Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система расселения и процессы урбанизации

Поиск

Численность городского населения Ленинградской области на 2011 год составляет 1128,8 тыс. чел, уровень урбанизации составляет 66 %, что несколько ниже среднероссийского значения (73%). В области расположены 31 город и 32 посёлка городского типа. Крупнейшим городом является Гатчина (93 тыс. чел), наименьшее население в Высоцке (1,2 тыс. чел.). В области ведется строительство новых городов Усть-Луга в Кингисеппском районе и Кудрово во Всеволожском. Крупнейшими посёлками городского типа являются Рощино, Сиверский и Вырица. Ряд поселков в конце 1990-х получил статус городов – Сертолово, Волосово и др.

Численность сельского населения составляет 585,6 тыс. чел. В области насчитывается 31 сельский населённый пункт с численностью населения более 3 тыс. чел., в них в совокупности проживает 139,9 тыс. человек. В основном, крупные сельские населённые пункты находятся в окрестностях Санкт-Петербурга. Крупнейшими сельскими населёнными пунктами области являются Новое Девяткино (де-факто являющийся урбанизированным районом с городской застройкой), Каменка и Горбунки. Многие из сельских населенных пунктов имеют переменное население в зависимости от сезона ввиду наличия большого притока дачников из Санкт-Петербурга. Многие поселки в зимнее время фактически обезлюдивают, так как постоянных жителей в них не осталось.

Динамика численности городского и сельского населения в 1995-2011 гг. показана на рис.5.2.13.1.

 

Рис. 5.2.13.1. Динамика численности городского населения Ленинградской области 1995-2011 гг., тыс.чел.

Рис. 5.2.13.2. Динамика численности сельского населения Ленинградской области 1995-2011 гг., тыс. чел.

На рисунках5.2.13.3, 5.2.13.4 показаны доли сельского и городского населения в Ленинградской области на 1995 и 2011 годы.

Рис. 5.2.13.3. Доля городского и сельского населения Ленинградской области на 1995 г.
Рис. 5.2.13.4. Доля городского и сельского населения Ленинградской области на 2011 г.

Исходя из официальных данных статистики, доля городского и сельского населения относительно стабильна на протяжении последнего десятилетия. Колебания численности не превышают 3%. Однако фактическая структура городского и сельского населения может существенно отличаться от данных официальной статистики. Реальные показатели урбанизации населения выше. Отличия обуславливаются тем, что граждане трудоспособного возраста, имея регистрацию в Ленинградской области, либо фактически проживают в Санкт-Петербурге или большую часть времени находятся в Санкт-Петербурге (где расположены места приложения труда или учебы), либо в близлежащих районах (входящих в ядро или первый пояс городов-спутников Санкт-Петербургской городской агломерации). Возникающая в данном случае структура городского и сельского населения остается без учета со стороны уполномоченных органов исполнительной власти и государственной статистики. Существенно повлиять на статистику городского и сельского населения может также разрешение регистрации на дачных участках, многочисленных в районах области вблизи Санкт-Петербурга. В таком случае формальная структура городского и сельского населения будет влиять на параметры доходов бюджета области и муниципалитетов, но фактически будет не соответствовать расселению населения и использованию ими социальных благ по месту жительства, что может привести к перегрузке элементов социальной сферы в одних районах области и лишним затратам на содержание невостребованных объектов в других районах области. Данный конфликт должен разрешаться в рамках активного перманентного взаимодействия органов исполнительной власти региона и Петростата, результатом чего должно быть создание адекватной реалиям расселения людей система мониторинга численности. Система должна быть основана не на проверке численности по формальным признакам (количество регистраций в том или ином населенном пункте), а на проверке численности по существу, то есть по реальной численности проживющих в населенных пунктах людей в течение отчетного периода, на основе иной системы показателей, чем действующая.

Проблема фактического расселения людей и обеспечения их социальными и коммунальными благами будет чрезвычайно актуальна в среднесрочном периоде также в связи с реализацией целого ряда инвестиционных проектов по комплексному освоению территорий в ближайших к Санкт-Петербургу районах Ленинградской области. Данный конфликт реалистичен к разрешению при условии активного влияния на развитие Санкт-Петербургской агломерации в направлении формирования её полицентричности.

Расселение населения по территории Ленинградской области в значительной мере неравномерно. Это обусловлено тем, что часть области относится к Санкт-Петербургской городской агломерации, являющейся второй по величине и значимости российской агломерацией после Московской, «столицей» федерального округа, неоспоримым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для Северо-Запада России. Процесс развития агломерации в ближайшие 5-10 лет станет основным фактором обуславливающим параметры расселения и процессы урбанизации в Ленинградской области. Значение остальных действующих факторов в среднесрочном периоде (развитие новых индустриальных зон, политические решения о переносе областных столичных функций в другой город, ограничения миграции и др.) будет существенно ниже.

Санкт-Петербургская агломерация является моноцентрической (все населенные пункты внутри агломерации значительно уступают в размере и значении Санкт-Петербургу). Ядро включает территорию Санкт-Петербурга в пределах высокоплотной, почти сплошной, застройки. Примерная площадь ядра составляет 550 км². Численность населения в 2011 превышала 4 миллиона человек, а средняя плотность составляла около 7300 чел./км².

В первый пояс поселений-спутников (подцентры агломерации второго и третьего уровня) ядра агломерации входят территории Санкт-Петербурга, не входящие в ядро агломерации, а также прилегающие плотно заселенные территории Ленинградской области. На северо-западе границей первого пояса поселений-спутников является Рощино, на севере — Агалатово, Лесколово и Сертолово, на северо-востоке Мурино и Токсово, на востоке — Мга, Шлиссельбург, Всеволожск, Кудрово, Отрадное, Кировск и посёлок имени Морозова, на юге — Тосно, Форносово и Гатчина. Внешняя граница первого пояса почти полностью совпадает с внешними границами лесопаркового защитного пояса Петербурга. Площадь территории первого пояса составляет примерно 4840 км², численность населения около - 1150 тысяч человек, плотность населения — 240 чел./км², уровень урбанизации — почти 80 %.

Во второй пояс поселений-спутников (удаленность приближающаяся или несколько превышающая 50 км от ядра агломерации) входят следующие территории Ленинградской области:

  • северная часть Ломоносовского района (к западу от Большой Ижоры)
  • город Сосновый Бор
  • часть Всеволожского района, не входящая в первый пояс поселений-спутников
  • срединная часть территории Гатчинского района (к югу от Гатчины)
  • часть Тосненского района (к юго-востоку от Тосно)
  • часть Кировского района (к западу от Мги и Кировска)
  • юго-восточная часть Выборгского района (кроме Рощино)
  • южная часть Приозерского района (до Сосново)
  • северо-восточная часть Волосовского района (до Волосово)

Площадь территории второго пояса составляет примерно 6200 км², численность населения на 2002 год — 220 тысяч человек, плотность населения — 35 чел./км², уровень урбанизации — примерно 53 %.

Таким образом, муниципальные районы Ленинградской области и Сосновоборский городской округ, включенные в процесс развития агломерации, оказываются в рамках общих с Санкт-Петербургом социально-экономических процессов и фаз развития городской агломерации. Поселения, находящиеся в рамках первого и второго пояса агломерации включены в общий рынок труда агломерации, единую систему транспортных коммуникаций, объединены в рамках территориально-производственных узлов.

В своем развитии данная агломерация прошла две фазы развития. Первая фаза была связана с укрупнением рынка труда, катализатором чего стал резкий спад промышленного производства в 1990-е. В наиболее резкой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичным очагом развития сферы услуг стал Санкт-Петербург, который начал «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов в рамках новой капиталистической модели экономики. Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в Санкт-Петербург из пригородов, в том числе относящихся к Ленинградской области. Для Санкт-Петербурга это стало характерно в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполиса перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга около 40 километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.

Вторая фаза развития Санкт-Петербургской агломерации (актуальная в настоящий момент) заключается в переходе к постиндустриальной агломерации и состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. На данном этапе ряд функций «ядра» агломерации (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры (поселения-спутники) – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Санкт-Петербургской агломерации эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям.

Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняет не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломерации: на КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных городах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Санкт-Петербурга, производители размещают главным образом в отдаленных районах Санкт-Петербурга (Шушары, Колпино) либо в Ленинградской области (Горелово, Марьино, район Дони-Верево и др.), стремясь снизить, затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 2000-х гг. Санкт-Петербургская агломерация переняла от Московской агломерации бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Ленинградской области является проекты комплексной жилой застройки Кудрово (Всеволожский район), города Южный (Гатчинский район) и др.

Со второй фазой развития агломерации также связаны процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса Санкт-Петербурга. В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра города на территорией области за кольцевой автодорогой с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление, когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в пригородных зонах. Именно так развиваются сейчас проекты в автосборочном кластере Санкт-Петербурга. Необходимо учитывать, что речь идет о принципиально новых производствах, представляющих собой «процессинговые» центры. Их развертывание напрямую зависит от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики области и Санкт-Петербурга и формирования «офисной империи» в ядре агломерации, необходимой для надлежащего размещении и исполнения процессов управления.

Третья фаза формирования Санкт-Петербургской агломерации предполагает усложнение внутренних функциональных связей отдельных пространственных элементов агломерации. В частности, будут развиваться прямые связи между подцентрами агломерации, возрастет емкость и разнообразие рынков – вырастут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно освоенные территории. Данная фаза по оценкам экспертов частично уже началась и завершится в перспективе 2020-2025 гг.

Таким образом, сегодня Санкт-Петербургская городская агломерация стала естественным центром социально-экономического развития макрорегиона, включающего в себя Санкт-Петербург и значительную часть Ленинградской области. Этапы её развития определяют ключевые показатели качества жизни и благосостояния миллионов людей (коренного населения и мигрантов), а также процессов урбанизации на долгосрочном отрезке времени. Данная агломерация характеризуется не только целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Учитывая значимость агломеративных структур в контексте социально-экономического развития РФ, Северо-Запада и Ленинградской области, это объясняет мотив актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития Санкт-Петербургской городской агломерации как центра постиндустриальной экономики[16] в интересах социально-экономического развития Ленинградской области.

Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Однако ввиду сложности реализации крупных межрегиональных и межмуниципальных инфраструктурных проектов и проблем поддержания единого правового и регулятивного пространства необходимо решать и целый комплекс вопросов административного характера, такие как конфигурация границ новых регионов и районов, перспективы их объединения, разграничение полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории обоих субъектов федерации и т.п.

При отсутствии активного участия Ленинградской области в формировании политики развития Санкт-Петербургской городской агломерации в перспективе 2016-2018 гг. процессы развития придут к зрелой фазе развития моноцентрической агломерации без учета областных интересов. Тогда ситуация с растущей разницей между развитием областных районов и поселений, входящих в агломерацию, и районов удаленных от неё могут существенно ускориться. По состоянию на конец 2011 года разница по средней номинальной начисленной заработной платой во Всеволожском и Лодейнопольском районах составляет 1,7 раза, а по плотности населения почти в 14 раз. С переходом агломерации в зрелую фазу эта разница может существенно увеличиться и удаленные от мегаполиса районы Ленинградской области практически полностью выпадут из процесса социально-экономического развития региона. Агломерация притянет к себе все возможные кадровые ресурсы окружающих районов, что может привести к обезлюживанию значительного числа населенных пунктов области, аккумулирует финансовые и организационные ресурсы, что повлечет за собой стагнацию и последующую деградацию социально-экономических систем удаленных районов. То есть будет реализован пессимистический сценарий развития Ленинградской области, при котором невозможно будет говорить о выравнивании уровня жизни на территории всей области, а можно будет констатировать факт депопуляции ряда территорий и существенного снижения их экономического потенциала при одновременном росте урбанизации и социально-экономического развития районов в составе агломерации.

Развитие сценария, при котором Ленинградская область не будет активно вмешиваться в процесс развития агломерации, в среднесрочном периоде также усилит тендецию по расселению людей вдоль важнейших транспортных артерий (автомобильных и железных дорог) межрегионального масштаба, что является характерной особенностью для российских и иностранных агломераций. Тем самым, районы отдаленные от транспортных путей заведомо ставятся в ситуацию снижения их привлекательности и дальнейшего понижения социально-экономического потенциала без учета возможностей его использования. Ключевым фактором влияющим на расселение здесь будет являться транспортная доступность ядра агломерации или её подцентров в первом поясе городов-спутников.

Для преодоления складывающегося естественным образом процесса, Ленинградская область в рамках Программы развития на 2012-2016 гг. должна предусмотреть реализацию мероприятий по формированию полицентрической модели развития Санкт-Петербургской городской агломерации и корректировке центробежных явлений в области. Целью реализации мероприятий должно стать повышение управляемости процессов расселения людей и урбанизации в регионе. В число таких мероприятий должны войти:

· Формирование порядка заключения межрегиональных и межмуниципальных соглашений о согласованном территориальном развитии районов отдаленных от Санкт-Петербурга,

· Содействие развитию бизнеса в населенных пунктах Ленинградской области, являющихся подцентрами агломерации, прежде всего во втором поясе поселков-спутников для целей интеграции в экономическую, транспортную, культурную и иные системы агломерации удаленных территорий области,

· Содействие выравниванию уровня жизни в районах Ленинградской области, особенно в сельской местности, по сравнению с городскими поселениями (в том числе на основе общих стандартов проживания);

· Повышение привлекательности сельскохозяйственного труда (уровня оплаты труда и условий жизни);

· Развитие новых экономических центров на территории Ленинградской области (в рамках создания новых индустриальных зон);

· Обеспечение транспортной доступности для жителей удаленных районов социокультурных и экономических центров на территории области, в особенности за пределами агломерации.

Реализация мероприятий в рамках указанного направления на повышение управляемости процессов расселения людей и урбанизации в регионе возможна в случае, если политика региона в данной области будет описана в Территориальной схеме развития Ленинградской области, отражена в муниципальных программах развития районов и отдельных поселений, а также будет утверждена в рамках согласованного с Санкт-Петербургом соглашения о перспективах развития Санкт-Петербургской городской агломерации.

Существенным условием корректности региональной политики в области урбанизации и расселения должно стать введение в использования термина «агломерация» и понятий, описывающих её структуру и принципы её развития. Невыполнение данного условия может привести к растрате усилий и бюджетных средств на мероприятия, которые не смогут обеспечить необходимый эффект и достижение целей региона на средне- и долгосрочный период в указанной области деятельности.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.016 с.)