Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его структура. Организация продажи товаров с использованием правил мерчендайзинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его структура. Организация продажи товаров с использованием правил мерчендайзинга



Под торгово-технологическим процессом понимается система мероприятий, представляющих собой комплекс операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, а через них - до потребителей.

Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечивается циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания.

Важно различать технологический и торговый процессы.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

Кроме того, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

1. Операции с товарами до предложения их покупателю:

- разгрузка транспортных средств;

- доставка товаров в зону приемки;

- приемка товаров по количеству и качеству;

- доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

- хранение товаров;

- подготовка товаров к продаже;

- перемещение товаров в торговый зал;

- выкладка товаров на торговом оборудовании.

Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

2. Операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

- встреча покупателя;

- предложение товаров;

- отбор товаров покупателями;

- расчет за отобранные товары;

- оказание покупателям дополнительных услуг.

На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.

3. Операции, связанные с дополнительным обслуживанием покупателей. Операции направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).

Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:

1) обеспечение комплексного подхода к его построению;

2) создание максимальных удобств для покупателей;

3) достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

4) создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

5) обеспечение необходимой экономической эффективности.

В настоящее время мерчандайзинг получил широкое распространение во многих сферах бизнеса, а в торговле его роль особенно значительна.

Мерчандайзинг – комплекс мероприятий, направленных на выделение товаров в местах продаж, привлечение к ним внимания и побуждающих покупателей совершить покупки.

Мерчендайзинг включает в себя:

- организацию торговых площадей;

- анализ поведения покупателей;

- анализ покупательского потока;

- организацию отделов (последовательность расположения);

- локализацию товарных групп;

- информацию на месте продажи;

- контроль всех предыдущих пунктов.

В торговых залах размещение оборудования, отделов, секций, товаров по правилам мерчандайзинга в сочетании с информационным сопровождением позволяет активизировать, целенаправленно концентрировать и рационально распределять внимание покупателей. Кроме этого, правильный мерчандайзинг создаст более комфортные условия для покупателей, сократив число раздражителей в торговом зале, увеличит благосклонность покупателя именно к совершению покупок именно в этом магазине.

Ряд отдельных мероприятий мерчендайзинга может существенно увеличить объем продаж, например, создание в супермаркетах дополнительных торговых точек; размещение товара в других отделах на фирменном оборудовании; перекрестный мерчендайзинг (совместное расположение взаимодополняющих товаров); паллетные выкладки (в фирменном поддоне); размещение товаров в зоне распродаж и в зоне импульсивных покупок. Все это и многое другое может обеспечить рост объема продаж до 30%.

5.4. Принципы размещения розничной торговой сети. Основные требования, предъявляемые к современным предприятиям розничной торговли

К основным принципам размещения розничной торговой сети, разработанным еще советским ученым С.В. Серебряковым, относятся:

1) принцип равномерности – равномерное расположение по всей территории города однородных по товарной специализации торговых объектов с учетом плотности населения.

Основываясь на концепции социально-нормативного размещения, органы местного самоуправления лишь обеспечивают минимальный уровень услуг на всей территории города, а не равномерное их расположение. Поэтому этот принцип, по нашему мнению, является не актуальным;

2) принцип группового размещения заключается в территориальном сближении торговых объектов различного профиля с целью снижения затрат времени потребителей на совершение комплексных покупок.

Сегодня предприниматели сами принимают решение о месторасположении торгового объекта, считая выгодным его сближение с другими, либо изолированно. Государство в этом случае имеет немного инструментов воздействия, поэтому данный принцип также теряет свою актуальность;

3) принцип ступенчатого построения сети – разделение функций между торговыми объектами разного значения по признаку частоты спроса на товары: например, повседневного, периодического, эпизодического.

Последний принцип является наиболее актуальным в виду сохранения характера формирования спроса населения.

Таким образом, современными принципами размещения розничной торговой сети являются:

– принцип территориальной доступности – соблюдение территориальной пешеходной и транспортной доступности объектов розничной торговли с целью минимизации затрат потребления, в том числе удобство подъездных путей и парковки, сближение с основными пешеходными и транспортными потоками;

– принцип ступенчатого построения сети;

– принцип стационарности – обеспечение населения, в первую очередь, услугами стационарных торговых объектов (мелкорозничная торговля должна выполнять лишь вспомогательную роль);

– принцип специализации – размещение торговой сети с учетом тенденции универсализации объектов торговли товарами повседневного спроса и специализации прочих объектов.

На предприятиях розничной и оптовой торговли должны обеспечиваться при условии соблюдения ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования»:

- безопасность жизни и здоровья потребителей, сохранность их имущества (наличие договора на охрану).

На предприятиях розничной и оптовой торговли должны выполняться:

- санитарно-эпидемиологические требования (наличие договоров на уборку прилегающей территории, вывоз мусора, уборку оборудованных карманов для парковки автотранспорта);

- требования противопожарной безопасности (наличие заключения отдела Государственного пожарного надзора).

Технологические требования предусматривают необходимость специальных помещений для осуществления торгового процесса, обеспечения возможности применения прогрессивных методов продажи, создание условий безопасности услуги торговли, рационального движения покупательских потоков, механизации и автоматизации трудоемких операций.

Архитектурно-строительные требования предусматривают внедрение современных строительных и отделочных материалов, придающих эстетическую выразительность фасаду и интерьеру:

- отчетливое выделение фасада розничных предприятий от остальных зданий на фоне общей застройки, наличие удобных подходов и подъездов к магазину, площадки для парковки легковых автомобилей;

- оптовые предприятия должны размещаться в специальных складских помещениях, размещение зависит от типоразмера, специализации и широты ассортимента, должны иметь удобные подъездные пути и рампу для разгрузки автотранспорта.

Планировка, санитарно-эпидемиологические и противопожарные требования торговых помещений обеспечиваются в соответствии с заключениями специально уполномоченных государственных органов: Территориальным отделом Роспотребнадзора и отделом Государственного пожарного надзора.

Эстетические требования предусматривают сочетание оформления и отделки помещений в соответствии с их назначением.

Оборудование, средства механизации и инвентарь торговых предприятий должны отвечать требованиям действующих ГОСТов, ТУ и нормам технического оснащения.

Торговые организации при продаже продовольственных и непродовольственных товаров руководствуются Правилами продажи отдельных видов товаров и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Дополнительные требования, предъявляемые к магазинам:

- магазины должны быть оснащены инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта и безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.033. Машины, механизмы, производственное оборудование и транспортные средства должны иметь сертификаты соответствия;

- магазины должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные дорожки к входу;

- в строящихся и реконструируемых магазинах следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие инвалидам и мало-мобильным группам населения возможность перемещаться по лестницам или пандусам, в том числе наружным, и пользоваться торговыми залами и помещениями для оказания услуг;

- на территории, прилегающей к магазинам и доступной для покупателей, не допускается проведение погрузочно-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором.

- магазины должны иметь вывеску со световыми элементами оформления и указанием на вывеске фирменного наименования своей организации, местонахождения, юридического адреса и режима работы.

- при расстановке оборудования должны осуществляться мероприятия по борьбе с шумом: не разрешается размещать моторы стационарных холодильных установок, подъемников, системы общей вентиляции непосредственно под жилыми помещениями. При установке моторов в подвалах должны предусматриваться амортизирующие устройства.

В торговых залах без естественного освещения следует предусматривать дымоудаление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.015 с.)