Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы (системы) организации в закупочной логистике

Поиск

Схемы организации в закупочной логистике делятся укрупненно на следующие группы:

- традиционная - с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда;

- промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство - это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок;

- ориентированная на конкретную потребность производства. Группа представлена рядом методов закупок, таких как:

- метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях);

- система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях - программного планирования, распределения материалов и управления закупками;

- метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы;

- система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

Разберем два основных метода, которые применяются в мировой практике.

Планирование потребности в материалах (MRP). Идея метода - сначала определяется, сколько и в какие сроки необходимо произвести продукции. Затем определяются время и необходимые количества материальных ресурсов для выполнения производственного расписания. Данный метод реализуют толкающие системы (производственную логистику). Основная цель метода - обеспечение потока плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции на горизонте планирования.

При выборе метода организации управления материальными потоками необходимо выяснить, с каким видом спроса имеет дело предприятие: зависимым или независимым. Если общий спрос формируется большим количеством отдельных покупателей, каждый из которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место независимый спрос. Если же, например, производитель использует ряд компонентов для изготовления продукта, то спрос на каждый из этих компонентов связан друг с другом и зависит от производственного плана изготовления конечного продукта. В этом случае имеет место зависимый спрос. При зависимом спросе становится возможным планирование потребности в материалах (material requirements planning) или MRP. Суть этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов, сырья, комплектующих, деталей, необходимых для производства каждого продукта из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответствующих заказов на поставку.

Преимущества MRP:

- MRP оперирует данными не о прошлом потреблении, а о будущих потребностях;

- снижение объема запасов, т.е. экономия финансов, площадей, персонала и т.д.;

- повышение скорости оборачиваемости запасов;

- отсутствие задержек, вызванных нехваткой материалов;

- уменьшение количества срочных заказов;

- возможность использования данных MRP для планирования других логистических видов деятельности как на предприятии, так и в цепи поставок.

Проблемы MRP:

- требуется большой объем подробной и точной информации и необходимых вычислений;

- низкая гибкость не позволяет оперативно реагировать на внешние изменения;

- наличие очень сложных систем управления большой размерности и загруженности, что может повлечь значительное число сбоев в системе;

- размер заказов, предлагаемый MRP, может быть неэффективен;

- MRP может не учитывать ограничений по мощности и другим параметрам;

- дорогостоящее и долговременное внедрение.

Метод «точно в срок». Идея метода - синхронизация процессов доставки материальных реурсов иготовой продукции в необходимых количествах точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в них нуждаются для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Концепции «точно в срок» реализуют тянущие системы. Цель метода «точно в срок» - минимизация затрат, связанных с созданием запасов. Необходимые условия реализации метода «точно в срок»:

- наличие в экономической системе надежных поставщиков;

- использование систем обмена информацией о требуемых материальных реурсов, например, «Канбан» для метода «точно в срок»;

- высокая скорость физической доставки материальных реурсов, в том числе за счет сокращения времени промежуточного хранения и ожидания грузопереработки;

- точная информация о текущем состоянии производства, точные прогнозы на ближайшее будущее. Для этого при организации и оперативном управлении производственных процессов должны использоваться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.

В основе этого метода лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ, и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении метод «точно в срок» рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество готовой продукции, слишком большой объем бумажной работы и многое другое. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их.

В некоторых организациях, внедривших метода «точно в срок», произошло сокращение запасов на 90%; площадей, на которых выполняются работы - до 40 %; затрат на закупки - до 15% и т.д. К преимуществам метода «точно в срок» относятся:

- сокращение запасов материалов и незавершенного производства;

- сокращение времени выполнения запасов;

- сокращение времени производства продукции;

- повышение производительности;

- использование оборудования с более высокой загрузкой;

- повышение качества материалов и готовой продукции;

- снижение объема отходов;

- более ответственное отношение сотрудников к работе;

- улучшение отношений с поставщиками;

- появление привычки конструктивно решать возникающие в ходе работы проблемы.

Проблемы реализации метода «точно в срок»:

- высокие первоначальные инвестиции и затраты на реализацию JIT (покупка качественного дорогостоящего современного оборудования, затраты на подготовку специалистов и на высокую заработную плату, повышение затрат на производство вследствие небольших партий выпуска и т.д.);

-неспособность справляться с непредвиденными обстоятельствами (поломки, забастовки работников поставки и др.).

- зависимость от высокого качества поставляемых материалов;

- необходимость работать в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется;

- снижение гибкости в удовлетворении меняющихся запросов потребителей;

- трудность сокращения времени на переналадку и связанных с этим затрат;

- неспособность отдельных поставщиков работать в режиме JIT;

- проблемы привязки JIT к другим информационным системам партнеров;

- необходимость изменения общей планировки сооружений;

- работа сотрудников в обстановке повышенного стресса;

- отсутствие духа сотрудничества и доверия между работниками;

- неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.009 с.)