Тема 3. Эволюция и основные концепции логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Эволюция и основные концепции логистики



Н.Г. Плетнева

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

Конспект лекций

 

 

Специальность 080506 – Логистика и управление цепями поставок

 

Санкт-Петербург

 

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

Составитель

канд. экон. наук, доц. Н.Г. Плетнева

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Е.В. Будрина

 

Подготовлено на кафедре

логистики и организации перевозок

 

Одобрено научно-методическим советом специальности

080506 – Логистика и управление цепями поставок

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

© СПБГИЭУ, 2008


Содержание

Введение ………………………………………………………….  
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины ………………………...  
Тема 2. Понятийный аппарат логистики ……………………….  
Тема 3. Эволюция и основные концепции логистики ………...  
Тема 4. Функциональные области логистики и логистические функции (Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе) ……………………………………….    
Тема 5. Методологические основы и научная база логистики.  
Тема 6. Основы логистического менеджмента ………………...  
Тестовые задания по дисциплине ………………………………  
Заключение ……………………………………………………….  
Список литературы ………………………………………………  
Терминологический словарь ……………………………………  
Приложение Извлечение из рабочей программы дисциплины ………………………………………………………  

Введение

«Основы логистики» является общепрофессиональной дисциплиной, цель которой – формирование у студентов знаний о значении логистики в управлении предприятием, перспективах развития логистики и управления цепями поставок, понимания особенностей логистических процессов и основных терминов в логистике. Дисциплина способствует формированию начальных профессиональных знаний и является вводной для цикла специальных дисциплин и дисциплин специализаций.

Задачами дисциплины являются:

· Формирование системного представления о развитии российской и мировой логистики и управления цепями поставок (УЦП);

· Изучение сущности логистических процессов, происходящих в цепях поставок;

· Изучение теоретических основ логистики и УЦП, понятийного аппарата, принципов и основ методологии построения логистических систем и цепей поставок;

· Изучение основных функций логистики, базисных концепций, систем и технологий логистики и УЦП;

· Формирования понятия о межфункциональной и межорганизационной логистической координации, логистической стратегии;

· Изучение задач оптимизации ресурсов в логистической системе;

· Изучение основ логистического менеджмента, формирование понятия об интегрированном планировании логистики, администрировании логистических систем;

· Рассмотрение системы сбалансированных показателей логистики.

Рабочим учебным планом предусмотрены лекционные и практические занятия, форма контроля – экзамен.

Изучение дисциплины требует не только прослушивания лекций преподавателя и решения практических заданий в аудитории, но и самостоятельной работы студента. Данный конспект лекций является основой для организации самостоятельной работы при изучении дисциплины, поскольку, во-первых, не является исчерпывающим, во-вторых, включает контрольные вопросы и тестовые задания по темам. Кроме того, изучение отдельных вопросов дисциплины полностью планируются как самостоятельная работа.

Рабочая программа дисциплины предусматривает шесть тем, по каждой из них в конспекте лекций дается информация об основных знаниях, умениях, которые студент приобретет, изучив вопросы темы, приводятся вопросы для самоконтроля, в том числе примеры тестовых заданий.


Тема 1. Предмет и задачи дисциплины

Тема 1 является вводной, в ней не только определяются цели и задачи дисциплины, но и дается понятие объекту изучения всей дисциплины. Мы рассмотрим определения логистики как науки, сферы управленческой деятельности и инструмента повышения конкурентоспособности фирмы. В рамках темы 1 рассмотрим влияние логистики на деловую активность, конкурентоспособность фирмы, а также выясним, каковы перспективы логистики в нашей стране.

 

1) Логистика как фактор конкурентоспособности

Предназначение логистики – обеспечить получение продуктов и услуг там, где они необходимы, тогда, когда они требуются. Потребители привыкли.

Логистика охватывает и объединяет такие разнообразные виды деятельности как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складское хозяйство, грузопереработку, упаковку и др. Логистика создает добавленную стоимость, влияет на процентные ставки, на затраты на энергоносители, на наличие в стране определенных видов продукции, способность конкурировать на глобальных рынках.

Развитые страны расходуют сотни миллиардов долларов на логистику, причем на протяжении нескольких десятилетий сохраняется тенденция увеличения этих затрат (табл.1.1). На рис.1.1 показана доля затрат на логистику от ВВП, по рис.1.1 видно, что доля логистических затрат от ВВП в развитых странах находится в диапазоне от 10 до 13% и является важным компонентом ВВП.

Практически во всех странах значительная доля логистических затрат приходится на транспортную составляющую. Около 40 % логистических затрат приходится на содержание запасов. Сами запасы также имеют высокую стоимость, однако их доля в товарообороте и ВНП в развитых странах имеет тенденцию к снижению. Так, в США с 1959 г. по 1992 г. доля запасов в ВНП снизилась с 28 до 19%. В Российской Федерации аналогичный показатель имеет б о льшие значения с той же тенденцией. Так, с 1990 г. по 2001 г. доля запасов в ВВП снизилась с 47,4% до 20,9%.

Таблица 1.1

Логистические затраты[1]

Страна, регион Годы
1997, млрд. долл. 2000, млрд. долл. Рост в 2000 по сравнению с 1997,% 2002, млрд. долл. Рост в 2002 по сравнению с 1997, %
Бельгия     22,2   29,6
Великобритания     25,6   39,2
Дания     25,0   43,8
Германия     41,7   64,0
Греция     41,2   52,9
Ирландия     137,5   162,5
Испания     13,8   31,9
Италия     12,1   24,8
Нидерланды     22,0   36,6
Португалия     26,3   31,6
Франция     12,0   17,7
Европа     24,4   39,0
Северная Америка     19,8   16,2
Южная Америка     24,4   20,9
Тихоокеанский регион     36,3   45,8
Другие регионы     19,2   27,5
Всего в мире     25,4   32,1

 

По мнению специалистов (экспертная оценка), применение логистики позволяет:

· снизить уровень запасов на 30-50%;

· сократить время движения продукции на 25-45%;

· сократить повторные складские перевозки в 1,5-2,0 раза;

· сократить расходы на автоперевозки на 7-20%, на железнодорожные – на 5-12%.

Рис.1.1. Доля затрат на логистику в ВВП, %[2]

 

2) История возникновения логистики

Логистика в зарубежной и отечественной литературе трактуется по-разному, но большинство исследователей сходятся во мнении, что слово «логистика» появилось в Древней Греции как «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». До наших дней дошли две трактовки понятия логистики:

1 – Логистика – практическое искусство управление войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.

2 – Математическая логика. Такой термин использовался в трудах Лейбница. Это значение было закреплено за логистикой на философском конгрессе в Женеве 1904 г.

 

3) Объект и предмет управления и исследования в логистике

Сегодня в современный отечественный экономический лексикон достаточно быстро и прочно вошло понятие логистики, означая самостоятельный вид профессиональной деятельности, связанной с управлением, оптимизацией движения материальных, сервисных потоков и сопутствующих им финансов и информации. Логистика является молодой наукой, многие понятия и термины в которой уточняются.

Несмотря на продолжающуюся дискуссию по вопросам отдельных понятий и терминов логистики, можно констатировать, что в настоящее время в логистике сформировались важнейшие атрибуты науки, такие как объект и предмет исследования. Объектом исследования и управления в логистике являются материальные и сопутствующие им сервисные, информационные, финансовые потоки, предметом исследования – оптимизация ресурсов при управлении этими потоками в экономических системах.

Потоки как объекты управления в логистике принято разделять на основные и сопутствующие. Основными являются материальные и сервисные потоки, сопутствующими – информационные, финансовые и сервисные потоки.

Параметрами материального потока являются:

- номенклатура, ассортимент и количество продукции;

- габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

- физико-химические свойства;

- характеристики тары (упаковки);

- условия транспортировки и хранения;

- стоимостные характеристики и др.

Материальные потоки классифицируют по ряду признаков: по отношению к логистической системе (ЛС) различают внешние и внутренние материальные потоки (МП); по отношению к звену ЛС – входные и выходные (только внешние) МП; по номенклатуре – однопродуктовые и многопродуктовые МП; по ассортименту – одноассортиментные и многоассортиментные МП; по характеристикам груза в процессе перевозки – штучные, навалочные, наливные, тарно-штучные, тяжеловесные, легковесные, негабаритные и др.; по признаку непрерывности во времени – непрерывные и дискретные МП; по степени детерминированности – детерминированные и стохастические МП.

Финансовые потоки (ФП) классифицированы по отношению к ЛС (внешние и внутренние), назначению (ФП, обусловленные процедурами закупки, инвестиционные ФП, ФП, связанные с формированием материальных затрат в процессе производства, ФП, возникающие в процессе распределения и др.), по способу переноса авансированной стоимости (ФП при движении основных фондов и оборотных средств), по формам расчетов (наличные средства, безналичные расчеты, учетно-финансовые потоки), по видам хозяйственных связей (вертикальные и горизонтальные).

Информационные потоки (ИП) классифицированы по отношению к ЛС и звеньям ЛС (внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные), по виду носителей (на бумажных, магнитных носителях, электронные и др.), по времени возникновения и периодичности использования (регулярные, периодические, оперативные, on line, off line), по назначению информации (директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные), по степени открытости и уровню значимости (открытые, закрытые, коммерческие, конфиденциальные, простые, заказные), по способу передачи информации (курьер почтой, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс и др.).

Для закрепления материала по классификации потоков в логистике студенту предлагается выполнить задание 2 для самостоятельной работы.

 

4) Определения логистики

Логистику сегодня определяют как науку, процесс, концепцию и инструмент управления. Логистика – наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.

С позиций бизнеса, логистика – это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.

Полезно составить таблицу основных определений логистики, выполнив задание 1 для самостоятельной работы.

 

5) Перспективы развития логистики в России

Последние 10-15 лет характеризуются повышением внешнего фактора в развитии предприятий, глобализацией рынков, усилением взаимосвязанности не только отдельных фирм, но и национальных экономик, ростом удельного веса сферы услуг в валовом продукте, как промышленно развитых, так и некоторых развивающихся стран. На развитие логистики оказывают влияние следующие макроэкономические тенденции:

Во-первых, это продолжающийся рост объемов мировой торговли.

Во-вторых, следует отметить тенденции смещения центров экономической активности и увеличения количества потребителей.

В-третьих, важное значение приобретают отраслевые тенденции глобализации, приводящие к изменениям на уровне предприятий.

Российская Федерация находится на пути развития логистики. Несмотря на успешное внедрение логистического подхода на ряде предприятий, в целом логистика находится на низком уровне. Так, по данным Мирового банка, Россия находится на 99 месте по развитию логистики среди 150 государств мира[3].

Достижение показателей логистики российских предприятий до уровня развитых стран затрудняется по ряду объективных причин, некоторые из них приведены в табл. 1.2.

Российская логистика характеризуется региональной неравномерностью. Наибольшая концентрация терминалов, складских комплексов наблюдается в Москве и Московской области. На втором месте находится Санкт-Петербург. Во многих крупных городах страны, например, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске имеются один-два склада класса А, в ряде крупных городов нет складов такого уровня.

Неравномерность развития логистики разных регионов подтверждается данными о развитии транспортной системы. Например, рынок контейнерных перевозок характеризуется следующей региональной неравномерностью: наиболее развитыми являются порты Балтики; заметно стала снижаться доля дальневосточных портов; развивается небольшой сегмент рынка на юге страны; не полностью используются возможности северных портов.

Таблица 1.2

Основные сдерживающие развитие логистики факторы для
российских предприятий[4]

Фактор Характеристика фактора
Отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения продукции, наличие необоснованного количества посреднических структур - Посредники генерируют трансакционные издержки, превышающие первоначальную цену продукции в 2-2,5 раза; Экспортную продукцию в России в 2000 г производило около 2000 предприятий, а во внешнеэкономической деятельности по экспорту занято было 670 тыс. фирм, в итоге на одного производителя приходится в среднем 335 торговых посредников. - Число оптовых посредников в России составляет 0,05 предприятий на 1000 жителей, в США – - 1,9 предприятий на 1000 жителей, в Японии – 3,4 предприятий на 1000 жителей.  

Окончание табл.1.2

Фактор Характеристика фактора  
Отсталость транспортной инфраструктуры - Среднесуточная скорость доставки в Российской Федерации ниже в 5-6 раз, а доля продукции, доставляемой через терминалы меньше в 5-10 раз; - Средняя грузоподъемность магистрального автопоезда в России составляет 15 т, в США, Франции, Швеции – 25-30 т.; - Вынужденные простои грузового автотранспорта составляют 30-40% от времени транспортировки. Основная причина – недостаточно развитая инфраструктура на границе: из 146 пропускных пунктов в России только 25 работают в интенсивном режиме, через них проходит 60 % грузопотока; - Уровень контейнеризации грузопотока в России около 30 %, в то время как в Европе – 70 %.
Высокая степень износа подвижного состава и объектов инфраструктуры транспорта - Более 60 % парка автотранспортных средств, занятых в международных перевозках, не соответствуют европейским экологическим стандартам; - Свыше 720 железнодорожных мостов и туннелей отработали срок службы, 40 тыс. мостов и сооружений эксплуатируются с превышением нормативного срока службы; - 63 % морских судов из-за своего срока службы становятся нежелательными в зарубежных портах; - Более трети автодорог не отвечают современным требованиям.
Низкий уровень развития производственно - технической базы складского хозяйства - Четверть складов имеют площадь менее 500 м2; - На 12 % складов приходится две трети складских площадей. - Около 30 % основных фондов складского хозяйства физически и морально устарели.
Слабое развитие промышленности по производству современных видов тары и упаковки Из-за недостаточного обеспечения тарой и упаковкой и плохого ее качества ежегодно теряется около 40 % овощей и фруктов, более 3 % мороженой рыбы, около 1 млн. т мяса и молока.
       

 

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 1

1) Каково предназначение логистики?

2) Каким образом логистика сказывается на конкурентоспособности фирмы?

3) Какова структура затрат на логистику?

4) Каково происхождение слова «логистика»?

5) Дайте определение логистики как науки, практической деятельности, способа повышения конкурентоспособности фирмы.

6) Какое определение логистики из рассмотренных Вами наиболее полно соответствует ее сущности?

7) Что является объектом управления и исследования в логистике?

8) Какие потоки являются основными?

9) Какие потоки сопутствуют материальному потоку?

10) Какие потоки сопутствуют сервисному потоку?

11) По каким признакам можно классифицировать материальные, сервисные, финансовые и информационные потоки?

12) Что является предметом исследования в логистике?

13) Каковы сдерживающие факторы и перспективы логистики в России?

Задание 1 для самостоятельной работы (дополнительное):

Составьте перечень определений логистики по форме, представленной в табл.1.3.

Таблица 1.3

Форма и пример выполнения задания 1

Определение Источник Ключевые слова
Логистика – это научная дисциплина об управлении потоками в больших системах Плоткин Б.К. Основы логистики. – Л: ЛФЭИ, 1991. – с.30. Управление Потоки Большие системы

 

Задание 2 для самостоятельной работы (дополнительное):

Выполните классификацию потоков для логистической системы морского порта, автомастерской и супермаркета (выбор осуществляется самостоятельно). Ответ представьте в табличной форме (табл.1.4)

Таблица 1.4

Форма для выполнения задания 2

Название потока Признак классификации Вид потока Пример Параметры потока
         

 

Задание 3 для самостоятельной работы (дополнительное):

Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 1, согласовав тему презентации с преподавателем.

 

 

Тема 2. Понятийный аппарат логистики

Тема 2 посвящена терминологии логистики. Мы рассмотрим следующие основные понятия:

- логистическая система;

- логистические элементы и звенья;

- логистическая цепь;

- логистический канал;

- логистические операции и функции;

- функциональные области логистики;

- логистический цикл;

- «стороны» в логистике.

Мы обратим внимание на отличия между логистической системой и логистической цепью, логистической цепью и логитическим каналом; логистическими функциями и операциями, логистическими функциями и функциональными областями логистики. В рамках темы 2 мы рассматрим классификацию логистических систем по объектно-функциональному признаку и последовательности передачи материального потока.

Для закрепления навыков выделения функциональных областей логистики, логистических функций и операций рекомендуется выполнить задание 4 для самостоятельной работы.

1) Терминология в логистике

Логистическая система (ЛС) – это сложная, структурированная экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, сервисными и сопутствующими им потоками.

В процессе логистической деятельности выполняются действия, приводящие к изменению параметров потоков и неподлежащие декомпозиции в рамках поставленных задач управления, которые принято называть логистическими операциями (ЛО). Примером логистических операций являются: погрузка, разгрузка, перевозка, консолидация, хранение, разукрупнение, прием и передача заказа, расчеты с поставщиками, посредниками и потребителями и т.п.

Логистическая функция (ЛФ) – совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и степени управляемости логистики предприятия. Логистическими функциями являются управление процедурами заказов, транспортировка, управление запасами, закупка материальных ресурсов для производственной деятельности, поддержка производственных процедур, складирование, грузопереработка, поддержка возврата продукции и др.

Логистические функции разделяют на ключевые и поддерживающие. Ключевые логистические функции: поддержка стандартов качества, закупка материальных ресурсов, транспортировка, управление запасами, управление процедурами заказов, поддержка производственных процедур, информационно-компьютерная поддержка. Поддерживающие логистические функции: складирование, грузопереработка, защитная упаковка, прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материальных ресурсов, поддержка возврата продукции, обеспечение запасными частями и сервисом, сбор и утилизация возвратных отходов.

В отечественной литературе принято выделять функциональные области (сферы) логистики, которые в силу особенностей разных сторон деятельности предприятия объединяют логистические функции. Функциональными областями логистики являются снабжение, поддержка производства и распределение.

На рис.2.1 приведена схема микрологистической системы предприятия, на которой показаны основные функциональные области логистики, виды потоков, проходящих внутри логисти-


Рис. 2.1 Схема микрологистической системы[5]


ческойсистемы, а также основные логистические функции, которые выполняются в каждой из сфер логистики предприятия.

Логистическая цепь (ЛЦ) – упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьютеров, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального или сервисного потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя.

Логистические цепи анализируются и проектируются внутри функциональных областей логистики. В снабжении логистическая цепь связывает поставщика материалов и производителя продукции; в распределении – производителя продукции и потребителя; в производстве формируются логистические цепи по доведению материального потока со склада мате- риалов и комплектующих до склада готовой продукции. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя[6]. Примеры логистических цепей для разных функциональных областей логистики предприятия приведены на рис.2.2.

Логистический канал (ЛК) – упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков до конечных потребителей, а также сопутствующий сервис. Признаками выделения логистического канала являются характеристики конкретного продукта и/или ассортимента, сегмент рынка, промышленная (транспортная) упаковка, вид и размер грузовой единицы.

Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети.

Логистическая сеть (ЛС) – полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по основным и сопутствующим потокам в рамках логистической системы. Пример логистической сети приведен на рис. 2.3.

Одним из основных понятий, необходимых для интегрированного рассмотрения операций снабжения, производства и распределения, является логистический цикл (цикл выполнения заказа или функциональный цикл), под которым понимается промежуток времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции или сервиса конечному потребителю. Логистический цикл, как правило, включает время передачи, обработки, размещения, производства и/или комплектования, транспортировки заказа и время приема товара потребителем. Каждый из этих этапов требует затрат времени.

 

а) Логистическая цепь для области логистики - снабжение

б) Логистическая цепь для области логистики – распределение

в) Логистическая цепь для области логистики – производство

Рис.2.2 Примеры логистических цепей

 

 

2) Классификация логистических систем

Логистические системы принято разделять на микро- и макрологистические. Микрологистические системы классифицируют по объекту управления и специализации(системылогистики промышленных, торговых, сервисных и других предприятий) и по сектору бизнеса и мощности и концентрации капитала (системы сектора В2В, сектора В2С, системы холдингов, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, группы предприятий одной или нескольких отраслей). Макрологистические системы классифицируют по административно-территори-


Рис.2.3 Пример логистической сети промышленного предприятия[7]


альному (районные, городские, региональные, национальные, международные системы) и по объектно-функциональному признакам (отраслевые, ведомственные, межотраслевые и т.п. логистические системы).

В зависимости от последовательности передачи материального потока различают три вида логистических систем: системы с прямыми связями (рис.2.4 а); эшелонированные системы (рис.2.4 б); системы с гибкой связью (рис.2.4 в).

 

а) Система с прямыми связями

б) Эшелонированная система

в) Система с гибкой связью

Рис.2.4 Виды логистических систем

 

3) Декомпозиция логистической системы на подсистемы, звенья и элементы

Для целей исследования и проектирования логистическая система может быть разделена на подсистемы, звенья и элементы. Подсистема логистической системы – выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность звеньев и элементов ЛС, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса предприятия.

Звено логистической системы(ЗЛС) – некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект (подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие), выполняющий свою локальную цель, связанную с реализацией одного или нескольких видов логистической деятельности. Звенья одной логистической системы объединены единым управлением логистическим процессом. Звеньями логистической системы являются поставщики, производители, потребители и логистические посредники.

Элемент логистической системы – это неделимая в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы часть звена логистической системы.

 

4) Три стороны в логистике предприятия.

Промышленные или торговые предприятия, которые формируют логистическую систему, называют центральной компанией, по отношению к которой первой и второй сторонами являются поставщики и потребители, а третьей стороной – логистические посредники.

Основными логистическими посредниками для фирмы-производителя или торгового предприятия являются перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы, склады общего пользования и др. Основные логистические посредники выполняют одну или комплекс логистических функций. Вспомогательные логистические посредники – это страховые компании, таможенные брокеры, сюрвейеры, банки, охранные фирмы и т.п.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 2

1) Дайте определение логистической системы.

2) Что такое логистическая цепь и логистический канал, каково отличие между ними?

3) Что такое логистическая операция и логистическая функция, чем они отличаются друг от друга?

4) Как классифицируются логистические функции?

5) Приведите примеры логистических функций и выполняемых в их рамках логистических операций.

6) Что такое функциональная область логистики, каково ее отличие от логистической функции?

7) Назовите функциональные области логистики, какие логистические функции выполняются в рамках функциональных областей?

8) Что такое логистическая сеть?

9) Что такое логистический цикл?

10) Как классифицируются макро- и микрологистические системы?

11) Дайте характеристику процессов, протекающих в рамках макро- и микрологистических систем.

12) Как классифицируются логистические системы в зависимости от последовательности передачи материального потока?

13) Назовите уровни декомпозиции логистической системы, дайте им определение.

14) На какие подсистемы можно разделить логистическую систему?

15) Назовите стороны логистики.

16) Какие функции выполняют логистические посредники?

17) Дайте характеристику эволюции логистических посредников.

 

Задание 4 для самостоятельной работы (дополнительное):

Составьте схему логистической системы морского порта, автомастерской, супермаркета или иного предприятия, выделив функциональные области логистики, укажите ключевые и поддерживающие логистические функции, выполняемые в каждой из функциональных областей логистики. Для каждой логистической функции составьте перечень логистических операций (ответ можно представить в табличной форме).

Задание 5 для самостоятельной работы (дополнительное):

Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 2, согласовав тему презентации с преподавателем.

 

Заключение

 

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь системное представление о развитии российской и мировой логистики и УЦП;

понимать сущность логистических процессов, происходящих в цепях поставок;

знать:

· теоретические основы логистики и УЦП, понятийный аппарат, принципы и основы методологии построения логистических систем и цепей поставок;

· основные функции логистики, базисные концепции, системы и технологии логистики и УЦП;

· задачи оптимизации ресурсов в функциональных областях логистики, отдельных логистических функциях и цепях поставок в целом;

· задачи межфункциональной и межорганизационной логистической координации.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

· определять виды и параметры потоков;

· выделять функциональные области, логистические функции и операции в логистической системе предприятий разных отраслей;

· ставить задачи оптимизации ресурсов в логистических системах и цепях поставок;

· оценивать и производить выбор логистического посредника;

· определять влияние логистики на экономические показатели деятельности предприятия.

владеть специальной терминологией и лексикой логистики.

При изучении дисциплины применяется шкала балльной оценки.

Всего: 100 баллов.

В течение семестра студент должен набрать 60 баллов.

На экзамене студент может набрать 40 баллов.

Для перевода балльной оценки в традиционную применяется шакала:

0-40 баллов – 2;

41-70 баллов – 3;

71-90 баллов – 4;

91-100 баллов – 5.

Примерное распределение баллов по видам работ студента и формам текущего контроля:

Вид работы студента, форма контроля знаний Обязательное количество баллов Дополнительное количество баллов
Тестирование на лекциях   -
Контрольно-проверочные работы   -
Расчетные задания, самостоятельная внеаудиторная работа студента    
Оценка самостоятельной аудиторной работы студента - до 2 за одно занятие
Посещение лекций - 0,5 за одну лекцию
Итоговое тестирование - до 40
Участие в конференции   до 10
Всего в течение семестра   до 118
Теоретические вопросы экзаменационного билета   -
Тестовые задания экзаменационного билета   -
Задача экзаменационного билета   -
Всего на экзамене   -
Итого   до 118

 

После суммирования полученных при изучении дисциплины и на экзамене баллов определяется рейтинг студента по дисциплине. В распределение баллов могут вноситься коррективы.

 


Список литературы

Основная литература:

1. Логистика: Учеб. пособие/ Под ред. Б.А. Аникина. – М.: 2005, - 352 с.

2. Модели и методы теории логистики./ Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2007 – 448 с.

3. Степанов В.И. Логистика: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 488 с.

 

Дополнительная литература:

4. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.

5. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. – 640 с.

6. Джонсон Дж. и др. Современная логистика, 7-е издание. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 – 624 с.

7. Корпоративная логистика. 300 ответов профессионалов / Под общей и научн. ред. В.И. Сергеева – М.: ИНФРА-М, 2004. – 976 с.

8. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Пер. с англ. под общ. ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2005. – 316 с.

9. Сковронек Ч., Сариуш-Вольский З. Логистика на предприятии: Учеб.-метод. пособие: Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2004.- 400 с.

10. Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2005, 797 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.15 с.)