Транспортно-логистический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортно-логистический комплекс



Из всех субъектов РФ, имеющих общую границу со странами Евросоюза, Ленинградская область обладает самым выгодным географическим положением, самой развитой транспортно-логистической инфраструктурой и, как следствие, наибольшим потенциалом развития. Поэтому, в соответствии с «Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на стратегическую перспективу до 2025 года», утверждённой законом № 72-оз от 22 сентября 2011 года, «основой экономического развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу» должны стать предприятия транспортно-логистического комплекса и транспортной инфраструктуры.

В настоящее время Ленинградская область является крупнейшим транспортным узлом России. Она расположена на перекрёстке международных и национальных транспортных коридоров. Из девяти транспортных коридоров, утверждённых на Критской конференции, один – Панъевропейский транспортный коридор № 9 – проходит по территории Ленинградской области, обеспечивая движения грузов по основным направлениям «Север-Юг» и «Запад-Восток».

По территории области проходят магистральные и региональные трубопроводы, железные дороги, федеральные и региональные автомагистрали, речные и морские пути.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования Ленинградской области достигла 11142 км, в том числе: федеральных - 1378 км (12,3%); региональных – 9764 км (87,7%). Важнейшие федеральные трассы - автодороги "Россия", "Скандинавия" и Санкт-Петербург-Псков.

Общая протяженность железных дорог – почти 3000 км, из которых лишь 30% электрифицировано. Железнодорожным транспортом перевозится более 100 млн. т народнохозяйственных грузов в год.

Через Ленинградскую область пролегает Волго-Балтийский водный путь, соединяющий бассейны всех внутренних водных путей европейской части России. Протяженность судоходных путей - 1908 км. По водным путям Ленинградской области перевозится более 40 млн. т грузов. В области имеются Подпорожский и Свирицкий речные порты, четыре морских порта - Приморский, Высоцкий, Усть-Лужский и Выборгский, производственно- техническая база по ремонту и строительству судов. Строятся порты в Усть-Луге и бухте Батарейной.

Трубопроводный транспорт представлен инвестиционными проектами. Во-первых, Северо-Европейский газопровод, предназначенный для транспортировки природного газа в Европу. Во-вторых, Балтийская трубопроводная система (БТС), ориентированная на создание нового направления экспорта российской нефти из Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Повольжья, а также транзит нефти из стран СНГ и из Казахстана. Ведется строительство нового российского терминала по перевалке сырой нефти в районе города Приморска.

В 2010 году в транспортной отрасли продолжали ощущаться последствия глобального экономического кризиса. Общий объем услуг, оказанных организациями транспорта за 2010 год составил 71,05 млн. руб., или 83,2% (без учета инфляции) к уровню предыдущего года. Снижение объема услуг предприятий транспорта обусловлено как сокращением грузооборота, так и снижением тарифов на транспортировку грузов.

По итогам 2011 года наблюдается положительная динамика показателей работы транспортной отрасли. Общий объем услуг, оказанных организациями транспорта в 2011 году, составил 80,8 млн. руб., или 108,1% (без учета инфляции) к предыдущему году.

Общий объем перевозок грузов крупными и средними организациями автомобильного, трубопроводного (в целом по организациям трубопроводного транспорта, включая другие регионы) и внутреннего водного транспорта за 2011 год составил 126,5 млн. т (102,6%) при грузообороте 79125,6 млн. тонно-км (97,6%), в том числе трубопроводным транспортом отправлено 118,1 млн. т нефти (99,1%) при грузообороте 78163,5 млн. тонно-км (97,5%).

По данным Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» объем погрузки предприятиями–грузоотправителями области в январе-декабре 2011 года составил 36995,5 тыс. т, или 103,0% к январю-декабрю предыдущего года.

За январь-декабрь отчетного года количество пассажиров, отправленных в пригородном сообщении по Ленинградской области, составило 23539тыс. человек, или 94,0% к уровню января-декабря 2010 года, при общем пассажирообороте 2852 млн. пасс.-км (95,0%).

В январе-декабре 2011 года объем коммерческих перевозок грузов автотранспортом крупных и средних организаций всех видов экономической деятельности составил 9,7 млн. т грузов и увеличился по сравнению с январем-декабрем 2010 года на 10,8%, при грузообороте 778,9 млн. тонно-км (на 14,4%).

Объем перевозок пассажирскими автопредприятиями области (с учетом привлеченного на маршруты общего пользования автотранспорта физических лиц (владельцев автобусов) и малых предприятий автомобильного транспорта) в январе-декабре 2011 года составил 77,2 млн. человек (99,6% к уровню января-декабря 2010 года) при пассажирообороте 1336,4 млн. пасс.-км (101,0%).

По данным Администрации морского порта «Большой порт «Санкт-Петербург» объем переработки грузов, выполненный в январе-декабре 2011 года стивидорными организациями Ленинградской области, осуществляющими деятельность в акватории портов Финского залива, составил 112343,6 тыс. т, или 106,6% к уровню января-декабря 2010 года.

 

SWOT – анализ транспортно-логистического комплекса

Трубопроводный транспорт

Запущенные в последние годы мощности по транспортировке нефти и газа планируется использовать для снижения зависимости от транзита через Украину и Белоруссию и существенного расширения поставок углеводородов с существующих нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Кроме того, географические преимущества Ленинградской области будут использованы при организации поставок углеводородов в Европу с новых месторождений Ямала и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Теоретически обстоятельства могут сложиться так, что пропускной способности трубопроводов не хватит, и потоки нефти и газа будут направлены в обход области. Однако, вероятность такого исхода крайне незначительна, так как темпы строительства трубопроводов обычно выше темпов освоения новых месторождений.

Сильные стороны Слабые стороны
1.относительно благоприятные природные условия – умеренный климат и «плоский» рельеф 2.близость к зарубежным потребителям 3.наличие гос.поддержки на самом высоком уровне 1.уязвимость для террористических атак 2.необходимость дополнительных мер экологической защиты  
Возможности Угрозы
1.перспективы роста спроса на углеводороды – как внутреннего, так и внешнего 2.перспективы роста цены на углеводороды (как следствие надвигающейся войны на Ближнем Востоке) 3.переориентация «газового» экспорта с «украинского» направления на «Северный поток» 4.широкие возможности увеличения пропускной способности существующих трубопроводов и строительства новых 1.снижение спроса вследствие диверсификации поставок европейскими потребителями 2.падение спроса в связи развитием новых технологий

 

 

Железнодорожный транспорт

По оценкам экспертов, в течение ближайших 10 лет контейнерный грузопоток, следующий через Россию, возрастет более чем в 3 раза, и более половины этого потока будет проходить через порты северо-запада. Ожидается, что начиная с 2012-го рост объёма транспортных услуг в регионе будет возрастать не менее чем на 10% в год. Кроме того, в связи с ростом уровня жизни растёт спрос на пассажирские перевозки, в первую очередь высокоскоростные.

Загруженность железнодорожных магистралей близка к предельной, и это ведёт с ощутимому снижению скорости перемещения людей и грузов.

Сильные стороны Слабые стороны
1.выгодное географическое положение региона 2.высокая насыщенность ж/д путями центральных районов области 3.наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов недостаточная пропускная способность даже для существующих объёмов перевозок  
Возможности Угрозы
1.рост грузооборота за счёт внутренних и трансграничных перевозок 2.наличие согласованных планов строительства новых дорог 3.наличие господдержки на самом высоком уровне снижение грузооборота вследствие новой волны глобального экономического кризиса

 

Автотранспорт

Вышеупомянутый рост грузопотока увеличивает число транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, на дорогах области. Рост уровня жизни ведёт к увеличению числа частных автомобилей. Из-за нехватки второстепенных дорог с твёрдым покрытием, они выезжают на магистрали, перегружая их сверх всякой меры. Положение усугубляется низким качеством покрытия и разметки, недостаточным количеством развязок и плохо оборудованными перекрёстками. Всё вместе это приводит к росту аварийности и снижению скорости перемещения людей и грузов.

Сильные стороны Слабые стороны
1.относительно благоприятные природные условия – умеренный климат и «плоский» рельеф   1.недостаточная пропускная способность дорог даже для существующих объёмов перевозок 2.нехватка дорог с твёрдым покрытием 3.недостаточность выездов из Петербурга 4.плохие дороги между районами области и на выезде из области 5.нехватка пограничных переходов
Возможности Угрозы
1.рост грузооборота за счёт внутренних и трансграничных перевозок 2.широкие возможности для строительства новых дорог снижение грузооборота вследствие новой волны глобального экономического кризиса

 

Морской транспорт

Отличительной чертой морских перевозок является их дешевизна, благодаря которой для некоторых грузов морской транспорт становится de facto безальтернативным. Наиболее существенным сдерживающим фактором является неразвитость портовой инфраструктуры – не только причалов, но и складов, подъездных путей, ЛЭП и т.д.

Сильные стороны Слабые стороны
1.выгодное географическое положение 2.наличие качественных трудовых ресурсов 1.недостаточная пропускная способность автодорожных и железнодорожных подъездов к портам области 2.необходимость ледовой проводки в Финском заливе
Возможности Угрозы
1.рост трансграничных перевозок, в том числе за счёт «китайского транзита» 2.снижение транзита через порты Прибалтики 3.обилие мест, пригодных для строительства новых портов 4.наличие гос.поддержки на самом высоком уровне 1.снижение грузооборота вследствие новой волны глобального экономического кризиса 2.усиление конкурентного давления со стороны высокотехнологичных портовых комплексов Финляндии и стран Балтии

 

Речной транспорт

Перевозки по рекам значительно, как и перевозки по морю, обычно ощутимо дешевле перевозок наземными видами транспорта, особенно для крупногабаритных и насыпных грузов. Однако в Ленинградской области основные грузопотоки проходят через Неву, пропускная способность которой практически исчерпана. То есть, несмотря на рост спроса, сколько-нибудь заметно перевозки речным транспортом вырасти не смогут.

Сильные стороны Слабые стороны
низкая себестоимость перевозок 1. изношенность основных средств 2. слабое развитие портовой инфраструктуры 3. исчерпанность пропускной способности Невы
Возможности Угрозы
развитая речная сеть рост конкурентного давления со стороны других видов транспорта

Авиатранспорт

Авиация используется преимущественно для перевозки пассажиров. Объёмы грузоперевозок – в сравнении с другими видами транспорта – незначительны. В силу законодательных ограничений, вся региональная авиация стянута в Пулково, и на территории области авиатранспорт практически отсутствует, несмотря на обилие мест для размещения аэропортов.

Сильные стороны Слабые стороны
1. высокий платежеспособный спрос на пассажирские авиаперевозки 1. законодательные ограничения 2. отсутствие мест базы для организации воздушных перевозок на территории области 3. неразвитость регионального авиатранспорта
Возможности Угрозы
1. рост спроса на пассажирские авиаперевозки 2. строительство новых аэропортов – как региональных (Ржевка), так и международного (Вещево) 1. конкуренция со стороны финских аэропортов 2. конкуренция со стороны высокоскоростных поездов 3. снижение грузооборота вследствие новой волны глобального экономического кризиса

 

Складские комплексы

Ежедневно через территорию области проходят сотни тысяч тонн разнообразных грузов, требующих хранения, перевалки и переработки. Увеличивающийся поток требует развития не только транспортной, но и складской инфраструктуры.

 

Сильные стороны Слабые стороны
1. выгодное географическое положение региона 2. необходимость перевалки львиной доли грузов, идущих по линии Восток-Запад 3. наличие трудовых ресурсов 4. обилие площадей для строительства новых складских комплексов 1. недостаточное развитие инфраструктуры 2. сезонные колебания загрузки (вследствие непредсказуемой ледовой обстановки)
Возможности Угрозы
1. рост грузооборота (внутренний, экспорт, импорт, транзит) 2. снижение экспорта и транзита через Прибалтику 1. макроэкономические риски 2. политические риски

Анализ показывает, что транспортно-логистический комплекс ЛО располагает мощным потенциалом развития, базирующимся на выгодном географическом положении. Конкурентное давление чрезвычайно слабо, а уровень угроз определяется исключительно глобальными факторами – макроэкономическими и геополитическими.

Основной слабостью транспортно-логистического комплекса является несбалансированное развитие транспортной инфраструктуры. Основные усилия и средства направляются на строительство портов и трубопроводов, в то время как дорогам – и железнодорожным, и автомобильным – традиционно уделяется существенно меньше внимания.

Для дорог области (особенно автомобильных) характерны недостаточно высокая плотность, особенно в восточных районах и сельской местности, и резкое несоответствие технических параметров интенсивности движения транспортных средств. Следствием является повышение аварийности и снижение скорости перемещения людей и грузов. Данное обстоятельство уменьшает привлекательность Ленинградской области и как «окна в Европу», и как места для размещения новых производственных мощностей. Кроме того, ощутимо снижается качество жизни всех, кто живёт и работает на территории области.

Таким образом, при формировании планов развития транспортно-логистичекского комплекса следует сделать акцент на расширении и модернизации дорожной сети. Такой подход

1) усилит позиции области на глобальном рынке транспортно-логистических услуг,

2) повысит доступность транспортных услуг для жителей и хозяйствующих субъектов области, что приведёт к повышению качества жизни.

Предпринимаемые действия

В 2011 году завершено строительство многопрофильного перегрузочного комплекса-причала и перегрузочный комплекс "Юг-2" в порту "Усть-Луга" (Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)"), мультимодального комплекса контейнерной обработки грузов и логистических терминалов в п.Янино Всеволожского района, нефтебазы "Усть-Луга" и участка магистрального нефтепровода с сопутствующими сооружениями (БТС-2) до нефтебазы "Усть-Луга".

Согласно Прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области до 2014 года, основными направлениями инвестиционной деятельности в области развития транспортно-логистического комплекса будут:

В 2012-2014 годах - строительство морского торгового порта «Усть-Луга» и комплексное развитие прилегающей территории в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»; формирование портового комплекса в районе Приморска; модернизация существующих портов в Выборге и Высоцке, реализация инвестиционных проектов ОАО «РЖД».

В 2012 году - ввода в эксплуатацию первой очереди Северо-Европейского газопровода и первой очереди БТС-2, начало работы ОАО «Усть-Лужский Контейнерный терминал»

В 2013 году реконструкция и модернизация действующих терминалов в портах «Высоцк» и «Выборг»

В среднесрочной перспективе значительные вложения будут связаны со строительством следующих крупных объектов (по видам экономической деятельности):

· «трубопроводный транспорт»: осуществляется дальнейшее расширение нефтеналивного терминала (БТС-2) в морском торговом порту «Усть-Луга»; продолжение строительства газопровода «Северный поток», проходящего по дну Балтийского моря от Выборга до Грайфсвальд (Германия);

· «железнодорожный транспорт»: продолжение работ по организации скоростного движения Санкт-Петербург – Бусловская – Хельсинки и комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и др.;

· «автомобильный транспорт»: плановое строительство и реконструкция автодорог, строительство участков кольцевой автодороги (КАД) с развитием инфраструктуры прилегающих территорий, строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, улучшение условий движения на въезде/выезде из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область;

· вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (морской транспорт):

o в порту «Усть–Луга» в Кингисеппском районе - в планах развития порта строительство Усть-Лужского бункеровочного комплекса, терминалов: металлургического, контейнерного и минеральных удобрений. В 2013 году намечен ввод комплекса сжиженного углеводородного газа и многопрофильного перегрузочного комплекса. Продолжится создание новых специализированных портовых мощностей в устье реки Луга: портовых районах Вистино и Горки;

o в порту «Высоцк» в Выборгском районе -увеличение мощности распределительно-перевалочного комплекса (4–ая очередь) ОАО «Лукойл», ввод терминала сыпучих грузов грузооборотом ООО « Порт Высоцкий »

Целевые программы

В настоящее время на территории области реализуются следующие программы в области развития транспортно-логистического комплекса:

1. ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015)», включающая направления

– в рамках подпрограммы «Морской транспорт»:

· Развитие морского торгового порта «Усть-Луга»;

· Формирование акватории южной и северной частей МТП «Усть-Луга», включая операционную акваторию контейнерного терминала;

· Реконструкция причалов № 1-4 и дноуглубление акватории и подходного канала для развития угольного комплекса в порту Высоцк.

– в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт»:

· Комплекс работ по реконструкции отдельных элементов Верхне-Свирского шлюза – Вторая очередь;

· Строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла (проектно-изыскательские работы);

· Реконструкция материального склада и причальной стенки на Новоладожском Канале.

2. ДЦП «Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области на 2009-2020 годы

– ДЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2011-2012 годы»

Комитетом по транспорту и транспортной инфраструктуре разрабатывается ДЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013-2016 гг.»

На 2012 год комитетом по дорожному хозяйству запланирована разработка ДЦП «Мосты Ленинградской области» и участие разработке в новой целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013-2016 гг.»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.038 с.)