

– Бейсик – для решения более простых организационно-технологических задач;

– Кобол – для технико-экономических задач;

– СЛАМ II – для имитационного моделирования сложных и не поддающихся аналитическому описанию процессов.

Сюда же относятся системы кодирования, обеспечивающие перевод информации на соответ­ствующий формализованный язык.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.01 с.)