Логистические функции и операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистические функции и операции



Среди логистических функций на уровне организации бизнеса будем выделять базисные, ключевые и поддерживающие. К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем. Выделение базисных логистических функций важно для понимания логистической концепции бизнеса, его маркетинговой и интегральной парадигм.

В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие:

• поддержание стандартов обслуживания потребителей;

• управление закупками;

• транспортировка;

• управление запасами;

• управление процедурами заказов;

• управление производственными процедурами;

• ценообразование;

• физическое распределение.

Поддержание стандартов обслуживания потребителя, обеспечение заданного уровня каче­ства продукции, дистрибьюции товаров и послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространилась за рубежом идеология всеобщего управления качеством, обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов JSO-9000.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок матери­альных ресурсов для обеспечения производственных целей. Организация и управление закупками на фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки матери­альных ресурсов производственным подразделениям фирмы и т.п.

Одной из ключевых комплексных логистических функций является транспортировка. Это объясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существует матери­ального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность процессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под опреде­ленный вид груза и т.п.

Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах материальных ресурсов и готовой продукции, играющих роль буфера между поставщиками материальных ресурсов и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями готовой продукции –
с другой. Снижая риски возникновения дефицита материальных ресурсов в процессе производства продукции или неудовлетворенного спроса на готовую продукцию у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логи­стического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.

Функция управления процедурами заказов определяет порядок получения и обработки зака­зов, моменты времени получения готовой продукции или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических посредников по доставке и продаже готовой продукции потребителям.

Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую функцию в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижения затрат и повышения качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавер­шенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т.п.

К одной из ключевых логистических функций относится и ценообразование. Стратегия цено­образования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, состав­ляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, опреде­ляемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят: складирование; грузопере­работку; защитную упаковку; обеспечение возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; сбор возвратных отходов; информационно-компьютерную поддержку.

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складирова­нием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические опера­ции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение мате­риальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стел­лажах и т.п.

В процессах дистрибьюции готовой продукции производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различ­ными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудо­вания и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата готовой продукции предприятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда отно­сят к ключевым логистическим функциям.

В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления.

Вторичные материальные ресурсы образуют специфические материальные потоки, управ­ление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.

Современные логистические системы не могут функционировать без информационно-компью­терной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, плани­рование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компью­терах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной инте­гральной концепции логистики.

Рассмотренные логистические функции являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.

На рис. 4 представлена схема-классификация логистических операций и функций. На схеме дополнительно в качестве одной из ключевых логистических функций показано физическое распределение. Это комплексная логистическая функция, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим пере­мещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.

 

 

Рис. 4. Схема-классификация логистических операций и функций

Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций и функций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучаст­ковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства. Факторы, влияющие на объем логистических операций и функций, могут быть сгруппированы в следующие группы.

1. Отраслевые факторы:

• номенклатура, габариты и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изде­лий;

• число поставщиков материальных ресурсов;

• число получателей готовой продукции;

• существующая система организации внешних перевозок (централизованные перевозки, перевозки, осуществляемые фирмой или ее партнерами);

• наличие проектно-технологических организаций для разработки проектов совершенствования комплекса логистических операций;

• наличие посреднических фирм, занимающихся комплексной поставкой материальных ресурсов;

• наличие инновационных пусконаладочных предприятий.

2. Региональные факторы:

• существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потреби­телями продукции фирмы (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);

• наличие специализированных предприятий по обеспечению перевозок внутри региона, специализированных предприятий по изготовлению и ремонту стандартных средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и тары.

3. Внутрипроизводственные факторы:

• габариты и масса изготовляемой продукции;

• объем выпуска продукции;

• тип производства (единичное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое);

• форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная специализация);

• генеральный план предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей);

• компоновка технологического оборудования;

• строительные характеристики складских и производственных помещений (число пролетов, высота, допустимая нагрузка на пол и перекрытия и пр.).

На объем логистических операций, обслуживающих межцеховые грузопотоки, значительное влияние оказывает сложность производственной структуры, существующая система складиро­вания и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузо­потоки могут значительно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Модель определения объема логистических операций для материальных потоков логисти­ческой системы фирмы будет иметь следующий вид:

 

,

 

где: – общий объем логистических операций;

– объем логистических операций на грузопотоках логистической системы (i =1, п – число грузопотоков логистической системы);

– объем логистических операций на складах логистической системы (j -1, к – число складов логистической системы).

В наиболее распространенной организационной структуре предприятия общий объем логи­стических операций рассчитываются по следующей формуле:

 

 

где: – объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление);

– объем логистических операций на общезаводских складах;

– объем логистических операций на межцеховых грузопотоках;

– объем логистических операций на цеховых и межцеховых складах;

– объем логистических операций на цеховых и межучастковых грузопотоках;

– объем логистических операций на межучастковых складах;

– объем логистических операций на межоперационных грузопотоках.

 

Дальнейшее перемещение грузов уже не является объектом изучения логистики, так как оно становится частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопи­тельных устройствах технологического оборудования.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики.

Системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных техно­логий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком смысле слова логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация пере­мещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продук­ции, развитие и организация складского хозяйства).

Интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хране­ния и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посредни­ческих услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посред­ников в логистической системе. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к общей оптимизации.

Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими пото­ками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логисти­ческой системы интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы.

Результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение–производство–распределение–потребление», иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

В практическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит в уста­новлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центров возникновения потерь времени, нерацио­нального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.025 с.)