Логистическая концепция организации торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логистическая концепция организации торговли



Логистика представляет собой научную и практическую деятельность по управлению потоковыми процессами (материальными и сопутствующими – информационными и финансовыми) с целью минимизации совокупных затрат и удовлетворения запросов потребителей.

Деятельность компании на принципах логистики предполагает оптимизацию всей совокупности процессов, при этом не исключается, что для отдельных составляющих процессов будет иметь место определенное ухудшение этих показателей.

Принципы логистики:

1) принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления перемещением сырья, материалов и готовой продукции в рамках производственно-сбытовой системы;

2) принцип обратной связи – в соответствии с ним цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка;

3) принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы;

4) принцип гибкости предполагает высокую степень приспосабливаемости компании к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей;

5) надежность поставки предполагает создание таких условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятий необходимыми материальными ресурсами и безусловное выполнение графика поставок готовой продукции;

6) принцип общих затрат означает учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической цепи. При этом критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем;

7) принцип компьютеризации – все производственно-сбытовые функции и процесс товародвижения в целом должен выполняться с максимальной степенью автоматизации.

На предприятиях, функционирующих на принципах логистики, в основном применяется две формы организации логистических служб – централизованная и децентрализованная.

При варианте централизованной организации служба логистики торгового предприятия отвечает за закупку товаров, организует движение материальных потоков, отправляемой потребителям. При такой организации служба (управление) логистики включает целый ряд подразделений (снабжения, сбыта, транспорта, складское хозяйство) и подчиняется директору.

При децентрализованной организации типичная схема предусматривает наличие отдельных подразделений снабжения, сбыта и т.д., их самостоятельную ответственность за выполняемый круг функций. В этом случае для координации деятельности отдельных подразделений по управлению материальными потоками вводится должность логистического менеджера, исполнительного директора по логистике, либо на самых ранних стадиях развития логистики эту координацию реализует само руководство предприятия.

Все эти службы реализуют логистические функции – то есть, укрупненные группы логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. В современной логистике различают две основные группы функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции связаны с выполнением конкретных операций в процессе продвижения материального потока от источника возникновения до конечного потребителя. К их числу относятся:

- управление движением сырья, материалов и комплектующих изделий от поставщика до пункта потребления;

- управление уровнем товарных запасов через контроль движения материальных потоков по всем стадиям торгового процесса и перемещения готовой продукции;

- управление движением готовой продукции от поставщика до потребителя.

Причем при реализации этих функций в рамках логистики частные цели и критерии эффективности их достижения должны быть производными от общей цели и общей эффективности всей логистической цепи.

Для следования концепции логистики оперативные функции управления должны быть дополнены координационными:

- выявление и анализ потребностей в закупаемой продукции;

- анализ рынков, на которых действует предприятие;

- прогнозирование развития потенциальных рынков;

- обработку данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует. Действует и неразрывная связь логистики торговой компании также с финансовыми службами предприятия, его транспортными и другими подразделениями.

Таким образом, логистика занимается состыковкой двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием предложения.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной семью правилами логистики («7 Н» или «7R»).

В современной экономике развитие логистики на различных предприятиях находится на разных стадиях или уровнях. Различают четыре последовательных уровня развития логистических систем:

- первый уровень развития логистики характеризуется интеграцией хранения готовой продукции и её транспортировки;

- второму уровню характерно управление потоком производимых предприятием товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя;

- системы логистики третьего уровня контролируют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя продукции;

- логистические системы на четвертом уровне развития интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов.

В индустриально развитых странах распределение уровней развития логистики по компаниям неодинаково. Обследование 500 крупных западноевропейских компаний 30-ти различных отраслей экономики показало, что на первом уровне развития находится 57% обследованных фирм. На втором уровне – 20%, на третьем и четвертом уровнях – 23% компаний.

В России большинство предприятий, применяющих логистику, находятся, скорее всего, на первом, максимум – втором уровнях её развития.

Логистика торговой компании предполагает реализацию ряда функций:

· Функции отдела логистики торговой компании в области закупок товарных ресурсов: анализ рынка поставщиков (в части транспортировки, упаковки, сроков, графиков поставок); участие в выборе поставщиков; участие в осуществлении закупок; контроль поставок; подготовка бюджета закупок.

· Функции отдела логистики торговой компании в области транспортировки: принятие решения по организации собственного парка транспортных средств (пример расчета целесообразности создания собственного АТП); выбор вида транспорта; выбор перевозчика; разработка кольцевых маршрутов (практические приемы); расчет стоимости перевозки грузов; учет издержек транспортного средства; оценка показателей работы транспорта отдела торговой компании.

· Функции отдела логистики торговой компании в области управления запасами: определение параметров заказа; расчет норм запасов: текущего, страхового, сезонного; работа с неликвидами; выбор системы контроля состояния запасов; стандартизация систем управления запасами; оценка показателей, характеризующих работу с запасами в торговом предприятии.

· Функции отдела логистики торговой компании в области продаж: выбор логистического канала и логистической цепи; управление сервисом продаж; организация централизованного товароснабжения.

· Функции отдела логистики торговой компании в области складирования: принятие решений по развитию и размещению складов торговой компании; проектирование и стандартизация технологического процесса на складе; принятие решений по способу выполнения отдельных операций технологического процесса на складе; организация труда на складе; расчет потребности в площади, технических и трудовых ресурсах склада; рационализация планировки склада; оценка показателей работы склада.

Таким образом, в отличие от традиционного подхода (ориентация на минимизацию затрат на каждом этапе производственно-сбытового цикла) логистическая концепция направлена на минимизацию совокупных затрат.

Концепция общих затрат в физическом распределении заключается в возможности перегруппировать затраты в дистрибуции так, что общий их уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится.

Например, переключая перевозки товаров с автомобильного транспорта на воздушный, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий их уровень в распределительной сети уменьшится.

Использование такой концепции общих затрат позволяет участникам логистической цепи (поставщикам, посредникам, потребителям) достигнуть общего экономического эффекта, превосходящего сумму отдельных эффектов.

Одно из важных преимуществ развития компании на основе логистической концепции заключается в управлении системой бизнеса в целом и повышении уровня взаимодействия и координации звеньев логистической цепи.

Деятельность компании на рынке обусловливается ее основной целью – миссией, определяющей ее деловую активность, поведение на рынке и ведущей к ее финансовому благополучию и стабильности.

Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.

Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов.

Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса.

Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности людей.

Факторами развития логистики в торговой деятельности выступают:

I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя[3]

К началу 60-х годов на Западе (в России в 90-х гг.) начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

Поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

Повышение требований к качеству процессов реализации продукции (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

III. Научно-технический прогресс (НТП) в области средств связи и информатики

Важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:
- создание и массовое использование ЭВМ;

- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств передачи данных:

- разработка стандартов передачи информации;

- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

IV. Разработка теории систем и теории компромиссов

Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников логистической цепи.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

V. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

До 1980-х гг. международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах.

Создавались международные распределительные центры, происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов. С начала 2000-х гг. Россия начала активно включаться в вышеперечисленные интеграционные процессы.

Тенденции развития логистики в торговле

Для руководителей большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны. В то же время они используются лишь в отдельных случаях, однако в условиях сегодняшнего кризиса оптимизация затрат на основе логистического подхода приобретает все большую значимость.

В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса.

Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.

Советом логистического менеджмента США было дано следующее определение логистики: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

Логистика – это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании.

По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов на 30 – 70%.

Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила «7R» или «7Н»:

1R (right product) – нужный товар;

2R (right quality) – необходимого качества;

3R (right quantity) – в необходимом количестве;

4R (right time) – в нужное время;

5R (right place) – в нужное место;

6R (right customer) – нужному потребителю;

7R (right cost) – с требуемым (необходимым минимальным) уровнем затрат.

Сущность классического определения общих целей функционирования логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.

Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности.

Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа. Одной из важнейших задач логистического менеджмента в компании является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

В основе логистического управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес-компании в данном ракурсе открывает множество преимуществ.

Руководство получает возможность увидеть, насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании. Эффективное использование принципов и методов логистики позволяют руководству компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.

Внедрение логистического управления позволяет также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. В центре внимания системы логистического управления торгового предприятия должен находиться процесс выполнения заказов потребителей.

Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании.

Контроль над всей цепочкой создания стоимости является также одним из эффективных способов минимизации затрат на взаимодействие. Это способствовало к созданию вертикально интегрированных компаний.

Вертикальная интеграция обеспечивает возможность контроля над всей цепочкой создания добавленной стоимости. Применяется так называемая «закрытая» корпоративная организационная структура, не позволяющая внешним компаниям предложить более эффективные решения для отдельных звеньев этой логистической цепи. Таким образом, снижается уровень затрат на взаимодействие.

Для сохранения конкурентоспособности на рынке компании рекомендуется выбрать либо глобальный масштаб деятельности, приводящий к значительному снижению уровня затрат на единицу продукции, либо глубокую специализацию, позволяющую быть только одним из элементов в цепочке создания стоимости – но лучше всех.

Наблюдается тенденция преобразования системы бизнес-связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или так называемых сетей. Альянсы снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.

Наиболее действенным является способ снижения себестоимости продукции путем сокращения непроизводительных расходов на различных этапах логистического процесса.

Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети существует много возможностей для успешного развития торгового бизнеса. Одним из перспективных направлений является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей.

Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят:

- сократить общие затраты распределительной системы;

- оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей;

- сократить количество торговых посредников до оптимального уровня;

- повысить уровень обслуживания как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.

Задача эффективного распределения продукции, прежде всего, волнует владельцев крупных дистрибьюторских, оптовых торговых и производственных компаний. Обычно функцию планирования и реализации распределения продукции возлагают на службы логистики, департаменты операций и т.д.

Специалисты данных подразделений обрабатывают заказы с торговых складов, определяют необходимое количество транспортных средств, порядок объезда складов, заказывают автомобильные транспортные средства, контролируют осуществление развоза продукции, организуют работу складов и др.

Задача, решаемая руководителями данных подразделений, формулируется довольно просто: «Минимизировать расходы на распределение продукции при сохранении требуемого уровня качества обслуживания потребителей».

Одно из важных преимуществ развития компании на основе логистической концепции заключается в управлении системой бизнеса в целом и повышении уровня взаимодействия и координации звеньев логистической цепи.

Внедрение концепции логистики позволяет:

- гармонизировать внутренние бизнес-процессы компании, повысить эффективность деятельности функциональных подразделений;

- сократить затраты и уменьшить себестоимость продукции;

- увеличить количество потенциальных и фактических потребителей, удержать и расширить рынок сбыта;

- повысить качество обслуживания заказов потребителей, укрепить репутацию и авторитет компании;

- повысить конкурентоспособность компании в условиях жесткой конкуренции на рынке.

Применяя логистические методы для закупок, производства и распределения продукции, можно добиться существенного снижения уровня общих затрат.

Это способствует снижению конечной стоимости продукции, что, в свою очередь, обеспечит доступность нужного товара по нужной цене в нужном количестве в нужном месте в нужное время для нашего потребителя.

Направления оптимизации логистики в компании:

— создание эффективных организационных структур;

— оптимизация складского хозяйства;

— построение системы управления запасами;

— рационализация использования транспорта;

— оптимизация закупочной деятельности;

— постановка системы учета и сквозного планирования в логистической системе;

— решение проблем логистики с помощью информационных технологий.

Логистический рынок в регионах становится все более цивилизованным, что объясняется расширением присутствия в регионах крупных западных компаний. Следует отметить, что в складском сегменте, в строительстве современных терминалов, в активности девелоперов как в Москве, так и в регионах наблюдается настоящий бум. При этом до кризиса для клиентов логистических компаний все более важными становились качество и сервисные характеристики, а не стоимость услуг. Причем эта тенденция была характерна даже для регионов, где раньше клиенты были очень чувствительны к цене. У них возникала потребность в комплексе дополнительных сервисов таких, как отслеживание доставки, подтверждение о доставке по SMS, упаковка, online-мониторинг отправления. Все больше компаний предпочитают передавать управление логистикой на аутсорсинг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.58.213 (0.054 с.)