Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы логистики организации (предприятия)

Поиск

Понятие логистики. Цели логистики.

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т. е. процессы перемещения и складирования товаров. Она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт. Логистика позволяет оптимизировать потоки продукции и информации внутри и вне предприятия. Она создает возможности улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия с целью снижения уровня общих затрат. С помощью логистики производится внутрипроизводственная оптимизация потоков материалов и товаров. Логистика помогает решать вопросы оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшение числа складов готовой продукции.

Таким образом, под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри него и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков – информационного и финансового. Под логистикой понимается также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и, по возможности, с наиболее низкими издержками.

В логистике действует 8 основных правил:

1. Продукт – нужный потребителю продукт;

2. Качество – продукт необходимого качества;

3. Стоимость – продукт с требуемым уровнем затрат;

4. Потребитель – продукт нужному потребителю;

5. Количество – продукт в необходимом количестве;

6. Время – продукт должен быть доставлен в нужное время;

7. Место – продукт должен быть доставлен в нужное место;

8. Персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены вышеперечисленные правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.

В логистике используется термин Lean («лин») – стройный, скудный. Употребляя этот термин, говорят о «стройной» логистике, «стройном» производстве и «стройной» закупочной и сбытовой деятельности. Цель «стройной» логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя, т. е. все то, что не приносит пользу потребителю, и соответственно, дохода предприятию, является излишним.

Принципы логистики.

Любое предприятие (организация) – есть логистическая система – упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом; образующих определенную целостность и единство; выполняющих те или иные функции логистики.

Логистической системе присущи следующие свойства:

1. Целостность и членимость – логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

2. Сложность - логистическая система имеет большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций и системы управления, обусловленные воздействием значительного числа факторов внешней и внутренней среды;

3. Подвижность - изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;

4. Уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкурентных условиях и под влиянием внешней среды;

5. Адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения в соответствии с новыми целями и под воздействием внешней среды.

При системном подходе используют некоторую совокупность принципов логистики:

1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Отсюда вытекает «Всеобщий принцип оптимизации»: решение принимается всегда только таким образом, чтобы благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Эмерджентность (целостность) – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно не совпадение целей отдельных частей с целями логистической системой предприятия. Сумма даже оптимальных решений, применяемых сотрудниками отдельных структурных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Поэтому любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

3. Системность – это подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Этот принцип предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные моменты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы. На этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой, т. е. иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

5. Принцип интеграции. Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или свойств. Этот принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляют при совмещении элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве.

Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки. При этом обеспечивается общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е. усиливается связь элементов системы.

6. Принцип формализации – предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

Производственная логистика.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Производство в условиях рынка должно быть способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов 20 века это решали за счет наличия на складах запаса готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает в результате качественной и количественной гибкости производственных систем:

- качественная гибкость – обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства;

- количественная гибкость – обеспечивается резервом рабочей силы и резервом средств труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.158 (0.008 с.)