Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система расселения и процессы урбанизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Численность городского населения Ленинградской области на 2011 год составляет 1128,8 тыс. чел, уровень урбанизации составляет 66 %, что несколько ниже среднероссийского значения (73%). В области расположены 31 город и 32 посёлка городского типа. Крупнейшим городом является Гатчина (93 тыс. чел), наименьшее население в Высоцке (1,2 тыс. чел.). В области ведется строительство новых городов Усть-Луга в Кингисеппском районе и Кудрово во Всеволожском. Крупнейшими посёлками городского типа являются Рощино, Сиверский и Вырица. Ряд поселков в конце 1990-х получил статус городов – Сертолово, Волосово и др. Численность сельского населения составляет 585,6 тыс. чел. В области насчитывается 31 сельский населённый пункт с численностью населения более 3 тыс. чел., в них в совокупности проживает 139,9 тыс. человек. В основном, крупные сельские населённые пункты находятся в окрестностях Санкт-Петербурга. Крупнейшими сельскими населёнными пунктами области являются Новое Девяткино (де-факто являющийся урбанизированным районом с городской застройкой), Каменка и Горбунки. Многие из сельских населенных пунктов имеют переменное население в зависимости от сезона ввиду наличия большого притока дачников из Санкт-Петербурга. Многие поселки в зимнее время фактически обезлюдивают, так как постоянных жителей в них не осталось. Динамика численности городского и сельского населения в 1995-2011 гг. показана на рис.5.2.13.1.
Рис. 5.2.13.1. Динамика численности городского населения Ленинградской области 1995-2011 гг., тыс.чел. Рис. 5.2.13.2. Динамика численности сельского населения Ленинградской области 1995-2011 гг., тыс. чел. На рисунках5.2.13.3, 5.2.13.4 показаны доли сельского и городского населения в Ленинградской области на 1995 и 2011 годы.
Исходя из официальных данных статистики, доля городского и сельского населения относительно стабильна на протяжении последнего десятилетия. Колебания численности не превышают 3%. Однако фактическая структура городского и сельского населения может существенно отличаться от данных официальной статистики. Реальные показатели урбанизации населения выше. Отличия обуславливаются тем, что граждане трудоспособного возраста, имея регистрацию в Ленинградской области, либо фактически проживают в Санкт-Петербурге или большую часть времени находятся в Санкт-Петербурге (где расположены места приложения труда или учебы), либо в близлежащих районах (входящих в ядро или первый пояс городов-спутников Санкт-Петербургской городской агломерации). Возникающая в данном случае структура городского и сельского населения остается без учета со стороны уполномоченных органов исполнительной власти и государственной статистики. Существенно повлиять на статистику городского и сельского населения может также разрешение регистрации на дачных участках, многочисленных в районах области вблизи Санкт-Петербурга. В таком случае формальная структура городского и сельского населения будет влиять на параметры доходов бюджета области и муниципалитетов, но фактически будет не соответствовать расселению населения и использованию ими социальных благ по месту жительства, что может привести к перегрузке элементов социальной сферы в одних районах области и лишним затратам на содержание невостребованных объектов в других районах области. Данный конфликт должен разрешаться в рамках активного перманентного взаимодействия органов исполнительной власти региона и Петростата, результатом чего должно быть создание адекватной реалиям расселения людей система мониторинга численности. Система должна быть основана не на проверке численности по формальным признакам (количество регистраций в том или ином населенном пункте), а на проверке численности по существу, то есть по реальной численности проживющих в населенных пунктах людей в течение отчетного периода, на основе иной системы показателей, чем действующая. Проблема фактического расселения людей и обеспечения их социальными и коммунальными благами будет чрезвычайно актуальна в среднесрочном периоде также в связи с реализацией целого ряда инвестиционных проектов по комплексному освоению территорий в ближайших к Санкт-Петербургу районах Ленинградской области. Данный конфликт реалистичен к разрешению при условии активного влияния на развитие Санкт-Петербургской агломерации в направлении формирования её полицентричности. Расселение населения по территории Ленинградской области в значительной мере неравномерно. Это обусловлено тем, что часть области относится к Санкт-Петербургской городской агломерации, являющейся второй по величине и значимости российской агломерацией после Московской, «столицей» федерального округа, неоспоримым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для Северо-Запада России. Процесс развития агломерации в ближайшие 5-10 лет станет основным фактором обуславливающим параметры расселения и процессы урбанизации в Ленинградской области. Значение остальных действующих факторов в среднесрочном периоде (развитие новых индустриальных зон, политические решения о переносе областных столичных функций в другой город, ограничения миграции и др.) будет существенно ниже. Санкт-Петербургская агломерация является моноцентрической (все населенные пункты внутри агломерации значительно уступают в размере и значении Санкт-Петербургу). Ядро включает территорию Санкт-Петербурга в пределах высокоплотной, почти сплошной, застройки. Примерная площадь ядра составляет 550 км². Численность населения в 2011 превышала 4 миллиона человек, а средняя плотность составляла около 7300 чел./км². В первый пояс поселений-спутников (подцентры агломерации второго и третьего уровня) ядра агломерации входят территории Санкт-Петербурга, не входящие в ядро агломерации, а также прилегающие плотно заселенные территории Ленинградской области. На северо-западе границей первого пояса поселений-спутников является Рощино, на севере — Агалатово, Лесколово и Сертолово, на северо-востоке Мурино и Токсово, на востоке — Мга, Шлиссельбург, Всеволожск, Кудрово, Отрадное, Кировск и посёлок имени Морозова, на юге — Тосно, Форносово и Гатчина. Внешняя граница первого пояса почти полностью совпадает с внешними границами лесопаркового защитного пояса Петербурга. Площадь территории первого пояса составляет примерно 4840 км², численность населения около - 1150 тысяч человек, плотность населения — 240 чел./км², уровень урбанизации — почти 80 %. Во второй пояс поселений-спутников (удаленность приближающаяся или несколько превышающая 50 км от ядра агломерации) входят следующие территории Ленинградской области:
Площадь территории второго пояса составляет примерно 6200 км², численность населения на 2002 год — 220 тысяч человек, плотность населения — 35 чел./км², уровень урбанизации — примерно 53 %. Таким образом, муниципальные районы Ленинградской области и Сосновоборский городской округ, включенные в процесс развития агломерации, оказываются в рамках общих с Санкт-Петербургом социально-экономических процессов и фаз развития городской агломерации. Поселения, находящиеся в рамках первого и второго пояса агломерации включены в общий рынок труда агломерации, единую систему транспортных коммуникаций, объединены в рамках территориально-производственных узлов. В своем развитии данная агломерация прошла две фазы развития. Первая фаза была связана с укрупнением рынка труда, катализатором чего стал резкий спад промышленного производства в 1990-е. В наиболее резкой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичным очагом развития сферы услуг стал Санкт-Петербург, который начал «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов в рамках новой капиталистической модели экономики. Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в Санкт-Петербург из пригородов, в том числе относящихся к Ленинградской области. Для Санкт-Петербурга это стало характерно в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполиса перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга около 40 километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации. Вторая фаза развития Санкт-Петербургской агломерации (актуальная в настоящий момент) заключается в переходе к постиндустриальной агломерации и состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. На данном этапе ряд функций «ядра» агломерации (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры (поселения-спутники) – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Санкт-Петербургской агломерации эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям. Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняет не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломерации: на КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных городах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Санкт-Петербурга, производители размещают главным образом в отдаленных районах Санкт-Петербурга (Шушары, Колпино) либо в Ленинградской области (Горелово, Марьино, район Дони-Верево и др.), стремясь снизить, затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 2000-х гг. Санкт-Петербургская агломерация переняла от Московской агломерации бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Ленинградской области является проекты комплексной жилой застройки Кудрово (Всеволожский район), города Южный (Гатчинский район) и др. Со второй фазой развития агломерации также связаны процессы реорганизации, модернизации и фактически перерождения промышленного комплекса Санкт-Петербурга. В частности, набирают силу процессы выноса промышленных предприятий из центра города на территорией области за кольцевой автодорогой с одновременной их модернизацией, либо происходит прямое обновление, когда старые заводы банкротятся, а новые инвестиционные проекты реализуются в пригородных зонах. Именно так развиваются сейчас проекты в автосборочном кластере Санкт-Петербурга. Необходимо учитывать, что речь идет о принципиально новых производствах, представляющих собой «процессинговые» центры. Их развертывание напрямую зависит от уровня развития транспортно-логистического модуля экономики области и Санкт-Петербурга и формирования «офисной империи» в ядре агломерации, необходимой для надлежащего размещении и исполнения процессов управления. Третья фаза формирования Санкт-Петербургской агломерации предполагает усложнение внутренних функциональных связей отдельных пространственных элементов агломерации. В частности, будут развиваться прямые связи между подцентрами агломерации, возрастет емкость и разнообразие рынков – вырастут объемы и качество спроса на все виды инфраструктур в центрах агломерации и коридорах между ними – аэропорты, дороги, телекоммуникация, инженерно освоенные территории. Данная фаза по оценкам экспертов частично уже началась и завершится в перспективе 2020-2025 гг. Таким образом, сегодня Санкт-Петербургская городская агломерация стала естественным центром социально-экономического развития макрорегиона, включающего в себя Санкт-Петербург и значительную часть Ленинградской области. Этапы её развития определяют ключевые показатели качества жизни и благосостояния миллионов людей (коренного населения и мигрантов), а также процессов урбанизации на долгосрочном отрезке времени. Данная агломерация характеризуется не только целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. Формирование агломерации имеет под собой мощные предпосылки и происходит в порядке естественного хода вещей, но процессы, лежащие в его основе, представляются управляемыми. Учитывая значимость агломеративных структур в контексте социально-экономического развития РФ, Северо-Запада и Ленинградской области, это объясняет мотив актуализировать и усилить доступные инструменты управления процессами складывания и развития Санкт-Петербургской городской агломерации как центра постиндустриальной экономики[16] в интересах социально-экономического развития Ленинградской области. Механизмы управления развитием агломерации лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий и институциональной обустроенности основных рынков. Однако ввиду сложности реализации крупных межрегиональных и межмуниципальных инфраструктурных проектов и проблем поддержания единого правового и регулятивного пространства необходимо решать и целый комплекс вопросов административного характера, такие как конфигурация границ новых регионов и районов, перспективы их объединения, разграничение полномочий и механизмы совместной реализации инфраструктурных проектов на территории обоих субъектов федерации и т.п. При отсутствии активного участия Ленинградской области в формировании политики развития Санкт-Петербургской городской агломерации в перспективе 2016-2018 гг. процессы развития придут к зрелой фазе развития моноцентрической агломерации без учета областных интересов. Тогда ситуация с растущей разницей между развитием областных районов и поселений, входящих в агломерацию, и районов удаленных от неё могут существенно ускориться. По состоянию на конец 2011 года разница по средней номинальной начисленной заработной платой во Всеволожском и Лодейнопольском районах составляет 1,7 раза, а по плотности населения почти в 14 раз. С переходом агломерации в зрелую фазу эта разница может существенно увеличиться и удаленные от мегаполиса районы Ленинградской области практически полностью выпадут из процесса социально-экономического развития региона. Агломерация притянет к себе все возможные кадровые ресурсы окружающих районов, что может привести к обезлюживанию значительного числа населенных пунктов области, аккумулирует финансовые и организационные ресурсы, что повлечет за собой стагнацию и последующую деградацию социально-экономических систем удаленных районов. То есть будет реализован пессимистический сценарий развития Ленинградской области, при котором невозможно будет говорить о выравнивании уровня жизни на территории всей области, а можно будет констатировать факт депопуляции ряда территорий и существенного снижения их экономического потенциала при одновременном росте урбанизации и социально-экономического развития районов в составе агломерации. Развитие сценария, при котором Ленинградская область не будет активно вмешиваться в процесс развития агломерации, в среднесрочном периоде также усилит тендецию по расселению людей вдоль важнейших транспортных артерий (автомобильных и железных дорог) межрегионального масштаба, что является характерной особенностью для российских и иностранных агломераций. Тем самым, районы отдаленные от транспортных путей заведомо ставятся в ситуацию снижения их привлекательности и дальнейшего понижения социально-экономического потенциала без учета возможностей его использования. Ключевым фактором влияющим на расселение здесь будет являться транспортная доступность ядра агломерации или её подцентров в первом поясе городов-спутников. Для преодоления складывающегося естественным образом процесса, Ленинградская область в рамках Программы развития на 2012-2016 гг. должна предусмотреть реализацию мероприятий по формированию полицентрической модели развития Санкт-Петербургской городской агломерации и корректировке центробежных явлений в области. Целью реализации мероприятий должно стать повышение управляемости процессов расселения людей и урбанизации в регионе. В число таких мероприятий должны войти: · Формирование порядка заключения межрегиональных и межмуниципальных соглашений о согласованном территориальном развитии районов отдаленных от Санкт-Петербурга, · Содействие развитию бизнеса в населенных пунктах Ленинградской области, являющихся подцентрами агломерации, прежде всего во втором поясе поселков-спутников для целей интеграции в экономическую, транспортную, культурную и иные системы агломерации удаленных территорий области, · Содействие выравниванию уровня жизни в районах Ленинградской области, особенно в сельской местности, по сравнению с городскими поселениями (в том числе на основе общих стандартов проживания); · Повышение привлекательности сельскохозяйственного труда (уровня оплаты труда и условий жизни); · Развитие новых экономических центров на территории Ленинградской области (в рамках создания новых индустриальных зон); · Обеспечение транспортной доступности для жителей удаленных районов социокультурных и экономических центров на территории области, в особенности за пределами агломерации. Реализация мероприятий в рамках указанного направления на повышение управляемости процессов расселения людей и урбанизации в регионе возможна в случае, если политика региона в данной области будет описана в Территориальной схеме развития Ленинградской области, отражена в муниципальных программах развития районов и отдельных поселений, а также будет утверждена в рамках согласованного с Санкт-Петербургом соглашения о перспективах развития Санкт-Петербургской городской агломерации. Существенным условием корректности региональной политики в области урбанизации и расселения должно стать введение в использования термина «агломерация» и понятий, описывающих её структуру и принципы её развития. Невыполнение данного условия может привести к растрате усилий и бюджетных средств на мероприятия, которые не смогут обеспечить необходимый эффект и достижение целей региона на средне- и долгосрочный период в указанной области деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.016 с.) |