Лекция № 1 Введение в закупочную логистику.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1 Введение в закупочную логистику.



Лекция №2 Основы закупочной логистики.

Основные разделы: Цели и задачи закупочной логистики. Принципы закупочной логистики. Виды закупок.

Цели изадачи закупочной логистики

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

- груз - нужный товар;

- качество - необходимого качества;

- количество - в необходимом количестве;

- время - должен быть доставлен в нужное время;

- место - в нужное место;

- затраты - с минимальными затратами.

В обобщенном виде цель закупочной логистики- гарантировать, чтобы предприятие имело надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи закупочной логистики:

- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

- развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;

- поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;

- поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;

- договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

- повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

Принципы закупочной логистики

Различают следующие принципы закупочной логистики:

- планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза;

- ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

- оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;

- экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;

- централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;

- технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.

Виды закупок

Закупки в логистике можно объединить в две большие группы: традиционные и нетрадиционные виды закупок.

Традиционные виды закупок:

- сырье - так называемые "подвижные товары", такие как медь, пшеница, цемент и т. д.;

- особые товары - товары и сырье, которые нужны для конкретного производства;

- стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочисленные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и определяются на основе "прайс-листа со скидкой";

- малоценные предметы - товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные виды закупок:

- основные товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия;

- услуги - эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т. д. (главным отличием приобретения услуг от приобретения товаров является: невозможность хранения - это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими; трудность в оценке качества);

- товары для перепродажи - эта категория подразделяется на две группы: комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволновые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой); товары, реализуемые через розничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, продукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимаются решения о закупке.

Отдельно выделяют международные и государственные закупки.

Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин для закупки его за рубежом. Тем не менее общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Основными причинами предпочтения при выборе иностранного поставщика в качестве источника снабжения являются:

- способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например из-эа значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обмена валюты, высокой производительности оборудования и т. д.;

- обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотивации поддержания деловых долгосрочных отношений;

- отсутствие товаров на внутреннем рынке, например таких, как принтеры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т. п.;

- более короткие сроки международных поставок по причине ограниченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков;

- наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение запчастями, гарантийное обслуживание и техническое содействие;

- в силу специализации национальных и зарубежных компаний иностранные поставщики могут намного опережать отечественных в технологическом плане;

- бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах;

- использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания давления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.

Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:

- поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоящими процедурами. К тому же ситуация усложняется, когда потенциальные поставщики находятся за рубежом;

- цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то что усовершенствования транспортной системы и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок;

- из-за расстояния экспедирование производства / отгрузки товара иностранной компании затруднено;

- способ оплаты при осуществлении международных закупок существенно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска неуплаты за продукцию отсутствует система оплаты в кредит;

- затруднено достижение соглашения между покупателем и продавцом по вопросу использования процедуры контроля качества / приема товара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

- высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок.

Государственные закупки. Цели государственного снабжения включают:

- гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслуживании;

- уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;

- поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг;

- максимальную экономию путем применения передовых технологий и методов закупки:

- организацию высокоэффективных систем снабжения. Основными отличиями государственных закупок от закупок промышленных предприятий являются:

- осуществление закупок в более жестких законодательных рамках, наличие бюджетных ограничений;

- лоббирование размещения заказов на государственные закупки, что вынуждает служащих, ответственных за закупки, предоставлять дополнительные обоснования по принятым решениям о размещении заказов;

- целевое размещение заказов, направленных на поддержку предприятий в слаборазвитых регионах, в соответствии с государственными целевыми программами;

- отсутствие конфиденциальности;

- формальный характер оценки качества закупаемых товаров;

- конкурс на контракты на закупку осуществляется по большей части на основе открытого тендера;

- регламентация государственных закупок законодательно утвержденными процедурами по видам и объемам закупок.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Какая основная цель закупочной логистики?

2 Какие задачи преследует логистика закупок?

3 Какие принципы используются в закупочной логистике?

4 Какие виды поставок бывают и в чем их различия?

 


Формы закупочной логистики

Различают следующие формы закупочной логистики :

- складская - поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;

- транзитная- поставка продукции непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей; поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.

Транзитная форма снабжения (минимально допустимое количество продукции, отгружаемое предприятием-изготовителем в адрес потребителя по одному заказу) будет рентабельной для поставщика и потребителя при следующих условиях:

- количество реализуемой продукции достаточно велико, чтобы окупить затраты на прямой сбыт;

- потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;

- продукция требует высокоспециализированного обслуживания;

- объем каждой поставляемой партии достаточен для заполне­ния одной грузовой единицы (вагон, контейнер);

- покупатель имеет сеть складов и подсобных помещений;

- происходит быстрое колебание цен, требующее немедленного согласования с покупателем.

Транзитная норма - минимально допустимое количество продукции, отгружаемое предприятием-изготовителем в адрес потребителя по одному заказу.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Классифицируйте существующие схемы в закупочной логистики и охарактеризуйте их? В чем заключаются особенности существующих схем в закупочной логистике?

2 Классифицируйте существующие методы в закупочной логистики и охарактеризуйте их? В чем заключаются особенности существующих методов в закупочной логистике?

3 Классифицируйте существующие формы закупочной логистики и охарактеризуйте их? В чем заключаются особенности существующих форм закупочной логистики?

4.В чем заключается суть метода MRP? В чем преимущества и в чем недостатки этих концепций?

5.В чем заключается суть метода «точно в срок»? В чем преимущества и в чем недостатки этих концепций?

6 В чем заключается суть складской и транзитной форм закупок? В чем их различие?

 


 

Поступление материала.

На данной стадии производятся следующие процедуры:

- организация приёма груза в установленном месте;

- сопоставление характеристик полученного материала с заявленными Поставщиком;

-выставление претензий по факту отступления от условий договора.

В соответствии с условиями поставки по договору, компания Заказчик принимает груз (материал) по мере поступления в установленном договором месте. Производится контроль фактически полученного груза.

После получения материала, специалистами Функционального Отдела компании Заказчика проводится проверка соответствия характеристик, качества и комплектности полученного материала с заявленными Поставщиком и регистрируются обнаруженные отклонения.

В случае невыполнения Поставщиком отдельных условий и пунктов договора , или отклонений от них , повлекших убытки или иной урон Заказчику, в соответствии с договором , осуществляется процедура выставления претензии , в соответствии с зарегистрированными невыполнениями условий договора или отклонениями от них .

Оприходование материала.

После приёмки груза Заказчиком производится процедура оприходования материала. На данном этапе груз размещается на складах Заказчика и в специально заведенную карточку материала заносятся следующие данные: (идентификатор материала; дата поставки и идентификационный номер договора, по которому была произведена закупка; количество; краткое описание материала; цели закупки (внутреннее или внешнее потребление)).

Контроль счетов.

На данном этапе производится проверка правильности движения финансовых потоков в процессе выполнения договора на закупку, выполнения налоговых отчислений, исчисление таможенных пошлин и иных затрат, произведенных в рамках этого процесса.

В рамках реализации технологии управления закупками могут осуществлятся и другие логистические операции, например:

- анализ рынка сырья и материалов;

- изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика;

- делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики;

- разработка новых методов для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок;

- и др.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Какие логистические операции включает в себя функциональный цикл закупок?

2 В чем суть и особенности логистических операций: определение потребности в материале; выбор поставщиков; обработка заказа; выполнение обязательств по оплате заказа; контроль выполнения условии договора по поставке материала; поступление материала; оприходование материала; контроль счетов?

 


Требования к специалистам по логистике

Менеджер-логист - это очень сложная и ответственная должность. Такой менеджер должен быть одновременно профессионалом в логистике и руководителем с широким кругозором. Как специалист, менеджер-логист должен знать тарифы перевозок, расположение складов, оценивать потребность в запасах того или иного ресурса, разбираться в вопросах производства, приобретения и транспортировки. А как руководитель, менеджер-логист должен обеспечивать координацию всех логистических функций, устанавливать и поддерживать связь логистики с другими функциями компании, а также с деятельностью поставщиков и клиентов.

Специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о ресурсах предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы (компьютерная грамотность, знание информационных систем, складского оборудования, транспортных средств и т.д.) и стратегов (менеджеров-логистов), которые обладают высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления.

Для эффективного решения логистических задач стратег должен:

- иметь доступ ко всем видам и уровням информации;

- располагать официальными полномочиями своей должности в иерархии управления предприятием, что позволит ему принимать решения, в том числе кадровые;

- подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия;

- обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом;

- быть хорошим менеджером.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1.Какой внутренней нормативной документацией регламентируется ответственность и полномочия работников и персонала службы закупок? В чем заключаются особенности этих документов?

2 Назовите из каких разделов состоит «Положение о структурном подразделении предприятия»? Охарактеризуйте содержание каждого из разделов.

3 Назовите из каких разделов состоит «Должностная инструкция на работника»? Охарактеризуйте содержание каждого из разделов.

4 Что такое Матрица ответственности службы закупок предприятия? В чем состоит методика ее построения?

5 Перечислите требования к специалистам по логистике

 


Виды процессов

В зависимости от таких характеристик процесса, как устойчивость и повторяемостьони подразделяются на следующие виды:

- постоянные процессы – это процессы, которые выполняются с неизменным порядком действий. Состав операций процесса определен и повторяется из раза в раз одинаково. Время выполнения операций или цикл всего процесса существенно не изменяется. Процессы выполняются циклично;

- непостоянные процессы – это процессы, состав операций которых определен, но последовательность их выполнения может меняться. Время выполнения операций изменяется. Процессы не обладают цикличностью;

- многовариантные процессы – это процессы, которые изменяют состав действий и ход выполнения в зависимости от внешних или внутренних условий работы организации.

Все процессы, которые определены в стандарте ИСО 9001:2008, могут быть отнесены к любому из указанных видов процессов. Однако, как правило, технологические процессы и процессы обеспечения относятся к постоянным процессам. Процессы административного управления в большей степени относятся к непостоянным и многовариантным процессам, процессы контроля анализа и измерений - к постоянным и непостоянным.

Лишь точно построив процессы (и, конечно, устранив выявленные в результате этого мероприятия «нестыковки») мы, во многом, можем достичь одной из главных целей логистики - создания некоего конвейера упорядочивающего всю работу предприятия и добиться существенного улучшения по важнейшим логистическим показателям, характеризующим ее деятельность.

Ориентация предприятий на процессное управление позволяет лучше понять конечные цели и результаты деятельности предприятий, а также роль в этом сотрудников и специалистов. Но самое главное - это понимание, что процессы и их результаты являются реальным связующим звеном с клиентами (потребителями) и их удовлетворенностью. Моделирование и анализ процессов позволяют развивать предприятие, улучшать его эффективность и качество работы.

 


               
 
   
Процессы управления деятельностью и ответственности руководства: Управление документацией и записями (РП 4.1) Стратегическое планирование закупками (РП 5.1); Оперативное планирование закупками (РП 5.2); Анализ деятельности (РП 5.6).  
 
Процессы измерений, анализа и улучшений:   Внутренний аудит (РП 8.1); Контроль качества предоставления услуг по закупкам (РП 8.2); Оценка удовлетворенности клиента (РП 8.3);Управление несоответствиями (РП 8.4); Управление корректирующими и предупреждающими действиями (РП 8.5); Постоянное улучшение деятельности (РП 8.6).
 
 
 

 

 


 

 

 

 
 

 


 

 

Рис.7.5 Процессно-ориентированная модель управления закупочной деятельностью предприятия

 


Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Дайте определение системе менеджмента качества предприятия.

2 Какие Требования международных стандартов ИСО 9001:2008 предьявляются к процессному подходу?

3 В чем заключается методология управления процессами PDCA (цикл Шухарта-Деминга)?

4 Что понимается под процессно-ориентированная моделью управления закупочной деятельностью предприятия? Из каких групп процессов она состоит?

5 На какие виды подразделяются процессы в зависимости от их устойчивости и повторяемости? В чем их особенности?

6 Какой терминологией необходимо оперировать при обсуждении вопросов, связанных с применением системы менеджмента качества? В чем суть данных понятий?

 


Лекция № 9 Планирование закупок предприятия в рыночных условиях

Основные разделы:Общие требования к планированию закупок. Порядок планирования закупок. Формирование планов закупок.Обобщенное и краткосрочное планирование закупок. Виды (разновидности) потребностей в материальных ресурсах. Методы и методики определения потребностей в материальных ресурсах.

Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материальные ресурсы необходимы для производства продукции.

Такая информацию содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех внутрифирменных подразделений и должностных лиц предприятия по решению задач закупок, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе и далее, в соответствии с жизненым циклом закупок.

Сущность планирования закупок предприятия проявляется в определении плановой потребности в материальных ресурсах для выполнения производственной программы, работ и услуг, а также определение норм расхода сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, полуфабрикатов.

9.1 Общие требования к планированию закупок. Порядок планирования закупок.

Предприятие должно осуществлять планирование закупок, в рамках которого заблаговременно определять:

- предмет закупки, включая требования к закупаемой продукции и существенным условиям договора;

- предполагаемую стоимость закупаемой продукции и предполагаемый уровень конкуренции при проведении закупки;

- способ закупки исходя из предполагаемой стоимости закупаемой продукции, ее особенностей и особенностей рынков такой продукции, предполагаемого уровня конкуренции при проведении закупки, необходимых сроков обеспечения данной продукцией и нормативно установленных сроков проведения процедур закупок;

- возможность проведения закупки на Электронной торговой площадке исходя из положений организационно-распорядительных документов по закупочной деятельности;

- сроки начала подготовки закупочной процедуры, приглашения к участию в закупочной процедуре, подведения итогов закупочной процедуры, заключения по итогам закупочной процедуры договора, плановые сроки начала и окончания поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В процессе планирования должны быть проведены необходимые исследования рынков закупаемой продукции в целях определения предполагаемой стоимости закупаемой продукции и предполагаемого уровня конкуренции при проведении закупки.

План закупок должен включать все закупки по всем видам деятельности предприятия.

План закупок должен быть взаимосвязан с бюджетом предприятия на соответствующий период, а также с иными документами, действующими на предприятии (инвестиционные программы, планы текущего и капитального ремонтов, программы привлечения финансовых ресурсов, программы обеспечения страховой защиты и тому подобное).

Форма плана, порядок сбора заявок и составления проекта плана закупок определяется организационно-распорядительными документами предприятия.

План закупок разрабатывается плановым подразделением, входящим в отдел закупок на основе заявок функциональных заказчиков материальных средств, согласовывается с контролирующим закупочным органом (дирекция по закупкам) и утверждается исполнительным органом.

Внесение изменений в план закупок осуществляется планирующим исполнительным органом на основе заявок инициаторов закупок. В случае, если такие изменения, по мнению планирующего закупочного органа, связаны с некачественным планированием, он сообщает о таких случаях контролирующему закупочному органу.

В случае, если изменения связаны с применением иного способа закупки, для которого согласно организационно-распорядительным документам по закупочной деятельности требуется разрешение контролирующего закупочного органа, либо когда изменения связаны с применением процедур закупок за рамками установленных организационно-распорядительными документами по закупочной деятельности общих правил применения процедур закупок, такие изменения вносятся только после разрешения контролирующего закупочного органа.

Закупочная процедура объявляется и проводится в строгом соответствии с утвержденным и актуальным на дату принятия решения о проведении закупки планом закупок.

Отдельные разделы актуального плана закупок (т.е. с учетом его изменений) подлежат опубликованию на сайте в разделе «Закупки» и на Электронной торговой площадке. Перечень публикуемых разделов плана закупок определяет методический закупочный орган.

9.2 Формирование планов закупок.

Планы закупок строятся на основе планов производства. Укрупненный план закупок не может быть получен непосредственно на основе укрупненного плана производства. Сначала на основе уточненного плана производства должен быть сформирован уточненный план закупок, и лишь на его основе может быть сформирован укрупненный план закупок..

Описанная последовательность шагов формирования укрупненных планов производства и закупок иллюстрируется схемой (рисунок 9.1).

Рисунок 9.1 Схема последовательности шагов формирования укрупненных планов закупок.

Формирование уточненных планов продаж и производства - это промежуточные, но не лишние шаги в процедуре планирования. Конечной целью процедуры является получение укрупненных планов производства и закупок. Использование указанных промежуточных шагов обеспечивает повышенную точность планирования, поскольку в уточненных планах материальные потоки просчитываются с детализацией до минимальных объектов материального учета - номенклатурных позиций.

Обобщенное планирование закупок относится к категории тактических решений, в ходе которых прогнозный спрос и наличная мощность преобразуются в графики по видам деятельности. На этом уровне планирования закупок разрабатываются обобщенные планы и основные графики. В обобщенных планах ведется анализ по группам видов деятельности, по каждому сооружению, как правило, на каждый месяц, при этом деталей работы планирование закупок не касается. Так, например, в обобщенном плане может быть указано количество груза, которое будет перемещаться через логистический центр, но разбивка общего груза по типам упаковок или содержимому не будет производиться, так это не входит в планирование закупок. После составления обобщенных планов разрабатываются основные графики, разбивающие обобщенный план на составляющие и показывающие виды деятельности, как правило, на каждую неделю.

На рисунке 9.2 представлена логическая структура процесса планирования материальных ресурсов предприятия.

Рисунок 9.2 Логическая структура процесса планирования материальных ресурсов предприятия

Планирование закупок не заканчивается на этапе составления основного графика, т.к. необходимо разработать подробные расписания для всех видов работ, оборудования, сотрудников, материалов, сооружений и других ресурсов, требуемых для выполнения задач, установленных в основном графике после планирования закупок.

Для этого используется составление краткосрочных графиков. Краткосрочные графики планирования закупок определяют последовательность выполнения видов деятельности, ресурсы и время, когда они должны быть выполнены.

Поскольку основной график задает сроки окончания работ, краткосрочные графики должны учитывать эти даты. Существуют два способа решения такой задачи:

- обратное составление графика: составители знают, когда каждая работа должна быть завершена. Они идут от этой даты назад, выстраивая все виды деятельности, чтобы определить, когда каждая работа должна начаться, чтобы в итоге задача была решена к требуемому сроку;

- прямое составление графика: составители знают, когда каждая работа может начаться. Они анализируют все виды работ и определяют, к какому сроку задача будет выполнена.

Другим способом краткосрочного планирования закупок является использование правил очередности выполнения работ, например, первым пришел - первым обслужился, в первую очередь выполняются срочные работы, в первую очередь выполняются самые короткие работы и др.

Ресурсов.

Основные разделы:Критерии выбора поставщиков. Методы выбора поставщиков. Пример определения оптимального поставщика методом анализа иерархий.

Методы выбора поставщиков.

В логистике для оценки и выбора поставщиков используются преимущественно два метода: балльный метод и метод попарных сравнений. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.

В основе балльного метода (таблица 12.1) лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика.

Таблица 12.1. Выбор поставщика балльным методом

Наименование фактора Весомость фактора Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Фактор 1 0,4
Фактор 2 0,05
Фактор 3 0,1
Фактор 4 0,1
Фактор 5 0,15
Фактор 6 0,2
Рейтинг 2,15 2,4 2,9 3,4 4,15

 

Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. Так, в нашем примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:

Рейтинг поставщика 1 = (1 х 0,40) + (2 х 0,05) + (3 x 0,10) + (4 x 0,10) + (5 x 0,15) + (1 x 0,20) = 2,15.

Минусом данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений. У него существует множество модификаций, мы выделим две.

Первый вариант можно назвать «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Если один поставщик лучше другого по оцениваемому фактору, то первый получает оценку «1,2», второй – «0,8» (таблица 12.2). Подобным образом оценивается и весомость факторов. Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

Таблица 12.2. Выбор поставщика методом попарных сравнений

. Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Поставщик 1 1,2 0,8 1,2 0,8
Поставщик 2 0,8 0,8 0,8 0,8
Поставщик 3 1,2 1,2 1,2 1,2
Поставщик 4 0,8 1,2 0,8 0,8
Поставщик 5 1,2 1,2 0,8 1,2

 

Сравнение поставщика с другими делается по строкам (не по столбцам). Например, из таблицы видно, что поставщик 1 лучше по определенному критерию, чем поставщики 2 и 4, но хуже, чем поставщики 3 и 5. По диагонали матрицы смежности мы имеем оценку «1», поскольку поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы мы определяем рейтинг поставщика.

Вторая более рациональная методика выбора поставщиков – это метод анализа иерархий. Этот метод получает все большее распространение в логистике, когда речь идет о выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. При его использовании принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации.

Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений (таблицу 12.3).


Таблица 12.3. Шкала относительной важности метода анализа иерархий

Оценка Определение Пояснение
Факторы равнозначны Факторы вносят одинаковый вклад в достижение цели
Незначительное предпочтение Опыт и суждения дают незначительное предпочтение одному фактору перед другим
Существенное предпочтение Опыт и суждения дают существенное предпочтение одному фактору перед другим
Очевидное предпочтение Предпочтение одного фактора другому выражено очень ярко
Абсолютное предпочтение Свидетельство в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительно
2, 4, 6, 8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы Ситуация, когда необходимо компромиссное решение

 

Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение (1/значение). Если над диагональю находится целое значение, то под диагональю – его обратное значение. То есть если у одного фактора оценка 9 («абсолютное предпочтение»), то у другого 1/9 или 0,11 («ф



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.017 с.)