Торговое обслуживание покупателей: формы, основные критерии и показатели оценки его эффективности. Мониторинг услуг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговое обслуживание покупателей: формы, основные критерии и показатели оценки его эффективности. Мониторинг услуг.



Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует покупателей и продавцов по вполне закономерным причинам. Растет материальное благосостояние людей среднего класса, повышается их культурный уровень, выделился слой довольно зажиточных людей, и в этих условиях вполне естественно желание покупателей приобретать необходимые, качественные товары при качественном обслуживании. Кроме того, качество торгового обслуживания является инструментом в конкурентной борьбе. Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется качеству торгового обслуживания, так как от него зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.

Торговое обслуживание — это, с одной стороны, обслуживание потребителей, предоставление услуг, непосредственно направленных от человека к человеку, а с другой — это обслуживание материального характера, которое направлено не на человека, а на перемещение товаров и косвенно воздействует на население, как на потребителей в целом, так и конкретно на каждого человека.

В зависимости от места приобретения товара различают:

· магазинную форму продажи (в стационарных магазинах с применением методов самообслуживания, через прилавок, салонную, по образцам, по предварительным заказам и с открытой выкладкой);

· внемагазинную форму продажи (при прямых контактах или при дистанционной торговле – по почте, по каталогам, интернет-торговля, прямые продажи, торговля через автоматы).

Под качеством торгового обслуживания подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных условий для выбора и приобретения товаров населением и оказание предусмотренных услуг. Качество торгового обслуживания зависит от уровня культуры торгового персонала, от степени его профессионализма, знания персоналом магазинов психологии покупателей.

Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных и качественных услуг. Качество торгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятия оценивается системой показателей (Таблица 1).

Таблица 1 - Система показателей оценки качества обслуживания

Показатель Способ оценки
Устойчивость и широта ассортимента Коэффициент стабильности данного товара за определенный отрезок времени
Соблюдение технологии обслуживания покупателей Соответствие фактической технологии обслуживания нормативам определенного типа магазина или корпоративным стандартам обслуживания
Издержки потребления Средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания в часы пик (мин.)
Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников Уровень профессиональной подготовки работников, оцениваемый на основании оценки профессиональной подготовки продавцов и материалов аттестации
Организация торговой рекламы и информации Качество оформления витрин, выкладка товаров, правильное оформление ценников и информации о товарах
Предоставление покупателям услуг Количество видов торговых и других услуг, оказываемых покупателям и их соответствие предусмотренным стандартам предприятия
Завершенность покупки Доля покупателей совершивших покупку в общей численности покупателей, проявивших интерес к товару (за определенный отрезок времени)
Качество обслуживания по мнению покупателей Оценка качества торгового обслуживания по мнению покупателей на основании анкетного опроса

 

1. Устойчивость и широта ассортимента товаров. Покупатели предпочитают посещать магазины, предоставляющие ему самый широкий ассортимент товаров, расположенные по пути движения покупательских потоков. Продовольственные товары, как правило, приобретаются по дороге домой. Это обстоятельство следует учитывать при определении ассортиментного перечня в магазинах различной специализации. От устойчивости и полноты ассортимента во многом зависит время, которое затрачивается покупателем для приобретения необходимого товара. Полнота и стабильность ассортимента способствуют популярности магазина, росту сбыта, валовых доходов и прибыли.

2. Соблюдение технологии обслуживания покупателей, предусмотренной согласно типу, стандарту, лицензией и т.д. Основополагающими требованиями рациональной технологии торгового обслуживания являются: своевременность приемки товаров, тщательность подготовки их к продаже, рациональность размещения в соответствии с особенностями товаров, пополняемость товарного запаса в соответствии со спросом покупателей, соблюдение условий хранения и продажи товаров, организация доставки товаров покупателю.

3. Издержки потребления отражают затраты времени покупателя на приобретение товара. Их можно классифицировать следующим образом: затраты времени на дорогу в магазин и обратно; затраты времени на повторное посещение магазина или других магазинов в случае отсутствия необходимого товара; затраты времени на ожидание, ознакомление, с товаром и его отбор; расчет за покупку и получение выбранного товара.

Чем шире ассортимент, тем больше времени занимает ознакомление и выбор товара. Вместе с тем по мере изучения технических средств рекламы и организационных форм показа товара, а также повышения качества консультаций время, затрачиваемое на выбор товара, уменьшается. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очередях более пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не совершив нужной покупки. В результате покупатель теряет время, а магазин доходы, что снижает прибыльность магазина.

4. Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников. Здесь следует оценить знание продавцом товара, его полезности; знание правил эксплуатации товара и способов его потребления; тонкое понимание психологии покупателей; искусство демонстрации и предложения товаров; умение рекламировать товар и предложить сопутствующие и взаимозаменяемые товары; скорость обслуживания; вежливость и уважение по отношению к покупателю.

5. Организация торговой рекламы и информации, которые помогают покупателю выбрать товар или услугу, ориентироваться в торговом зале. Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности, получение необходимой покупателю консультации оказывают помощь покупателю не только в выборе товаров, но и способствуют сокращению издержек потребления.

6. Предоставление покупателям дополнительных услуг.

7. Завершенность покупки, которая напрямую связана с уровнем сервисного обслуживания.

8. Мнение покупателей об уровне торгового обслуживания. Это обобщающий показатель. Оценка осуществляется путем опросов покупателей, периодичность которых определяется типом магазина и целью опроса.

В последнее время наблюдается активный рост торговых сетей. В случае, когда сеть насчитывает несколько десятков, а то и сотен торговых точек, руководству очень сложно следить за уровнем и качеством торгового обслуживания. Одним из распространенных методов мониторинга и оценки качества обслуживания является метод «тайный покупатель».

Для сбора информации используются специально подготовленные люди (тайные покупатели), осуществляющие проверки от лица потенциальных/реальных клиентов и детально докладывающие о результатах проверок. Для объективности проверок оценка каждой торговой точки проводиться несколько раз (2-3) в месяц, по итогам выводится средний балл, дающий объективную оценку качеству торгового обслуживания на предприятии.

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности хозяйствующих субъектов. Типы розничных рынков.

Одним из законодательных документов, определяющим требования к организации и осуществления торговой деятельности является Федеральный закон №381-ФЗ «об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно данному документу:

· Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

· Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая или розничная);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

· В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них, то хозяйствующие субъекты обязаны следовать этому требованию.

Еще одним важным документом является санитарно-эпидемиологические требования.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов

Документ разработан с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно - эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно - техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.

Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Все субъекты, вступающие в деловые отношения по вопросам купли-продажи товаров, находятся в рамках рынка.

Рынок – это совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

По территориальному признаку:

1. местный;

2. региональный;

3. национальный;

4. мировой.

· По субъектам, вступающим в обмен:

1. рынок потребителей;

2. производителей;

3. промежуточных продавцов;

4. государственных учреждений.

· По объектам обмена:

1. рынки средств производства;

2. рынок товаров и услуг;

3. финансовый рынок;

4. рынок интеллектуальной собственности

· По степени конкуренции:

1. конкурентный (совершенная конкуренция);

2. с монополистической конкуренцией;

3. олигопольный;

4. монополия.

· С учётом ассортимента:

1. замкнутый;

2. насыщенный;

3. смешанный.

· По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный);

2. нелегальный (теневой);

3. черный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»).

· По степени насыщенности:

1. равновесный (спрос = предложение);

2. дефицитный (спрос > предложение);

3. избыточный (спрос < предложение).

· По степени развитости экономической свободы:

1. свободный;

2. регулируемый.

· По характеру продаж:

1. оптовый;

2. розничный.

Все розничные ринки можно классифицировать следующим образом:

Универсальный рынок - это розничный рынок, на котором менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Специализированный рынок - это розничный рынок, на котором восемьдесят и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Сельскохозяйственный рынок - специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации.

Сельскохозяйственный кооперативный рынок - сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.039 с.)