Структура непрерывной холодильной цепи в зависимости от перевозимого груза. Классификация изотермического транспорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура непрерывной холодильной цепи в зависимости от перевозимого груза. Классификация изотермического транспорта.



Непрерывная холодильная цепь – совокупность средств холодильной техники и технологии, обеспечивающих необходимый охлаждающий режим на всем пути движения скоропортящихся продуктов. Холодильный транспорт – важнейшая составная часть непрерывной холодильной цепи. От четкости организации перевозок и совершенства холодильного транспорта в значительной степени зависят сохранение качества пищевых продуктов и уровень потерь как в процессе самого транспортирования, так и при последующем хранении и переработке.

Холодильный транспорт связывает все звенья холодильной цепи.

Холодильный транспорт – это совокупность передвижных транспортных средств и стационарных сооружений, предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов. Все транспортные средства, используемые для этих целей, изотермические, т.е. их кузов изготовлен из теплоизолированных ограждающих конструкций, уменьшающих тепловые потоки из окружающей среды.

Изотермический транспорт может быть ледниковым и рефрижераторным.

Ледниковый транспорт – это транспортные средства с безмашинным охлаждением, в которых в качестве хладагента используют лед, льдосоляные смеси, сухой лед, сжиженные газы и т.д. Рефрижераторы – изотермические транспортные средства, охлаждаемые с помощью холодильных машин или установок.

Отапливаемые транспортные средства – это изотранспорт, имеющий отопительные установки, которые позволяют поддерживать температуру на необходимом уровне (не ниже 12 °С) в течение не менее 12 ч.

В зависимости от вида используемых транспортных средств хладотранспорт подразделяют на железнодорожный, автомобильный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и контейнерный.

Железнодорожный хладотранспорт. В зависимости от рода перевозимых грузов железнодорожные транспортные средства подразделяют на универсальные (для перевозки всех скоропортящихся грузов) и специальные (для перевозки определенных грузов: молока и молочных продуктов, виноградных вин, виноматериалов, живой рыбы и др.).

По способу охлаждения грузового помещения изотермические вагоны подразделяют на вагоны-рефрижераторы, охлаждаемые при помощи холодильных машин; вагоны-ледники с емкостями для льда или льдосоляной смеси; вагоны-термосы с тепловой изоляцией без охлаждающих устройств.

По способу отопления изотермические вагоны подразделяются на вагоны с электрическим отоплением и отапливаемые печами-времянками. Приборами электрического отопления оборудованы все вагоны-рефрижераторы.

В группу специальных вагонов входят цистерна-термос для перевозки молока, цистерны-термосы для перевозки вина, виноматериалов и спирта, вагон-цистерна для перевозки вина, вагон для перевозки живой рыбы. При транспортировании температура в специальных вагонах поддерживается благодаря хорошей теплоизоляции их поверхности и снижению до минимальных размеров теплопритоков к продукту и от него.

Автомобильный хладотранспорт. Автомобильный холодильный транспорт – это единственное средство, осуществляющее внутригородские перевозки пищевых продуктов. Его используют также для междугородных, межобластных и международных перевозок. Преимущество автомобильного транспорта в том, что он позволяет осуществлять бесперегрузочные (прямые) перевозки от производителя к потребителю, где бы они ни располагались. По сравнению с железнодорожным транспортом он обладает большей мобильностью и оперативностью. Однако стоимость автомобильных перевозок выше и ограничена сетью автомобильных дорог.

Различают два основных типа средств холодильного автотранспорта: изотермические автомобили и авторефрижераторы.

Изотермические автомобили имеют теплоизолированный кузов, препятствующий недопустимому повышению (понижению) температуры перевозимых продуктов, но не оснащаются холодильной установкой.

Авторефрижераторы оснащены автономными холодильными установками и имеют теплоизолированный кузов. В качестве охлаждающей системы в них используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом – жидким азотом, сухим льдом и др.

Температура в кузове изотермического автомобиля поддерживается в определенных пределах за счет холода, аккумулированного грузом, или одним из источников холода – сухим и водным льдом, льдосоляной смесью, эвтектическими растворами в специальных аккумуляторах (зероторах). Источник холода вводится в кузов вместе с грузом.

Незначительный запас холода и невозможность регулирования температуры в рабочих помещениях изотермических автомобилей не позволяет транспортировать в них скоропортящиеся продукты. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном для внутригородских или областных перевозок.

Водный хладотранспорт. Транспортно-рефрижераторные морские и речные суда используют для внутренних и внешнеторговых перевозок скоропортящихся грузов. Суда могут быть универсальными, осуществляющими перевозку продуктов при различных температурах, и специальными – для перевозки отдельных видов продуктов, требующих определенных условий.

Для перевозки замороженных продуктов используют низкотемпературные суда, для охлажденных – высокотемпературные. Эксплуатируют также и многоцелевые суда, перевозящие и обычные, и скоропортящиеся грузы (они имеют рефрижераторные трюмы). На судах используют следующие системы охлаждения: хладоновые непосредственного охлаждения (для провизионных и морозильных камер и трюмов малотоннажных судов), рассольную (и особенно панельную – для перевозки мороженых грузов), воздушную. Холодильные машины размещают по централизованной (в одном месте) и децентрализованной схемам; холодильные камеры – в трюмах и твиндеках (надтрюмных помещениях) судов.

Воздушный хладотранспорт по сравнению с другими видами транспорта позволяет быстрее перевозить грузы на большие расстояния. Воздушным транспортом перевозят фрукты, ранние овощи, ягоды, свежую рыбу, рыбные продукты и др. Перевозят их без специального охлаждения грузового помещения самолетов, так как довольно низкую температуру в нем можно поддерживать циркуляцией холодного наружного воздуха, имеющего температуру -3°С и ниже при высоте полета 3000 м. Без дополнительного охлаждения можно перевозить и мороженые грузы. Большое значение имеет организация подвоза и вывоза грузов на аэродромы и пункты доставки.

Контейнерные перевозки. Скоропортящиеся грузы часто перевозят несколькими видами транспорта. Для таких перевозок широко используются рефрижераторные (охлаждаемые) и изотермические контейнеры. По грузовместимости все контейнеры делят на крупнотоннажные, среднетоннажные и малотоннажные. Если они снабжены холодильными установками, их называют рефрижераторными, а если таковые отсутствуют – изотермическими.

Крупнотоннажные контейнеры получили наибольшее распространение. Они выполняют две функции: охлаждения (рефрижераторные контейнеры) и транспортной тары большой грузовместимости. Внутри рефрижераторного контейнера температура воздуха регулируется от –18 до +16 °С. Для обеспечения транспортных и складских операций, в том числе и при международных перевозках грузов, наружные размеры крупнотоннажных контейнеров регламентированы стандартами Международной организации по стандартизации ИСО.

В крупнотоннажных контейнерах применяют системы машинного охлаждения и охлаждения с помощью сжиженных газов. 90% всего современного парка контейнеров составляют контейнеры с машинной охлаждающей системой. Холодильные машины, применяемые для охлаждения контейнеров, аналогичны холодильным машинам авторефрижераторов. Наиболее удобным является оборудование контейнеров холодильной машиной и дизель-генераторной установкой.

Контейнеры могут быть со встроенными и съемными холодильными машинами. Встроенные машины аналогичны навесным установкам авторефрижераторов, а съемные представляют собой отдельный блок, высота и ширина которого равны высоте и ширине контейнера.

В среднетоннажных контейнерах используют систему машинно-аккумуляционного охлаждения. В аккумуляционных охлаждающих приборах используют эвтектические растворы. Аккумуляционный охлаждающий прибор состоит из батареи, листотрубных элементов, между элементами располагаются мешки из морозостойкой пленки, заполненные эвтектическими растворами.

Малотоннажные изотермические контейнеры, как правило, не имеют систем охлаждения. По конструкции они представляют собой шкафы каркасного типа с направляющими решетками для установки поддонов.

Крупнотоннажные контейнеры перевозят все виды транспорта, их легко перемещать с одного вида транспорта на другой. Могут они выполнять и функции автономной холодильной камеры временного склада. Использование крупнотоннажных контейнеров в непрерывной холодильной цепи позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» при оптимальных режимах загрузки, разгрузки и хранения. При этом отпадает необходимость перегрузки скоропортящихся продуктов при смешанных перевозках и краткосрочном хранении на распределительных холодильниках, сокращается время пребывания грузов в пути.

Применяют также специальные контейнеры для перевозки охлажденных и только мороженых грузов.

Среднетоннажные и малотоннажные контейнеры используют для непродолжительных прямых перевозок скоропортящихся продуктов в основном автомобильным транспортом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.71.15 (0.006 с.)