Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Обеспечение экологической безопасности
Обеспечение экологической безопасности в Северо-Кавказском федеральном округе является безусловным приоритетом, поскольку это не только влияет на качество жизни населения, но и обеспечивает значимое конкурентное преимущество для развития туризма, сферы здравоохранения, агропромышленного комплекса.
Для обеспечения высокого уровня экологической безопасности необходимо осуществление мероприятий по следующим направлениям:
· развитие системы управления утилизацией отходов, прежде всего, в курортных зонах, включая строительство мусороперерабатывающих заводов;
· строительство комплексов по переработке и уничтожению медицинских отходов;
· строительство полигонов отходов и скотомогильников;
· поддержка существующих и строительство новых предприятий по переработке вторичного сырья;
· ужесточение контроля над выбросами от промышленных предприятий, а также финансовое стимулирование предприятий для улучшения технологии производства и очистных сооружений;
· решение проблем, связанных с промышленным загрязнением нефтяных территорий (Чеченская Республика, Республика Дагестан), в том числе в Каспийском море, главной из которых является предотвращение возникшей угрозы экологической катастрофы в районе северной и западной частей Каспийского моря в результате загрязнения морских акваторий жидкими и газообразными выбросами, образуемыми при разработке и проведении буровых работ и добыче нефти;
· совершенствование систем лесопользования и лесоразведения, принятие мер по сокращению потерь леса от пожаров, лесных болезней и вредителей, усилению охраны лесных ресурсов, восстановлению и воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также сохранению пригородных лесов.
Стимулирование инвестиционной активности и механизмы реализации Стратегии
В отличие от других федеральных округов сложившаяся в Северо-Кавказском федеральном округе ситуация требует создания особых механизмов управления. Отличительными особенностями округа являются:
· слабая экономическая база и высокий уровень безработицы;
· значительная доля "теневой" экономики даже в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевая промышленность, туризм);
· высокие террористические и криминальные риски, межэтнические и межрелигиозные конфликты;
· относительно низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры;
· высокий уровень коррупции, клановость и низкий уровень государственного управления.
Крайне затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и не позволяют финансировать опережающее развитие, массированное финансирование из бюджета через федеральные целевые программы не приводит к адекватным результатам, большинство предлагаемых регионами бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет принять решение об их реализации.
Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного финансирования в этих условиях не приведет к положительным результатам. Поэтому для обеспечения устойчивого роста потребуется повышение эффективности государственного управления, в том числе через создание новых механизмов, которые обеспечат достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.
Одним из таких механизмов является создание в Северо-Кавказском федеральном округе института развития в форме акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.
Работа института развития будет осуществляться по нескольким направлениям - развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Институт развития должен стать центром, обеспечивающим систематизацию программ, проектов и мероприятий, реализуемых в Северо-Кавказском федеральном округе, и оказывать содействие реализации инвестиционных проектов. Основными функциями института развития могут стать:
· поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
· планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
· софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
· продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах.
Важным направлением деятельности института развития на уровне округа должна стать работа по подготовке и финансированию проектов. Традиционно одной из важнейших проблем для регионов Северо-Кавказского федерального округа является отсутствие хорошо проработанных инвестиционных проектов, средств на предпроектную и проектную стадии, достаточного количества структур и специалистов, способных разрабатывать проекты, соответствующие международным стандартам. Работа в данном направлении может быть профинансирована за счет бюджета института развития. В связи с этим его структуры должны иметь возможность самостоятельно разрабатывать указанные проекты и участвовать в их реализации.
Агентство по трудовой миграции
Количество безработных в Северо-Кавказском федеральном округе к 2015 году может превысить 400 тыс. человек. При этом возможности по обеспечению занятости населения в Северо-Кавказском федеральном округе на сегодняшний день существенно ограничены.
Одним из вариантов решения этой проблемы в среднесрочной перспективе может стать учреждение агентства по трудовой миграции. Такое агентство может быть учреждено как в составе института развития, так и в форме самостоятельной организации.
Основные функции агентства должны распределяться по следующим направлениям:
· переговоры с работодателями;
· привлечение населения;
· организация переезда и проживания работников;
· контроль соблюдения прав работников.
В рамках первого направления агентство может осуществлять следующие функции:
· поиск потенциальных работодателей вне Северо-Кавказского федерального округа (в первую очередь крупных государственных и государственно-частных строительных организаций);
· проведение переговоров об условиях привлечения рабочей силы из Северо-Кавказского федерального округа;
· заключение единого договора с работодателем.
Для привлечения населения агентство может:
· активно предлагать вакансии населению Северо-Кавказского федерального округа, в первую очередь безработным;
· заключать договоры с работниками на поиск вакансий.
В сфере осуществления контроля за соблюдением прав работников функциями агентства могут выступать:
· контроль соблюдения прав работников во время проведения работ, в том числе условий проживания, питания, соблюдения техники безопасности, соблюдения условий по зарплате;
· реагирование на жалобы работников.
В результате деятельности агентства предполагается не только значительно сократить безработицу, но и занять до 10 процентов рынка иностранной рабочей силы в Российской Федерации (около 250 тыс. человек).
При создании агентства необходимо рассмотреть целесообразность введения обязательств для работников, воспользовавшихся услугами агентства, вернуться в Северо-Кавказский федеральный округ через определенное время, а при организации работы агентства - предусмотреть также возможность проведения работ вахтовым методом.
Инвестиционные фонды
Одним из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности округа и улучшения его инвестиционного климата является создание действенного инструмента по реализации механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты, соответствующие приоритетам Стратегии.
Одним из таких механизмов является создание частно-государственных инвестиционных фондов развития. Например, такие фонды могут быть созданы в сфере туризма, агропромышленного комплекса, строительства, малого и среднего бизнеса. Каждым из них будет руководить специальная управляющая компания, которая обеспечит объективную и квалифицированную оценку обоснованности инвестиционных проектов и параметров ожидаемой доходности. Пайщиками фондов могут выступить крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях.
Оптимальная схема организации фондов предполагает внесение соответствующих изменений в законодательство о возможности участия государства (Российской Федерации) в уставном капитале таких фондов. В данном случае Российская Федерация через свое участие в фондах получит возможность отслеживать и контролировать их работу, в частности направлять инвестиции в наиболее приоритетные секторы и проекты на территории региона. Фонды получат административную поддержку и доступ к наиболее перспективным проектам, имеющим высокую инвестиционную привлекательность. Кроме того, для других инвесторов и партнеров фондов, в том числе иностранных, участие государства в капитале фондов будет свидетельствовать о намерении улучшить инвестиционный климат, непосредственно участвовать в работе фондов и нести все связанные с этим риски наряду с другими инвесторами.
Эффект от деятельности фондов будет характеризоваться следующими важнейшими для округа результатами:
· создание эффективного механизма привлечения и размещения инвестиций, позволяющего проводить весь комплекс работ, связанных с предпроектной подготовкой и реализацией инвестиционных проектов;
· создание и сопровождение базы проектов, прошедших профессиональную экспертизу;
· привлечение российских и международных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики;
· формирование капитала для последующих реинвестиций в перспективные проекты на территории соответствующих регионов.
* * *
Приложение № 1
к Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года
Перечень
приоритетных инвестиционных, социальных проектов (мероприятий) на 2010 - 2013 годы по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года
№
| Наименование проекта (мероприятия)
| Субъект Российской Федерации
| Наименование программы1
| I. Энергетика
|
| Реконструкция Зеленчукской ГЭС-ГАЭС
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Реконструкция Верхне-Красногорской ГЭС
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Строительство нефтеперерабатывающего комплекса
| Чеченская Республика
|
| II. Образование
|
| Строительство школы на 264 учащихся, аул Али-Бердуковский, Хабезский район
| Карачаево-Черкесская Республика
| Федеральная целевая программа "Юг России (2008-2013 годы)"
|
| Строительство школы на 1320 учащихся в микрорайоне № 21 в г. Черкесске
| Карачаево-Черкесская Республика
| Федеральная целевая программа "Юг России (2008-2013 годы)"
| III. Промышленность
|
| Строительство шерстоперерабатывающего предприятия в г. Черкесске
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Развитие фотоэлектронных и наномикротехнологий и изделий
| Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Создание регионального индустриального парка "Буденновск"
| Ставропольский край
|
|
| Создание регионального индустриального парка "Невинномысск"
| Ставропольский край
|
|
| Развитие кластера строительных материалов, включая организацию и переработку гипсового сырья (Буйнакский район), строительство завода по производству автоклавного газобетона (Буйнакский район), строительство завода по выпуску агломератной плитки (Кумторкалинский район)
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство завода по производству стеклотарной продукции с целью обеспечения развития промышленного производства в Республике Дагестан с использованием передовых мировых технологий
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство промышленного комплекса по глубокой переработке древесины на базе имеющейся инфраструктуры
| Республика Ингушетия
|
|
| Создание завода по производству полиэтилентерефталата пищевого и текстильного назначения
| Кабардино-Балкарская Республика
|
| IV. Агропромышленный комплекс
|
| Строительство агропромышленного холдинга по производству молока и его переработке
| Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Реконструкция комплекса зданий "Хабезское райпо" под птичники
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Развитие зерновой логистической инфраструктуры (5 грузоформирующих узлов)
| Ставропольский край
|
|
| Реконструкция животноводческого комплекса открытого акционерного общества "Урожайное" (Новоалександровский район)
| Ставропольский край
|
|
| Строительство, реконструкция и модернизация животноводческого комплекса закрытого акционерного общества "Ставропольский бройлер" (Шпаковский район)
| Ставропольский край
|
|
| Строительство современной системы хранения и перевалки зерна - элеватора общества с ограниченной ответственностью "Агромаркет"
| Ставропольский край
|
|
| Реконструкция и модернизация объектов мясного животноводства (свинарники) общества с ограниченной ответственностью "Бекон" (Благодарненский район)
| Ставропольский край
|
|
| Реконструкция и расширение производства на птицефабрике общества с ограниченной ответственностью "Грачевская"
| Ставропольский край
|
|
| Развитие птицеводческого производства на предприятиях общества с ограниченной ответственностью "Мегаферма 2" (Изобильненский район)
| Ставропольский край
|
|
| Реконструкция производственных помещений общества с ограниченной ответственностью "Птицекомбинат"
| Ставропольский край
|
| V. Жилищная сфера
|
| Переселение и обустройство семей граждан, проживающих в оползневой зоне г. Малгобек и Малгобекского района
| Республика Ингушетия
| внепрограммная часть федеральной адресной инвестиционной программы
|
| Восстановление инфраструктуры г. Грозный
| Чеченская Республика
| федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы"
| VI. Туризм
|
| Развитие всесезонного горного курорта "Приэльбрусье"
| Кабардино-Балкарская Республика
| федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2013 годы)"
| VII. Транспорт
|
| Строительство портового железнодорожного сортировочного парка морского порта Махачкала
| Республика Дагестан
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Строительство железнодорожного пограничного пункта пропуска "Дербент"
| Республика Дагестан
| федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2011 годы)"
|
| Реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса "Уйташ" (г. Махачкала)
| Республика Дагестан
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Реконструкция аэропортового комплекса "Беслан", г. Владикавказ (2013 - 2015 годы)
| Республика Северная Осетия - Алания
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Реконструкция автомобильной дороги А-153 Астрахань - Каспийский - Кочубей - Кизляр - Махачкала
| Республика Дагестан
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Реконструкция аэропортового комплекса (г. Минеральные Воды)
| Ставропольский край
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ"
| Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Модернизация и реконструкция автомобильной дороги Алагир (М-29 "Кавказ") - Нижний Зарамаг до границы с Грузией (Транскам)
| Республика Северная Осетия - Алания
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Реконструкция автомобильной дороги Грозный - Ботлих - Махачкала
| Чеченская Республика, Республика Дагестан
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Реконструкция участков автомобильной дороги А-155 Черкесск - Домбай до границы с Грузией
| Карачаево-Черкесская Республика
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Строительство автомобильной дороги Нижний Зарамаг - рекреационный комплекс "Мамисон"
| Республика Северная Осетия - Алания
| федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2013 годы)"
|
| Реконструкция автомобильной дороги Чикола - Мацута с подъездом к с. Галиат
| Республика Северная Осетия - Алания
| федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2013 годы)"
|
| Строительство автомобильной дороги Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы Су - Эльбрус
| Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика
| федеральная целевая программа "Юг России (2008 - 2013 годы)"
|
| Строительство железнодорожной линии Солдатская - Тырныауз
| Кабардино-Балкарская Республика
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса (г. Магас)
| Республика Ингушетия
| федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"
|
| Аэропорт Северный (восстановление, 2-й этап, в том числе разработка проектной документации), г. Грозный
| Чеченская Республика
| федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы"
|
| Обеспечение сельских населенных пунктов связью с сетью автомобильных дорог общего пользования
| Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край
|
| VIII. Связь
|
| Строительство наземных сетей цифрового телерадиовещания
| Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика
|
|
* * *
Приложение № 2
к Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года
Перечень
перспективных проектов (мероприятий) по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года
№
| Наименование проекта (мероприятия)
| Субъект Российской Федерации
| Наименование программы2
| I. Промышленность
|
| Развитие мощностей по производству автомобилей и автокомпонентов на базе действующего производства
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Создание цементного производства на базе Алагирского месторождения мергелей
| Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Создание комплекса по переработке газа Северного Каспия в этилен, полиэтилен и полипропилен
| Ставропольский край
|
|
| Развитие строительного технопарка по производству газобетона, строительных смесей, извести, фиброцементных плит
| Чеченская Республика
|
|
| Развитие производства автомобилей и автомобильных компонентов
| Чеченская Республика
|
|
| Строительство завода по производству обуви широкого ассортимента
| Чеченская Республика
|
|
| Строительство завода по переработке кожи
| Чеченская Республика
|
|
| Проектирование и строительство 2-й фазы автомобильного завода в г. Аргун
| Чеченская Республика
|
| II. Туристско-рекреационный комплекс
|
| Реализация проекта "Высота 5642", (горнолыжный туристический кластер: "Архыз", "Приэльбрусье", "Матлас", "Мамисон")
|
|
|
| Развитие лечебно-оздоровительного туристического центра, с. Учкекен, Малокарачаевский район
|
|
|
| Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Гранд Спа Юца"
|
|
|
| Развитие туристско-рекреационного комплекса в Алагирском районе
|
|
|
| Строительство горнолыжного комплекса "Ведучи" (Итум-Калинский район)
|
|
|
| Развитие бальнеологического курорта в Серноводске, Сунженский район
|
|
|
| Развитие санаторно-оздоровительных комплексов в Итум-Калинском, Веденском, Шатойском районах
|
|
|
| Развитие туристско-рекреационного комплекса в Джейрахском районе
|
|
|
| Развитие лечебно-оздоровительного комплекса на базе Ачалукских геотермальных источников
|
|
| III. Транспортный комплекс
|
| Реконструкция автомобильной дороги Назрань - Малгобек - Нижний Курп-Терек
| Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Реконструкция автомобильной дороги Прохладный - Эльхотово
| Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Строительство платной автодороги Махачкала - Кизляр - Кочубей - Нефтекумск - Буденновск - Минеральные Воды
| Республика Дагестан, Ставропольский край
|
|
| Строительство железнодорожной линии Котляревская - Галашки
| Республика Ингушетия
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Строительство железнодорожной линии Кисловодск - Черкесск - Адлер
| Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край, Краснодарский край
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Восстановление железнодорожного сообщения на участке Грозный - Назрань
| Республика Ингушетия, Чеченская Республика
|
|
| Реконструкция автомобильной дороги Кисловодск - Карачаевск
| Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский край
|
|
| Строительство железнодорожной линии Буденновск - Нефтекумск - Кизляр
| Республика Дагестан, Ставропольский край
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Строительство терминально-логистических комплексов межрегионального уровня в гг. Буденновск, Гудермес
| Ставропольский край, Чеченская Республика
|
|
| Строительство терминально-логистических комплексов регионального уровня в городах Беслан, Буйнакск, Кизляр, Дербент, Нальчик, Назрань, Черкесск
| Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Развитие Махачкалинского транспортного узла
| Республика Дагестан
|
|
| Развитие железнодорожного узла станции "Махачкала"
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство терминально-логистических комплексов федерального уровня в г. Махачкала
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство участка автомобильной дороги Махачкала-Кочубей
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство автодорожного обхода г. Хасавюрт
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство терминально-логистических комплексов федерального уровня в г. Минеральные Воды
| Ставропольский край
|
|
| Строительство железнодорожной линии Минеральные Воды - аэропорт
| Ставропольский край
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Реконструкция автомобильной дороги Астрахань - Элиста - Ставрополь
| Ставропольский край, Республика Калмыкия, Астраханская область
|
|
| Реконструкция автомобильной дороги Светлоград - Благодарный - Буденновск
| Ставропольский край
|
|
| Строительство автодорожного обхода гг. Минеральные Воды и Пятигорск
| Ставропольский край
|
|
| Строительство автодорожного обхода г. Буденновск
| Ставропольский край
|
|
| Строительство автодорожного обхода с. Дивное
| Ставропольский край
|
|
| Скоростное движение Ставрополь - Минеральные Воды - Кисловодск
| Ставропольский край
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Строительство железнодорожной линии Ставрополь - Невинномысск
| Ставропольский край
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Строительство грузового двора станции Назрань - Опорная
| Республика Ингушетия
|
|
| Строительство кольцевой автомобильной дороги, г. Нальчик
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Реконструкция автомобильных дорог в рекреационном комплексе "Приэльбрусье"
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Строительство автомобильной дороги Черкесск - Адлер
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Строительство автомобильной дороги Архыз - Дукка
| Карачаево-Черкесская Республика
|
|
| Строительство железнодорожной линии на обходе г. Беслана
| Республика Северная Осетия - Алания
| Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
|
| Реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения подъезд к курорту Цей
| Республика Северная Осетия - Алания
|
|
| Реконструкция железнодорожной сети Чеченской Республики
| Чеченская Республика
|
|
| Строительство автодорожного обхода г. Гудермес
| Чеченская Республика
|
| IV. Энергетический комплекс
|
| Снижение сверхнормативных потерь электроэнергии в сетях распределительных сетевых компаний на территории Северного Кавказа
| Северо-Кавказский федеральный округ
|
|
| Завершение строительства Ирганайской гидроэлектростанции
| Республика Дагестан
|
|
| Строительство Черек-Балкарского каскада гидроэлектростанций
| Кабардино-Балкарская Республика
|
|
| Программа мер по восстановлению энергетических объектов Чеченской Республики и завершению строительства пусковых объектов открытого акционерного общества "Нурэнерго"
| Чеченская Республика
|
|
| Строительство каскада гидроэлектростанций на реке Аргун ("Чириюртовская" и "Дубаюртовская")
| Чеченская Республика
|
|
| Строительство теплоэлектростанции в г. Грозном
| Чеченская Республика
|
| V. Культура
|
| Создание центра международной культурной коммуникации Северо-Кавказского федерального округа
| Северо-Кавказский федеральный округ
|
| VI. Природопользование
|
| Строительство научно-исследовательского судна для Черного, Азовского и Каспийского морей
|
|
|
| Строительство производственно -лабораторного корпуса Ставропольского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
| Ставропольский край
|
|
| Ликвидация аварийных скважин на месторождениях минеральных вод
| Ставропольский край
|
|
| Возобновление государственного мониторинга состояния недр Кавказских Минеральных Вод
| Ставропольский край
|
|
| Выполнение мероприятий по реабилитации штольни радонового источника
| Ставропольский край
|
|
| Рекультивация хвостохранилища урановых рудников
| Ставропольский край
|
|
6 сентября 2010 года
Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/175166/ © Кавказский Узел
|