Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистические системы: понятия, основные черты, классификация

Поиск

Большинству реально функционирующих на практике логистических систем присущи основ­ные черты сложных (больших) систем, позволяющие применять к их анализу и проектированию системный подход, а именно:

сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными призна­ками, как наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложно организо­ванного управления; воздействие на систему большого числа стохастических факторов внешней среды;

иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления;

эмерджентность (целостность), т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функ­цию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

структурированность – это наличие определенной организационной структуры логисти­ческой системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять логистическая система, явля­ются:

♦ различные формы собственности и организационно-правовые формы;

♦ различия в характере и целях функционирования;

♦ различия в производственной мощности, уровне концентрации производства, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

♦ рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;

♦ экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;

♦ зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.

Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев логистической системы являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функцио­нальными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью логистической системы. Это значительно усложняет формирование управления в логистической системе и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий звеньев логистической системы.

На рис. 21 представлена классификация логистических систем. Согласно предлагаемой клас­сификации логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и мак-рологистические системы. Микрологистическая система – это определенная организация бизнеса, предназначенная для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

 

 

Рис. 21. Классификация логистических систем

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипро­изводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного произ­водства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к конечным потребителям.

Выделение базисных и ключевых логистических функций привело к появлению внешних логистических систем физического распределения (дистрибьюции), снабжения (закупок) и др. Соответственно в западной и отечественной экономической литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики. Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном пони­мании была реализована при появлении интегрированных логистических систем, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интег­рированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распре­делительной системе, при организации продаж готовой продукции потребителям и послепро­дажном сервисе.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы. На рис. 22 в укрупненном виде представ­лена схема микрологистической системы. Базисные логистические функции (снабжение, произ­водство, сбыт) реализуются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной струк­туры, которая включает в себя высший логистический менеджмент, осуществляющий коорди­нацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) пото­ками, и множество звеньев логистической системы. Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузо­перерабатывающими и т.п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учрежде­ниями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции. На рис. 22 показаны логистические функции, выполняемые звеньями логистической системы в процессах снабжения, производства и сбыта. Кроме прямых материальных потоков ресурсов и готовой продукции, на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), обра­зуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибьюции) и снабжения возвращаемой готовой продукцией, тарой, возвратными (вторичными) материальными ресурсами и отходами.

 

 

Рис. 22. Укрупненная схема микрологистической системы:
ЗЛС – звенья логистической системы; МР – материальные ресурсы; НП – незавершенное произ­водство; ГП – готовая продукция; ВМП – возвратные материальные потоки

 

Общая структура микрологистической системы, представленная на схеме (рис. 22), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости от степени охвата базисных логистических функций и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менед­жером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.

Макрологистическая система – это система, назначением которой не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса и которая создается на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Мак-рологистические системы могут быть классифицированы (см рис. 21) по нескольким признакам.

По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведом­ственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т.п. В западной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государ­ственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударст­венные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптими­зации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и соответственно формирования логисти­ческой организации и управления могут применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная вели­чина курсовой стоимости акций и т.п.

Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потре­бителей относительно качества продукции, сроков выполнения заказов, уровня логистического сервиса.

В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макроло­гистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.

С позиций общей теории управления, в частности по аналогии с автоматизированными систе­мами управления (АСУ), логистическую систему как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 23). При таком подходе в большинстве реально функционирующих логистических систем реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления.

 

Рис. 23. Представление логистической системы в качестве «следящей» системы управления:
, , С° – векторы параметров входных потоков; а – рассогласование; U – вектор управляющих воздействий на объект; V', R', С' – векторы параметров выходных потоков

Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выход­ные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и ограничениями, накладываемыми на управление в логистической системе.

Для поддержки процессов логистического управления в логистической системе обычно формируется комплекс подсистем, состоящий из информационного, организационного, экономи­ческого, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.012 с.)