I. продукция строительного производства и строительные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. продукция строительного производства и строительные процессы



1. продукцией строительного производства,

· представляющей резуль­тат труда строителей, являются

§ здания

ú промышленные

ú жилые и

ú об­щественные

§ сооружения

ú водоприемники

ú резервуары

ú водонапорные башни и др.

§ трубопроводы из разных материалов и разного назна­чения

ú водопроводы

ú канализационные коллекторы

ú нефтепроводы

ú газопроводы и т.д.

2. при возведении водопроводно-канализационных сооружений и прокладке трубопроводов выполняются общестроительные, специальные и монтажные работы, которые состоят из ряда более или менее сложных строительных процессов

3. для выполнения строительного процесса требуются:

· рабочие, вы­полняющие различные работы при помощи машин, механизмов или ме­ханизированного и ручного инструмента;

· материалы, из которых возводятся здания и сооружения или прокладываются трубопроводы;

· транспортные средства, при помощи которых перемещаются мате­риалы, и т.д.

 

 

4. строительный процесс характеризуется также

· порядком и характером операций, необходимым для их выполнения, временем,

· простран­ством, в котором обращаются все средства (рабочие, машины, мате­риалы и т.д.), и

· продукцией, получаемой в результате этого процесса,

5. рабочая операция — это

· организационно неделимая и

· технологически однородная

часть строительного процесса

6. особенностью каждой рабочей операции является ее

· постоянство,

· неизменяемость

§ инструмента при ручном труде или

§ применяемой машины при механизированном выполнении работ

7. если же во время работы меняется материал или инструмент, это означает, что начинается другая рабочая операция

· при строительстве коллектора из сборных железобетонных деталей выполняются следующие рабочие операции:

ú а) подача деталей с бровки на дно траншеи

ú б) установка деталей в проектное положе­ние

ú в) заделка швов или замоноличивание деталей и т. д.

8. каждая рабочая операция состоит из отдельных приемов, а

9. каждый прием - из отдельных движений

10. из совокупности отдельных взаимосвязанных рабочих операций составляется строительный процесс

11. строительные процессы бывают

· простые и

· комплексные

12. исполнителем простого строительного процесса является

· звено рабочих одной профессии, а

· иногда даже и один рабочий

13. строительство стального трубопровода относится

· к комплексным строительным процессам, так как

§ состоит из

ú совокупности простых строительных процессов, взаимно зависимых и связанных единством конечной продукции

· в состав этого комплексного строительного про­цесса входят следующие простые процессы:

§ разработка траншей

§ свар­ка труб

§ очистка труб

§ покрытие труб антикоррозионной изоляцией и т. д.

· в комплексном строительном процессе участвуют

§ рабочие разных профессий

ú экскаваторщики и

ú землекопы

ú сварщики,

ú машинисты трубоочистительных и трубоизоляционных машин

§ работающие

ú на разных машинах

ú разным инструментом

ú с различными материалами и т.д.

· в каждый простой строительный процесс, входящий в комплексный процесс,

§ включаются свои рабочие операции,

ú со своими приемами и движениями

14. рабочие операции и строительные процессы могут быть

· механизиро­ванными и

· ручными

15. в современном строительном производстве все основные виды тя­желых и трудоемких работ (земляные, трубоочистительные, трубоизоляционные, бетонные и т.д.), как правило, выполняются

· строительными машинами или

· при помощи механизированных инструментов и приспо­соблений

· лишь при отсутствии возможности применения машин или при очень малых объемах эти работы выполняются вручную

16. при осуществлении строительного процесса применяется

· комплекс­ная механизация строительства, т. е. механизированное выполнение всех основных трудоемких работ по всем строительным процессам

· напри­мер, при строительстве стальных трубопроводов

§ разработка траншей производится экскаваторами

§ очистка и изоляция труб — соответствующими машинами

§ опускание труб в траншею — кранами-трубоуклад­чиками

§ засыпка траншей — бульдозерами

17. при комплексной механизации всех строительных процессов

· работа должна производиться комплексом машин и механизмов,

§ техническая характеристика,

§ производственные возможности и

§ расстановка

которых

ú обеспечивают их взаимную технологическую связь в процессе выполне­ния работ

ù заданными темпами, в

ù заданные сроки, с

ù наименьшей трудо­емкостью и стоимостью

18. в зависимости от категории выполняемых работ строительные про­цессы подразделяются на

· основные

· вспомогательные и

· транспортные

19. к основным строительным про­цессам относят

· строительные процессы, в результате которых создаются элементы сооружений или трубопроводов

§ кладка стен

§ бе­тонирование днища

ú стен или перекрытий

§ разработка траншей

§ сварка и изоляция труб и т. д.).

20. вспомогательными называются процессы, в результате выполнения которых

· не создается строительной продукции,

§ но которые необходимы для ведения основных процессов

ú например, крепление стенок траншей или котлованов, устройство опалубки при бетонировании стен и пере­крытий и т. д.

21. к транспортным относят процессы

· общие сведения о транспортных процессах

· когда широко применяются готовые конструкции заводского изготовления, в условиях современного индустриального строительства, возросла роль транспорта

§ затраты на транспорт и погрузочно-разгрузочные работы составляют по стоимости до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех затрат на строительство

· в общей технологии строительного процесса транспорт является связующим звеном между заготовительными и строительно-монтажными работами

§ от его эффективной работы существенно зависят продолжительность и себестоимость строительства

§ для доставки грузов используют различные виды транспорта:

ú автомобильный

ú железнодорожный

ú конвейерный

ú трубопроводный

ú пневматический и т. д.

· ленточные конвейеры, канатные дороги и трубопроводы относят к специальному виду внутрипостроечного транспорта

§ ленточные конвейеры применяют для транспортировки грунта, заполнителей, бетонной смеси, а в некоторых случаях и мелкоштучных материалов - кирпича и т.п.

§ подвесной канатный транспорт применяется в местностях со сложным рельефом

ú для доставки строительных материалов используют канатные дороги с двумя параллельными канатами, поддерживаемыми промежуточными опорами

ú по этим канатам перемещаются по кольцевой или маятниковой схеме подвесные вагонетки

ú грузовые подвесные канатные дороги (ГПКД)

 

§ трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов:

ú по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т.п.

§ каждый вид транспорта имеет свои преимущества, которые проявляются в определенных условиях производства

§ вид транспорта выбирают на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов перевозки грузов

ú при этом учитывают: стоимость транспортирования, скорость перемещения и маневрирования транспортных средств, зависимость перевозок от климатических условий и т. д.

ú экономическая и технологическая эффективность транспортных и погрузочно-разгрузочных работ может быть повышена за счет

ù правильного выбора транспортных средств

ù комплексной механизации процессов

ù рациональной маршрутизации

ù контейнеризации и пакетирования грузов

· перевозка сборных конструкций с заводов-изготовителей на строительные площадки может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортом

§ затраты на транспорт составляют около 20% от стоимости монтажных работ и их снижение во многом зависит от состояния погрузочно-разгрузочных работ, качества подъездных путей, выбора наиболее рационального вида транспорта, согласованного планирования процессов перевозки и монтажа и др.

§ в настоящее время основными схемами перевозки и доставки под монтаж являются следующие: завод — монтаж элементов с транспортных средств; завод — раскладка элементов у места монтажа; завод — центральный (комплектовочный) склад — монтаж элементов с транспортных средств или раскладка элементов у места монтажа.

§ приемку изделий на складе или на объекте осуществляет производитель работ, мастер или уполномоченное лицо

ú приемщик должен произвести осмотр доставленных изделий, убедиться в их сохранности, соответствии комплектовочной ведомости, принять изделия по накладной и паспорту

· автомобильный транспорт

§ по сравнению с рельсовым имеет ряд преимуществ: сравнительно простая эксплуатация, относительная автономность в работе, возможность преодоления крутых подъемов и спусков (до 30%), малые радиусы поворота, высокие маневренные качества, возможность включения в основной технологический процесс (устройство асфальте- и цементобетонных покрытий, возведение земляного полотна с использованием системы машин экскаватор—транспортные средства)

§ важное звено в механизации строительства и его развитию и организации работы уделяется большое внимание

ú создана система специализированных средств, в соответствии с которой разработаны

ù типажи и типоразмерные ряды этих средств, а также средства по доставке грузов на объекты строительства, что

ù позволяет повысить их производительность и качество доставки грузов

· по назначению, применяемым транспортным средствам и дальности возки грузов все транспортные работы на дорожном строительстве делят на три группы.

§ I группа— транспортные работы, являющиеся составной частью технологического процесса и выполняемые в пределах строительной площадки:
перемещение грунта при строительстве земляного полотна на короткие расстояния (до 50—3000 м) землеройно-транспортными машинами — бульдозерами, скреперами и т. д.;
перемещение строительных материалов (камень, кирпич, металл и т. д.) из приобъектных складов к местам строительства с помощью транспортеров, кранов, автопогрузчиков и т. д.

ú стоимость транспортных работ группы отдельно не определяют, а включают в общую стоимость производства работ.

§ II группа — транспортные работы, являющиеся составной частью технологического процесса производственных предприятий (АБЗ, ЦБЗ,
ЗЖБИ и т. д.). Такими работами являются:
перемещение щебня, песка, гравия, битума, цемента, минерального порошка к смесительным и дозировочным установкам;
перевозка камня в пределах карьера от мест разработки к дробильно-сортировочным установкам специальными автомобилями, тракторными тележками, ленточными конвейрами и т. д.

ú стоимость работ II группы включают в стоимость изготовления продукции производственных предприятий.

§ III группа — транспортные работы, выполняющие роль связующего звена между заготовительными и строительно-монтажными работами:
доставка дорожно-строительных материалов и готовых изделий промышленных карьеров и других предприятий строительной индустрии по железной дороге или водным путям на центральные базы строительства (или перевалочные базы);
перевозка указанных выше материалов, изделий и полуфабрикатов со складов непосредственно к местам использования.

ú в работах III группы наибольший объем занимает вывозка различных каменных материалов, цементо- и асфальтобетонных смесей и других материалов для устройства дорожных одежд. Дальность их перевозок достигает десятков километров. Основным транспортным средством являются автомобили различного назначения.

ú эти перевозки выделяют в отдельную группу транспортных работ, организацию которых разрабатывают особо, увязывая ее с организацией строительно-монтажных работ и производственных предприятий. Стоимость этих работ в сметных расчетах выделяют отдельно.

· транспорт на строительстве в зависимости от расположения дорог по отношению к строительному объекту разделяют на

§ внешний и

§ внутренний

ú внешним называют транспорт (железнодорожный или водный), осуществляющий доставку материалов на строительство из пунктов снабжения, расположенных вне районов строительства

ú внутренний транспорт обеспечивает перевозку грузов в пределах района строительства.

· транспортные работы на строительстве принято измерять тонно-километрами

· количество тонн перевозимого груза определяют потребностью строительства в материалах, подсчитанной по данным проекта строящейся дороги, а

· количество километров — взаимным расположением мест погрузки и разгрузки перевозимых материалов

· интенсивность перевозок характеризуется понятиями «грузооборот» и «грузопоток»

§ грузооборот — это общая интенсивность перевозок грузов (т) со складов на объект или с объекта на объект за определенный промежуток времени, а грузопоток — интенсивность транспортирования грузов (т) по определенному участку пути в единицу времени.

· при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок следует учитывать степень транспортабельности грузов

· в строительстве перемещение грузов осуществляется посредством применения для этого вертикального и горизонтального видов транспорта

§ горизонтальный транспорт перемещает грузы с места получения и непосредственно к объекту строительства

§ вертикальным транспортом производится подъем и опускание деталей, конструкций и материалов, которые требуются для конкретной работы

· различается три вида горизонтального транспорта, которые определены по отношению их к строительной площадке:

§ транспорт внешний

ú при использовании внешнего транспорта осуществляется перевозка строительных грузов, которые доставляются извне на территорию строительной площадки через пути общего пользования

§ транспорт внутрипостроечный

ú внутрипостроечным обеспечивается перемещение вдоль территории всего строительства и

§ транспорт объектный

ú производится перемещение непосредственно на объекте

· нередко транспортные процессы совмещаются с процессами технологическими, для чего

§ используются транспортные средства, соответствующие технологическому назначению:

ú автобетоносмесители, бетононасосы и прочие их виды

· по перемещению материалов на склады строительной площадки, а

§ затем к строящемуся сооружению или трубопроводу и,

ú наконец, к рабочим местам

· транспортный процесс включает

§ доставку

§ приемку

§ разгрузку и

§ раскладку конструкций, их элементов, деталей, вспомогательных материалов и креплений, а также

§ подачу конструкций в зону монтажа со складов или площадок укрупнительной сборки

· процесс доставки конструкций к месту монтажа разрабатывается в ППР, где должны быть сопоставлены габариты транспортируемых конструкций и транспортных средств с габаритами транспортных путей, а также учтена последовательность монтажа

· методы выполнения погрузочно-разгрузочных работ и выбор механизмов и средств для их перемещения зависят от

§ физических характеристик грузов

§ коэффициента использования грузоподъемности и вместимости транспортных средств,

ú от которого в свою очередь зависят тарифы на перевозки, а также

ú трудоемкость транспортных работ

ù тарифы на автомобильные перевозки различных грузов зависят от степени использования грузоподъемности автомобиля

· в ряде случаев представляется возможным совместить транспортные процессы с технологическими

§ в этих целях применяют специальные средства для перемещения грузов — транспортные средства технологического назначения

§ к таким средствам относятся, автобетоносмесители (совмещаются приготовление и перемещение бетонной смеси), бетононасосы (совмещаются перемещение и укладка бетонной смеси) и др.

§ транспортные средства технологического назначения перспективны и играют в современном строительстве все большую роль

· при выборе вида транспорта следует учитывать целый ряд факторов, и

§ в первую очередь род грузов,

ú связанные с ним условия погрузочно-разгрузочных работ

ú дальность перевозок

ú дорожные условия

ú требуемый грузооборот и грузопоток

ù грузооборотом (суточным, местным, годовым) называется общее количество грузов, в тоннах, которое необходимо перевезти за определенный промежуток времени

ù грузопотоком называется интенсивность перевозки грузов в тоннах по определенному участку транспортного пути в единицу времени

ù сумма произведений грузопотоков по каждому грузу на расстояние перевозки составляет общий тонна-километраж по всей площадке за это время

· выбор средств горизонтального транспорта в каждом конкретном случае решается путем сравнения вариантов

§ предпочтение отдается тому варианту, который при меньших затратах обеспечивает минимальную себестоимость перевозок

§ при сравнении различных вариантов следует иметь в виду, что длина пути между двумя заданными точками для различных видов транспорта может быть неодинаковой

ú в условиях холмистой местности

ù подвесная канатная дорога, соединит точки А и Б по прямой

ù автомобильная дорога для устранения излишних земляных работ по возведению насыпей и устройству выемок или крутых уклонов пройдет по кривой, что увеличит длину дороги

ù для железной дороги в тех же условиях удлинение трассы может оказаться еще большим

ù поэтому при вы боре оптимального варианта сравнивать их следует исходя из стоимости перевозки 1 т/км, но с учетом длины трассы

 

 

· применяют маятниковую и челночную схемы автотранспортных перевозок

§ при перевозке по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями

§ при челночной схеме автотранспортных перевозок один тягач работает последовательно с двумя и более прицепами

§ наибольшее распространение получила схема работы тягача с тремя прицепами, когда

ú один прицеп находится под погрузкой (например, на заводе ЖБИ - сборных железобетонных конструкций)

ú другой - под разгрузкой на строительной площадке, а

ú третий - в пути

§ челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени, так как простои под погрузкой и разгрузкой в данном случае исключаются

§ имеются лишь незначительные потери времени на прицепку и отцепку прицепов.

· обычно строительные организации заключают с автотранспортными предприятиями договоры о доставке грузов

· крупные строительные организации могут иметь собственный транспорт, находящийся в ведении хозрасчетной транспортной конторы строительства, которая кроме эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к выходу на линию.

§ количество автомобилей (N), требуемое для перевозки груза (Q):

N = QTц / T*g

Tц - минимальное время одного рейса автомобиля;

Т - время работы транспорта;

q - грузоподъемность автомобиля

минимальное время одного рейса автомобиля:

Tц = Tп + Tпр + Tр + Tм

Tп, Tпр, Tр, Tм - время соответственно погрузки, пробега, разгрузки, маневров

· назначение и виды транспортных средств

§ в строительстве пользуются всеми видами современного транспорта:

ú автомобильный транспорт

ù используется наиболее широко в строительстве, особенно в городском

ù основные достоинства:

s большая скорость

s высокая маневренность

s способность передвигаться по кривым участкам пути с малым радиусом закругления и преодолевать крутые подъемы дорог и возможность доставки разнообразных грузов непосредственно к объекту строительства

ù по назначению автотранспорт, используемый в строительстве, подразделяют на

s бортовые автомобили общего назначения

û используют на строительных площадках для перевозки различных строительных грузов (кирпича, сборных железобетонных деталей и конструкций, изделий деревообделочных заводов и других пакетированных материалов)

û в целях более полного использования тяговой мощности двигателя, а также при перевозке длинномерных элементов применяют автомобили общего назначения, работающие с двухосными и одноосными прицепами.

s Грузоподъемность автомобилей

s На базе обычных автомобилей промышленность выпускает автомобили высокой проходимости. Грузоподъемность авто­мобилей высокой проходимости ниже грузоподъемности соответствую­щих базовых моделей вследствие увеличения их собственного веса.

s автосамосвалы и

s специализированные автомобили

§ в строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5...50 и выше т. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.

§ по назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:

ú автомобили общетранспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов) и

ú специализированные автотранспортные средства (табл.1)

ù приспособленые (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов:

s бетонной смеси

s раствора

û для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители

s порошкообразных и

s пылевидных строительных материалов

û при бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки

s крупногабаритных железобетонных конструкций и др.

û перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов

û в зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы.

û к специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.

 

ú виды и функциональное назначение автомобильного транспорта в строительстве

табл. 1

 

эскиз наименование и назначение
бортовые автомашины общего назначения
автосамосвалы для перевозки растворных и бетонных смесей, а также материалов, не повреждающихся при сбрасывании
передвижные автобетоносмесители для перевозки растворных и бетонных смесей
автоцементовозы для перевозки порошкообразных сухих вяжущих материалов
полуприцепы общего назначения для перевозки элементов длиной до 12 м
прицепы общего назначения для перевозки элементов длиной до 6 м
полуприцепы-плитовозы для перевозки плит, свай, колонн
полуприцепы-панелевозы для перевозки стеновых панелей и перегородок
полуприцепы-балкофермовозы для перевозки длинномерных изделий, лесоматериала
трейлеры для перевозки блоков и сантехкабин
трейлеры для перевозки объемных блоков

 

 

 

 

ú тракторный транспорт

ù используют для перевозки грузов по плохим дорогам и даже в условиях полного бездорожья

ù при значительных расстояниях перевозки использование этого вида транспорта экономически нецелесообразно вследствие малых скоростей передвижения

ù как транспортное средство в условиях городского строительства почти не используют

ú железнодорожный

ù является основным грузовым магистральным транспортом, обеспечивающим массовые перевозки строительных грузов

s рационально применять для доставки массовых или дефицитных грузов для данного региона, а также

s в случае сосредоточенного строительства крупных объектов при расстоянии перевозки не менее 200 км

s выполняя внешние, внутриквартальные и технологические перевозки грузов, становится частью технологии строительного производства

ù применяют главным образом как внешний транспорт для перевозки строительных грузов на большие расстояния

ù на строительной площадке требует больших первоначальных затрат, однако при крупных объемах строительных работ и при поступлении основных грузов по железнодорожным путям Министерства путей сообщения эти капиталовложения в процессе эксплуатации быстро окупаются

ù крытые вагоны производят с боковыми люками, дверными проемами и раздвижной крышей

s предназначаются для перевозки штучных и сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков

s рузоподъемность вагонов 63...65 т, объем кузова 120...130 м

ù полувагоны имеют люки в полу, боковых и торцевых стенках, одно- или двухскатный пол

s применяются для перевозки сыпучих, штучных, лесных и длинномерных грузов

s не требующих защиты от атмосферных осадков

s грузоподъемность полувагонов 63... 125 т, объем кузова 70... 138 м

ù хопперы — крытые специальные саморазгружающиеся вагоны в виде бункера, используются для транспортировки цемента, извести, щепы и других грузов, требующих защиты от атмосферных осадков

s в крыше таких вагонов имеются загрузочные люки, а

s в нижней части кузова — разгрузочные люки со специальными пневматическими механизмами

s грузоподъемность хопперов 58...64 т.

ù перевозку наливных грузов и некоторых сыпучих материалов

s осуществляют в вагонах-цистернах, оборудованных верхним загрузочным и нижним разгрузочным сливом

ù платформы используются для перевозки сыпучих, штучных, лесных и длинномерных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков

s они могут быть с бортами и без них

s гузоподъемность платформ 54...92 т

ù думпкары — вагоны-самосвалы, применяются для транспортировки различных видов сыпучих грузов

s могут разгружаться на любую сторону за счет поднимающихся и откидывающихся продольных бортов или опрокидывания вагона

s грузоподъемность 50... 180 т.

ú водный транспорт является наиболее дешевым видом транспорта, особенно при перевозке массовых грузов на большие расстояния

ù но при использовании этого вида транспорта необходимо учитывать сезонный характер его работы.

ú воздушный транспорт

ù применяют в отдельных случаях для доставки строительных грузов в труднодоступные места

ú специальные виды транспорта

ú подвесные канатные дороги

ù рельсовые дороги с канатной тягой и

ù однорельсовые навесные дороги применяют для доставки строительных грузов в условиях сильно пересеченной местности и

ù водных преград

ù трубопроводный транспорт

ù транспорт с помощью звеньевых ленточных транспортеров

ù пневмотранспорт, гидротранспорт и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.141.122 (0.158 с.)