Риски и страхование в логистических системах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риски и страхование в логистических системах



Логистическая система в любой практической реализации – от процесса перемещения грузов до процессов товародвижения в рыночном пространстве – включает множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенным риском. Одним из принципов логистики является надежность, причем на микро- и макрологистическом уровнях. Это означает, что риск функционирования логистической системы должен быть сведен к минимуму или вообще нейтрализован.

Риск – основное понятие страхования. Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск и страховой случай анало­гичны понятиям теории надежности, где надежность есть вероятность наступления отказа или вероятность безотказной работы системы. В общем виде страхование представляет собой систему обеспечения интересов физических или юридических лиц, подверженным тем или иным рискам. Такая система реализуется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступления стра­хового случая к минимуму. Для определения рациональных способов и методов страхования целе­сообразно под логистической системой понимать процесс движения материальных ресурсов, осуществляемый в сферах обращения и производства. Исходя из этого, логистическая система состоит из двух подсистем:

• коммерческой, т.е. процесса движения товаров и финансовых средств в сфере обращения;

• производственной, т.е. процесса физического перемещения или изменения предметов труда (непосредственно в производстве до получения готового продукта) и работы всякого рода обору­дования (транспортных средств, перегрузочных машин и т.п.).

Коммерческая подсистема – это операции (элементы): закупка, реализация (сбыт), транс­портировка, хранение (складирование), производственные и информационные услуги, связанные с подготовкой к производственному потреблению или реализации и др. Указанные операции адек­ватны комплексу составляющих процесса товародвижения на интегрированном рынке. Производ­ственная подсистема – это основные и вспомогательные технологические операции изготовления и перемещения продукции.

Многозвенность логистической системы предопределяет возможность отказов или сбоев; в более широком понимании – это определенный риск.

 

Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:

• коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нару­шениях сроков поставки, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т.п.;

• риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий, включая стихийные бедствия;

• риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных ценностей, включая угон транспортных средств;

• экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде, например при транспор­тировке или хранении продукции;

• риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;

• технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств логистической системы.

Таким образом, риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму деятельностью персонала, непосредственно занятого в логистическом процессе, что не исключает, а наоборот, предполагает дополнительное прямое страхование логи­стических рисков специализированными страховыми компаниями. В последнем случае взаимоот­ношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.

Договор страхования предусматривает две стороны: страхователь – участник логистического процесса, например владельцы товаров (грузов) или транспортных средств, и страховщик – юридическое лицо, принимающее на себя те или иные риски. Согласно договору страхования страхователь уплачивает так называемые страховые премии страховщику, а последний возмещает ущерб в случае наступления страхового события.

Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возмес­тить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо кроме прямого неизбежен и косвенный ущерб. Страховое возмещение недостаточно для полной ликвидации ущерба. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая – решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе, поскольку логистическая система функцио­нирует как система «человек-машина».

Таким образом, в системе страхования, целью которого является обеспечение высокой надеж­ности функционирования логистической системы, центральное место занимает управление.

В данном аспекте выявляются две группы факторов, определяющих эффективность управ­ления:

1) разнообразие и целенаправленность управляющих воздействий на потоки материальных и финансовых ресурсов – на процесс товародвижения;

2) комплекс логистической инфраструктуры, т.е. система обслуживания и обеспечения процесса товародвижения.

Для реализации указанных групп факторов следует ориентироваться на цель функциони­рования логистической системы, которая является многозначной:

• достижение глобальной и локальной сбалансированности спроса и предложения;

• обеспечение конкурентоспособности и сбыта произведенной продукции;

• осуществление надежного материально-технического снабжения как непосредственное «питание» производства материальными ресурсами;

• обеспечение заданных параметров перемещения материальных ресурсов по траекториям товаропотоков с минимальными затратами;

• возмещение товаропроизводителями и другими участниками логистического процесса произведенных ими затрат.

Для достижения перечисленных целей в той или иной конкретной ситуации могут быть введены в действие следующие управляющие воздействия:

• ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям (от товаро­отправителей к товарополучателям);

• замена одних материальных ресурсов другими;

• изменение траектории движения материальных потоков;

• использование резервов оптово-торговых фирм – страхование поставок за счет товарных запасов;

• управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования материальными ресурсами;

• дробление материального потока – изменение частоты поставок;

• регламентация использования материальных ресурсов, в том числе нормирование их расхода или потребления;

• оперативные закупки материальных ресурсов;

• эшелонирование материальных запасов;

• консигнация товаров и грузов;

• профилактика и резервирование технических средств логистического процесса;

• сервисное сопровождение логистического процесса;

• предварительная комплектация товаров (грузов) согласно требованиям покупателей;

• поставки по системе «точно в срок»;

• диспетчеризация движения материальных, в том числе транспортных, потоков.

Приведенным перечнем не исчерпывается арсенал управляющих воздействий. Расширение этого арсенала объективно повышает надежность логистических операций и логистического процесса в целом. Страхование надежности функционирования логистической системы дости­гается также и за счет ее обеспечивающих подсистем, т.е. за счет ее инфраструктуры. Под логи­стической инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, с помощью которых осуществляется и обслуживается процесс движения материальных и финансовых потоков или процесс товародвижения.

Логистическая инфраструктура, как и любая другая инфраструктура, подразделяется на три вида: техническую (производственную), институциональную и социальную. Техническая инфра­структура предусматривает наличие и функционирование транспорта, дорог, зданий и соору­жений, складов, терминалов и др. Институциональная инфраструктура – это деятельность банков, таможни, органов сертификации и др., непосредственно связанная с обслуживанием процесса товародвижения. Социальная инфраструктура – это персонал, занятый в процессе движения материальных потоков. В современных условиях инфраструктура играет определя-ющую роль в экономике в целом и в логистике в частности. Наличие развитой инфраструктуры – необходимое условие эффективного функционирования логистической системы, а поэтому при формировании системы страхования следует обратить внимание на состояние логистической инфраструктуры, параметры которой должны соответствовать требованиям конкурентоспо­собности.

Логистическая система дает огромное множество и разнообразие форм практической реали­зации. Одной из таких форм является система, состоящая из следующих блоков (подсистем): закупка, транспортировка, хранение, материально-техническое снабжение, внутрипроизвод­ственное движение материальных ресурсов. Для каждой из этих подсистем имеет место опреде­ленный риск, и соответственно ему выбираются способы страхования (табл. 5).

Таблица 5

Риски и страхование в логистических системах

Наименование логистических подсистем Риск Способ страхования
Закупки Несоответствие цены качеству товара. Увеличение затрат в произ­водстве Функционально-ценовой анализ. Соблюдение бюджетных ограничений. Оптимизация (по Парето) условий сдел-ки
Транспортировка Увеличение транспортных издержек Нарушение графика поставок. Утрата имущества Оптимизация маршрутов Диспетчериза-ция. Охрана имущества. Имущественное страхование. Страхование ответствен-ности
Хранение Иммобилизация материальных ресу-рсов. Утрата (хищение) имущества Управление запасами. Охрана имущества. Противопожарные мероприятия. Имущественное страхова­ние
Материально-техническое снабжение Несбалансированность (несоответ­ствие объема поставок потребно­стям) Несоответствие по качеству материальных ресурсов. Ситуации возникновения дефицита. Сверхнор­мативные запасы и неликвиды Нормирование расхода материальных ресурсов. Входной контроль. Управление производственными запа­сами. Оперативные закупки. Управление производственными запасами. Поставки "точно в срок"
Внутрипроизвод-ственное движе-ние материальных ресурсов Нарушение производственного Рит-ма Управление запасами в незавершенном производстве. Подготовка материалов к производственному потреблению

 

Таким образом, страхование конкретных рисков осуществляется с помощью:

1) системы управления непосредственно процессом товародвижения (логистической систе­мой);

2) системы страхования – специализированными страховыми компаниями. Последние, будучи самостоятельными субъектами страхового ранга, являются частью институциональной логисти­ческой инфраструктуры.

В логистической деятельности материальные составляющие, именуемые в практике страхова­ния как «имущество», выступают в форме средств производства, среди которых важное место занимают основные фонды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.035 с.)