Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальные потоки и их параметры

Поиск

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток – множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга просто не могут существовать. Очевидно, в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи последних. Но в кратко­срочном периоде в прагматическом плане допустимо и целесообразно рассмотрение потоков и запасов как паритетных логистических категорий.

Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:

• поток (П) характеризует процесс изменения запаса (з), т.е.

• запас отражает результат изменения и накопления потока, т.е.

Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда, без столь глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике. Потоки и запасы в логистике являются частным случаем обобщенных экономических категорий, впро­чем, так же, как и логистические закономерности – частным проявлением общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасом далеко не очевидно.

Основные параметры, характеризующие поток, следующие: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Для описания потоков и работы с ними необходима хотя бы самая простая классификация, которую целесообразно выстраивать по следующим признакам.

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки – циркулируют внутри системы

где: р – внутренний поток;

S – рассматриваемая система;

б) внешние потоки – поступают в систему извне и/или покидают ее пределы

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов

б) дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени

P = f(t);

б) стохастические потоки – характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности

где – вероятность состояния потока.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение опре­деленного промежутка времени

Р = f(t) = const; t1<t< t2;

б) нестабильные потоки – характеризуются флуктуационным характером изменения потока

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность явля­ется величиной постоянной

где: l – интенсивность потока;

n – количество прошедших единиц;

t – временной период;

б) нестационарные потоки – характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода времени

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью (V) перемещения объектов, т.е. в одинаковые отрезки времени t объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов также равны

S = Vt;

б) неравномерные потоки – характеризуются изменением скорости перемещения, возможно­стью ускорения, замедления, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия

S = Vt;

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период времени Т

б) непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения пара­метров потока

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида

б) сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки – адекватно реагирующие на управляющее воздействие ri со стороны управляющей системы

б) неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие ri

Вышеизложенные принципы классификации потоков являются общепринятыми. Такая клас­сификация в основном дает возможность изучить потоки, рассматриваемые в логистике, и приме­нить адекватный им механизм регулирования. Однако по мере роста числа потоков и их напря­женности в сферах производства и обращения может возникнуть потребность подразделения потоков еще по одному признаку.

11. По степени упорядоченности элементов потока:

а) ламинарные потоки – в них взаимное перемещение составляющих элементов отсутствует либо носит целенаправленный, управляемый характер; они имеют регулярный характер и способны меняться во времени лишь при изменении внешних условий или управляющих воздей­ствий. Для характеристики потоков с данной точки зрения необходимо ввести следующие понятия:

вязкость () – свойство потока сопротивляться перемещению одной части его элементов относительно другой под воздействием внешней среды:

внутреннее трение () – характеристика изменения скорости потока относительно разных слоев его элементов (возникает при перемещении элементов потока относительно друг друга)

где – изменение скорости потока при перемещении в направлении, перпендикулярном направ­лению движения потока;

текучесть () – характеристика скорости перемещения одинакового слоя данного потока под влиянием внешней среды; это величина, обратная вязкости

б) турбулентные потоки – характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктуационные изменения практически всех показателей потока и существенно затрудняющими процесс управления потоком.

Материальным потоком, рассматриваемым в логистике, является количественная сово­купность каких-либо грузоединиц товарно-материальных ценностей, отнесенная к интервалу времени, в течение которого возникает и развивается эта совокупность грузоединиц.

Логистика имеет дело и с другими потоками – информационными и финансовыми. Эти потоки также имеют материальную природу, сопутствуют названным материальным потокам грузоединиц, инициируются ими и, в свою очередь, влияют на них. Однако они рассматриваются отдельно от вышеприведенного понятия.

Материальные потоки грузоединиц, с которыми имеет дело логистика, могут быть классифи­цированы по различным признакам. Классификация таких потоков приведена в табл. 6.

Таблица 6

Классификационная таблица материальных потоков в логистике

 

Некоторые определения разновидностей потоков в этой таблице носят качественный харак­тер. Они не требуют пояснений, так как их смысл раскрывается самим названием. Примером такого рода являются совместимые или несовместимые потоки.

В других случаях определение разновидностей потоков носит количественный характер, и требуются пояснения, какие именно значения классификационного признака служат для разграни­чения таких материальных потоков по типам.

Ниже приводятся соответствующие пояснения. Они базируются на предельных значениях классификационных признаков, принятых в литературе.

Массовый поток – это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т.п.

Крупный поток – это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров и т.п.

Средний поток – это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами и т.п.

Мелкий поток – это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

Тяжеловесные потоки – это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следова­тельно, занимающие при том же весе меньший объем. К таким потокам относят потоки, образо­ванные грузами с массой одного места при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках – 0,5 т.

Легковесные потоки – это потоки, образованные грузами с малой плотностью и, следова­тельно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспорт­ного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 куб. м.

Насыпные грузы – образуют потоки, требующие специальных транспортных средств: бункер­ных вагонов, контейнеров, трейлеров и т.п. Характерным примером таких грузов является зерно.

Навалочные грузы – образуют потоки, не требующие специального затаривания, и для кото­рых допускается возможность слеживаться, смерзаться и др. Характерными примерами такого рода грузов являются руда, уголь и т.п.

Тарно-штучные грузы имеют разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться как в определенной таре (ящиках, мешках и др.), так и без тары, поштучно (длинномерные грузы, прокат и др.).

Наливные грузы – это грузы, заливаемые в цистерны и в другие наливные транспортные средства.

Основными параметрами, характеризующими тот или иной материальный поток, являются:

– транспортная масса М;

– транспортный путь L;

– транспортное время Т.

В логистике различают скалярную и векторную транспортную массы. В первом случае огра­ничиваются перечислением составляющих поток грузоединиц, а направление требуемой или фак­тически происходящей транспортировки не рассматривается. Во втором случае, кроме указанных данных, также рассматривается информация об исходном пункте и пункте назначения соответст­вующего материального потока.

Транспортный путь на логистических схемах организации перевозок изображается обычно прямолинейными векторами, но фактически он представляет собой реальный путь следования по маршруту перевозки.

Транспортное время – это время, необходимое для начала выполнения и завершения процесса перевозки. Обычно различают также общее время движения транспортной массы и собственно время нахождения транспортной массы в пути.

Иногда используется также понятие транспортной работы, определяемой как скалярное произведение транспортной массы на векторный транспортный путь.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценно­стей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и/или технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесен­ная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток внешний – материальный поток, протекающий во внешней (по отноше­нию к логистической системе) среде.

Материальный поток внутренний – материальный поток внутри данной логистической системы.

Материальный поток входной – внешний материальный поток, поступающий в данную логи­стическую систему из внешней среды.

Материальный поток выходной – внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.

Грузовой поток – количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в опреде­ленном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период (обычно за год).

5.2. Финансовые потоки в логистике: понятия,
классификация, схемы движения

Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организа­ции предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Однако, как показала прак­тика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических прин­ципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслужи­вания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Таким образом, под финансовым потоком в логистике мы будем понимать направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логи­стической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что:

• во-первых, логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресур­сов, а их направленное движение;

• во-вторых, направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;

• в-третьих, движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных спосо­бов управления логистическими финансовыми потоками обусловливает необходимость прове­дения их подробной классификации. Для классификации финансовых потоков в логистике исполь­зуются следующие основные признаки: отношение к логистической системе; направление движе­ния; назначение; способ переноса авансированной стоимости; форма расчета; вид хозяйственных связей.

По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки. Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным пото­ком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки:

входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

• финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

• инвестиционные финансовые потоки;

• финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

• финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производ­ственной деятельности предприятий;

• финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат), а также на потоки финансовых ресур­сов,-обусловленные движением оборотных средств предприятия (к ним относятся все остальные группы финансовых потоков, выделяемые нами при их классификации по назначению). В зависи­мости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференци­ровать на две большие группы:

• денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;

• информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспе­чение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с исполь­зованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

Например, предприятие-продавец на основании договора купли-продажи поставляет предпри­ятию-покупателю приобретенную им продукцию, перемещение которой и образует товарный поток. Предприятие-покупатель, применяя определенную в договоре форму расчетов, производит оплату поставки этой продукции, перечисляя предприятию-продавцу денежные средства, которые, в свою очередь, образуют финансовый поток. На рис. 24 приводится характерная для данного примера схема движения товарного и финансового потоков.

 

 

Рис. 24. Простейшая схема движения товарного и финансового потоков

 

При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения (рис. 25).

 

Рис. 25. Общая схема движения товарного, информационного
и финансового потоков при осуществлении безналичных расчетов

 

Анализ рис. 25 показывает, что при организации безналичных расчетов поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и один и тот же источник возникновения, в то время как финансовый поток осуществляется между упол­номоченными отделениями банков предприятия-покупателя и предприятия-продавца и имеет обратную направленность по отношению к товарному потоку. Выбор той или иной формы безна­личных платежей зависит от эффективности их применения в различных условиях и необходи­мости воздействия на неаккуратных покупателей.

Общая схема движения товарного, информационного и финансового потоков, представленная на рис. 25, приведена с учетом синхронности начала всех потоковых процессов. Однако каждая конкретная форма безналичных расчетов предусматривает свою очередность движения продук­ции, платежных документов и денег. Кроме того, большое влияние на величину, источник возник­новения и время начала финансового потока оказывают (помимо формы безналичных расчетов) предусмотренные в договоре купли-продажи дополнительные условия платежа. К их числу отно­сятся и условия предоставления различных видов скидок покупателям товаров. Анализ коммерче­ской деятельности предприятий как в России, так и за рубежом показывает, что число используе­мых скидок достаточно велико (по отдельным источникам насчитывается до 20 их разновид­ностей), а их размеры зависят главным образом от специфики выполняемых операций, условий поставки товаров и платежа, характера взаимоотношений продавца и покупателя. В целом, необ­ходимо отметить, что любая скидка экономически целесообразна только в том случае, если она выгодна всем участникам товарного обмена.

Примерная схема движения товарного и финансового потоков в условиях использования предприятием-покупателем государственных и муниципальных ценных бумаг для повышения эффективности закупочных операций представлена на рис. 26. Для упрощения схемы потоковых процессов мы исходили из предположения о том, что коммерческий банк, в котором у предпри­ятия-покупателя открыт расчетный счет, является для него одновременно и банком-кредитором (при получении ссуды), и банком-дилером (при покупке ценных бумаг). В действительности же такая ситуация встречается не всегда, но может, по нашему мнению, считаться оптимальной.

Движение продукции (товарный поток)

Движение денег, используемых для оплаты продукции (финансовый поток)

Движение денег, используемых для покупки ценных бумаг (финансовый поток № 2)

Движение ценных бумаг (поток товарно-нематериальных ценностей)

 

Рис. 26. Примерная схема движения товарного и финансового потоков
при минимизации налоговых платежей предприятием-покупателем

 

Анализ рис. 26. показывает, что логистический финансовый поток (т.е. финансовый поток, обусловленный движением основного товарного потока – потока товарно-материальных ценно­стей) по источникам образования является заемным, поскольку формируется за счет кредитных ресурсов коммерческого банка. В то же время собственные денежные средства предприятие-поку­патель использует для приобретения государственных или муниципальных ценных бумаг, что образует финансовый поток № 2, сопутствующий логистическому финансовому потоку. В свою очередь, движение ценных бумаг вызывает появление нового товарного потока – потока товарно-нематериальных ценностей, поскольку ценные бумаги также являются товаром. Следует отметить, что оптимизировать движение вышеназванных товарных потоков можно как каждого в отдель­ности, так и обоих вместе. Однако только во втором случае использование логистического подхода к управлению потоковыми процессами принесет наибольший экономический эффект для конкретного предприятия.

Кроме государственных и муниципальных ценных бумаг в хозяйственной деятельности пред­приятий с целью минимизации их налоговых платежей могут применяться процентные и дисконт­ные векселя, обращение которых значительно изменяет схему движения финансовых потоков. Так, например, при использовании во взаиморасчетах простого процентного векселя сумма платежа за поставку товаров разбивается на две части – номинал векселя и проценты по векселю, что позволяет снизить стоимость товаров и уменьшить величину налога с оборота. Для предпри­ятия-покупателя, выписавшего простой процентный вексель предприятию-продавцу, номинал векселя будет отражать стоимость купленных товаров, а проценты по нему – плату за отсрочку платежа, которая полностью учитывается в составе издержек производства и обращения. В свою очередь, для продавца, получившего такой вексель за свои товары, налогом на добавленную стои­мость и другими налогами с оборота будет облагаться только номинал векселя, а проценты по нему будут считаться доходом по ценным бумагам, по которому в настоящее время уплачивается налог по ставке 15%. При применении простого процентного векселя порядок движения товарного и финансового потоков может быть представлен следующей схемой (рис. 27).

 

Рис. 27. Схема потоковых процессов при использовании простого векселя:
1 – движение продукции (товарный поток); 2 – покупатель выдает вексель продавцу;
3 – продавец предъявляет вексель к оплате в установленный срок;
4 – покупатель оплачивает поставленный товар («гасит» вексель)

 

В последнее время на рынке ценных бумаг широкое распространение получили переводные дисконтные векселя различных эмитентов, как правило, применяемые для улучшения взаиморас­четов при организации поставок продукции. Приобретение переводного векселя по цене ниже номинальной стоимости обусловливает возможность экономии определенной суммы денежных средств при расчетах с предприятием-векселедателем за его товары и услуги. Кроме того, пред­приятия, имеющие задолженность по отношению к векселедателю, охотно принимают его векселя от третьих лиц (в качестве оплаты за поставки своих товаров) и используют их для погашения долга. Однако при использовании переводного векселя механизм финансового обслуживания логистического товарного потока еще более усложняется. Примерная схема движения финансо­вого потока в этом случае может иметь вид, представленный на рис. 28.

 

 

Рис. 28. Схема движения товарного и финансового потоков
при использовании переводного векселя: 1 – движение денег, используемых для приобретения переводного векселя покупателем продукции; 2 – выдача переводного векселя покупателю;
3 – движение продукции (товарный поток); 4 – передача переводного векселя продавцу продукции; 5 – предъявление векселя при наступлении положенного срока; 6 – погашение векселя

 

По аналогии с механизмом финансового обслуживания товарного потока при использовании простого векселя логистический финансовый поток при применении переводного векселя счита­ется таковым только при условии выполнения всех указанных операций по обращению перевод­ного векселя. Причем погашение векселя (поток 6) может осуществляться как путем его оплаты денежными средствами векселедателем в установленный срок, так и путем взаимозачетов сущест­вующих обязательств между контрагентами.

В целом, проведенный анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков пока­зал, что:

• во-первых, наличие логистического финансового потока главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока;

• во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансо­вого потока зависят от согласованной продавцом и покупателем товаров формы расчетов и преду­смотренных в договоре купли-продажи дополнительных условий платежа;

• в-третьих, получившая в последнее время широкое распространение практика использо­вания различных видов ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и покупателями товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслужи­вания товарных потоков, с другой – повысила его эффективность.

По мнению некоторых специалистов в области логистики и финансового планирования, при соблюдении определенных условий схемы взаиморасчетов с использованием ценных бумаг позво­ляют экономить от 10 до 30% от суммы платежа за поставку товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.015 с.)