Исторические предпосылки и этапы развития логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки и этапы развития логистики



Рассмотрим происхождение термина «логистика» (англ. – logistics). Большинство исследова­телей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». В Римской империи под логи­стикой понимались правила распределения продовольствия. Во времена византийского импера­тора Льва VI (866 – 912) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В частности, немецкий исследователь профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным обра­зом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт воен­ного похода, т.е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распреде­лением собственных вооруженных сил».

Далее, исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней. Первая связана с применением логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоре­тика XIX века барона А.А. Жомини (1779 – 1869), в которых он определял логистику как практи­ческое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с плани­рованием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел поня­тие «логистика» для нужд навигации. Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в задачах материально-технического обеспечения американской армии, дислоцированной в Европе, а также организации взаимодействия между поставщиками воору­жения и продовольствия, транспортом и войсками. Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646 – 1716). Данное значение термина было закреплено на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

Указанные две основные трактовки понятия «логистика» имеются в настоящее время практи­чески во всех европейских языках. В табл. 2 приведены в хронологическом порядке определения, взятые из некоторых словарей. Более подробный семантический анализ термина приведен в терминологическом словаре по логистике.

Таблица 2

Словарные определения термина «логистика»

Определение Источник
Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения Военный энциклопедический лексикон. – СПб., 1850
Математическая логика Словарь современного рус­ского литературного языка. Т. 1–17. – М.–Л., 1948–1965
Символическая логика, новейшая разновидность формалистиче­ской логики Словарь иностранных слов. – М., 1954
Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения Мюллер В.К. Англо-русский словарь. – М., 1963
Материально-техническое обеспечение, работа тыла; организация тыла и снабжения Ганшина К.А. Французско-русский словарь. – М.: Рус­ский язык, 1977
Тыл и снабжение, материально-техническое обеспечение, работа тыла Мюллер В.К. Англо-русский словарь. – М., 1990
Военная наука, связанная со снабжением, поддержкой и движением материалов и людей Webster's Desk Dictionary. – N. Y.: Portland House, 1990
Управление перемещением и материально-техническим обеспече­нием вооруженных сил. Один из четырех важнейших элементов военной науки (наряду с тактикой, стратегией и разведкой). Снаб­женческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий The Encyclopedia Americana. International Edition. V. 17. – Danbury: Grolier Inc., 1991
Наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и мате­риалов до производственного предприятия, внутризаводской пере­работки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требова­ниями последнего, а также передачи, хранения и обработки соот­ветствующей информации Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – M.: Экономика, 1995

Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логи­стика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. На рис. 1 представлена эволюция логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информаци­онными и финансовыми потоками, т.е. решения всего комплекса вопросов, связанных с процес­сами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до пред­приятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требова­ниями.

 

 

Рис.1. Эволюция логистики

 

В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов.

Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материаль­ными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспорти­ровке, складировании и т.п. Однако общие экономические условия, уровень развития технологии и менеджмента не способствовали проявлению феномена логистики.

Рассматриваемый период важен тем, что в нем были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести следующие факторы:

• возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;

• рост транспортных тарифов;

• появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

• развитие теории и практики военной логистики.

Данный период характеризовался активным развитием военной логистики, прежде всего в США. К началу 1950-х годов была в основном сформирована теория военной логистики. Практи­ческая значимость разработанных логистических подходов была доказана американской армией во время открытия второго фронта в годы Второй мировой войны, когда были успешно применены принципы единого управления и координации снабжения складирования и транспорта. Нельзя сбрасывать со счетов и опыт логистической координации работы тыла и транспорта, обеспечения снабжения и перемещения огромных воинских контингентов, осуществляемого советскими воен­ными специалистами в годы Великой Отечественной войны. Необходимо отметить появление в рассматриваемый исторический период первых логистических организаций и сообществ. Старей­шей организацией в США и в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в 1915 г.), преобразованная в 1967 г. в Национальную ассоциацию агентов снабжения.

Период с середины 1950-х по 1970-е годы западные специалисты называют периодом станов­ления (концептуализации) логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса. В то же время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможно­стями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений. Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объяс­няющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести:

• изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);

• давление фактора затрат на производство;

• прогресс в компьютерных технологиях;

• изменения в стратегиях формирования запасов;

• влияние военного опыта.

Эти факторы наиболее ярко проявились в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потреб­ности (конкурентных товаров).

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логи­стики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики. Эти попытки в основном исходили от университетских ученых и много­численных логистических организаций, ассоциаций и сообществ, возникших в разных странах.

Одна из наиболее авторитетных в мире логистических организаций – Национальный совет по менеджменту физического распределения (США), преобразованный позднее в Совет логисти­ческого менеджмента (СЛМ), в то время определял логистику следующим образом: «Логистика – широкий диапазон деятельности, связанный с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источника снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозиро­вание спроса, маркетинг и обслуживание потребителей».

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресур­сов. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями. К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная» революция, которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием совре­менных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики на Западе шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки–производство – дистрибьюция–продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затра­тами.
В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлета». Основными из них являются следующие:

1) революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

4) повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

5) рост партнерства и стратегических союзов;

6) структурные изменения в организациях бизнеса.

Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопут­ствующими информационными потоками. В 1985 г. СЛМ уточнил определение логистики следую-щим образом: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

В этом определении важны три момента. Во-первых, то, что логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. И наконец, в-третьих, впервые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распро­странившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция, взятая на вооружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела настоящий переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управ­ленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовле­творения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и обще­ства в целом.

Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших страте­гических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, и те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

1.3. Место логистики в современных методах управления
экономической деятельностью

Логистический подход приводит к регулированию материальных потоков. Эти потоки возникают: при производстве тех или иных изделий; при обеспечении этого производства необхо­димыми материалами, комплектующими изделиями и сырьем; при складировании готовой продукции, ее распределении и доведении до потребителя.

Однако такое регулирование может осуществляться лишь через управление величиной, направлением, возникновением, прекращением, периодичностью, последовательностью, а также другими параметрами следующих потоков ресурсов: людских; энергетических; информационных; финансовых.

Эти потоки также являются материальными, хотя их физическая природа отличается от природы исходных материалов, превращающихся в результате экономической деятельности в изделия, удовлетворяющие определенные потребности конечных пользователей.

Поэтому понятие логистики в более широком смысле можно трактовать как современную методологию и методику управления возникающими в процессе экономической деятельности потоками всех взаимосвязанных видов как единым целым.

Принципиальная структура логистической системы, осуществляющей управление потоками, понимаемыми в широком смысле, приведена на рис. 2.

В общем случае в соответствии с этой структурой логистическое управление распростра­няется на такие функциональные области, как: производство; запасы; движение грузопотоков; складирование и складская обработка; транспортирование материалов, сырья, комплектующих и готовых изделий; распределение изделий.

В существующей практике принят двоякий подход к логистике.

– материальные потоки; – информационные потоки

 

Рис. 2. Структура логистической системы

 

В одном случае логистика предусматривает разработку механизма и структуры управления движением материальных, информационных, финансовых и других потоков, то есть ограничи­вается выполнением функций планирования.

В другом случае логистика не ограничивается планированием и предусматривает процедуру реального управления, то есть осуществляет повседневную текущую деятельность по управлению.

В соответствии со структурой, приведенной на рис. 2, логистика (будь то на этапе планиро­вания или на этапе реализации производственно-предпринимательской деятельности) воздей­ствует на процесс маркетинговых исследований, на движение материальных ресурсов, на распре­деление изделий между потребителями, собственно на процесс производства, а также на админи­стративно-управленческую деятельность.

С одной стороны, логистика управляет основными направлениями и практическим проведе­нием маркетинговых исследований. С другой стороны, характер и методы проведения этих иссле­дований определяют структуру и функции логистического управления. Именно маркетинговые исследования могут оказать существенное влияние на затратные показатели экономической деятельности. Ими определяется номенклатурная и объемная специализация производственной деятельности.

 

Маркетинговые исследования определяют прогноз продаж и выбор структуры распределения. Номенклатурное планирование и определение целей обслуживания потребностей выявляют потребности в новых ресурсах и позволяют прогнозировать дополнительные издержки. Следует учесть, что при правильном анализе и организации производства и всей экономической деятель­ности изменение и расширение ассортимента изделий не обязательно должно вызвать рост издержек.

Маркетинговые исследования определяют требования к формированию заказов и услуг, оказываемых потребителю. При подобном анализе определяются такие требования, как желаемая срочность доставки и надежность выполнения договорных сроков, а также способность к немед­ленному удовлетворению спроса. Этим обусловливаются необходимость уменьшения времени транспортировки и возможность передачи заказа непосредственно потребителю в нужном месте, в нужное время и в требуемом количестве. Такие требования существенным образом влияют на структуру внешнего транспорта, на использование тех или иных его видов, на размещение транс­портных маршрутов.

С этой целью создается соответствующая информационная система. Информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и устройств для получения, хранения, передачи, актуализации, переработки и визуализации информации, отражающей состояние производственно-сбытовой системы и необходимой для управления движением матери­альных и иных потоков в течение всей экономической деятельности.

В соответствии с принципами логистики все управляющие решения, принимаемые на основе маркетинговых исследований окружающей рыночной среды и текущей информации о ходе эконо­мической деятельности, выражаются в воздействии на материальные потоки.

В конечном итоге логистическое управление – это осуществление воздействия и организо­ванность производственного процесса таким образом, чтобы при минимальных издержках наилучшим образом удовлетворять потенциальных потребителей и расширять их круг.

Производственный процесс контролируется логистической системой с двух точек зрения.
С одной стороны, в результате хода производства должны регулярно пополняться запасы готовой продукции. Самое главное, что при выполнении специальных разовых заказов, возникновение которых не поддается предварительному планированию, производство должно иметь возможность их удовлетворять.

При этом управленческие решения должны «работать» и в случае, если требуемая продукция является стандартной, и в случае, если она является модификацией стандартной продукции, и в случае, если она является особой и специализированной, предназначенной исключительно данному потребителю. С другой стороны, ход производственного процесса во многом зависит от материально-технического снабжения сырьем, запчастями, необходимыми для производства мате­риалами, специальным оборудованием, комплектующими изделиями, полуфабрикатами, упако­вочными материалами и др.

Логистическая система путем регулирования финансов и с использованием менеджерского управления контролирует материальные потоки, начинающиеся с создания необходимых матери­альных ресурсов и превращающиеся в готовые изделия, поступающие к потребителю как к конеч­ному пользователю вместе с полагающимися сервисными услугами. На этом пути материальные потоки подвергаются преобразованиям в процессе производства. Производственный процесс начинается с исходного сырья и незавершенного производства и заканчивается размещением готовой продукции на соответствующих складах.

Во время производства логистика распространяется как на процессы планирования и органи­зации производственной деятельности, так и на непосредственное управление собственно ходом производства.

В целом логистическое управление в ходе производства обеспечивает решение следующих вопросов:

– что именно и в каком объеме следует изготавливать собственными силами, а что следует закупать у поставщиков или у внешних продуцентов;

– как следует разместить заказы и спланировать складскую сеть;

– как осуществить выбор оборудования;

– как осуществлять производственно-календарное планирование и получать производствен-ные планы, пригодные для использования в качестве директивных документов;

– как осуществить выбор структуры и реализации внутренней транспортной системы и управ­лять ее функционированием;

– как осуществлять диспетчеризацию и производственный контроль, направленные на реали­зацию производственно-календарных планов;

– как создать систему складирования, управлять ею и осуществлять в процессе производства контроль уровней запасов;

– как осуществлять учет и управление запасами готовой продукции.

Таким образом, современное логистическое управление использует маркетинговую концеп­цию постановки и планирования производства изделий для осуществления практического управ­ления деятельностью фирмы или объединения фирм.

Следует отметить, что хотя концепция логистического управления, рассматривающего мате­риальные, информационные и иные потоки, проходящие через все этапы экономического процесса, как единое целое, является новой, практически эта концепция реализуется примени­тельно к каждой операции над отдельным элементом материального потока с помощью разнооб­разных, но проверенных практикой экономико-математических методов и моделей.

В сжатой форме логистическое управление потоками в процессе экономической деятельности изображено на рис. 3.

 

– движение материального и информационного потоков

Рис. 3. Логистическое управление потоками

Таким образом очерчивается место общей концепции логистического управления среди других традиционных методов исследования и управления, таких как администрирование, марке­тинг и традиционный менеджмент.

Однако логистику как систему методов и средств управления движением всех потоков, начи­ная от целеполагания и до удовлетворения запросов потребителей, принято разделять на отдель­ные функциональные области, в которых решаются конкретные, характерные именно для этих областей задачи.

Принято выделять следующие функциональные области логистики:

– логистика запасов;

– транспортная логистика;

– закупочная логистика;

– сбытовая (распределительная) логистика;

– логистика производственных процессов;

– логистика складирования;

– информационная логистика;

– логистика сервисного обслуживания;

– логистика финансов и менеджмента.

Сказанное выше дает возможность оценить то место, которое занимают принципы и методы логистики в общей концепции управления экономической деятельностью. Они не исключают традиционные методы управления, а развивают их, находя для каждого из них свою область эффективного применения, обобщают и вырабатывают для них процедуру совместного функцио­нирования, направленного на выбор и реализацию управленческого решения, оптимального с точки зрения общей поставленной цели.

Однако для реализации логистического управления должны быть приняты и конкретные организационные меры. Практически это выражается в следующем. В фирме создаются струк­турные подразделения, специализированные на логистической деятельности. Эти подразделения должны быть укомплектованы персоналом, обладающим необходимой квалификацией и несущим ответственность за принятие соответствующих решений и их последствия. Логистическая деятельность может осуществляться для каждой фирмы централизованно либо может быть рассредоточена в соответствующих подразделениях функциональных отделов.

В настоящее время в коммерческую практику фирм начал широко внедряться так называемый метод суммарных издержек. В соответствии с этим методом калькуляция расходов осуществ­ляется не по отдельным видам деятельности, а с ориентацией на конечный результат. Анализ общей величины затрат фирмы получил в литературе название «принцип одного зонтика».

Поэтому логистическое управление фирмой целесообразно осуществлять по матричному принципу. Матричная структура характеризуется управлением по двум направлениям: по верти­кали и по горизонтали. По вертикали осуществляется управление функциональными подразделе­ниями, выполняющими свою часть общей работы в соответствии со своей специализацией. По горизонтали осуществляется координация деятельности этих подразделений для достижения одной конкретной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.054 с.)