Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бестарифная система оплаты труда.

Поиск

Оплата труда по тарифам и окладам не позволяет избавиться от уравниловки, преодолеть противоречие между интересами отдельного работника и всего коллектива.

Одним из вариантов совершенствования организации и стимулирования труда является бестарифная система оплаты труда. Она соединяет в себе основные преимущества повременной и сдельной оплаты труда и обеспечивает зависимость размеров заработной платы с результатами деятельности предприятия и отдельных работников. При этом заработок работника напрямую зависит от конечных результатов деятельности, как структурного подразделения, так и хозяйствующего субъекта в целом. При этой схеме зарплата всех работников – доля в ФОТ в зависимости от критериев:

- от квалификационного уровня работника;

- от коэффициента трудового участия (КТУ);

- от фактически отработанного времени.

Расчет зарплаты производится в следующей последовательности:

1. Определяется количество баллов, заработанных каждым работником:

Qб = КУ * КТУ * Qч,

где: КУ – квалификационный уровень.

- фактическая заработная плата работника за предыдущий период, руб.

- минимальный размер зарплаты за тот же период, руб.

КТУ – коэффициент трудового участия;

Qч – количество отработанных человеко-часов.

2. Общая сумма баллов, заработанных всеми работниками подразделения: ∑Qб.

3. Доля фонда оплаты труда, приходящаяся на оплату одного балла:

где: д – доля фонда оплаты труда

4. Определяется зарплата каждого работника:

ФОТр = д * Q б

Разновидность бестарифной системы оплаты труда – рейтинговая система оплаты труда. Она предусматривает учет следующих элементов:

- образовательного уровня;

- опыта работы;

- умения работника использовать в конкретной деятельности свои знания и опыт.

Трудовой рейтинг определяется:

Рт = Ко * Кс * Кз,

где: Ко – коэффициент образовательного уровня, который возрастает пропорционально росту знаний работника от 0,8 до 2,0;

Кс – коэффициент, характеризующий опыт работы;

Кс = 2 ÷ 4,5;

Кз – коэффициент, характеризующий место работника в структуре предприятия и соответствующий его разряду.

Определяется цена рейтинга:

Зарплата работника определяется:

Зпл. р = Бзпл. р * Рт * Кп * Кк. т * Кстр,

где: Бзпл. р – базовая зарплата работника;

Кп – плановый коэффициент, пропорциональный проценту выполнения планового задания для рабочих и отработанному времени для служащих;

Кк. т – коэффициент качества труда, который формируется на основе действующих стандартов предприятия;

Кстр – страховой коэффициент, вводимый для создания страхового резерва.

Другой разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система. Между работодателем и работником заключается договор (контракт) на определенный срок, в котором оговариваются условия труда, обязанности сторон, режим работы, срок действия контракта и уровень оплаты труда.

4. Себестоимость, цена, прибыль, рентабельность –

основные показатели деятельности организации
(предприятия)

Себестоимость.

Себестоимость – денежное выражение затрат, связанных с производством продукции и включающих затраты прошлого труда овеществленного в израсходованных средствах производства, а также затраты живого труда в форме заработной платы работников.

Главная функция себестоимости – учет затрат на производство с целью их измерения и возмещения. На размер себестоимости влияют различные факторы, которые сводятся в две группы:

1. Внешние факторы – отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности предприятия:

- уровень цен на сырье;

- тарифы на транспорт;

- ставки арендной платы;

- нормы амортизационных отчислений;

- отчисления на социальные нужды и др.

2. Внутренние факторы – непосредственно связанные с результатами работы предприятия:

- объем выручки от реализации;

- формы и системы оплаты труда;

- повышение производительности труда;

- рациональное использование основных фондов и оборотных

средств и др.

Затраты на производство продукции могут быть сгруппированы по ряду признаков:

1. По экономическому содержанию различают затраты:

- живого труда (заработная плата всех работников производства и

отчисления от нее на создание социальных фондов);

- овеществленного труда (расходы на материалы, топливо,

энергию и т. д.)

2. По роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.

Основные расходы – затраты, вытекающие из самого процесса изготовления продукции и неизбежные при любых условиях производства:

Получить полный текст

- основная заработная плата;

- дополнительная заработная плата;

- отчисления на социальные нужды;

- материалы;

- амортизация основных фондов;

- износ МБП;

- услуги подсобно-вспомогательных производств и со стороны.

Накладные расходы – затраты, не вытекающие из технологии производства и необязательные при всех условиях. Здесь различают:

1. Общепроизводственные расходы:

- на охрану труда и технику безопасности;

- на подготовку и повышение квалификации кадров;

- на организацию общественного питания;

- на гражданскую оборону и т. п.

2. Общехозяйственные расходы:

- расходы на содержание административно-управленческого

персонала;

- прочие общехозяйственные расходы (консультации, аудит,

страхование, оплата услуг банка, содержание складов и т. п.)

3. По способу отнесения затрат на себестоимость различают расходы:

- прямые, которые непосредственно связаны с производством

данного вида продукции (работ, услуг). К ним относятся: основная заработная плата, сырье и материалы, энергия и т. п.

- косвенные, которые не могут быть непосредственно отнесены к конкретному виду продукции (работ, услуг), т. к. они одновременно связаны с производством нескольких видов продукции (работ, услуг). Эти расходы распределяются пропорционально сумме основных расходов (накладные расходы, услуги подсобно-вспомогательных производств).

4. По составу все статьи основных расходов делятся на:

- простые затраты – однородные расходы, которые нельзя разложить на другие различные статьи (амортизация, заработная плата, материалы, топливо и т. п.);

- комплексные (сложные) затраты – затраты, состоящие из нескольких элементов, которые могут быть подразделены на простые (накладные расходы, услуги подсобно-вспомогательных производств).

5. По связи с объемом производства все затраты можно разделить на:

- условно-постоянные – затраты, абсолютное значение которых не зависит от объема производства (арендная плата, амортизация основных фондов, износ МБП, расходы по содержанию зданий, помещений, услуги сторонних организаций, затраты на подготовку и переподготовку кадров и т. п.);

- переменные – затраты, абсолютное значение которых изменяется пропорционально изменению объема производства (расходы на сырье, транспортные расходы, расходы на оплату труда, расходы на топливо и энергию для производственных целей, расходы на тару и упаковку, отчисления на социальные нужды).

6. По экономическим элементам – по признаку экономической однородности

издержек производства, определяемой функциональной ролью отдельных

расходов в процессе производства:

а) смета затрат на производство и реализацию продукции:

1. Сырье и основные материалы;

2. Вспомогательные материалы;

3. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

4. Топливо и энергия со стороны;

5. Заработная плата основная и дополнительная;

6. Отчисления на социальные нужды;

7. Амортизация основных производственных фондов;

8. Прочие расходы (услуги транспорта, командировки, канцтовары)

б) калькуляция себестоимости продукции – затраты на производство

каждого вида или группы изделий. Они объединены по признаку экономического назначения расходов. Данная группировка указывает на место и цель возникновения тех или иных затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов бухучета во всех отраслях народного хозяйства в нашей стране и за рубежом. Отчетность составляется и анализируется также, в основном, по этим статьям расходов:

1. Сырье и материалы;

2. Возвратные отходы (вычитаются);

3. Покупные полуфабрикаты, комплектующие и услуги сторонних организаций;

4. Топливо и энергия на технологические цели;

5. Основная зарплата производственных рабочих;

6. Дополнительная зарплата производственных рабочих;

7. Отчисления на социальные нужды от зарплаты производственных рабочих;

8. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

9. Расходы на освоение и подготовку нового производства;

10. Общепроизводственные расходы (цеховые);

11. Итого: цеховая себестоимость.

12. Общехозяйственные (общезаводские) расходы;

13. Потери от брака;

14. Итого: производственная себестоимость товарной продукции.

15. Внепроизводственные расходы;

16. Всего: полная себестоимость товарной продукции.

1-7 статьи затрат осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг).

Все остальные являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством:

«Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования»:

- затраты на техническое обслуживание машин и механизмов;

- расходы на текущий и капитальный ремонт оборудования,

цехового транспорта и инструментов;

- амортизация основных фондов, закрепленных за цехами.

«Расходы на подготовку и освоение нового производства»- затраты некапитального характера:

- совершенствование технологии;

- переналадка оборудования;

- изготовление специального оборудования и оснастки.

«Цеховые расходы»- затраты на управление цехов основного производства:

- заработная плата;

- амортизация основных фондов;

- текущий ремонт;

- отопление;

- освещение;

- уборка зданий и цеховых помещений.

«Общезаводские расходы»- затраты по обслуживанию и управлению предприятием:

- содержание аппарата управления;

- содержание зданий, территории общезаводского назначения;

- содержание общезаводского транспорта.

«Внепроизводственные расходы»- затраты, связанные с реализацией продукции:

- расфасовка, упаковка, отгрузка;

- реклама;

- маркетинговые исследования;

- комиссионные;

- хранение;

- транспортировка.

Пути снижения себестоимости

1. Увеличение объема выпуска продукции.

С ростом объема производства уменьшаются условно-постоянные расходы на единицу продукции, и тем самым снижается себестоимость.

2. Повышение производительности труда.

Чем выше производительность труда, тем меньше длительность производственного цикла. При этом заработок каждого работника возрастает, но сумма зарплаты, приходящаяся на единицу продукции (работ, услуг), сокращается. Повышение производительности труда, опережающее рост средней зарплаты, приводит к уменьшению затрат по заработной плате в себестоимости.

3. Улучшение использования основных производственных фондов.

Снижение издержек производства достигается путем максимальной загрузки действующего оборудования и реализации излишнего оборудования, за счет сокращения затрат на содержание и ремонт основных средств.

4. Сокращение расхода материалов.

Снижение себестоимости по этой статье обеспечивается снижением норм расхода материалов, обеспечением режима экономии, снижением транспортно-заготовительных расходов.

5.Снижение транспортных расходов.

Для снижения расходов разрабатываются маршруты и схемы грузопотоков на предприятии, необходима ликвидация встречных и нерациональных перевозок, сокращение пробега незагруженного транспорта, а также простоев транспорта под погрузкой и разгрузкой.

6. Снижение расходов по управлению и обслуживанию предприятия.

Сокращение накладных расходов может быть достигнуто путем совершенствования производственной структуры предприятия, упрощения и совершенствования органов управления предприятием, улучшения организации труда работников управления.

7. Устранение потерь от брака за счет укрепления технологической дисциплины и установления строгого контроля за качеством продукции.

8. Ликвидация непроизводственных расходов.

Цена

Экономическая функция цены.

Объективная основа цены – стоимость товаров – абстрактный труд товаропроизводителей. «Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда». Цены выступают в качестве всеобщего измерителя стоимости миллионов конкретных товаров и услуг. Никакого иного содержания, кроме стоимости, цена не имеет.

Уровень и динамика цен зависят от:

- изменения стоимостного содержания денег.

Меняется стоимость золота. Может быть выпущено больше бумажных

денег, чем требуется для замещаемого ими золота – уменьшается реальное стоимостное содержание бумажно-денежной единицы. Таким образом, цены зависимы как от величины самой стоимости, так и от содержания денежной меры, используемой для выражения стоимости.

- потребительной стоимости товара, качества товаров.

Товар покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определенных целей. Сопоставление потребительских свойств товаров играет важную роль при определении соотношения цен.

- условий реализации товаров, изменения соотношения спроса и предложения, порождающее конъюнктурные колебания цен, отклонения от их стоимости.

4.2.2 Принципы ценообразования.

1. Точное отражение в ценах уровней и соотношений общественно необходимых затрат труда, а также качества продукции и услуг.

2. Обеспечение условий воспроизводства для нормально-работающих предприятий на основе возмещения экономически обоснованной себестоимости и включения в цену прибыли, достаточной для расширенного воспроизводства, экономического стимулирования трудовых коллективов и выполнения обязательств перед государством.

3. Определение соотношений цен на сопоставимую продукцию с учетом ее потребительских свойств, эффективности потребления, технического уровня и качества.

4. Стимулирование с помощью научно-технического прогресса (НТП), рационального потребления товаров и услуг, ресурсосбережения, улучшения потребительских свойств продукции, внедрения всего нового, передового.

5. Воздействие цен на сбалансированность спроса и предложения, соответствие ассортимента и качества товаров и услуг требованиям потребителей.

6. Сочетание стабильности цен с их гибкостью, быстрой реакцией на изменения условий производства и потребления продукции.

 

7. Учет уровней и соотношений цен мирового рынка, его требований к техническому уровню и качеству продукции.

8. Децентрализованный подход к ценообразованию.

Виды цен и тарифов.

Все цены классифицируются в зависимости от определенных признаков:

А. В зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения:

1. Оптовые цены – по ним предприятия продают свои товары другим предприятиям и сбытовым организациям.

2. Розничные цены – по ним торговые организации продают товары населению и другим организациям.

3. Закупочные цены – оптовые цены, по которым сельскохозяйственные производители продают свою продукцию государству в порядке госзаказа, а также предприятиям-переработчикам. Они устанавливаются по соглашению сторон.

4. Цены на строительную продукцию. Используются:

- договорные цены – по соглашению сторон;

- сметная стоимость – себестоимость + плановые накопления.

Плановые накопления – нормативная прибыль, включенная в сметную стоимость в лимитированном размере.

5. Тарифы транспорта и связи. Это плата за перевозки и услуги связи.

6. Тарифы на платные услуги населению.

7. Цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные).

8. Биржевые цены (биржевые котировки) – это цены, применяемые на оптовые партии товаров на товарных биржах.

9. Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно (многократно) отличаться от рыночной цены, т. к. отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Б. В зависимости от степени свободы цен:

1. Свободные цены - складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения.

2. Регулируемые цены – устанавливаемые органами управления (федеральными или региональными) как предельные или в виде предельного уровня рентабельности.

3. Фиксированные цены и тарифы – устанавливаются на определенном уровне органами управления на какие-либо товары.

В. В зависимости от времени действия:

1. Долговременные цены – не изменяются на протяжении длительного времени (на товары массового спроса).

2. Текущие цены – могут изменяться в рамках одного контракта (отражают конъюнктуру рынка).

3. Скользящие и падающие цены – устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижаются по мере насыщения рынка (по товарам массового спроса).

4. Гибкие цены – быстро реагирующие на изменение спроса и предложения на рынке: снижение цен к концу дня при продаже некоторых продуктов питания (овощи, рыба, мясо и др.).

5. Сезонные цены – действуют в определенный период времени. В период сезона цены выше, чем в межсезонный период.

Г. По территории действия:

1. Единые или поясные цены – устанавливаются и регулируются органами управления (федеральными или региональными): на газ, э/энергию и некоторые др. товары и услуги.

2. Региональные (зональные) цены – устанавливаются региональными органами власти и управления с учетом издержек и других рыночных факторов, складывающихся в данном регионе. Это цены и тарифы на бытовые и коммунальные услугинаселению, цены на сельскохозяйственную продукцию.

Состав цены.

Каждая конкретная цена состоит из ряда экономических элементов. При этом в зависимости от вида цены ее состав может меняться, т. к. в разные виды цен включаются различные элементы. Особое значение имеет состав оптовой цены предприятия. Она состоит из полной себестоимости и прибыли.

Ц = С + Пн,

где: Пн – норматив прибыли, обеспечивающий безубыточную работу предприятия при условии, что издержки производства оптимальны.

В процессе товародвижения могут участвовать различные посреднические организации, которые закупают продукцию у товаропроизводителей оптовыми партиями и продают другим предприятиям или торговым организациям. За свои услуги посреднические организации устанавливают наценки к отпускным ценам, которые им возмещают покупатели продукции, или они получают скидки с отпускных цен, предоставляемые им предприятиями – поставщиками.

Важным элементом цены являются налоги. В цену включают НДС, акциз и др.

Для доведения товара до конечного потребителя торговыми организациями определяются розничные цены. В состав этих цен, кроме всех перечисленных элементов (себестоимость + прибыль + налоги + наценки/скидки), которые составляют рыночную отпускную цену, включают также торговые надбавки. Размер этих надбавок устанавливают торговые организации. По особо социально значимым товарам предельный размер надбавок утверждается региональными органами власти и управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.125 (0.013 с.)