Развитие транспортной инфраструктуры. Стратегические направления развития и ключевые проекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие транспортной инфраструктуры. Стратегические направления развития и ключевые проекты



Транспортный комплекс является необходимой базой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики Северо-Кавказского федерального округа.

Основными задачами по развитию транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:

· формирование доступной и эффективной транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа;

· улучшение качества транспортных услуг и снижение транспортных издержек;

· эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

· повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

· формирование конкурентоспособного на мировом рынке транспортно-логистического продукта, обеспечивающего эффективное товародвижение;

· повышение мобильности населения регионов Северо-Кавказского федерального округа;

· повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа;

· рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

· развитие инструментов государственно-частного партнерства для реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры.

Автодорожный комплекс

Развитие автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа предполагает решение следующих задач:

· завершение формирования сети автомагистралей в составе международных транспортных коридоров по сложившимся направлениям основных транспортных связей, приведение технического уровня федеральных дорог в соответствие с параметрами и тенденциями роста автомобильного парка и объемов интенсивности движения;

· дальнейшее укрепление транспортной оси "Север - Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и привлечения международного транзита. С учетом перспектив развития международных связей России с государствами Закавказья и Ближнего Востока возрастет значение этого транспортного коридора;

· автотранспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса;

· обеспечение круглогодичного функционирования дорог с твердым покрытием и сети дорог населенных пунктов в сельской местности, имеющих перспективы развития.

Мероприятия по развитию автодорожной сети региона предусматривают формирование перечней объектов строительства и реконструкции с учетом следующих приоритетов:

· реконструкция наиболее загруженных участков дорожной сети на подходах к крупным городам и строительство обходов населенных пунктов, развитие автомобильных дорог в составе транспортных коридоров, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства;

· завершение строительства и реконструкции объектов незавершенного строительства высокой степени готовности, реализация пилотных проектов строительства платных дорог;

· проведение работ по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети, обеспечение восстановления ежегодного износа федеральных дорог, повышение технического уровня дорог на основе модернизации и применения инновационных технологий;

· развертывание работ по соединению круглогодичной связью сельских населенных пунктов с сетью дорог общего пользования.

В рамках развития международного транспортного коридора "Север - Юг" предполагается осуществление следующих инфраструктурных проектов:

· модернизация и реконструкция магистрали М-29 "Кавказ" по нормативам I категории с устройством многополосной проезжей части, что позволит обеспечивать растущие межрегиональные и транзитные потоки автомобильного транспорта на основных направлениях международных транспортных коридоров;

· реконструкция участка автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Махачкала (на территории Республики Дагестан), что позволит повысить пропускную способность и безопасность движения по маршруту Астрахань - Кочубей - Махачкала - Яраг - Казмаляр;

· реконструкция автодороги Алагир (М-29 "Кавказ") - Нижний Зарамаг до границы с Грузией (Транскавказская магистраль), что позволит обеспечить круглогодичное автодорожное сообщение с Республикой Южная Осетия.

Важное место в транспортной системе региона занимают автомобильные дороги, обеспечивающие доступ к рекреационным комплексам и туристическим зонам Северного Кавказа. Реализация следующих наиболее важных проектов автодорожного комплекса осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)":

· строительство автодороги Нижний Зарамаг - рекреационный комплекс "Мамисон";

· строительство автодороги Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы Су - Эльбрус обеспечит подъезд к подножью горы Эльбрус, а также к уникальным источникам минеральных вод Джилы Су;

· реконструкция автодороги Чикола - Мацута - Колин Арт с подъездом к с. Галиат;

· строительство автомобильной дороги Архыз - Дукка.

При этом необходима разработка схемы развития автомобильных дорог, обеспечивающих подъезды к рекреационным зонам Северо-Кавказского федерального округа с учетом новых крупных курортов.

В период реализации Стратегии намечены проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации для создания межрегионального автодорожного маршрута на направлении Минеральные Воды - Черкесск - Адлер, обеспечивающего существенное сокращение расстояния автомобильных перевозок к курортно-рекреационным зонам Черноморского побережья Кавказа из регионов Приволжского, Центрального и Уральского федеральных округов, рекреационных зон Северного Кавказа.

Существенное значение для развития транзитных автомобильных перевозок и межгосударственных торгово-экономических связей Северного Кавказа будет иметь создание международного автодорожного маршрута Черкесск - Сухум, обеспечивающего прямое сообщение из центральных районов Российской Федерации в Республику Абхазия, а также повышение устойчивости функционирования международного транспортного коридора "Север - Юг" за счет создания маршрута, дублирующего автомобильную дорогу федерального значения М-27 Джубга - Сочи, проходящую по территории черноморского рекреационного региона. В рамках реализации Стратегии предусматривается подготовка межгосударственных соглашений между Российской Федерацией и Республикой Абхазия в отношении строительства автомобильной дороги, проведения инженерных изысканий и разработки проектной документации, проработки механизма совместного финансирования строительства, а также последующей эксплуатации дороги заинтересованными государствами.

В целях улучшения условий движения в районе курортов Кавказских Минеральных Вод предусматривается строительство глубокого обхода г. Минеральные Воды, обходов гг. Невинномысск, Беслан.

Недостаточное развитие связующих звеньев между федеральными маршрутами обусловило необходимость модернизации и реконструкции следующих автомобильных дорог:

· автомобильная дорога Кисловодск - Карачаевск (в составе маршрута Минеральные Воды - Кисловодск - Карачаевск), которая соединит федеральные дороги М-29 "Кавказ" и А-155 Черкесск - Домбай;

· автомобильная дорога Грозный - Ботлих - Араканы - Леваши - Буйнакск - Махачкала по нормативам I - II категории, которая соединит федеральные дороги М-29 "Кавказ" и Астрахань - Каспийский - Кочубей - Кизляр - Махачкала и по своему функциональному значению станет дублером федеральной дороги М-29 "Кавказ" на участке Грозный - Махачкала;

· автомобильная дорога Светлоград - Благодарный - Буденновск, которая соединяет федеральные дороги А-154 Астрахань - Элиста - Ставрополь и Кочубей - Нефтекумск - Зеленокумск - Минеральные Воды.

Автотранспортное сообщение

Основными направлениями развития автотранспортного сообщения между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рассматриваемой перспективе являются:

· развитие сети автопарковок, прежде всего в крупных городах, где к 2025 году прогнозируется 2-кратное увеличение количества автомобилей;

· применение современных технических средств и технологий организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками в крупных городах и на автомобильных магистралях;

· повышение уровня безопасности дорожного движения на основе роста эффективности контрольно-надзорной деятельности по выявлению нарушений правил дорожного движения.

Развитие автомобильного транспорта предусматривает также решение следующих задач:

· экономическое стимулирование приоритетного использования в крупных и курортных городах транспортной техники с повышенными экологическими показателями. Реализация пилотных проектов по использованию природного газа и других альтернативных видов топлива на городском общественном транспорте, на регулярных грузовых перевозках в черте города;

· развитие технологий интеллектуальных транспортных систем в сфере организации автомобильных перевозок, общественного транспорта, а также управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;

· применение системы административных и экономических мер для ограничения использования личного автотранспорта в наиболее загруженных зонах городских территорий и курортных зонах.

Решение указанных задач во многом зависит от формирования законодательной и нормативной правовой базы для создания благоприятных условий функционирования и защиты российских автоперевозчиков на рынке перевозок.

Повышение уровня обустройства на автомобильных дорогах федерального значения предполагается достигнуть за счет строительства пешеходных переходов на разных уровнях, устройства барьерного ограждения, освещения участков автомобильных дорог, шумозащитных сооружений, противолавинных галерей, других специальных защитных и укрепительных сооружений.

Автомобильные пограничные пункты пропуска на границе с Азербайджанской Республикой и Грузией должны быть полностью обустроены и оснащены современными комплексами погранично-таможенного контроля в соответствии с федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 годы)".

Предусматривается применение современных технических средств, телекоммуникационных и информационных технологий и системы ГЛОНАСС. На важнейших федеральных автомобильных дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, предполагается создание отраслевой системы связи и информатизации с использованием современных технологий.

В целях повышения безопасности дорожного движения и улучшения обслуживания пользователей предусмотрена разработка комплексных схем обустройства автомобильных дорог и курортных маршрутов объектами дорожного сервиса, площадками для отдыха участников движения. Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности предусматривают меры по антитеррористической защите объектов автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и внедрению современного оборудования и технологий обеспечения безопасности.

Железнодорожный транспорт

Перспективы развития железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском федеральном округе во многом определяются результатами реализации заявленных проектов и программ развития реального сектора экономики, курортно-рекреационной сферы, в том числе осуществления масштабных проектов создания горнолыжных комплексов мирового класса на Северном Кавказе.

В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие проекты:

· строительство новой железнодорожной линии Минеральные Воды - аэропорт, которая предусматривает организацию интермодальных перевозок на участке Кисловодск - Минеральные Воды - аэропорт;

· развитие железнодорожного узла припортовой станции "Махачкала" и подъездных путей для обслуживания Махачкалинского морского торгового порта в целях увеличения перевозок грузов в железнодорожном и морском сообщении по международному транспортному коридору "Север-Юг";

· строительство железнодорожного пограничного пункта пропуска "Дербент" в целях увеличения пропускной способности и качества обслуживания в системе международного транспортного коридора "Север-Юг";

· строительство железнодорожной линии Солдатская - Тырныауз для организации железнодорожного обслуживания курортной зоны и подъезда к карьерам полезных ископаемых на территории Кабардино-Балкарской Республики;

· строительство железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Кизляр (Ставропольский край - Республика Дагестан) для обеспечения транзитных грузовых перевозок, а также устойчивых транспортных связей населенных пунктов района тяготения к основным железнодорожным направлениям.

Кроме того, можно выделить следующие социально значимые железнодорожные проекты:

· строительство железнодорожной линии Ставрополь - Невинномысск в целях оптимизации транспортной связи г. Ставрополя с курортной зоной г. Минеральные Воды;

· строительство железнодорожной линии на обходе г. Беслана (Республика Северная Осетия - Алания) в целях переноса транзитного движения поездов из центральных районов города;

· строительство железнодорожной линии Котляревская - Галашки в целях социально-экономического развития Республики Ингушетия;

· реконструкция сети железных дорог на территории Чеченской Республики, восстановление путей, станций, искусственных сооружений в целях организации надежного и безопасного движения поездов;

· комплексная реконструкция участка железнодорожной линии Грозный - Назрань в целях восстановления грузового сообщения и движения пригородных пассажирских поездов на участке Грозный - Прохладный для обслуживания густонаселенного района.

Морской транспорт

К числу приоритетных направлений развития морского транспорта Российской Федерации в Прикаспийском регионе относится развитие инфраструктуры глубоководных портов, одним из которых является Махачкалинский морской торговый порт, входящий в состав махачкалинского транспортного узла и международного транспортного коридора "Север - Юг". Порт связан морскими путями со всеми прикаспийскими государствами, а внутренними водными путями, железнодорожными и автомобильными магистралями - со всей территорией Российской Федерации.

Перспективы развития порта обоснованы ожидаемым ростом грузопотоков в рамках международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе за счет планируемого присоединения к нему и продления международного транспортного коридора № 3 (Дрезден - Львов - Киев - Ростов-на-Дону - Махачкала).

Развитие Махачкалинского морского торгового порта осуществляется в соответствии с положениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".

Стратегическим планом развития порта предусматривается увеличение объема перевалки грузов к 2020 году до 20 млн. тонн, что обусловлено программой развития портово-терминальной инфраструктуры, включающей строительство причалов № 14 и 15, причала для специальных судов, железнодорожного паромного комплекса, подъездной автодороги.

Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту и махачкалинском транспортном узле предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка.

Предусмотрено полное обустройство пограничного пункта пропуска порта и оснащение его современным оборудованием для погранично-таможенного контроля в соответствии с федеральной целевой программой "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2011 годы)".

Для обеспечения защищенности акватории порта от воздействия стихии следует завершить реконструкцию оградительных сооружений, проведение дноуглубительных работ и удлинение волнолома.

В целях развития пассажирских и круизных морских перевозок необходимо предусмотреть создание на Каспийском побережье от г. Махачкалы до г. Дербента морских вокзалов и пассажирских терминалов, а также портопунктов по мере развития курортной зоны региона. Маршруты круизного судоходства при наличии пассажирского флота могут осуществляться как в центр страны, так и через Волго-Донской канал в страны Средиземноморского и Черноморского бассейнов.

Для дальнейшего развития судоходства на Каспии и успешной реализации программы возвращения морских судов под флаг Российской Федерации необходимо осуществление следующих мер:

· предоставление судовладельцам долгосрочных льготных кредитов для строительства судов с российской регистрацией и освобождение от всех видов налогов на период возврата кредитов;

· отмена таможенных пошлин при закупке за рубежом портового подъемно-транспортного оборудования.

Для обеспечения своевременной и гарантированной ликвидации разливов нефти в бассейне Каспийского моря требуется укрепление базы аварийно-спасательного флота и плавсредств.

В соответствии с подпрограммой "Морской транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России
(2010 - 2015 годы)" предусматривается реализовать комплекс мер по снижению уязвимости объектов морского транспорта Каспийского бассейна (морские порты, суда транспортного и обеспечивающего флота, судоремонтные заводы и др.) в отношении террористических актов, пиратства и других противоправных действий, способных нанести экономический ущерб и привести к человеческим жертвам. Борьба с ними должна осуществляться на государственном уровне и в рамках международного сотрудничества.

В целях обеспечения надежности и безопасности функционирования морского транспорта планируется осуществить строительство и реконструкцию систем управления движением судов, объектов глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, а также реконструкцию станций приема и обработки информации международной спутниковой системы поиска и спасания
"КОСПАС-САРСАТ".

Воздушный транспорт

Для мобильности населения, инвестиционной привлекательности территорий и привлечения туристических потоков потребуются усилия по модернизации существующих и строительству ряда новых аэропортов в Северо-Кавказском федеральном округе.

К числу приоритетных проектов в области воздушного транспорта (большинство из которых уже нашли отражение в различных целевых программах) можно отнести:

· реконструкцию аэропортового комплекса (г. Минеральные Воды, Ставропольский край);

· реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса "Уйташ" (г. Махачкала, Республика Дагестан);

· реконструкцию аэропортового комплекса "Беслан", г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания;

· реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса (г. Магас);

· реконструкцию аэропортового комплекса "Шпаковское" (г. Ставрополь);

· строительство аэропортового комплекса (г. Нальчик);

· восстановление аэропорта "Северный" (г. Грозный).

Создание горнолыжных комплексов мирового класса в Северо-Кавказском федеральном округе потребует строительства аэропортового комплекса в районе г. Черкесска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.046 с.)