Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация и фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификации отдельных групп и видов товаров. Последствия фальсификации

Поиск

На протяжении многих веков и тысячелетий существования товарных и товарно-денежных отношений люди испытывали необходимость в определении тождественности и подлинности товаров их видовому или марочному наименованию, определенным эталонам и нормам качества и количества. Несмотря на то, что термин «идентификация продукции» появляется значительно позже, лишь в 80-х годах ХХ в., а операция по идентификации не выделяется как отдельный вид деятельности, она обязательно проводилась и проводится производителями, продавцами и покупателями при принятии решения о выпуске с производства или о покупке продукции.

Проблема идентификации по ассортиментной принадлежности к определенным группам, видам, торговым маркам, сортам и точного измерения количества продаваемого товара возникла на заре человечества при переходе от натурального хозяйства к товарным или товарно-денежным отношениям. В основе ее лежало неосознанное стремление к справедливому обмену, нежелание быть обманутым или продешевить.

С развитием производства и сферы обращения, их концентрацией и специализацией, значительным отделением мест производства от мест реализации товаров необходимость в идентификации товаров все более возрастает, т.к. стремление у определенных людей к легкой наживе и обману для получения дополнительной прибыли приводит к росту объемов производства и реализации фальсифицированных товаров.

Вследствие этого возникает потребность в определении тождественности или подлинности товаров, их соответствия заявленным продавцом характеристикам.

Значимость и актуальность идентификации товаров подтверждается тем, что в России этот вид деятельности за последние десятилетия стал объектом регламентирования в ряде нормативных документов: федеральных законах, стандартах и Правилах по сертификации.

Термин «идентификация» определяется как «отождествление, установление совпадения чего-либо, с чем-либо».

Идентификация – установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и/или в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям.

Идентификации присущи разнообразные функции:

- указующая, отождествляющая представленный образец товара с конкретными наименованием, сортом, маркой, типом, а также товарной партией;

- информационная, доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;

- подтверждающая соответствие ассортиментной характеристики товара информации, указанной на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах, т.е. подлинность товара;

- управляющая, служащая одним из элементов системы качества продукции.

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментная, качественная и партионная.

Ассортиментная (видовая) идентификация – установление соответствия наименования товара его ассортиментной характеристике, обусловливающей предъявляемые к нему требования.

Качественная идентификация – установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.

Партионная идентификация – один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара конкретной товарной партии.

К средствам идентификации товаров относятся нормативные документы (стандарты, ТУ и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также технические документы, в том числе товарно-сопроводительные (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и др.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.

Критериями идентификации являются характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товарно-сопроводитель­ных документах, а также с требованиями, установленными НД.

Для целей идентификации используют две группы методов: органолептические и измерительные.

Фальсификация – действия, направленные на обман потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств или уменьшение количества товара при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств.

Можно указать несколько причин, объясняющих это явление:

- в условиях нестабильности экономики ломки старых административных, контролирующих, производственных, снабженческих и других структур и связей в первую очередь разрушению подергались контрольные службы. Ослабление контроля за качеством производимой и реализуемой продукции создало благоприятную среду для различного рода нарушений и злоупотреблений;

- в переходный период у изготовителей отсутствуют коммерческие стимулы к добровольному соблюдению стандартов на продукцию, учету интересов потребителя;

- общество не защищено от фальсификации ни соответствующим законодательством, ни союзами потребителей. В действующем Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе;

- отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаружить по результатам идентификации подделки, провести диагностику дефектов продукции.

В результате указных причин появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства. Введение обязательного подтверждения соответствия не смогло поставить заслон некачественной, в том числе и фальсифицированной продукции.

При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации: ассортиментная (видовая), качественная, количественная, стоимостная, информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товара.

Ассортиментная фальсификация – подделка, осуществляемая путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: частичная замена продукта водой; добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт; замена натурального продукта имитатором.

В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители: воду – для жидких продуктов; другие имитаторы натурального продукта, схожие с ним по определенным, наиболее характерным признакам. В качестве непищевых заменителей чаще всего применяют мел, гипс, известь, золу.

Качественная фальсификация – подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации. Способы качественной фальсификации: использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица.

Пищевые добавки широко используются в пищевой промышленности. Качественной фальсификацией считается применение разрешенных и запрещенных добавок, не предусмотренных рецептурой, с целью введения потребителя в заблуждение относительно истинных потребительских свойств товара и имитации его повышенной ценности.

Пересортица – действия, направленные на обман потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.

Количественная фальсификация товаров – обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства такой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения параметров измеряемого объекта. В целях количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые меры (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.).

Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших. Этот вид фальсификации самый распространенный, так как совмещается со всеми другими ее видами. Именно стоимостная фальсификация является главной целью обмана потребителей, так как позволяет получить незаконную прибыль.

Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, на маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее, в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре.

В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов стала подделка сертификатов.

В зависимости от места осуществления различают две подгруппы фальсификации: технологическую и предреализационную.

Технологическая фальсификация – подделка товаров в процессе технологического цикла производства.

Предреализационная фальсификация – подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю.

Наиболее часто случаи фальсификации связаны со следующими группами пищевых продуктов импортного и отечественного производства: алкогольные напитки; вкусовые товары (кофе, кофепродукты, чай); мед и кондитерские изделия (особенно шоколад); безалкогольные напитки, в том числе соки натуральные; растительные масла и животные жиры; молочные продукты; мясные продукты (особенно мясные консервы); мука и макаронные изделия.

В последние годы на российском рынке наряду с хорошо известными марками отечественного шоколада появилось большое количество импортного. Но далеко не вся зарубежная продукция отличается высоким качеством. Многие партии импортного шоколада бракуются как несоответствующие национальным стандартам по медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества. Кроме того, согласно российским стандартам при изготовлении шоколада не допускается применение шоколадной массы с добавлением заменителей какао-масла. Во многих же странах мира выпускаются дешевые заменители масла какао для производства суррогатов шоколада. Зарубежные производители и поставщики зачастую не уточняют, какой из жиров был использован при изготовлении суррогата шоколада, или вовсе не сообщают об использовании кондитерских жиров, т. е. выдают поддельный продукт за подлинный.

В последние годы широкое распространение приобрела фальсификация кофе, особенно известных фирм. При анализе фальсифицированного кофе установлено, что в нем содержатся крупинки чистого кофеина (что опасно для здоровья), а самим псевдокофе чаще всего бывают отходы кофейного производства. Существует и другой способ фальсификации – реализация кофе вообще неизвестных названий.

Россия входит в десятку стран, активно участвующих в мировой торговле соками. Основными экспортерами являются Бразилия, Аргентина, Мексика, Турция и т.д. Агрессивная конкурентная борьба за рынки сбыта, постоянный рост потребления соков создали условия для появления на мировом рынке фальсифицированной продукции. Специалисты считают, что примерно пятая часть всех апельсиновых и треть яблочных соков фальсифицированы.

Главными жертвами фальсификации являются потребители, которые несут невосполнимые моральные, материальные, а зачастую физиологические потери. Фальсифицированные продукты могут нанести вред жизни и здоровью потребителя. Следствием этих подделок являются и огромные материальные убытки государства и законных производителей товаров.

4.7. Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров)

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров.

Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества.

Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.

Качество товаров по ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» определяется как «совокупность потребительских свойств товаров».

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Иначе говоря, конкурентоспособность товара – это способность отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогами-конкурентами.

На качество и конкурентоспособность оказывают влияние многие факторы.

Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, существенное их обстоятельство.

Формирующие факторы – комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла и предназначенных для формирования заданных требований к товароведным характеристикам продукции.

К этой группе факторов относятся спрос, регламентация товароведных характеристик товаров, сырье и материалы, рецептура или конструкция, производственные процессы и коррекция несоответствий.

Формирующие факторы можно подразделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся сырье и материалы, рецептура, производственные процессы, технология (конструкция), к субъективным – спрос потребителей и определение основополагающих характеристик товаров. Субъективные факторы являются определяющими, поэтому ошибки специалистов (товароведов, маркетологов, стандартизаторов, технологов) на первых этапах технологического цикла могут привести к тому, что разработанная, произведенная и выпущенная в реализацию продукция не будет пользоваться спросом, так как ее основополагающие характеристики не отвечают запросам большинства потребителей.

Спрос – важнейший фактор, влияющий на формирование всех характеристик товаров. Его основу составляют запросы потребителей, подкрепленные их платежеспособностью. Данный фактор учитывается на всех этапах предтоварной стадии, в том числе при проектировании и разработке новых товаров.

Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.

Регламентация товароведных характеристик товаров осуществляется на этапе проектирования и разработки путем перевода запросов потребителей в технические требования нормативных документов. Данный фактор обеспечивает разработку «виртуального» товара путем описания его характеристик. Для этого фактора имеет важное значение установление существенных признаков товароведных характеристик, с помощью которых их можно идентифицировать.

Средствами регламентации товароведных характеристик являются нормативные и технологические документы, требования которых должны соблюдаться на всех дальнейших этапах и стадиях технологического жизненного цикла.

Сырье и материалы относятся к одному из основополагающих факторов, формирующих качество и количество товаров. Виды сырья и их соотношение (рецептура) определяются на этапе проектирования и разработки продукции. На этапе производства необходимо лишь четко соблюдать заданные сырьевые параметры.

Различают основное и вспомогательное сырье, материалы, в том числе упаковочные, а также полуфабрикаты и комплектующие изделия. Различия между указанными элементами сырьевого фактора заключаются в степени их обработки и готовности, а также воздействия на формирование товароведных характеристик продукции.

Природа и свойства исходного сырья влияют на свойства вырабатываемых материалов и готовых изделий. Свойства сырья зависят от его химического состава, строения, структуры, консистенции.

Ограниченность природных ресурсов требует поиска и создания новых видов искусственного сырья и материалов. Развитие научно-технического прогресса в какой-то мере позволяет решить эту проблему, что обусловливает расширение ассортимента товаров, выпуск продукции с новыми потребительскими свойствами.

Например, при производстве парфюмерных товаров использование синтетических душистых веществ позволяет создавать более оригинальные и стойкие ароматы, увеличить продолжительность испарения парфюмерной композиции, снизить себестоимость.

Рецептура – совокупность основного и вспомогательного сырья в установленном соотношении. Она регламентируется технологическими документами (сборниками рецептур, технологическими инструкциями или картами). Этот фактор оказывает решающее влияние на ассортиментную принадлежность и качество видов, разновидностей, наименований и/или торговых марок пищевых продуктов, табачных, парфюмерно-косметических изделий, товаров бытовой химии и др. Например, разные наименования хлебобулочных, колбасных и других изделий отличаются лишь составом и соотношением отдельных видов сырья.

Конструкция – совокупность формы, размера, способа соединения и взаимодействия деталей и узлов, а также соотношение между отдельными элементами, определяемые при разработке изделий.

Этот фактор оказывает решающее воздействие на формирование основных характеристик непродовольственных товаров: ассортиментную, количественную, качественную и стоимостную.

Назначение конструкции – обеспечение функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасности и надежности изделий. В процессе конструирования обеспечиваются удобство пользования, заданные размер и внешний вид, долговечность, ремонтопригодность изделий. Последние два свойства не являются обязательными для товаров одноразового использования или кратковременного назначения.

Так, конструкция кузова, рулевого управления, тормозной и амортизационной систем влияют на безопасность легкового автомобиля. Одновременно, почти каждый узел или агрегат легкового автомобиля участвует в формировании нескольких свойств. Например, кузов одновременно влияет на комфорт, дизайн, безопасность, надежность и другие свойства автомобиля.

Производственные процессы – совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.

Наряду с основным сырьем производственные процессы оказывают решающее воздействие на формирование реальных товароведных характеристик конкретного продукта. В процессе производства компоненты сырья подвергаются большим или меньшим изменениям, в результате чего качество готового продукта определяется:

- компонентами, перешедшими в готовую продукцию без существенных изменений;

- компонентами сырья, изменившими исходные свойства;

- вновь образовавшимися компонентами.

Например, при производстве виноградных вин без изменения остаются вода, винная кислота и минеральные вещества, а изменяются количество и свойства дубильных и красящих веществ, вновь образуются этиловый спирт, ароматические вещества, органические кислоты. Соотношение указанных групп компонентов зависит от глубины и продолжительности технологической обработки, а также от этапа производственного процесса.

Одним из необходимых элементов системы качества на производстве является контроль за соблюдением установленных требований к технологическому режиму путем проведения рабочих испытаний после каждой операции и окончательного контроля готовой продукции. В результате этого контроля проводятся корректирующие мероприятия. К таким мероприятиям могут быть отнесены: подбор сырья с определенными технологическими свойствами, совершенствование и модернизация технологических операций и режимов с учетом свойств исходного сырья, сортировка готовой продукции по градациям качества, изъятие, переработка, ремонт или уничтожение некачественной продукции. Указанные мероприятия должны обеспечивать формирование гарантированного качества заданного уровня.

Корректирующие мероприятия на производстве могут быть результатом взаимодействия промышленных и торговых организаций, которые в равной мере должны быть заинтересованы в реализации произведенных товаров конечному потребителю.

Для того чтобы некачественные товары не попадали покупателю, проводится приемосдаточный контроль, а также окончательный контроль на рабочем месте продавца. В случае выявления покупателем скрытых дефектов изделия продавец или изготовитель должен обеспечить возврат некачественных товаров или устранение выявленных неполадок.

Кроме того, на качество продукции оказывает большое слияние качество труда. Применение нового высокомеханизированного оборудования и современных технологий обусловливает использование высококвалифицированной рабочей сила и постоянное повышение профессионального уровня.

Далее необходимо привести примеры факторов, формирующих качество и конкурентоспособность отдельных групп или видов товаров.

Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре.

Технологические операции, выполняемые с товаром на различных этапах товародвижения невозможны без информационного обеспечения товара. Информация включает сведения о потребительских свойствах товара, его происхождении, допустимых и недопустимых операциях с товаром и другие данные.

Товарная информация – сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

Профессор М.А. Николаева выделяет четыре группы средств товарной информации:

- маркировка (производственная и товарная);

- информационные ресурсы (нормативные и технические документы);

- реклама (печатная, по радио, по телевидению, в Интернете);

- специальная литература (справочники, словари, научная и научно-популярная литература).

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающая; коммерческая; потребительская.

Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименованиепредприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую. Для каждой из указанных форм характерны как преимущества, так и недостатки.

Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).

К недостаткам словесной информации относится громоздкость: для ее размещения требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре. Для восприятия такой информации (чтения и осмысливания) необходимо время, причем при чрезмерной насыщенности словесной информации потребитель не может или не хочет тратить много времени на ее осмысливание.

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки). Цифровую информацию отличают лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев она доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью ОКП и ОКПО).

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток либо других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т. п.) или иных изображений. Основным назначением этой информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей.

К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем возможности этой формы по представлению разносторонних сведений очень ограниченны, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

Символическая информация – сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon– знак, опознавательная примета) – характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.

Требования к товарной информации

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: достоверность; доступность; достаточность. Эти требования можно обозначить как «Три «Д».

Первое «Д» -достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Наиболее часто недостоверна информация о фальсифицированных товарах, так как ассортиментная и качественная фальсификации обязательно сопровождаются информационной.

Следовательно, недостоверность информации в большинстве случаев может быть квалифицирована как информационная фальсификация. Недостоверная информация может быть вызвана недостаточными профессиональными знаниями субъектов, ее представляющих, или нечеткими требованиями к определенным сведениям.

Второе «Д» - доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

В свою очередь, общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных.

Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен. В Законе РФ «О защите прав потребителей» указывается, что сведения о товаре должны быть на русском языке.

Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязанность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Законом РФ «О защите прав потребителей».

Понятность – требование, предполагающее использование общепринятых понятий и терминов, определения которых приводятся в федеральных законах, терминологических стандартах, словарях и справочниках или которые относятся к общепринятым, а потому не требуют определений и пояснений.

Третье «Д» –достаточность информации – может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполнота информации обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.

Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интереса для ее пользователей. Избыток информации также вреден, поскольку в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить его к отказу от покупки.

Маркировка

Основным информационным обеспечением конкретного товара является его маркировка и специальная информация для потребителя.

Маркировка – это информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении.

Различают производственную и торговую маркировку.

1. Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товар и (или) упаковку и другие носители информации. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, клейма, штампы и др.

2. Торговая маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные продавцом на товарные и/или кассовые чеки, упаковки и/или товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Кроме этого, торговая маркировка отличается от производственной тем, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце и в меньшей – с информацией о товаре.

Нормативные и технические документы

Сведения о товаре обеспечивают возможность компетентного выбора товара, поэтому изготовитель и продавец обязаны своевременно представлять потребителю и (или) покупателю всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации товарах.

Информация в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде текстового документа (паспорта, руководства по применению и др.), выполненного на русском языке и прикладываемого непосредственно к конкретному товару, или в виде маркировки. Содержащиеся в документе либо на маркировке сведения должны быть полными и достоверными.

К техническим документам, куда входит информация о конструкции и потребительских свойствах бытовой техники, относят эксплуатационные документы.

Содержание эксплуатационных документов на территории России регламентировано ГОСТ Р 2.606-2006 «Эксплуатационные документы изделий бытовой техники» и ГОСТ Р 51772-2001 «Аппаратура радиоэлектронная. Эксплуатационные документы. Виды и правила выполнения», ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 «Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования» Основными видами таких документов являются руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки.

Руководство по эксплуатации – документ, предназначенный для обеспечения потребителей всеми сведениями, необходимыми для правильного использования или обслуживания изделия. Он содержит описание конструкции изделия, принципа действия, сведения, необходимые для его правильной эксплуатации (использования, хранения) и технического обслуживания, а также основные параметры и характеристики, гарантированные предприятием-изготовителем.

Паспорт – эксплуатационный документ, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия. Он включает в себя следующие сведения: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена.

Эксплуатационные документы не являются обязательными.

Инструкции по применению потребительских товаров входят в комплект поставки изделий и предназначены минимизировать риск нанесения ущерба изделию и его последствия.

Они должны четко идентифицировать изделие, тип потребителя и его возможности, в случае необходимости — предполагаемое применение изделия; содержать всю информацию, необходимую для правильного и безопасного применения изделия, технического обслуживания и ремонта; предупреждать неправильное применение изделия. В большинстве стран изготовитель обязан включать в инструкцию такую предупреждающую информацию в соответствии с требованиями законодательства.

Реклама

Реклама товаров – источник информации, который предоставляет покупателям сведения об ассортименте и потребительских свойствах товаров. В рекламе потребительские свойства и характеристики товаров демонстрируются различными приемами и способами, позволяющими привлечь покупателей к конкретной торговой марке или бренду.

Существуют некоторые особенности подачи потребительских свойств различных видов товаров. В основе значительной части визуальной рекламы лежит демонстрация эстетических свойств товаров.Существенное место в рекламе продовольственных товаров занимают внешний вид, цвет, фактура и консистенция.

Хороший внешний вид – основной критерий выбора продуктов питания и с точки зрения большинства потребителей является гарантией качества товара. Это комплексный показатель, который зависит от формы, цветовой гаммы, фактуры, состояния поверхности товара.

Как правило, в рекламе внешний вид продуктов питания и упаковки демонстрируется свойственным данному продукту, соответствующим психологическому восприятию этого продукта человеком. Иные варианты вызывают настороженность и опасения покупателей.

Например, синий, голубой, светло-з



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.44 (0.014 с.)