Критерии выбора поставщиков.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии выбора поставщиков.



Важной проблемой управления закупками материального ресурса и готовой продукции является выбор поставщика.Это объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков взаимозаменяемых товаров, но главным образом тем, что поставщик должен стать надежным партнером товаропроизводителя или торговой компании.

Имеется два основных критерия выбора поставщика:

- стоимость приобретения продукции или услуг;

- качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену продукции или услуг и не имеющую денежного выражения прочую стоимость, к которой можно отнести, например, изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности фирмы, перспективы роста и развития производства и т. п.

Качество обслуживания включает в себя качество продукции или услуги и надежность поставок. Под поставок понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимости от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т. п. Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя.

Надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле:

Р = 1 - Ротказа

где Ротказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки.

В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:

- сопоставление плановой и фактической дат поставки;

- определение времени опоздания;

- сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок;

- определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт - Qплан;

- определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q - величина недопоставки; q - средний дневной расход;

- определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп;

- определение количества случаев отказа;

- определение наработки на отказ Т0 = (Т - ∑Топ)/ n, где Т - общее число дней в периоде;

- определение интенсивности отказов π = 1 / Топ;

- определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т - ∑Топ) / Т;

- определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е - коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее).

Кроме основных критериев выбора поставщика, существуют и прочие критерии, количество которых может быть достаточно велико:

- опыт работы компании на рынке;

- качество обслуживания покупателей;

- надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

- географическое расположение поставщика;

- финансовая стабильность и финансовые условия;

- конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

- соответствие поставок логистической стратегии компании;

- уровень затрат на доставку и хранение товара;

- возможность длительного партнерства в бизнесе;

- готовность к поставке;

- гибкость поставки;

- информационная готовность;

- имидж поставщика;

- упаковка продукции;

- дополнительные услуги;

- порядок удовлетворения рекламаций;

- и др.

Приведенный выше перечень критериев используется при анализе (оценке) и определении оптимальных поставщиков

Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников.

Ими могут быть, например:

- собственное расследование;

- местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;

- банки и финансовые институты;

- конкуренты потенциального поставщика;

- торговые ассоциации (торгово-промыщленная палата; информационные агентства и др.);

- государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В отборе источников информации следует руководствоваться правилами:

- нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации;

- как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.

Методы выбора поставщиков.

В логистике для оценки и выбора поставщиков используются преимущественно два метода: балльный метод и метод попарных сравнений. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.

В основе балльного метода (таблица 12.1) лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика.

Таблица 12.1. Выбор поставщика балльным методом

Наименование фактора Весомость фактора Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Фактор 1 0,4
Фактор 2 0,05
Фактор 3 0,1
Фактор 4 0,1
Фактор 5 0,15
Фактор 6 0,2
Рейтинг 2,15 2,4 2,9 3,4 4,15

 

Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. Так, в нашем примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:

Рейтинг поставщика 1 = (1 х 0,40) + (2 х 0,05) + (3 x 0,10) + (4 x 0,10) + (5 x 0,15) + (1 x 0,20) = 2,15.

Минусом данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений. У него существует множество модификаций, мы выделим две.

Первый вариант можно назвать «лучше-хуже». В его основе лежит система оценок «0,8» и «1,2». Если один поставщик лучше другого по оцениваемому фактору, то первый получает оценку «1,2», второй – «0,8» (таблица 12.2). Подобным образом оценивается и весомость факторов. Основным недостатком данной модификации метода попарных сравнений является то, что система оценок не позволяет при необходимости указать, насколько один поставщик или фактор лучше или важнее в конкретной ситуации.

Таблица 12.2. Выбор поставщика методом попарных сравнений

. Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Поставщик 1 1,2 0,8 1,2 0,8
Поставщик 2 0,8 0,8 0,8 0,8
Поставщик 3 1,2 1,2 1,2 1,2
Поставщик 4 0,8 1,2 0,8 0,8
Поставщик 5 1,2 1,2 0,8 1,2

 

Сравнение поставщика с другими делается по строкам (не по столбцам). Например, из таблицы видно, что поставщик 1 лучше по определенному критерию, чем поставщики 2 и 4, но хуже, чем поставщики 3 и 5. По диагонали матрицы смежности мы имеем оценку «1», поскольку поставщики оцениваются относительно самих себя. В результате обработки полученной матрицы мы определяем рейтинг поставщика.

Вторая более рациональная методика выбора поставщиков – это метод анализа иерархий. Этот метод получает все большее распространение в логистике, когда речь идет о выборе поставщиков, перевозчиков, различных схем товародвижения, участков под склад и т. д. При его использовании принятие решения основано на оценке обширной, далеко не всегда однозначной информации.

Метод предполагает постоянное сравнение двух факторов на основе некоторой шкалы предпочтений (таблицу 12.3).


Таблица 12.3. Шкала относительной важности метода анализа иерархий

Оценка Определение Пояснение
Факторы равнозначны Факторы вносят одинаковый вклад в достижение цели
Незначительное предпочтение Опыт и суждения дают незначительное предпочтение одному фактору перед другим
Существенное предпочтение Опыт и суждения дают существенное предпочтение одному фактору перед другим
Очевидное предпочтение Предпочтение одного фактора другому выражено очень ярко
Абсолютное предпочтение Свидетельство в пользу предпочтения одного фактора другому в высшей степени убедительно
2, 4, 6, 8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы Ситуация, когда необходимо компромиссное решение

 

Если фактору i при сравнении с j присваивается одно из приведенных выше значений, то фактору j по сравнению с i присваивается обратное значение (1/значение). Если над диагональю находится целое значение, то под диагональю – его обратное значение. То есть если у одного фактора оценка 9 («абсолютное предпочтение»), то у другого 1/9 или 0,11 («фактор незначительный») и т. д.

В основе шкалы метода лежит способность человека производить количественные разграничения между пятью определениями: 1) равный; 2) слабый; 3) сильный; 4) очень сильный; 5) абсолютный.

Если требуется большая точность, между перечисленными определениями можно принять компромиссные.

Естественно, понять суть метода без примера невозможно, поэтому разберем конкретную ситуацию.

12.3 Пример определения оптимального поставщика методом анализа иерархий.

Необходимо выбрать одного поставщика из четырех на основе следующих факторов:- цена товара (руб.);- партионность (шт.);- место расположения поставщика (км);- сбой поставок (кол-во);- сроки поставок (мес.);- транспортные расходы на всю партию (руб.).

Исходные данные представлены в таблице 12.4.

Таблица 12.4. Исходное значение факторов

  Цена товара, руб. Партионность, шт. Место расположения поставщика, км Сбой поставок, кол-во Сроки поставок, мес. Транспортные расходы, грн.
Поставщик 1 Точно в срок
Поставщик 2
Поставщик 3
Поставщик 3 Точно в срок

 

Примем во внимание следующие соотношения доминирующих факторов:

Фактор цены товара имеет:

- абсолютное предпочтение перед фактором партионности;

- очевидное предпочтение перед фактором места расположения;

- предпочтение, компромиссное между существенным и очевидным, перед фактором сбоя поставок;

- существенное предпочтение перед фактором срока поставок;

- предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором транспортных расходов.

Фактор места расположения поставщика имеет незначительное предпочтение перед фактором партионности. Фактор сбоя поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором партионности. Фактор срока поставок имеет существенное предпочтение перед фактором партионности. Фактор транспортных расходов имеет очевидное предпочтение перед фактором партионности. Фактор места расположения имеет существенное предпочтение перед фактором сбоя поставок. Фактор срока поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором места расположения. Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором места расположения. Фактор срока поставок имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором сбоя поставок. Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и существенным, перед фактором сбоя поставок. Фактор транспортных расходов имеет предпочтение, компромиссное между незначительным и равнозначным, перед фактором срока поставок.

Сначала оценим весомость факторов (таблица 12.5).

Таблица 12.5. Оценка весомости факторов

Факторы Цена товара Партионность Место расположения Сбой поставок Сроки поставок Транспортные расходы Произведение Степень 1/6 Вес фактора
Цена товара 4,43 0,48
Партионность 0,11 0,33 0,5 0,2 0,14 0,28 0,03
Место расположения 0,14 0,5 0,25 0,27 0,8 0,09
Сбой поставок 0,17 0,2 0,25 0,25 0,4 0,04
Сроки поставок 0,2 0,5 1,26 0,14
Транспортные расходы 0,25 1,96 0,21
. 1,87 14,53 20,5 8,95 6,14 . 9,13

 

После попарной оценки факторов рассчитывается произведение значений их оценки по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество факторов оценивается. Весомость фактора определяется делением значения, полученного извлечением корня, на сумму этих значений по всем факторам. В результате сумма весомости всех факторов должна быть равна единице.

Для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС) как сумма произведений суммы значений оценки фактора в строке и в столбце по каждому фактору. Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС) как частное от деления разности ПС и количества факторов на разность количества факторов и единицы.

Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС) как частное от деления ИС на случайный индекс (СИ). ОС должно быть меньше 0,1, в противном случае необходимо проверить правильность оценки факторов. СИ зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 12.6.

Таблица 12.6. Значения случайного индекса

Количество факторов
Случайный индекс 0,58 0,9 1,12 1,24 1,32 1,41 1,45 1,49

 

Например, для оценки значимости факторов показатели примут следующие значения:

ПС = 1,87 x 0,48 + 27 x 0,03 + 14,53 x 0,09 + 20,50 x 0,04 + 8,95 x 0,14 + 6,14 x 0,21 = 6,48;

ИС = (6,48 – 6)/(6 – 1) = 0,1;

ОС = 0,1/1,24 = 0,08.

Вывод: так как ОС < 0,1, то оценки не имеют значительных противоречий и могут быть приняты для дальнейших расчетов.

Рассчитываем оценку поставщика по каждому фактору (таблицы 12.7, 12.8,12.9, 12.10, 12.11, 12.12), используя данные таблицы 12.4. Это делается точно так же, как при оценке весомости факторов. То есть рассчитывается произведение значений оценки поставщиков по строкам, а затем из полученного значения извлекается корень той степени, какое количество поставщиков оценивается.

Таблица 12.7. Сравнение поставщиков по фактору цены товара*

Цена товара
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,33 1,93 0,3009
Поставщик 2 0,17 0,14 0,07 0,52 0,0804
Поставщик 3 3,71 0,5767 Лучший поставщик
Поставщик 4 0,14 0,33 0,11 0,01 0,27 0,042
. 4,31 14,33 1,59 . 6,43
* Результат расчетов: ПС = 4,20; ИС = 0,07; ОС = 0,08.

 

Таблица 12.8. Сравнение поставщиков по фактору партионности**

Партионность
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,2 0,1631
Поставщик 2 3,87 0,6317 Лучший поставщик
Поставщик 3 0,2 0,11 0,2 0,004 0,26 0,0421
Поставщик 4 0,2 0,1631
. 7,2 1,51 7,2 . 6,13
** Результат расчетов: ПС = 4,15; ИС = 0,05; ОС = 0,05

 

Таблица 12.9. Сравнение поставщиков по фактору места расположения*

Место расположения
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,25 0,17 0,17 0,64 0,1014
Поставщик 2 0,25 1,57 0,2485
Поставщик 3 0,25 0,17 0,11 0,005 0,26 0,0414
Поставщик 4 3,83 0,6087 Лучший поставщик
. 11,25 5,42 1,53 . 6,3
* Результат расчетов: ПС = 4,25; ИС = 0,08; ОС = 0,09.

 

Таблица 12.10. Сравнение поставщиков по фактору сбоя поставок**

Сбой поставок
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,2 0,11 0,11 0,002 0,22 0,0367
Поставщик 2 0,2 0,2 0,2 0,67 0,1101
Поставщик 3 2,59 0,4266 Лучший поставщик
Поставщик 4 2,59 0,4266 Лучший поставщик
. 11,2 2,31 2,31 . 6,07
** Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03.

 

Таблица 12.11 Сравнение поставщиков по фактору сроков поставок***

Сроки поставок
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 2,59 0,4266 Лучший поставщик
Поставщик 2 0,2 0,2 0,2 0,67 0,1101
Поставщик 3 0,11 0,2 0,11 0,002 0,22 0,0367
Поставщик 4 2,59 0,4266 Лучший поставщик
. 2,31 11,2 2,31 . 6,07
*** Результат расчетов: ПС = 4,09; ИС = 0,03; ОС = 0,03.

 

Таблица 12.12. Сравнение поставщиков по фактору транспортных расходов****

Транспортные расходы
Поставщики Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Произведение Степень 1/4 Оценка
Поставщик 1 0,25 0,14 0,11 0,004 0,25 0,0404
Поставщик 2 0,25 0,17 0,17 0,64 0,103
Поставщик 3 0,33 9,33 1,75 0,2817
Поставщик 4 3,57 0,5749 Лучший поставщик
. 11,25 4,39 1,61 . 6,21
**** Результат расчетов: ПС = 4,17; ИС = 0,06; ОС = 0,06.

 

Оценка поставщика определяется делением значения, полученного извлечением корня, на сумму этих значений по всем поставщикам. В результате сумма оценок всех поставщиков должна быть равна единице.

И также для контроля правильности сравнения факторов рассчитывается показатель согласованности (ПС) как сумма произведений суммы значений оценки поставщика в строке и в столбце по каждому поставщику.

Затем рассчитывается индекс согласованности (ИС) как частное от деления разности ПС и количества поставщиков на разность количества поставщиков и единицы.

Далее рассчитывается отношение согласованности (ОС) как частное от деления ИС на случайный индекс (СИ). ОС должно быть меньше 0,1, в противном случае необходимо проверить правильность оценки поставщиков. Случайный индекс зависит от количества факторов и выбирается из таблицы 12.6.

Для того чтобы принять окончательное решение по выбору поставщика, необходимо значение векторов приоритета из всех таблиц по каждому фактору перенести в итоговую таблицу и рассчитать глобальный приоритет. Он определяется как сумма произведений весомости фактора на вектор приоритета критерия по каждому поставщику (таблицу 12.13).

Таким образом, наибольший рейтинг получил поставщик 3. Как видно из итоговой таблицы, он набрал наибольшее количество баллов преимущественно из-за низкой цены товара, а фактор цены является в условии этой задачи основным.

В каждом конкретном случае весомость факторов может пересматриваться, и вместе с ней будет меняться итоговый рейтинг поставщиков.

Основными достоинствами данной модели являются возможность глубокой оценки и проверки ее правильности

 

Таблица 12.13. Расчет глобального приоритета

Факторы   Оценка поставщика Вес оценки
Весомость фактора Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4
Цена товара 0,48 0,3009 0,0804 0,5767 0,042 0,1459 0,039 0,2797 0,0203 Главный фактор
Партионность 0,03 0,1631 0,6317 0,0421 0,1631 0,0051 0,0197 0,0013 0,0051
Место расположения 0,09 0,1014 0,2485 0,0414 0,6087 0,0089 0,0218 0,0036 0,0535
Сбой поставок 0,04 0,0367 0,1101 0,4266 0,4266 0,0016 0,0048 0,0187 0,0187
Сроки поставок 0,14 0,4266 0,1101 0,0367 0,4266 0,0588 0,0152 0,0051 0,0588
Транспортные расходы 0,21 0,0404 0,103 0,2817 0,5749 0,0087 0,022 0,0603 0,1231
Рейтинг поставщика . . . . . 0,229 0,123 0,369 Лучший поставщик 0,28

 

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1 Назовите основные критерии выбора поставщиков и охарактеризуйте их.

2 Перечислите методы выбора поставщиков и охарактеризуйте их.

3 В чем заключается сущность выбора поставщиков методом анализа иерархий? Приведите пример выбора поставщиков методом анализа иерархий.




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.024 с.)