Концептуальные положения логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные положения логистики



«Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов» (словарь иностранных слов). Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками является концепцией логистики. Охаракте­ризуем ее основные положения.

Реализация принципа системного подхода. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собст­венную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики – управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обраще­ния участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы – минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудо­вания. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Не будем останавливаться здесь на доказательстве того, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логисти­ческие процессы.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, то есть специально обученный персо­нал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно непрестижна, что объясняет наличие в ней «вечной» проблемы кадров. Логистический подход, усиливая общественную значи­мость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпо­сылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом.

Развитие логистического сервиса. Нишу на рынке можно занять:

• повышая качество товара;

• выпуская новый товар;

• повышая уровень логистического сервиса.

Применение первых двух стратегий объективно ограничено необходимостью больших капи­тальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопре­деленности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является сущест­венным фактором устойчивого положения на рынке.

Определения и объекты исследования логистики

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является матери­альный поток. Информационные, финансовые, сервисные потоки (так называемые потоки, сопут­ствующие материальному) рассматриваются в подчиненном плане как генерируемые иссле­дуемым материальным потоком.

Определение логистики обычно дается в широком и узком смысле. В широком смысле логи­стика – это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связан­ных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо– или макроэко­номической системе для достижения поставленных перед ней целей. В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий дости­жению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, пере­возка продукции, ее сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.). Под материальными ресур­сами (МР) мы будем понимать предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназ­наченные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства. Незавершенное производство (НП) – это продукция, не закон­ченная производством в пределах данного предприятия. Готовая продукция (ГП) – это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплек­тованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Логистической операцией назовем любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпо­зиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникно­вением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информаци­онных, финансовых, сервисных потоков. Логистической функцией будем называть обособ­ленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и постав­щиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информаци­онных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующий материальным потокам, инициирующей эти потоки и управляющей ими.

Логистические операции с финансовыми потоками сводятся к проведению стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, к составлению бюджетов для всей программы и для ее отдельных миссий и операций с материальными и информационными пото­ками, а также к контролю расходов и запасов, выраженных в денежной форме.

При рассмотрении логистических операций нельзя пройти мимо того общеизвестного обстоя­тельства, что операции с входными или выходными материальными потоками отличаются от таких же операций, выполняемых внутри логистической системы. Суть этих отличий заклю­чается в том, что на входе и выходе экономической системы происходит передача права собствен­ности на товар, каковым являются грузоединицы входных и выходных материальных потоков, а также передача страховых рисков. Внутри же системы при всех преобразованиях, передачах собственником остается то же самое юридическое лицо. Операции без передачи права собствен­ности принято называть односторонними, а с передачей права собственности – двусторонними.

Логистические операции могут быть также подразделены на внешние и внутренние. Внешние операции обеспечивают понимаемые в широком смысле процессы снабжения, взаимодействие с поставщиками и внешними продуцентами, а также распределение готовой продукции.

Классификация логистических операций приведена в табл. 3.

Таблица 3

Таблица классификации логистических операций

Одним из наиболее важных в логистике является понятие логистической системы. Логисти­ческая система (ЛС) – это сложная организационно завершенная (структурированная) эконо­мическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но применительно к задачам логистики эти свойства приобретают конкретизированный характер.

1. Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое, что и является основополагающей концепцией логистического подхода. Без логи­стической системы эти элементы обладают лишь потенциальной способностью к объединению и совместной работе. Однако именно вследствие этой потенциальной способности в результате логистического подхода подобные разрозненные элементы объединяются в единое целое.

2. Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существуют вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные. Элементы, образующие логистическую систему, должны быть связанными друг с другом и взаимообусловливать свое поведение в более значительной степени, чем с элементами, оказавшимися вне этой системы.

3. Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логи­стической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздей­ствия. Эти воздействия должны упорядочить связи между элементами и организовать их в неко­торую целостную структуру.

4. Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система как единое целое проявляет качества, которыми составляющие ее элементы по отдельности не обла­дают. Для этого свойства есть емкое выражение: «Эффект суммы превышает сумму эффектов». Применительно к логистической системе такое свойство является наиболее характерным, потому что эта система должна быть способна поставить нужное изделие в нужное время в нужное место в нужном количестве с наибольшей достигаемой эффективностью. Каждый из элементов матери­альных или информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, сам по себе решить эту задачу не в состоянии.

Для логистических систем одним из основных факторов, оправдывающих использование подобной концепции организации и управления, является их способность гибко реагировать и учитывать изменения в рыночной и производственной ситуациях. К числу таких изменений усло­вий внешней среды могут относиться изменения спроса на те или иные товары и услуги, выход из строя технологического оборудования, изменения транспортных тарифов, ввод в строй или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения в процентных ставках по кредитованию и т.п.

Поэтому логистическая система представляет собой некоторую производственную систему с обратной связью. Это позволяет корректировать ее функционирование по отклонениям от желае­мого результата. Эта система является также адаптивной. Иными словами, характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изме­няющихся внешних условий. Характерной особенностью таких систем являются развитые связи, позволяющие собирать и использовать информацию о текущем состоянии внешней среды.

Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логи­стическими операциями или функциями.

Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобра­зующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреж­дения, предприятия информационно-компьютерного сервиса и связи и т.д.

Логистическая цепь (то есть цепь, по которой проходят материальный и информационный потоки, начиная от получения исходных компонентов и до передачи готовой продукции потре­бителю) представляет собой линейно упорядоченную совокупность физических и/или юриди­ческих лиц. К таким элементам логистической цепи могут относиться поставщики, продуценты, производственные подразделения, промежуточные, входные и выходные склады, транспортные фирмы, распределительные сети и т.д. В звеньях логистической цепи в соответствии с ходом технологического процесса преобразования входного материального потока в выходной последо­вательно выполняются логистические операции над элементами соответствующих материальных и информационных потоков. Логистические цепи создаются последовательностью взаимосвя­занных производственных подразделений и подразделений сферы обращения.

Логистические цепи стремятся создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два, казалось бы, взаимоисключающих принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, и конкуренции – с другой. Здесь возникает возможность исполь­зовать свободные ресурсы участников логистической цепи для того, чтобы сглаживать колебания условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической цепи позволяет специальными разовыми поставками (через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.

Информационные связи между отдельными модулями, образующими логистическую цепь, реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризованные системы сбора и обработки информации. Для их построения используются локальные вычислительные сети (ЛВС), в которых обеспечивается сквозная (то есть по всей логистической цепи) передача и обработка информации и двусторонний выход на внеш­ние сети (например, в Интернет). Формат и структура передаваемых и обрабатываемых данных при этом должны регламентироваться с целью обеспечения их совместимости и увязки.

Сами модули логистической цепи могут строиться по иерархическому принципу. Это означает, что наряду с отдельными производственными, складскими, транспортными и т.п. ячейками, формируются их группы, образующие целые производства, транспортные, складские и другие системы. Создаются также такие крупные элементы логистической цепи, как группы предприятий различного профиля.

Общая структура логистической цепи приведена на рис. 11.

– материальные потоки; – информационные потоки

 

Рис. 11. Общая структура логистической цепи

3.3. Важнейшие требования логистики

Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:

• поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;

• совершенствование организации движения материальных потоков;

• поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;

• эффективное управление трудовыми ресурсами,

• налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;

• учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;

• определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повы­шения рентабельности;

• тщательная разработка логистических операций.

Целесообразно дать более детальную характеристику указанным требованиям.

1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Общепризнано, что все аспекты логисти­ческих операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики. Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, уже по-другому подходят к совершенствованию управления движением материальных потоков и всей деятель­ности фирм. В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются вопросом: обеспечивают ли логистические операции конкурентоспособность компании на рынке? Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает макси­мальное приближение к потребителю при обеспечении должного качества продукции и логисти­ческих операций. Специалисты в области логистики разработали схему управления, которая предусматривает непосредственные связи логистической деятельности с корпоративной страте­гией (рис. 12).

 

 

Рис. 12. Схема операций при выработке стратегии корпорации

 

2. Совершенствование организации движения материальных потоков. Это требование призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контроли­ровать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, склади­рованием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Другими словами, все логистические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффек­тивные решения легче принять, если специальное подразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.

3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки. Выпол­нение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.

Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразде­ления логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15-20 раз).

4. Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке меха­низма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. В последние годы это уже стандартная практика.

5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, постав­щиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и т.д.). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.

6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей. На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции, такие как транспор­тировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подраз­делений или иных структурных органов, которые результаты деятельности измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс корпорейшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.

7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повы­шения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выяв­ления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достиг­нутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полу­ченной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабаты­вается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным классам (табл. 4), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продаж, а также срока выполнения заказа.

Таблица 4

Программа обслуживания потребителей

Класс потребителей услуг Доля потребителей в объеме продаж, % Уровень обслуживания, %
А Б В Г Д 60 20 15 3 2 95-98 90-95 90-95 85-90 85-90

 

8. Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось, – одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.

Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что выполнение фирмами выше­указанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производ­ством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли на активы в рассматриваемой сфере деятельности, т.е. повышению конкуренто­способности фирм.

3.4. Основные функции и структуры логистического управления
на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях

Логистика как концептуальный подход позволяет рассматривать с единых позиций матери­альные и информационные потоки различного уровня.

В зависимости от принятого уровня рассмотрения и от степени детализации логистических операций принято различать макрологистику и микрологистику.

Система макрологистики функционирует над несколькими предприятиями или фирмами. Это, как правило, крупная система управления материальными потоками. Она объединяет для достижения единой цели разнородные производственные и торговые предприятия, транспортные и посреднические фирмы. Объединяемые системой макрологистики предприятия и фирмы разли­чаются по своей специализации, масштабам, форме собственности, ведомственной принадлеж­ности, географическому размещению и могут даже относиться к разным государствам. В послед­нем случае система макрологистики решает специфические задачи юридического и экономи­ческого характера, связанные с различиями в транспортном и промышленном законодательстве, таможенными барьерами и др.

В общем случае макрологистика должна решать следующие задачи:

– анализ рынка поставщиков и потребителей;

– выработка концепции распределения и потребления;

– выбор структуры складирования и мест размещения складов;

– выбор видов транспорта;

– организация транспортного процесса;

– определение рациональных направлений движения материальных потоков;

– выбор пунктов поставки сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих;

– выбор схемы доставки и распределения готовой продукции;

– создание общей информационной системы, включая единые формы представления и коди­рования информации и методы ее образования, хранения, переработки и использования.

Микрологистика решает вопросы управления материальными потоками с целью оптими­зации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы. В этом смысле решаемые с ее помощью вопросы являются локальными. Сами же системы микрологистики могут входить в системы макрологистики как структурные составляющие подсистемы. Системы микро­логистики могут создаваться и функционировать также в рамках самостоятельных производст­венных или торговых предприятий, либо территориальных торговых и производственных комплексов, не выходя за их пределы.

В пределах одного предприятия микрологистика решает следующие задачи:

– планирует и контролирует уровни входных запасов;

– планирует и контролирует уровни промежуточных запасов;

– планирует и контролирует уровни запасов готовой продукции;

– планирует, управляет реализацией и контролирует перемещение изделий в процессе произ­водства внутри промышленных предприятий;

– управляет выполнением транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ.

Между микрологистикой и макрологистикой имеется еще одно фундаментальное различие.

Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые пред­приятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламен­тируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. Административные воздействия на эти службы и подразделения в условиях микроло­гистики должны производиться с такой целью, чтобы обеспечить эффективность экономического функционирования данного предприятия или фирмы в целом.

Структура функций макро- и микрологистики приведена на рис. 13.

Рис. 13. Структура функций логистики на макро- и микроуровнях

 

В рамках макрологистических инфраструктур принято выделять три варианта (рис. 14).

 

Рис. 14. Структуры различных вариантов связей в макрологистике

 

1. Макрологистические системы с прямыми связями (рис. 14 а) – это логические системы, в которых материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без каких-либо посредников.

2. Эшелонированная макрологистическая система (рис. 14 б) – это логическая система, в которой материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов к произво­дителю, а от него к потребителям движутся через посредников.

3. Макрологистическая система с гибкой связью (рис. 14 в) – это логическая система, в которой движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компо­нентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться либо непосредственно, либо через соответствующих посредников.

В литературе применяется также иная классификация каналов распределения. В зависимости от числа посредников (только розничный посредник, розничный и оптовый посредник, оптовый, мелкооптовый и розничный посредники, без всякого посредника) различают, соответственно, одно-, двух- и трехуровневые каналы распределения, а также канал нулевого уровня.

В современной логистике как на макро-, так и на микроуровне различают, как это уже гово­рилось ранее, две группы функций: оперативные и координационные. Рассмотрим эти два вида функций подробнее.

Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в сферах снабжения, производства и распределения. К числу таких функций относятся:

– управление движением сырья и материалов от поставщика или пункта приобретения к производственным складам;

– управление движением комплектующих от поставщиков или пунктов приемки к производ­ственным складам или торговым хранилищам;

– управление уровнем производственных запасов через контроль движения полуфабрикатов по всем стадиям производственного процесса и перемещения готовой продукции на оптовые склады;

– управление движением готовой продукции с оптовых складов на различные рынки сбыта;

– управление оперативной организацией потоков конечной продукции к потребителям.

Однако логистика заставляет при выполнении конкретными подразделениями или лицами свойственных им операций «работать в коллективе». Иными словами, частные цели и критерии эффективности их достижения должны быть производными от общей цели и общей эффектив­ности всей логистической цепи. Кроме того, при текущем контроле хода выполнения конкретных операций следует сверяться с данными общей динамики процесса, происходящего во всей этой логистической цепи.

Таким образом, для следования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными. Функции логистической координации включают в себя:

– анализ рынков, на которых действует предприятие;

– выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах для различных производст­венных подразделений;

– выявление динамики потребностей в материальных ресурсах в зависимости от протекания производственного процесса;

– прогнозирование динамики рыночной ситуации;

– сбор и анализ информации о фактическом состоянии и потенциальных изменениях в потребностях имеющейся клиентуры;

– анализ и прогнозирование возможного расширения круга клиентуры, предложения по такому расширению.

Следовательно, для логистического управления характерно то, что важнейшее значение приобретает целеполагание, выработка критериев эффективности достижения поставленных целей, а также оперативная увязка конкретных операций, выполняемых предприятием или фирмой, с запросами рыночного окружения.

Общая структура функций логистики приведена на рис. 15.

 

 

Рис. 15. Общая структура функций логистики

 

Перечень функций логистики остается неизменным для различных вариантов рыночной ситуации и наличных технологических, организационных и иных возможностей предприятия или фирмы. Однако характер этих функций, их интенсивность, относительная значимость и степень взаимовлияния могут существенно варьироваться в зависимости от видов поступающих заказов и способов их удовлетворения. Общепринятым является разделение производственно-распредели­тельных процессов на три категории:

1) повторяющийся (циклический) производственный процесс;

2) процесс с малым разнообразием номенклатуры выпускаемых изделий и с большими объе­мами выпуска (поставки) изделия каждого наименования;

3) процесс с высоким разнообразием номенклатуры выпускаемых изделий и с малыми объе­мами выпуска (поставки) изделий каждого наименования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.089 с.)