Институт управления на транспорте и логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт управления на транспорте и логистики



Институт управления на транспорте и логистики

Кафедра управления на транспорте

 

У т в е р ж д а ю

проректором по учебной работе

проф. В.М. Свистуновым

______» ______________20__г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к деловой игре

по учебной дисциплине

«Прогнозирование и планирование перевозок»

для студентов специальности

«Менеджмент организации» - 080507

специализаций:

«Управление транспортной организацией»

«Управление пассажирскими перевозками»

 

Москва- 2011

УДК 656.07 (072)

6Н1 П-78

Методические указания к деловой игре по учебной дисциплине: «Прогнозирование и планирование перевозок»: для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализаций: «Управление транспортной организацией», «Управление пассажирскими перевозками» / Государственный университет управления, институт управления на транспорте и логистики ГУУ, институт управления на транспорте; [Сост. И.Н.Козлова, Т. Н., Т.Н. Сакульева] – М., ГУУ, 2010.- с.

 

Составители:

доцент И.Н. Козлова

к.э.н., доцент Сакульева Т.Н.

Ответственный редактор

заведующий кафедрой управления на транспорте,

доктор экономических наук, профессор

Е.Ф. Косиченко

Обсуждена

На заседании кафедры управления на транспорте

Протокол № «_____» _______________ 2011 г.

 

Обсуждено и одобрено

на заседании методического совета

Института управления на транспорте и логистики

 

Протокол № «_____»_____________ 2011г.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

 

 

Профессор кафедры управления пассажирскими перевозками

доктор экономических наук

П.В. Метелкин

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к деловой игре по дисциплине «Прогнозирование и планирование перевозок» для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507, специализаций: «Управление транспортной организацией», «Управление пассажирскими перевозками» разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование перевозок».

Изучение дисциплины предполагает приобретение студентами навыков прогнозирования объемов перевозок.

Деловая игра является составной частью важнейшим этапом в закреплении и совершенствовании знаний, полученных студентами в процессе изучения указанной дисциплины.

Тема деловой игры: «Прогнозирование региональных грузовых или пассажирских перевозок по аддитивной и мультипликативной моделям» является актуальной, так как грамотный прогноз перспектив развития грузовых и пассажирских перевозок является основой принятия управленческих решений.

Целью деловой игры является закрепление и углубление студентами теоретических знаний по прогнозирования объемов перевозок, выработка навыков самостоятельной работы по анализу временных рядов, разработке альтернативных вариантов прогнозирования объемов перевозок и обоснованному выбору одной из двух моделей прогнозирования.

К основным задачам деловой игры относятся:

- расчет сезонной компоненты в аддитивной модели,

- десезонализация данных при расчете тренда в аддитивной модели,

- прогнозирование по аддитивной модели,

- расчет сезонной компоненты в мультипликативной модели,

- десезонализация данных при расчете тренда в мультипликативной модели,

- прогнозирование по мультипликативной модели.

 

В методических рекомендациях изложена методика прогнозирования перевозок по аддитивной и мультипликативной моделям. Методические рекомендации предполагают использование персонального компьютера.

Навыки и результаты, полученные в результате деловой игры по дисциплине «Прогнозирование и планирование перевозок», применимы в процессе изучения дисциплин «Экономический анализ» и «Производственный менеджмент», а также при выполнении научно-исследовательских работ и дипломных проектов соответствующей тематической направленности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Тема деловой игры: «Прогнозирование региональных грузовых или пассажирских перевозок по аддитивной и мультипликативной моделям» является единой для всех студентов.

Индивидуальность выполнения деловой игры обеспечивается за счет задания по вариантам каждому студенту объемов грузовых или пассажирских по конкретному региону за последние семь лет в поквартальном или помесячном разрезах. В процессе деловой игры студент обязан провести анализ временного ряда и спрогнозировать объем перевозок.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Задание на курсовое проектирование

Введение

Раздел 1. Прогнозирование объемов перевозок по аддитивной модели

1.1.Расчет сезонной компоненты

1.2.Корректировка сезонной компоненты

1.3.Десезонализация данных при расчете тренда

1.4. Расчет ошибок

1.5. Прогнозирование по аддитивной модели

Раздел 2. Прогнозирование объемов перевозок по мультипликативной модели модели

2.1.Сглаживание временного ряда

2.2.Расчет сезонной компоненты

2.3. Корректировка сезонной компоненты

2.4.Десезонализация данных при расчете тренда

2.5. Расчет ошибок

2.6. Прогнозирование по мультипликативной модели

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Задание на деловую игру

Выдается индивидуально каждому студенту и включается в себя по каждому варианту:

- наименование конкретного субъекта РФ;

- фактические данные объемов перевозок в конкретном регионе России с разбивкой по кварталам или месяцам.

 

Введение

 

Во введении отражается актуальность прогнозирования объемов региональных грузовых или пассажирских перевозок по методу анализа временных рядов. Формулируются цели и задачи полученного в процессе моделирования прогноза.

 

Расчет сезонной компоненты

Выявление основной тенденции развития явления называется выравниванием (сглаживанием) временного ряда, а методы выявления основной тенденции – методами выравнивания. Одним из наиболее простых приемов обнаружения общей тенденции развития явления – укрупнение интервала динамического ряда. Смысл этого приема заключается в том, что первоначальный ряд динамики преобразуется и заменяется другими, уровни которого относятся к большим по продолжительности периодам времени. Так, например, помесячные данные могут быть преобразованы в ряд погодовых данных.

Для выявления основной тенденции развития явления в деловой игре используется метод скользящего среднего.

Скользящее среднее порядка L – это временной ряд, состоящий из средних арифметических L соседних значений Yi (значение i-го элемента временного ряда) по всем возможным значениям времени. В деловой игре применяется трехточечная или четырехточечная схема сглаживания. Пример сглаживания временного ряда по 3-точечной схеме приведен в табл. 1.

(Yсрi)

Таблица 1

Пример сглаживания временного ряда по 3-точечной схеме

 

Номер интервала (Хi) Год Месяц Объем перевозок, млн. т (Yi) Скользящая средняя по 3-точечной схеме (Yсрi)
    Январь    
  Февраль   159,00
  Март   163,67
  Апрель   168,33
  Май   173,67
  Июнь   167,00
  Июль   166,67
  Август   164,33
  Сентябрь   164,67
  Октябрь   156,67
  Ноябрь   149,67
  Декабрь   145,67
    Январь   143,33
  Февраль   142,67
  Март   148,00
  Апрель   150,33
  Май   155,67
  Июнь   155,67
  Июль   172,33
  Август   181,33
  Сентябрь   182,00
  Октябрь   159,33
  Ноябрь   139,00
  Декабрь   131,00
    Январь   132,67
  Февраль   145,33
  Март   148,33
  Апрель   156,00
  Май   156,33
  Июнь   153,67
  Июль   154,67
  Август   150,67
  Сентябрь   152,33
  Октябрь   145,67
  Ноябрь   138,00
  Декабрь    

 

После сглаживания временного ряда проводится оценка сезонной компоненты. Оценка сезонной компоненты определяется по формуле 1 и табл.1 преобразуется в табл.2:

Si =Yi- Yсрi (1)

 

Таблица 2

Расчет оценки сезонной компоненты

 

Номер интервала (Хi) Год Месяц Объем перевозок, млн. т (Yi) Скользящая средняя по 3-точечной схеме (Yсрi) Оценка сезонной компоненты (Si)
           
           
           

 

Расчет ошибок

 

Аддитивная модель прогнозирования объемов перевозок имеет следующий вид:

Yi=Тi+Siск+Еi, (4)

где Еi – ошибка i-го значения временного ряда.

Расчет ошибок для модели с аддитивной компонентой сводится в табл. 5.

Таблица 5

Расчет ошибок для модели с аддитивной компонентой

 

Номер интервала (Хi) Год Месяц Объем перевозок, млн. т (Yi) Скорректированная сезонная компонента (Siск.) Трендовое значение (Тi) Ошибка (Еi)
             
             
             

 

 

Расчет сезонной компоненты

Сглаживание временного ряда проводится в соответствии с табл.1.

После сглаживания временного ряда проводится расчет коэффициента сезонности. Коэффициента сезонности определяется по формуле 6 и табл.1 преобразуется в табл.6:

КSi =Yi/Yсрi (6)

 

Таблица 6

Расчет оценки сезонной компоненты

 

Номер интервала (Хi) Год Месяц Объем перевозок, млн. т (Yi) Скользящая средняя по 3-точечной схеме (Yсрi) Коэффициент сезонности (КSi)
           
           
           

 

Расчет ошибок

 

Мультипликативная модель прогнозирования объемов перевозок имеет следующий вид:

Yi=Тi* КSi ск *Еi, (8)

где Еi – ошибка i-го значения временного ряда.

Расчет ошибок для модели с мультипликативной компонентой сводится в табл. 9.

Таблица 9

Расчет ошибок для модели с аддитивной компонентой

 

Номер интервала (Хi) Год Месяц Объем перевозок, млн. т (Yi) Скорректированный коэффициент сезонности (КSi ск) Трендовое значение (Тi) Ошибка (Еi)
             
             
             

 

 

Заключение

Делаются выводы по выполненной работе. Отражаются и анализируются результаты прогнозирования по аддитивной и мультипликативной моделям.

 

Список используемой литературы

Список должен включать литературные источники, учебники, учебные пособия и научные публикации по профилю курсового проектирования. Список составляется с учетом требования ГОСТа 7.1-84.

 

Приложения

Должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами и тематические заголовки.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Отчет по деловой игре включает в себя титульный лист, содержание, исходные данные, введение, основную часть (разделы 1-2), перечень используемой литературы, приложения.

Отчет по деловой игре выполняется на листах стандартного формата А4. Для набора текста используется шрифт № 14, интервал одинарный. Необходимо соблюдать следующие поля: левое - 2,5 см, правое - 1,0 см, верхнее – 3,0 см, нижнее - 2,5 см.

Таблицы и графический материал должны иметь названия и соответствующие номера. На них в тексте пояснительной записки должны быть ссылки.

Все страницы отчета по деловой игре должны быть пронумерованы.

Титульный лист отчета по деловой игре оформляется по типовой форме.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабенко Т.И., Барабаш С.Б. Методы принятия управленческих решений.-Новосибирск:Издательство СО РАН, 2006.-228 с.

2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.-М.:Инфа-М, 2002.-260с.

3. Гоманков Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. –М.: Транспорт, 1994.- 208с.

4. Громов Н.Н., Персианов В.А. Управление на транспорте: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1990. - 336 с.

5. Гудков В.А., Миротов Л.Б. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками.- М.: Транспорт, 1997.-254 с.

6. Изучение грузопотоков при планировании и организации автомобиль­ных грузовых перевозок / М.С. Лихтик, В.Д. Прудовский, Н.Г. Субочева и др. - М.:

Транспорт, 1975. - 28 с.

7. Планирование в структурных подразделениях железнодорожного транспорта.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте»,, 2008.-308 с.

8. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Госкомстат Рос­сии. - М„ 2009. - 705 с.

 

 

Институт управления на транспорте и логистики

Кафедра управления на транспорте

 

У т в е р ж д а ю

проректором по учебной работе

проф. В.М. Свистуновым

______» ______________20__г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

к деловой игре

по учебной дисциплине

«Прогнозирование и планирование перевозок»

для студентов специальности

«Менеджмент организации» - 080507

специализаций:

«Управление транспортной организацией»

«Управление пассажирскими перевозками»

 

Москва- 2011

УДК 656.07 (072)

6Н1 П-78

Методические указания к деловой игре по учебной дисциплине: «Прогнозирование и планирование перевозок»: для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507 специализаций: «Управление транспортной организацией», «Управление пассажирскими перевозками» / Государственный университет управления, институт управления на транспорте и логистики ГУУ, институт управления на транспорте; [Сост. И.Н.Козлова, Т. Н., Т.Н. Сакульева] – М., ГУУ, 2010.- с.

 

Составители:

доцент И.Н. Козлова

к.э.н., доцент Сакульева Т.Н.

Ответственный редактор

заведующий кафедрой управления на транспорте,

доктор экономических наук, профессор

Е.Ф. Косиченко

Обсуждена

На заседании кафедры управления на транспорте

Протокол № «_____» _______________ 2011 г.

 

Обсуждено и одобрено

на заседании методического совета

Института управления на транспорте и логистики

 

Протокол № «_____»_____________ 2011г.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

 

 

Профессор кафедры управления пассажирскими перевозками

доктор экономических наук

П.В. Метелкин

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания к деловой игре по дисциплине «Прогнозирование и планирование перевозок» для студентов специальности «Менеджмент организации» - 080507, специализаций: «Управление транспортной организацией», «Управление пассажирскими перевозками» разработаны в соответствии с программой учебной дисциплины «Прогнозирование и планирование перевозок».

Изучение дисциплины предполагает приобретение студентами навыков прогнозирования объемов перевозок.

Деловая игра является составной частью важнейшим этапом в закреплении и совершенствовании знаний, полученных студентами в процессе изучения указанной дисциплины.

Тема деловой игры: «Прогнозирование региональных грузовых или пассажирских перевозок по аддитивной и мультипликативной моделям» является актуальной, так как грамотный прогноз перспектив развития грузовых и пассажирских перевозок является основой принятия управленческих решений.

Целью деловой игры является закрепление и углубление студентами теоретических знаний по прогнозирования объемов перевозок, выработка навыков самостоятельной работы по анализу временных рядов, разработке альтернативных вариантов прогнозирования объемов перевозок и обоснованному выбору одной из двух моделей прогнозирования.

К основным задачам деловой игры относятся:

- расчет сезонной компоненты в аддитивной модели,

- десезонализация данных при расчете тренда в аддитивной модели,

- прогнозирование по аддитивной модели,

- расчет сезонной компоненты в мультипликативной модели,

- десезонализация данных при расчете тренда в мультипликативной модели,

- прогнозирование по мультипликативной модели.

 

В методических рекомендациях изложена методика прогнозирования перевозок по аддитивной и мультипликативной моделям. Методические рекомендации предполагают использование персонального компьютера.

Навыки и результаты, полученные в результате деловой игры по дисциплине «Прогнозирование и планирование перевозок», применимы в процессе изучения дисциплин «Экономический анализ» и «Производственный менеджмент», а также при выполнении научно-исследовательских работ и дипломных проектов соответствующей тематической направленности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

Тема деловой игры: «Прогнозирование региональных грузовых или пассажирских перевозок по аддитивной и мультипликативной моделям» является единой для всех студентов.

Индивидуальность выполнения деловой игры обеспечивается за счет задания по вариантам каждому студенту объемов грузовых или пассажирских по конкретному региону за последние семь лет в поквартальном или помесячном разрезах. В процессе деловой игры студент обязан провести анализ временного ряда и спрогнозировать объем перевозок.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Задание на курсовое проектирование

Введение

Раздел 1. Прогнозирование объемов перевозок по аддитивной модели

1.1.Расчет сезонной компоненты

1.2.Корректировка сезонной компоненты

1.3.Десезонализация данных при расчете тренда

1.4. Расчет ошибок

1.5. Прогнозирование по аддитивной модели

Раздел 2. Прогнозирование объемов перевозок по мультипликативной модели модели

2.1.Сглаживание временного ряда

2.2.Расчет сезонной компоненты

2.3. Корректировка сезонной компоненты

2.4.Десезонализация данных при расчете тренда

2.5. Расчет ошибок

2.6. Прогнозирование по мультипликативной модели

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Задание на деловую игру

Выдается индивидуально каждому студенту и включается в себя по каждому варианту:

- наименование конкретного субъекта РФ;

- фактические данные объемов перевозок в конкретном регионе России с разбивкой по кварталам или месяцам.

 

Введение

 

Во введении отражается актуальность прогнозирования объемов региональных грузовых или пассажирских перевозок по методу анализа временных рядов. Формулируются цели и задачи полученного в процессе моделирования прогноза.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.133 с.)