Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистическое управление как источник повышения конкурентоспособности



Уже отмечалось, что в общем смысле источником экономического эффекта и повышения конкурентоспособности фирмы является сокращение объемов различного рода запасов и умень­шение времени цикла экономической деятельности. Этим не только уменьшаются объемы капи­тала, омертвленного в виде запасов, но и повышаются темпы оборачиваемости капиталов, что увеличивает прибыль за тот или иной период времени. Таким путем можно также достичь и каче­ственного скачкообразного увеличения объема получаемой прибыли. Это объясняется тем, что сокращение сроков выявления потребностей или удовлетворения заказов позволяет резко расши­рить круг привлекаемой клиентуры, занять новые рынки, а затем диктовать свою ценовую и техническую политику.

Количественный эффект от применения логистики может быть оценен в рамках категории экономических компромиссов. Эти компромиссы имеют место при согласовании интересов отдельных функциональных подразделений. Такие компромиссы следует рассматривать как способ повышения общей прибыли фирмы. Принято разделять логистические решения в области экономических компромиссов, касающиеся проблем поставки, производства и распределения, на три уровня: стратегический, организационный и оперативный.

Стратегические логистические решения принимаются на длительный срок. Этот срок обычно превышает три года. Примером такого рода решений является выбор поставщиков. Характер отношений с поставщиками обычно оформляется и закрепляется соответствующими договорами. Договора же на поставку с солидными контрагентами целесообразно заключать на длительный срок.

Организационные логистические решения принимаются на срок от одного до трех лет. Ими определяются организация производственного процесса и рыночных отношений производителя с поставщиками и потребителями. Примером организационных логистических решений являются выбор способа отгрузки, вида транспорта и уровня сервисного обслуживания потребителей.

Оперативные логистические решения действуют и должны быть реализованы в течение короткого срока, не превышающего одного года. Примером оперативных логистических решений может служить выбор размеров партии разовой поставки, маршрута следования, сроков выпол­нения поставок, способов идентификации тары и т.п.

Пример расчета объема поставки качественно иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 16.

 

Рис. 16. Зависимость затрат от разового объема поставки

 

На горизонтальной оси этого графика откладывается величина партии поставки V (Volume), а на вертикальной оси – соответствующие затраты Е (Expenditure).

Очевидно, что затраты на хранение можно принять прямо пропорциональными размеру партии поставок, что на рис. 16 изображается прямой б.

Затраты на транспортировку транспортной единицы, наоборот, падают с ростом размера партии поставок, что на рис. 16 изображается кривой в.

Общие затраты на транспортировку и хранение определяются суммированием ординат графи­ков б и в. На этом рисунке общие затраты изображаются кривой а, полученной указанным спосо­бом. Отметим, что абсцисса минимума этой кривой может и не совпадать с абсциссой точки пере­сечения прямой б с кривой в.

Расчет положения этого минимума для различных потоков даст возможность принимать обоснованные решения о целесообразном уровне запасов, создаваемых на пути движения этих материальных потоков.

Затраты на создание и поддержание материальных запасов, помимо омертвления капитала и расходов на содержание специальных складских помещений, включают в себя расходы на оплату специально обученного персонала и оплату риска порчи и хищения.

Известно, что запасы относятся к числу наиболее дорогих активов у многих (если не боль­шинства) фирм. Стоимость материальных запасов различного вида может достигать 40% от общей величины капитала, вложенного в фирму. Тем не менее при организации материальных потоков, независимо от способа управления ими, с использованием концепции логистики или без нее, создание материальных запасов является обязательным.

Если создание и поддержание материальных запасов требует непосредственных расходов, то отсутствие запасов приводит к косвенным расходам, которые в свое время проявятся в виде тех или иных потерь. Эти потери связаны, во-первых, с возможными задержками производственного процесса вследствие пиковых или непредвиденных нагрузок, во-вторых, создаются в результате возможного отсутствия на складе требуемого изделия при возникновении спроса на него и,
в-третьих, являются результатом переплачивания, происходящего вследствие того, что мелкие партии поставляемого сырья, материалов и комплектующих приходится покупать по мелкооп­товой, то есть более высокой цене. Таким образом, для материальных запасов в каждом матери­альном потоке и в каждой логистической цепи имеется свое экстремальное значение. Доведение допустимого значения этого экстремума до нуля (то есть работа без материальных запасов) возможно при использовании так называемого принципа «точно вовремя» (just in time). Реали­зация этого принципа при логистическом управлении возможна. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем.

Оценка повышения конкурентоспособности фирм в результате введения управления на базе принципов логистики требует калькуляции издержек и их связи с последствиями логистических решений. Напрямую это сделать трудно – так же трудно, как количественно оценить непосред­ственный эффект от установки множества телефонных аппаратов в офисе фирмы. Однако телефо­низация офисов является хотя и затратным, но современным и потенциально эффективным меро­приятием, на которое идут без каких бы то ни было сомнений.

Соображения, по которым оценивается влияние логистики на конкурентоспособность фирм, для разных товаров являются различными.

Так, для большей части продовольственных товаров эффективность и необходимость поставки того или иного вида продукции определяется в результате маркетинговых исследований. Вопросы оптимизации распределения и своевременность доставки товаров к потребителям успешно решаются в рамках концепции логистики, и ее применение оказывается оправданным.

Другим характерным видом продукции являются так называемые инвестиционные товары. Эти товары необходимы потребителю для выполнения таких его собственных новых проектов, как строительство, выпуск неповторяющихся сложных изделий (например, специальных объектов космической техники, создание собственных производств). В этих случаях первостепенным фактором в конкурентоспособности оказывается надежность доставки требуемой продукции требуемого качества в нужное место в согласованные сроки и в согласованном количестве.

Следующим видом продукции, требующим отдельного рассмотрения, являются товары длительного пользования. Как правило, подобные товары всегда имеются в каналах распреде­ления. Надежность поставки в обусловленные сроки не является здесь определяющим фактором. По этим же причинам не являются критическими величины запасов таких товаров. Поэтому маркетинговые исследования и их результаты не могут оказать решающего воздействия на конку­рентоспособность подобных товаров. Решающее значение здесь приобретает логистическое управление материальными потоками не на выходе, а на входе производственного процесса, а также по ходу этого производственного процесса. Таким образом достигается снижение производ­ственных издержек и снижение себестоимости производства.

Наконец, еще одним видом товаров, которые с точки зрения эффективности логистики должны рассматриваться отдельно, являются комплектующие для налаженного производства. Примерами такого рода являются промышленные компоненты, а также применяемые в строитель­стве отделочные материалы. Товары такого рода поставляются с целью удовлетворения специфи­ческих требований потребителей, поэтому затраты на их разработку могут оказаться достаточно высокими. Однако круг потребителей подобных товаров обычно бывает достаточно широким, а сами эти потребители в большинстве случаев являются постоянными и обеспечивают долговре­менный спрос. В данном случае превалирующее значение принимает такое свойство логисти­ческого управления, как обеспечение надежности поставок в нужном количестве в требуемое время.

Влияние тех или иных свойств логистического управления на конкурентоспособность при производстве и поставке различных видов продукции показано на рис. 17.

 

 

Рис. 17. Влияние логистики на повышение
конкурентоспособности различных товаров

 

Таким образом, логистика, как совокупность методов и средств, позволяющих рационально управлять материальными и связанными с ними информационными потоками, способна сама по себе повысить конкурентоспособность применяющей ее фирмы при наличии следующих четырех условий.

1. Потенциальные рынки товаров являются многочисленными.

2. Тенденцией, превалирующей на этих рынках, является снижение разнообразия номенкла­туры требующихся товаров.

3. Стратегия фирмы может быть быстро изменена радикальным образом.

4. Имидж и авторитет фирмы являются результатом ее активного и долговременного участия в рыночных отношениях.

Концепция логистики открывает для фирмы следующие пути повышения конкурентоспо­собности:

· изменение сегментации рынка;

· расширение круга клиентуры;

· изменения в рыночных требованиях;

· изменения ситуации в окружающей экономической среде;

· снижение себестоимости производимой и поставляемой продукции;

· повышение качества выпускаемой продукции и/или приведение его в соответствие с требо­ваниями потребителей;

· возможность маневрирования в области технической, ценовой, закупочной и распреде­лительной политики.

Важно отметить, что в литературе обращается внимание на характерную особенность влияния использования логистики с целью повышения конкурентоспособности фирмы. Дело в том, что такое повышение конкурентоспособности не происходит мгновенно и не является разовым или однократным. Это повышение представляет собой растянутый во времени процесс, не обязательно являющийся монотонным, то есть повышение конкурентоспособности чередуется с ее снижением. Этот процесс проходит, как минимум, две стадии.

На первой стадии фирма, применяющая логистику, завоевывает новые позиции на рынке благодаря предложению новых услуг и повышению качества предлагаемой продукции и сопрово­ждающих ее услуг. Однако со временем и конкурирующие фирмы начинают предлагать то же самое, и этот фактор перестает действовать. Примеры такого рода весьма характерны и широко известны. Такова, например, история появления автомобилей различной окраски вместо традици­онного однотонного черного цвета или автомобилей со встроенным радиоприемником.

Поэтому наступает вторая стадия конкурентной борьбы, когда за счет применения логи­стики превалирующими факторами становятся снижение издержек производства и, соответственно, уменьшение себестоимости продукции.

4. МЕТОДОЛОГИЯ ЛОГИСТИКИ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.1 (0.01 с.)