Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение параметров оценки результатов реализации сценариев

Поиск

На развитие экономики Северо-Кавказского федерального округа оказывают влияние как специфические факторы и меры экономической политики, действующие на уровне федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, так и экономическая политика и тенденции экономического развития, наблюдаемые в Российской Федерации в целом. В этой связи можно выделить 3 сценария развития Северо-Кавказского федерального округа на перспективу до 2025 года - инерционный, базовый и оптимальный.

Для каждого сценария социально-экономического развития были произведены прогнозные расчеты основных показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на период до 2025 года.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития определяются следующими ключевыми факторами:

· степень развития и реализации сравнительных преимуществ экономики Российской Федерации в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

· интенсивность инновационного обновления обрабатывающих производств и динамика производительности труда;

· динамика развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

· интенсивность повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

· интеграция евро-азиатского экономического пространства.

Значительную роль в прогнозах экономического развития играет институциональная среда - развитие конкуренции, защита прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В инерционном и базовом сценариях предполагается сохранение сложившихся характеристик институциональной среды. Оптимальный сценарий предполагает более высокий уровень институционального развития, что будет способствовать экономическому росту.

2. Описание инерционного сценария развития Северо-Кавказского федерального округа

Инерционный сценарий помимо макроэкономических условий инерционного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года характеризуется следующими параметрами:

· достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;

· создание особой экономической зоны туристического типа в Ставропольском крае;

· нахождение на уровне среднероссийских темпов роста всех основных социально-экономических показателей;

· отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;

· усиление экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры;

· снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохраняющийся опережающий рост импорта;

· сохранение существующих неблагоприятных условий делового климата для всех типов предприятий, в том числе для малых и средних предприятий;

· снижение качества человеческого капитала;

· дальнейший рост межэтнической напряженности, террористической активности и религиозно-политического экстремизма.

В инерционном сценарии разрыв в производительности большинства отраслей экономики, расположенных в регионе, от уровня лучших иностранных производителей сохранится или даже увеличится, что приведет к сохранению или ухудшению экономической структуры Северо-Кавказского федерального округа в сторону снижения в ней доли машиностроительных и других средне- и высокотехнологичных отраслей. В сельском хозяйстве и сырьевых отраслях не произойдет технического перевооружения и реструктуризации. Указанные отрасли не смогут обеспечить темпов экономического роста более высоких, чем в среднем по Российской Федерации.

Реализация инерционного сценария приведет к следующему изменению социально-экономических показателей:

· доля региона в валовом внутреннем продукте Российской Федерации увеличится с 2,1 процента в 2008 году до 2,5 процента к 2025 году;

· темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа составит 5,7 процента в год в период с 2008 по 2025 годы;

· валовой внутренний продукт на душу населения в Северо-Кавказском федеральном округе увеличится с 79 тыс. рублей на человека в 2008 году до 133 тыс. рублей к 2025 году;

· средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 тыс. рублей до 14 тыс. рублей в месяц к 2025 году;

· снижение уровня безработицы составит с 16 до 14 процентов;

· доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 тыс. рублей на человека в 2008 году до 14,6 тыс. рублей на человека;

· темп роста общего объема промышленного производства составит 7,3 процента в год в период с 2008 по 2025 годы;

В случае реализации инерционного сценария значимых изменений в структуре экономики, а также улучшения качества жизни и развития малого бизнеса не произойдет, в то же время:

· доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в численности всего населения Северо-Кавказского федерального округа в 2008 году должна сократиться с 16,5 процента до 12,6 процента в 2025 году;

· обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. номеров абонентов в 2008 году до 2630 тыс. номеров в 2025 году;

· обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 тыс. номеров абонентов в 2008 году до 17785 тыс. абонентов в 2025 году.

Реализация инерционного сценария приведет к росту спроса на электроэнергию в Северо-Кавказском федеральном округе до
43 млрд. кВт.ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт.ч в 2008 году).

Для реализации инерционного сценария целесообразно повысить к 2025 году значение показателя плотности автомобильных дорог с твердым покрытием до 292,6 километра на 1000 кв. километров территории (277,6 километра в 2008 году).

3. Описание базового сценария развития Северо-Кавказского федерального округа

Предполагается, что при базовом сценарии проблемы обеспечения безопасности могут быть решены в течение ближайших 5 - 10 лет, что будет существенно сдерживать развитие одной из наиболее привлекательных отраслей экономики - туризма, а также ограничивать приток частных инвестиций в другие сектора. В данной ситуации приоритетное внимание будет уделено развитию агропромышленного, металлургического и топливно-энергетического комплекса, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение. Основной акцент будет сделан на улучшение инвестиционного климата для крупных корпораций и развитие инфраструктурных проектов с преобладающей долей государственного финансирования, а также на реализацию масштабных программ по поддержке малого и среднего бизнеса.

Основными параметрами базового сценария являются:

· технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности;

· реализация транзитного потенциала Северо-Кавказского федерального округа путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры;

· достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа;

· развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае;

· постепенное снижение межэтнической напряженности и террористической активности с дальнейшим ростом инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа в базовом сценарии составит 6,7 процента, темп роста объемов промышленного производства - 8,7 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.

Реализация базового сценария приведет к следующему изменению основных социально-экономических показателей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, к 2025 году по сравнению с 2008 годом:

· валовой региональный продукт увеличится с 79 до 172 тыс. рублей на душу населения;

· средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 до 18,6 тыс. рублей в месяц;

· уровень официальной безработицы снизится с 16 до 9 процентов;

· доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 10,9 процента;

· доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 17,5 тыс. рублей на человека;

В рамках базового сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году по сравнению с показателями 2008 года:

· обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 20 кв. метров на душу населения;

· обеспеченность больничными койками увеличится 79 до 80 единиц на 10 тыс. человек;

· обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится со 174 до 200 посещений на 10 тыс. человек;

· обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 43 врачей на 10 тыс. человек;

· обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится с 87 до 90 сотрудников на 10 тыс. человек;

· обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 тыс. до 3131 тыс. номеров абонентов;

· обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 21173 тыс. номеров абонентов.

Развитие малого и среднего бизнеса в рамках базового сценария характеризуется:

· увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 в 2008 году до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;

· увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;

· достижением доли валового регионального продукта, созданного на предприятиях малого и среднего бизнеса, до 25 - 35 процентов к 2025 году.

Реализация базового сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 60 млрд. кВт.ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт.ч в 2008 году).

4. Описание оптимального сценария развития Северо-Кавказского федерального округа

Оптимальный сценарий, предполагающий полную реализацию заявленных в Стратегии целей и мероприятий, характеризуется следующими параметрами:

· динамичное развитие туристического комплекса;

· значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа;

· глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения;

· создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов;

· активная интеграция в российский и мировой рынок;

· существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;

· опережающее развитие транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа, отвечающей потребностям экономики и населения на качественные транспортные услуги и инфраструктуру;

· стабилизация общественно-политической и межэтнической ситуации.

Среднегодовой темп роста валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по этому сценарию составит 7,7 процента в год, промышленного производства - 10,1 процента в год в период с 2010 по 2025 годы.

Реализация оптимального сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Северо-Кавказском федеральном округе к 2025 году по сравнению с 2008 годом:

· валовой региональный продукт увеличится с 79 до 219 тыс. рублей на душу населения;

· средняя номинальная начисленная заработная плата вырастет с 9,6 до 23,8 тыс. рублей в месяц;

· будет создано не менее 400 тыс. новых рабочих мест, и, как следствие, уровень официальной безработицы снизится с 16 до 5 процентов;

· доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 16,5 до 9,2 процента;

· доходы консолидированного бюджета на душу населения возрастут с 5,1 до 20,4 тыс. рублей на человека;

· доля социальных отраслей в структуре экономики снизится с 22 до 17 процентов, в том числе за счет роста доли обрабатывающих производств, строительства и туризма с 21 до 28 процентов.

В рамках оптимального сценария также предполагается следующее улучшение показателей качества жизни к 2025 году:

· обеспеченность жильем вырастет с 17,1 до 24,4 кв. метра на душу населения;

· обеспеченность больничными койками увеличится с 79 до 81 единицы на 10 тыс. человек;

· обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью увеличится с 174 до 207 посещений на 10 тыс. человек;

· обеспеченность высшим медицинским персоналом увеличится с 41 до 44 врачей на 10 тыс. человек;

· обеспеченность средним медицинским персоналом увеличится с 87 до 94 сотрудников на 10 тыс. человек;

· дефицит мест в детских дошкольных учреждениях будет ликвидирован;

· обеспеченность населения фиксированной телефонной связью возрастет c 1042 до 3632 тыс. номеров абонентов;

· обеспеченность населения мобильной телефонной связью возрастет c 9038 до 24560 тыс. номеров абонентов.

Развитие малого и среднего бизнеса в рамках оптимального сценария характеризуется:

· увеличением количества малых и средних предприятий с 3,4 до 17 единиц на 1 тыс. человек к 2025 году;

· увеличением численности занятых на малых и средних предприятиях с 317 до 990 тыс. человек (23 процента общей численности занятых) к 2025 году;

· достижением доли выпуска продукции малых и средних предприятий до 25 - 35 процентов валового регионального продукта к 2025 году.

Реализация оптимального сценария также приведет к росту спроса на электроэнергию в округе почти до 70 млрд. кВт·ч к 2025 году (по сравнению с 24 млрд. кВт·ч в 2008 году).

IV. Механизм реализации оптимального сценария развития Северо-Кавказского федерального округа

Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа. На первом этапе, который предполагается к реализации в 2010 - 2012 годах, будут созданы необходимые условия для будущего развития Северо-Кавказского федерального округа (разработаны необходимые государственные программы и инвестиционные стимулы, законодательная база, проработана организация управления развитием округа), а также запущены наиболее значимые инвестиционные проекты и определены новые инвестиционные возможности. Основными приоритетами в рамках этого этапа являются:

· поддержка реализации наиболее приоритетных проектов;

· улучшение инвестиционного климата (финансовые стимулы, законодательная база и др.);

· разработка новых государственных целевых программ (ревизия действующих);

· создание и организация функционирования институтов развития;

· реализация комплекса мер по проработке новых инвестиционных проектов в соответствии с приоритетами, обозначенными в Стратегии.

В рамках второго этапа реализации Стратегии на базе созданных инструментов и механизмов планируется осуществить:

· активное привлечение частных инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых рабочих мест;

· реализацию отобранных инвестиционных проектов;

· масштабное развитие социальной сферы (жилищная программа, развитие инфраструктуры здравоохранения и образования).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.009 с.)