Товародвижение: понятие, цель, основные участники, принципы и факторы, определяющие рациональность процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товародвижение: понятие, цель, основные участники, принципы и факторы, определяющие рациональность процесса



Товародвижение – процесс доведения товаров от предприятий-производителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей.

Он включает не только физическое перемещение товаров, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

Рациональная организация процесса товародвижения – одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производителей до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Факторы, влияющие на организацию процесса товародвижения:

1) производственные:

- размещение производства;

- специализация производственных предприятий;

- сезонность производства отдельных товаров.

2) транспортные:

- состояние транспортных путей сообщения;

- виды транспорта, используемые для перевозки товаров;

- дорожные коллапсы др.

3) социальные:

- расселение населения;

- уровень денежных доходов населения и т.д.

4) торговые:

- размеры, специализация и размещение предприятий торговли;

- степень сложности ассортимента товаров и их свойства;

- уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В основу рациональной организации процесса товародвижения положено соблюдение следующих основных принципов:

- применение кратчайших путей движения товаров. Движение товаров из мест производства в места потребления должно осуществляться кратчайшими путями, что обеспечивает прохождение ими наименьшего пути от и производителя до потребителя, ускорение процесса воспроизводства и наименьшие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые предприятия;

- установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская. Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному;

- выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование. При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование; учитываются также расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

- широкое применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, существенно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Так, расходы на доставку и реализацию 1 т груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Кроме того, использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 – на транспорте и предприятиях поставщиков. Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения;

- постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения. Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

5.9. Торгово-технологический процесс и технологические операции: содержание, признаки, структура процесса, инновации в области их механизации и автоматизации

Торгово-технологический процесс – это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины, применяемых форм продажи различают следующие схемы торгово-технологического процесса (рис. 1а; рис.1б; рис.1в).

 
 

 

 


Рисунок 1 - Схемы торгово-технологического процесса в магазинах

Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (исключением могут специализированные магазины). Как правило, действуют одновременно все схемы.

Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи – обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. Для осуществления основной операции торгового процесса – продажи товаров, необходимо выполнение вспомогательных операций торгового и технологического процессов. К ним относятся:

1. Приемка поступивших в магазин товаров. Приемка начинается с разгрузки транспортных средств с использованием различных видов механического оборудования. Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству определяются особенностями отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором.

Поступающие в магазин товары принимают материально-ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

Одновременно с приемкой товаров по количеству и качеству, проверяют их комплектность, маркировку, правильность цен в соответствии с сопроводительными документами.

2. Хранение товаров. Объем товаров, перемещаемых на хранение, зависит от объема товарооборота и от выбранной стратегии управления товарными запасами. Эффективность работы магазина зависит от рациональности хранения, которая обеспечивается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для продажи виде (использование тары-оборудования). Кроме того, рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых.

3. Подготовка товаров к продаже. Является наиболее сложной и трудоемкой операцией особенно в продовольственных магазинах. При продаже предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. Для минимизации затрат целесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, которые пока плохо выполняют эту задачу. В связи с чем, фасовка товаров осуществляется на предприятиях оптовой и розничной торговли. Но фасовка товаров в магазине не дает должного эффекта. Если она ведется вручную, то это требует больших затрат труда. В то же время оснащение магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно небольшого объема работы. В магазинах целесообразно фасовать некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу, причем размер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и др.

Фасовка и дозировка товаров связана неразрывно с их упаковкой. В качестве упаковочных материалов используют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фасовки, номер фасовщика.

Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой правильности работы кассовых машин, весовых и измерительных приборов, обеспечением кассиров разменной монетой.

4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Размещение товаров зависит от частоты спроса на товары. Так, в супермаркетах товары наиболее массового спроса (хлебобулочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары и часть бакалейных) размещают в глубине зала в непосредственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для уменьшения затрат труда по перемещению этих товаров и предотвращения создания неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала.

Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. Нельзя забывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости товаров. Поэтому, например, следует размещать недалеко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т.п.

При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить композицию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на горках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.

Покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне его глаз и ниже. Поэтому на высоте 110-160 см от пола следует размещать товары-новинки или товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупательским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования.

Важнейшей составляющей инноваций торгового предприятия является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами. При подготовке новых технологических процессов учитывают такие условия: вид и тип предприятия торговли, вид торговой структуры, субъект торговли, материально-техническую базу, технологию торговли и торговое оборудование предприятия, технические средства, объект торговли, процессы купли-продажи и товародвижение, торговое обслуживание, состояние рынка.

К инновационным направлениям в организации торгово-технологического процесса можно отнести организацию магазина полного самообслуживания (отсутствие прилавков в интерьере, отсутствие продавцов и кассиров, установка и действие автоматических терминалов самообслуживания; для сканирования товаров установлено 20 станций, оплата производится самостоятельно через аппараты для приема купюр в количестве 30 штук).

Инновацией в торговом процессе можно считать использование покупателями при посещении магазина персональных компьютеров PDA, позволяющих быстро и без особых усилий найти нужный товар и произвести расчет за покупку.

Другим важным элементом новых технологий являются электронные рекламные табло (дисплеи), расположенные на стеллажах с товарами и демонстрирующие рекламу представленной продукции.

Таким образом, внедрение инновационных технологий позволит:

- повысить эффективность процесса продажи, оптимизировать издержки, увеличить конкурентоспособность организации в результате использования современных беспроводных и радиочастотных технологий;

- обеспечить покупателей максимально возможным объемом информации о товарах и услугах;

- повысить продуктивность работы служащих;

- улучшить показатели финансово-хозяйственной деятельности:

- увеличить прибыль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.016 с.)