Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер поставки и частота завоза

Поиск

Товароснабжение — это комплекс коммерческих и техноло­гических операций по доведению товаров до предприятий роз­ничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, при­емку, хранение, подготовку и продажу товаров.

Существуют следующие формы товароснабжения:

· транзитная — поступление закупленных товаров в магази­ны непосредственно от поставщиков;

· складская — поступление закупленных товаров через скла­ды оптовых посредников.

Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного пред­приятия) при следующих обстоятельствах:

- количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

- потребителей немного, и они расположены на относитель­но небольшой территории (наличие концентрации рынка по­требителей);

- товар требует высокоспециализированного сервиса;

- объем каждой поставляемой партии достаточен для запол­нения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

- у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений;

- происходит быстрое колебание цены, что требует немедлен­ного согласования с покупателем.

В основном транзитная форма применяется по отношению к товарам простого ассортимента, а также к товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т.п.).

При складской форме товары завозятся в розничную торговую сеть со складов оптовых предпри­ятий. Применение такой формы снабжения наиболее удобно при доставке товаров сложного ассортимента, ко­торые нуждаются в предварительной подсортировке.

На организацию товароснабжения оказывают влияние сле­дующие факторы:

· производственные (размещение производства, специализа­ция производственных предприятий, сезонность производства);

· транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта);

· социальные (расселение населения, уровень денежных до­ходов);

· торговые (размеры, специализация и размещение пред­приятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства).

Рациональная организация товароснабжения основывается на соблюдении следующих основных требований:

- завоза товаров в розничные торговые предприятия в соответствии с объемов и структуры спроса населения и изменений конъюнктуры торговли;

- ритмичные поставки товаров в розничную торговую сеть в широком ассортименте и необходимом количестве с учетом товарного профиля торгового предприятия;

- установление размеров партий завоза с учетом имеющихся товарных запасов, объемов однодневной реализации и принятой периодичности завоза;

- определение источников и наиболее эффективных в конкретных условиях форм и методов товароснабжения с учетом сложности ассортимента, объемов производства товаров и территориальной удаленности те поставщиков от торгового предприятия;

- определение количества товаров и частоты их завоза в соответствии с типом и мощности торгового предприятия, обеспечения его соответствующими площадями для хранения и технологическим оборудованием;

- обеспечение минимальных расходов на завоз и хранение товаров в розничной торговой сети.

Таким образом, рациональная организация товароснабжения возможна при соблюдении ряда принципов.

Принципами товароснабжения являются:

§ планомерность — завоз товаров на основе плановых гра­фиков завоза;

§ ритмичность — завоз товара через относительно одинако­вые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта;

§ оперативность — осуществление процесса товароснабже­ния в зависимости от изменения спроса;

§ экономичность — минимальные затраты рабочего време­ни, материальных и денежных средств на доставку товаров. До­стигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установ­ления рациональной звенности товародвижения;

§ централизация — товароснабжение розничной сети сила­ми и средствами предприятий-поставщиков;

§ технологичность — использование систе­мы товароснабжения с использованием контейнеров.

Товароснабжение розничной торговой сети может быть децентрализованным и централизованным.

Децентрализованный метод доставки товаров заклю­чается в том, что выполнение всех операций по вывозу то­варов со склада поставщика возлагается на магазин или любое другое предприятие розничной торговли.

Примене­ние этого метода ведет к росту издержек обращения (за счет транспортных расходов, так как большинство мага­зинов не имеет собственных транспортных средств), нера­циональному использованию грузоподъемности автотранс­порта из-за его неполной загрузки. Кроме того, работники магазина вынуждены отвлекаться от выполнения своих функций по обслуживанию покупателей, особенно при большом числе поставщиков.

Централизованная доставка является наиболее эффективным методом товароснабжения, так как осуществляет­ся силами и средствами поставщика. В его обязанности при этом входит погрузка транспортных средств, перевоз­ка грузов (собственным автотранспортом или принадле­жащим автотранспортным организациям), обеспечение сохранности и своевременной доставки товаров в магазин.

В качестве примера рассмотрим организацию снабже­ния магазинов товарами, централизованно доставляемыми со склада оптового предприятия.

Для правильной организации централизованной достав­ки на складе проводятся подготовительные мероприятия. Они включают в себя:

• определение перечня и минимальных норм достав­ляемых в магазины товаров;

• анализ расположения розничной торговой сети;

• определение грузооборота (количества товаров, дос­тавляемого в магазин за определенный период, вы­раженного в тоннах);

• расчет частоты завоза товаров для каждого магазина и оптимальных размеров поставок;

• разработку маршрутов и графиков завоза товаров в магазины;

• расчет потребности в инвентарной таре и автотранс­портных средствах.

Перечень товаров, централизованно доставляемых со склада, будет зависеть от ассортиментного профиля мага­зина. Он должен составляться с учетом того, что часть то­варов может поступать в магазины непосредственно с промышленных предприятий.

Анализ расположения розничной торговой сети проводят на основании таких данных о каждом магазине, как его тип (ассортиментный профиль), место расположения, расстояние до склада, среднемесячный товарооборот, режим работы (ча­сы работы, время обеденного перерыва, выходные дни).

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.

При определении частоты завоза товаров и размера по­ставки исходят из среднедневного объема продажи, раз­меров установленных неснижаемых товарных запасов и других факторов. Это позволяет обеспечить стабильность ассортимента и бесперебойную продажу товаров до их сле­дующего завоза. Учитывают также физико-химические свой­ства и сроки реализации товаров.

Например, хлеб и хлебобу­лочные изделия завозятся в магазины ежедневно. Такой же может быть и частота завоза молока и молочных продуктов, колбасных изделий и копченостей. Другие продовольственные товары, имеющие ограниченные, но более продолжительные сроки реализации, завозятся реже (2-3 раза в неделю).

Поскольку со склада оптового предприятия в магазины, как правило, поступают продовольственные товары с дли­тельными сроками реализации, а также непродовольст­венные товары, то они завозятся один раз в неделю или реже.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовые платья, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам и т.д. заказывают с учетом в продаже их удельного веса, запасы и остатки товаров на день завоза.

Определяя потребность в завозе скоропортящих товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.

Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал и возможная среднедневная реализация которых не известна, рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.

Частота завоза и размер поставки товаров во многом зависят и от технических возможностей магазина: нали­чия помещений для приемки и хранения товаров и их ем­кости, а для магазинов, торгующих скоропортящимися то­варами, холодильного оборудования.

На основании данных о расположении магазинов, час­тоте завоза в них товаров и объемах поставки разрабаты­вают маршруты централизованной доставки. Они со­ставляются таким образом, чтобы более эффективно использовать грузоподъемность автомобилей и сократить их непроизводительные пробеги. При этом маршруты мо­гут быть маятниковыми или кольцевыми.

Маятниковые (линейные) маршруты разрабатывают для магазинов, объем поставки в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом объемной массы груза. Их используют для доставки това­ров в один магазин либо одним автомобилем за один или несколько рейсов, либо несколькими автомобилями.

Кольцевые маршруты применяют для дос­тавки товаров в магазины, размер поставок в которые меньше грузоподъемности автомобиля. Завоз товаров осу­ществляется за один рейс в несколько магазинов, находя­щихся по пути движения автомобиля. Такие маршруты со­ставляют с учетом кратчайших расстояний между мага­зинами, для которых частота завоза товаров одинакова. Учитывают также размер поставок, с тем чтобы полностью загрузить автомобиль. При этом в него сначала загружают товары, предназначенные для магазина, находящегося в конечном пункте маршрута.

Для составления маршрутов используют карту-схему зо­ны обслуживания склада. На ней указывают места распо­ложения самого склада, населенных пунктов, в которых имеются обслуживаемые им магазины, а также соеди­няющие их дороги.

Составление маршрутов проводится в определенном порядке: сначала разрабатывают маятниковые, а затем кольцевые.

После определения количества маршрутов рассчитыва­ют время оборота автомобиля на каждом из них и состав­ляют график завоза товаров.

График завоза товаров представляет собой рас­писание, в котором указано время отборки и доставки товаров в каждый магазин. При этом время доставки то­варов не должно совпадать со временем обеденного пере­рыва в магазине.

В зависимости от количества маршрутов, среднеднев­ного грузооборота и ассортимента доставляемых со склада товаров рассчитывают необходимое количество инвентарной многооборотной тары (в том числе тары-оборудования) и транспортных средств.

Основанием для завоза товаров в магазин служит за­явка. Ее составляют по установленной форме в двух эк­земплярах. В заявке указывается необходимое количество товаров каждого наименования (с учетом основных ассор­тиментных признаков).

Подписанная заведующим или директором магазина и заверенная печатью, заявка направляется на склад опто­вого предприятия, в его диспетчерскую службу. Работни­ки службы обобщают поступившие заявки и дают задания соответствующим подразделениям склада на комплекто­вание и отправку товаров в магазины.

В обязанности диспетчеров входит поддержание посто­янной связи с магазинами, контроль обеспеченности их товарами в соответствующем ассортименте.

Успешное функционирование системы товароснабжения розничной торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии.

Подводя итог, можно сказать, что товароснабжение в торговле – это торгово-оперативная деятельность предприятия, основной целью которой является создание широкого и устойчивого ассортимента товаров в магазинах.

Рациональная организация товароснабжения розничной сети должна включать в себя следующие логистические активности (логистические операции):

- определение потребности в определенных товарах;

- поиск и выбор наиболее выгодного с точки зрения поставщика (поставщиков) этих товаров, а также заключение договоров с выбранными поставщиками;

- выбор метода поставки товаров в магазин;

- контроль за ходом выполнения договоров;

- приемку и размещение товаров в торговом зале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.188.161 (0.008 с.)